Побег, скрестивший судьбы

Зоя Кузнецова 2
«Побег, скрестивший судьбы»

Любое открытие, связанное с Александром Сергеевичем Пушкиным, будь то найденный автограф, неизвестный архив, портрет или родословные разыскания  - бесценны. И если кому-то судьба подарила пусть не открытие, а  всего лишь прикосновение к нему, то и это большая радость.  Так было со мной в сентябре 2000 года, когда разрешились мои давнишние сомнения по поводу установления родственной связи Натальи Николаевны Пушкиной с героем моего рассказа. На окраине города Тарту находятся развалины имения Ратсхофф (Ratshoff). Его владельцем  в прошлом веке был Карл Липхардт (Liphart), один из богатейших землевладельцев Лифляндии. В 1985 году вышла книга  И. Ободовской и М. Дементьева о Наталье Николаевне Пушкиной, где я прочла, что из этого имения была родом красавица Ульрика Поссе (дочь Карла Липхардта), бабушка Натальи Николаевны.

На одной из конференций я познакомилась с корреспондентом Немецкого радио Хеннингом фон Лёвиз оф Менар. Услышав эту фамилию, я обратила его внимание на то, что предки Натальи Николаевны Пушкиной по прибалтийской родословной имели ту же фамилию, что и он. Господин Лёвиз оф Менар ответил мне, что этого не может быть, так как у его семьи совершенно другие корни: его предки были из Шотландии. Тогда мое предположение основывалось только на письме Н.Н. Пушкиной от 1849 г. к её второму мужу, П.П. Ланскому, который находился вместе с полком в Риге: «Если встретишь где-либо по дороге фамилию Левис, напиши мне об этом, потому что это отпрыски сестры моей матери. В общем, ты и шагу не можешь сделать в Лифляндии, не встретив моих благородных родичей, которые не хотят признавать нас из-за бесчестья, какое им принесла моя бедная бабушка. Я всё же хотела бы знать, жива ли тётушка Жаннет Левис, я знаю, что у неё была большая семья. Может быть, случай представит тебе с ними познакомиться».
В 1999 году в Таллине к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина была издана  книга М. Гайнуллина и В. Бобылевой «Эстонская Пушкиниана».  Осенью того же года  я получила её в подарок. В разделе «Прибалтийские родственники Натальи Николаевны» целая глава посвящена фамилии Лёвиз оф Менар, начало которой дали выходцы из Шотландии. И поскольку теперь я утвердилась в своем предположении, то сообщила об этом  господину Лёвизу. Ответа не последовало, и я утешалась той мыслью, что  господин Лёвиз рано или поздно отзовется: старые аристократические семьи  очень внимательны к своей родословной. Так оно и вышло.
Левиз сообщил мне, что, получив от меня известие, он собрал своих родственников, и они автобусом совершили путешествие на родину своих предков, в Эстонию. Там господин Лёвиз купил «Эстонскую пушкиниану», о которой уже упоминалось выше, и подарил мне увеличенную копию портрета Федора Федоровича Лёвиза оф Менара, сказав, что он очень рад обнаружению такого родства и что теперь он просто «заболел» изучением своей генеалогии.
 «Тетушка Жаннет Левис» из письма Натальи Николаевны – это дочь Ульрики Поссе, которую Наталья Николаевна называет «бедной бабушкой». Грустная история Ульрики была рассказана в воспоминаниях А.П. Араповой, старшей дочери Н.Н. Пушкиной от второго брака. Как бы ни упрекали Арапову в недостоверности ее воспоминаний, не будь их, мы не узнали бы об Ульрике Поссе. На воспоминания Араповой ссылаются все, кто об этом пишет.
Мать Натальи Николаевны Пушкиной – Наталья Ивановна Гончарова, происходила из семьи Загряжских. Загряжские очень гордились знатностью своего происхождения и своим влиянием при дворе. Отец Натальи Ивановны, Иван Александрович Загряжский, офицер, служивший в гвардии, по долгу службы был отправлен в Дерпт (Тарту). Его жена с детьми осталась в Яропольце. Стоянка в Дерпте оказалась продолжительной. На одном из балов Загряжский увидел красавицу Ульрику, слывшую самой завидной невестой края. К тому времени Ульрика была уже по невыясненной причине разведена (ее мужем был Морис фон Поссе) и имела маленькую дочь – Жаннет. Загряжский обратился к ее отцу с официальным предложением, причем ни один из его товарищей не проговорился о том, что он уже был женат.  Барон Липхардт отказал, закрыл Загряжскому доступ в свой дом, а Ульрике даже думать запретил об  отвергнутом претенденте. Когда полк должен был выступить обратно в Петербург, Ульрика сделала выбор. Она бежала из отцовского дома, оставив маленькую дочь. Подкупленный священник обвенчал их в православном храме. Ульрика все же написала отцу письмо, в котором молила его о прощении. Липхардт даже не ответил на ее письмо, но уведомил через одного из своих людей, что баронесса Липхардт умерла для него навсегда. Слово свое барон сдержал. Ульрика больше никогда не была в Дерпте и не виделась с дочерью.
