Сражение Симулякров

Константин Могильник
© Dmitry Karateev & Constantin Mohilnik

Видавничий Гурт КЛЮЧ


Фрагмент исследования УКРАИНСКИЙ ФРОНТ В СВЕТЕ РУССКОЙ ИДЕИ

15. Сражение Симулякров

В XV-XVI веках Церковь Московского государства, отпочковавшаяся от Киевской митрополии, воспринималась Церковью-матерью – Вселенским Константинопольским патриархатом – как неканоническая и почти что «самочинное сборище»*. Таким образом добрых восемь десятков лет православные люди Московского царства ходили в раскольниках. Потом – куда денешься – Константинополь признал Москву и в ней даже появился собственный канонический патриарх.
Греческую (Элладскую) Церковь Вселенский патриархат признал в 1845 через каких-то 15 лет после её самопровозглашения. Труднее было с болгарами. Болгарский экзархат требовал автокефалии в то время, когда ещё не существовало самостоятельного Болгарского государства. Для болгар национальная и церковная независимость слились в одну идею. В начале XX века в Македонских столкновениях участвовали с одной стороны «болгары», с другой – «греки». Те и другие были этническими болгарами. Но отношение болгар к национальной Церкви определяло их национальное самоощущение.
Так и у нас: кто-то называет себя «русскими» украинцами и ходит в Украинскую Православную Церковь (шёпотом: Московского патриархата). Другие же – «украинские»**  украинцы – ходят в Украинскую Православную Церковь Киевского патриархата и называют её «Украинской Церковью».
«Русские» украинцы, например, говорят:
– Отпевать старика будем в Церкви, в настоящей, конечно.
Они подразумевают каноничекую Церковь, т.е. Церковь Московского патриархата.
В ответ их национально-сознательные родственники хмуро недоумевают:
– А что, украинская Церковь, по-вашему, ненастоящая?
И тут мы не будем вдаваться. Тем более в споры о каноничности. Тем более потому, что сейчас вопрос не в этом.
«Раскольничекий экзархат» – как называли Болгарскую Церковь греки – стал-таки в 1945 каноническим патриархатом. Не только закон, но и канон иногда – что дышло. Особенно, если возница норовистый и кони привередливые. Утвердила Москва в XVI веке, а там и Болгария в XX веке, свою госудаственность – и сразу забыты три поколения «самочинного сборища». И стала Церковь как Церковь: и каноническая, и автокефальная, и поместная...
А пока в украинской деревне, где сколько помнят селяне, стоит себе единственный православный храм, лишены жители благодати действительных таинств. Потому что все их крестины-венчанья-панихиды объявлены ненастоящими. Но люди-то об этом не знают. Ох-ох-о...
А знаете что это? Это сражение Симулякров.
– А что это за зверь такой Симулякр – дракон какой, или джинн из лампы? – спросит читатель.
То-то, что джинн: потрёт Алладин-господин волшебную лампочку – и вихрем вздымается борода Хоттабыча:
- Слушаю и повинуюсь!
Алладин:
- Хочу битву Симулякров!
Покряхтит старик, вырвет волосок из бороды, и в поклоне разведёт руками по-восточному.
И уже ставят во Львове западенцы памятник Степану Бандере, коварно убитому КГБ-шным янычаром за всё своё доброе для Украины. И уже воздвигают в Запорожье ветераны-схидняки бюст Иосифа Сталина, без которого не было бы Великой Победы. А то и самой Великой Отечественной войны. Кому из украинцев Сталин – кумир и вождь, а кому – идолище поганое. Кому Бандера – герой и освободитель от оккупантов, а кому – фашист и палач собственного народа. Такие вот Добрыни Никитичи и Змеи Горынычи. Причём взаимозеркально.
Объявит президент-националист патриота Бандеру Героем Украины. Сменит националиста промосковский президент и пообещает московскому президенту лишить бандита Бандеру звезды Героя. И во исполнение обещания отменит украинский суд геройство Бандеры. Но не на том основании отменит, что, дескать, коллаборант. Так хотел бы московский президент. А на том основании, что, дескать, не имел фигурант Бандера украинского гражданства.
– Ах так? – взвились патриоты.
И сами в суд:
– Панове судьи, во имя справедливости украинского закона извольте отменить геройство Валентина Береста, который водрузил ваше кровавое большевицкое знамя на Рейхстаг и при этом тоже не был гражданином Украины!
А? То-то!
Чем отличается Симулякр от материального объекта? А тем, что материальный объект даётся в ощущении, а Симулякр даётся в сознании. Не подумайте, что в воображении. А если и в воображении, то в коллективном: в групповом, сектантском, классово-партийном, этническом, всенародном и общечеловеческом. Ну ладно. В таком случае, чем Симулякр отличается, скажем, от кентавра или русалки? Да тем, что миф организует реальность через воображение, а Симулякр организует воображение через реальность. Гомер – скорее миф, так как истории неизвестен. Сказать «учёные доказали, что Гомера не было, а Илиаду с Одиссеей сочинил другой древнегреческий поэт, и тоже слепой***» - значит ничего не сказать, но уничтожить миф.
Сказать «Блок – литературная мистификация: всеми символистами сообща придуманный Идеальный Символист» - значит укрепить симулякр, возведя его на уровень мифа.
Мода – быстролётная традиция. Традиция – увековеченная мода. Симулякр так же относится к мифу, как мода к традиции. Смысл мифа – показать высшую действительность, рассказав сказку****. Смысл симулякра – пересказать факт так, чтобы он стал сказкой. И чтобы дальнейшим фактам неповадно было с этой сказкой не совпадать. Миф поднимает множественность к единству. Симулякр тиражирует единичность.
Мифы не враждуют, они на Олимпе. Симулякры же то и делают, что дерутся. Отношение к мифу – возвышенно-созерцательное, он требует мудрости. Отношение к симулякру – военно-оперативное, фронтовое. От равнодушия симулякр увядает. Миф к равнодушию равнодушен.
Любая религия объединяет людей, когда направлена от земли к небу. И она же, сводя небо на землю, людей безнадёжно разъединяет. Как те трихины из «Преступления и наказания» - микробы непоколебимой правоты каждого. Кто заразился – тот всегда и навсегда прав, а вокруг все заблуждаются, причём злостно. И надо их учить, убеждать и разумно наказывать, а закоренелых искоренять. Вот и восстают взаимно ислам и христианство, Первый и Второй Рим, католики борются с «греческой схизмой», православные же со «злокозненным и всякия скверны исполненным учением папы Римского». Дальше – мельче. Одни православные крестятся двумя перстами, другие же кощунственно бреют бороды. Одни оттого жгут других, а другие жгут сами себя. Дальше – современнее:
- Заходите в церковь.
- Нет уж, спасибо – я в другую, на той вон улице.
- Так то ж не наша, то их, сексотная, кремлёвская.
- Зато каноническая. Так и в Символе веры читается: "во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь (Московского Патриархата)". А у вас ряженые читают проповеди.
- А ваши московские споконвеку в КГБ получают зарплату.
- Нет уж, это ваш в ГБ служил. За что и отлучён. И ещё за то, что с бабой живёт и детей имеет – монах, да?
- А ваши голубые преподобия с семинаристами живут. Бог всё видит.
- Именно, что видит. Соберёт ваш себе на голову горячих угольков. И с вами поделится.
И давай махать Симулякрами. Или то Симулякры машут людьми, а? Кем собака виляет?*****