Из многочисленных романов И.А. Загряжского самым скоротечным было увлечение так нагло обманутой им Ульрикой. Он счел неудобным жить с двумя женами: нельзя было ввести в общество вторую жену при живой первой. Поэтому он поступил так, что мудрее и не придумаешь. Хорошо зная доброту своей законной жены, он привез к ней беременную Ульрику. Последовала душераздирающая сцена. Загряжский тут же приказал перезапрячь лошадей и ускакал в Москву! Жена его поняла всю глубину трагедии Ульрики и приняла ее и вскоре родившуюся дочь Наталью в свою семью. Пережитое горе сказалось на здоровье Ульрики, и она быстро угасла. Когда умерла Ульрика, ее старшей дочери – Иоганне Вильгельмине Поссе (Жаннет), было 12 лет, младшей дочери, Наташе Загряжской, было шесть.
Законная жена Загряжского не делала никаких различий в воспитании своих дочерей и маленькой сиротки. При помощи влиятельной родни она приложила все старания, чтобы узаконить рождение Натальи Ивановны, оговорив ее наследственные права, что в то время было сделать нелегко.
Попробуем же разобраться в сложных прибалтийских родственных связях Натальи Николаевны на основании сведений, приведенных в книге «Эстонская Пушкиниана», рассмотрев только две интересующие нас ветви – Липхардт и фон Лёвиз оф Менар. Начнём с прадедушки Натальи Николаевны Пушкиной - Карла Липхардта (10.01.1719-11.08.1792), чье имя было уже упомянуто в самом начале нашего рассказа. Как и его отец, он пошел на военную службу (служил в русской кавалерии). Вышел в отставку в чине ротмистра. Отставной гвардии ротмистр Карл Липхардт, получив наследство, так умело вел свои дела, что уже через год после смерти отца купил в окрестностях Дерпта имение Ратсхоф, пожалованное в 1726 году Екатериной I генерал-лейтенанту И.И. Бибикову и пришедшее в упадок при его сыновьях. Умело ведя хозяйство, используя новинки агрономии и развивая различные промыслы, он добился больших успехов. Как же сумел достичь этого Карл Липхардт, если учесть, что в течение последующих двадцати пяти лет он расширил свои земельные угодья в 14 раз,  купил шесть имений, выстроил в имении Ратсхоф великолепный усадебный дом и выдал замуж всех своих дочерей, обеспечив каждую богатым приданым? Дело в том, что, помимо рационального ведения сельского хозяйства, Карл Липхардт занялся совершенно новым для него делом – винокурением. Технология винокурения была разработана очень разумно и экономно. Это было безотходное производство: получавшиеся  отходы использовались для откорма бычков. Таким образом, он стал одним из крупнейших поставщиков водки, и одновременно у него было большое животноводческое хозяйство.
У Карла и Маргареты (урожд. Фитингоф) Липхардтов было десять детей: три мальчика (двое умерли в младенчестве) и семь девочек. Дочери Липхардта славились своей красотой на всю округу. Одна из них, Ефросиния Ульрика (Euphrosine Ulrika) (20.02.1761-1791), и стала «бедной бабушкой» Натальи Николаевны. В 1772 году внезапно умерла любимая жена Карла, Маргарет. К тому времени две старшие дочери были уже замужем. На руках у Карла Липхардта осталось пять незамужних дочерей. Он один вырастил девочек (когда умерла Маргарет, «нашей» Ульрике было всего 11 лет). Неизвестно, дошла ли до Карла Липхардта весть о кончине его любимой дочери Ульрики (1791 год),  но только спустя год, в 1792 году, Карл Липхардт скончался, оставив на попечении своего сына Рейнгольда и невестки Софьи (урожд. Стакельберг) внучку, совсем юную баронессу Иоганну Вильгельмину Поссе (Жаннет).
Здание поместья Ратсхоф, где провела свои детские годы Ульрика Поссе, бабушка Натальи Николаевны Пушкиной, погибло в годы последней войны. Сегодня отреставрирована ограда имения и дом привратника. Сохранился парк. В Тарту это место называется сейчас мыйза Раади. В ближайшее время реставрация здания не предвидится.
В этом же поместье провела свои детские и юношеские годы дочь Ульрики – Иоганна Вильгельмина (Жаннет), которая в восемнадцать лет вышла замуж за тридцатилетнего Фридриха (Федора Федоровича) Лёвиза. Славный предок героя нашего рассказа, генерал-лейтенант Ф.Ф. Лёвиз оф Менар (1767-1824) доблестно сражался с французами под Аустерлицем, участвовал  в обороне Прибалтийского края от войск Наполеона в 1812 году и в заграничных походах русской армии 1813-1814 годов. За мужество в боях он был награжден орденом св. Георгия 4-й степени, орденом св. Александра Невского и Золотой шпагой, украшенной алмазами. Его портрет был написан художником Доу для Военной галереи Зимнего дворца. В настоящее время этот портрет находится в Эрмитаже в галерее 1812 года.
Федор Федорович Лёвиз приехал в Дерпт, чтобы обвенчаться со своей юной кузиной, баронессой Иоганной Вильгельминой Поссе. Она приходилась ему родственницей (четвероюродной сестрой), и это было не первое пересечение фамилий Липхардт и Лёвиз оф Менар.  У них был общий прапрадед – Иоганн Фридрих Липхардт (1655-1723).
Фридрих Лёвиз оф Менар по происхождению был шотландец. Известно, что его далекий предок Патрик де Лёвиз оф Менар жил в Шотландии. Упоминание о нем и его сыне Генрихе  имеется в документах за 1434 год. В те далекие времена младшие сыновья шотландских дворян служили наемниками в армиях многих европейских стран. Шотландцы были умелыми и храбрыми солдатами. Их охотно брали на службу королевские дворы Европы. Особенно много шотландцев служило в армии Швеции.
Одним из таких наемников был Вильгельм де Лёвиз, обер-лейтенант в армии короля Густава Адольфа. За отличную службу шведский король в 1630 году пожаловал ему земли в Лифляндии.
У «тетушки Жаннет» была действительно большая  семья. Всего у Иоганны Владимировны и Федора Федоровича было двенадцать детей. Семеро из них умерло в младенческом возрасте. Мог ли встретиться и познакомиться  с ними генерал Ланской? Никаких сведений об этом нет.  В то время, когда П.П. Ланской находился в Лифляндии, «тетушки Жаннет» и её мужа уже не было на свете. Можно только предположить, с кем из детей «тетушки Жаннет» могла бы состояться эта встреча. Её старший сын, то есть двоюродный брат Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской, Август, родился 1 июля 1801 года и с самого раннего детства жил в войсках, которыми командовал его отец. При осаде Данцига генерал Лёвиз брал с собой  в траншеи одиннадцатилетнего Августа. Известно также, что и Иоганна Вильгельмина Лёвиз оф Менар (или Иоганна Владимировна – так называли ее в армии) старалась быть всегда рядом с мужем.
После отставки отца Август жил вместе с родителями в Дерпте. Умер он 22 июля 1849 года, а письмо Натальи Николаевны было написано 29 июня  этого же года, то есть незадолго до смерти её двоюродного брата.
Младший сын Александр дослужился до чина лейтенанта и умер в 1853 году. Все три двоюродные сестры Натальи Николаевны, девушки Лёвиз (Вильгельмина, Юлиана и Елизавета) благополучно вышли замуж. Баронесса Иоганна Вильгельмина Лёвиз, ее дети и муж - ближайшие родственники Натальи Николаевны Пушкиной.
Здесь возникает вполне понятный вопрос: от кого же Наталья Николаевна узнала о своих многочисленных прибалтийских родственниках? Авторы «Эстонской Пушкинианы» предполагают, что ею могла быть Шарлотта Борисовна Мещерская, урожденная Фитингоф (вспомним, что Карл Липхардт, с которого мы начали рассказ о прибалтийских родственниках Н.Н. Пушкиной, отец Ульрики Поссе, был женат на Маргарет фон Фитингоф; вспомним также, что один из братьев Н.Н. Пушкиной был женат на Марии Мещерской, родственнице Шарлотты Борисовны).
Но остановимся же вовремя, потому что причудливые переплетения судеб могут нас запутать, да и пора вернуться к герою нашего рассказа – Хеннингу Лёвизу оф Менару.
Лёвиз оф Менар  обещал вернуться в Калининград, встретиться с нами, почитателями Пушкина, рассказать о своем знаменитом предке и показать семейные фотографии.
Такая встреча состоялась в 2001 году. Хеннинг  фон Лёвиз оф Менар сообщил о родстве с Пушкиным всем своим родственникам, и их первой реакцией было изумление! Открывшееся родство дало повод его матери обратиться к произведениям Пушкина. Лёвиз рассказал о его прапрадедушке Фридрихе  (Фёдоре Фёдоровиче), который состоял на службе российской короны и шёл фронтовыми дорогами против Наполеона от Далена до Таураге и дальше через Тильзит, рассказал о сохранившемся дневнике своего знаменитого предка – Фридриха фон Лёвиз оф Менара, тысячи листов дневника которого тщательно переписывала его мать, о его прадеде - Августе, литературном исследователе, издателе книги «Герои в русских сказках».
   «История моей семьи – хороший повод прилагать усилия к тому, чтобы Европа объединялась», - так закончил он свое выступление.