*  Так святитель Василий Великий (IV век Р.Х.) определял внецерковные объединения христиан
**  национально-сознательные
***  И звали его, по совпадению, тоже Гомер.
****  Сказка ложь, да в ней намёк.
*****  См. фильм ”Wag the Dog” - "Хвост виляет собакой"


Kнигa УКРАИНСКИЙ ФРОНТ В СВЕТЕ РУССКОЙ ИДЕИ:

ВВЕДЕНИЕ   http://proza.ru/2009/07/14/58
1. ЕВРОПА, АЗИЯ, ДИКОЕ ПОЛЕ   http://proza.ru/2009/07/08/809
2. УКРАИНСКИЙ ФРОНТ В СВЕТЕ РУССКОЙ ИДЕИ  http://proza.ru/2009/10/30/1417
3. ГУСЬ БЕЛЫЙ   http://proza.ru/2009/07/17/367
4. ПЕРЕД ФРОНТОМ. УКРАИНСКИЙ ФРОНТ  http://proza.ru/2009/11/03/239
5. ЭПОС – ХРОНОС – ЭТНОС   http://proza.ru/2009/07/26/130
6. THESAU-РУСЬ   http://proza.ru/2009/06/26/317
7. РУСЬ – МАЛАЯ РУСЬ – УКРАИНА - МАЛОРОССИЯ – УКРАИНА   http://proza.ru/2009/07/14/274
8. УКРАИНСКИЙ ФРОНТ И УКРАИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ http://proza.ru/2009/07/30/97
9. ГЕТМАН МАЗЕПА   http://proza.ru/2009/07/19/309
10. ПОЛТАВСКАЯ ПОБЕДА – ПОЛТАВСКОЕ ПОРАЖЕНИЕ   http://proza.ru/2009/07/20/52
11. КОБЗАРЬ   http://proza.ru/2009/07/15/129
12. ГОРЕНКО-АХМАТОВА   http://proza.ru/2009/07/11/88
13. РУССКИЙ ЧАСОВОЙ   http://proza.ru/2009/06/28/56
14. ПРИТЧА О ДВУХ ЯБЛОНЯХ   http://proza.ru/2009/10/30/1437
15. РУССКАЯ ИДЕЯ   http://www.proza.ru/2009/10/17/627
16. РУСЬ БЕЗ РУССКОЙ ИДЕИ   http://proza.ru/2009/11/02/1116
ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО  http://proza.ru/2009/11/04/177

Фрагменты и примыкающие главы:

17. КОРСУНСКАЯ ПАТРИАРХИЯ. К 1020-ЛЕТИЮ КРЕЩЕНИЯ РУСИ http://proza.ru/2009/06/29/98
18. ПОСЛЕДСТВИЕ СТИХИИ   http://proza.ru/2009/06/25/1124
19. ПАМЯТИ КОБЗАРЯ   http://proza.ru/2008/01/12/27
20. ОПЕРАЦИЯ “ВИСЛА” http://proza.ru/2009/06/28/46
21. ВЕТЕРАНЫ    http://www.proza.ru/2008/04/02/656
22. ЗВОНОК ПОДРУГИ ИЗ КИЕВА - МАЙДАНУ 2004 http://proza.ru/2008/02/01/74
23. СМЕРТЬ ВОРОНА http://proza.ru/2009/05/05/37
24. СПОР СЛАВЯН  http://proza.ru/2009/04/17/283
25. ВСТРЕЧА С РУССКОЙ ИДЕЕЙ или ПРЕДЫСТОРИЯ КОНОТОПСКОЙ БИТВЫ    http://proza.ru/2009/11/06/297
26. ЛЮБИМАЯ СТОЛИЦА   http://proza.ru/2009/11/08/190
27. ВЕЛИКО-МАЛО-РУССКАЯ ДУША  http://proza.ru/2009/11/14/244
АННОТАЦИЯ  http://proza.ru/2009/11/13/101