Суммирующие подходы к рунам славян

Петр Золин
 
Сравнительная таблица письменных знаков культуры    Ещё руны из Новгорода
Винча с этрусским и латинским алфавитами,
составленная Радивоем Пешичем
http://kladina.narod.ru/rethra/frames.htm
Антон Платов Александр Асов http://kladina.narod.ru/rethra/frames.htm

Суммирующие подходы к рунам славян

Ныне накапливается объективная литература по славянской рунике.
Вот одно из недавних изданий, на которое не все пользователи Интернета,
интересующиеся ранней историей славян, обратили внимание.

Андреас Готтлиб Маш. Сокровища Ретры. М., 2006 г.

Первое русское издание знаменитой книги Андреаса Готтлиба Маша "Древние богослужебные предметы ободритов из храма в Ретре на озере Толленцер", оригинал которой был опубликован на немецком языке в Берлине в 1771 году. Автор описывает уникальную по полноте коллекцию скульптур языческих богов западных славян (вендов), живших в дохристианской Германии. Изображения, представленные на гравюрах, имеют докириллические надписи рунами. Основной текст автора сопровождён палеографическими комментариями В.А. Чудинова и дополнен историческим обзором П.В. Тулаева. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей культуры, религии и основами европейской цивилизации.

 
Составитель и ответственный редактор: П.В. Тулаев
Научный редактор: Г.С. Лозко
Корректор и технический редактор: Е. Шеломенцева Обложка: А. Дорожкин

© А.А. Бычков - перевод с немецкого, 2005
© П.В. Тулаев - предисловие и общая редакция, 2006
© В.А. Чудинов - комментарии и примечания, 2006
© Издательский центр "СЛАВА!", ООО "Форт-Профи", 200

ISBN 5-90282-505-9

http://kladina.narod.ru/rethra/frames.htm

Об этом
Бронзовые изображения богов лютичей, покрытые славянскими «руническими письменами», и ритуальные предметы из Ретринского храма были найдены в земле деревни Прильвиц в конце XVII века и описаны А. Г. Машем.[6] Однако позднее фигурки утрачены, в российской академической науке признаны фальшивками.[7]
http://ru.wikipedia.org/wiki/Славянские_руны

Со ссылкой
; Академик-археолог Б. А. Рыбаков: «Романтика, которой всегда овеяно углубление в языческую старину, способствовала появлению подделок, выдаваемых за славянских идолов. Исходным материалом для этих фантазий служили исторические источники о храмах и идолах балтийских славян XI—XII вв. (Сефрид, Гельмольд, Саксон Грамматик и др.). Таковы, например, грубые подделки, „найденные“ в 1687—1697 г. в замке Прильвице в земле древних бодричей, породившие целую литературу, или так называемые микоржинские идолы.» («Язычество древней Руси», ч.2, гл.5)

Но контекст там такой
     Идолы. Когда у русских и славянских историков в XVII  --  XVIII
  вв. проявился интерес к язычеству, то было обращено внимание  и  на
  изображения древних богов. Приурочение тех  или  иных  скульптур  к
  славянству языческой поры делалось без достаточных оснований, но это
  и в настоящее время осталось делом нелегким.
      Романтика,  которой  всегда  овеяно  углубление   в   языческую
  старину, способствовала появлению подделок, выдаваемых за славянских
  идолов. Исходным материалом для этих фантазий служили  исторические
  источники о храмах и идолах балтийских славян XI -- XII вв. (Сефрид,
  Гельмольд,  Саксон  Грамматик  и  др.).  Таковы,  например,  грубые
  подделки, "найденные" в 1687 -- 1697 г. в замке Прильвице  в  земле
  древних бодричей,  породившие целую литературу, или так  называемые
  микоржинские идолы 55.
 
      Многое   изменилось   после    находки    в    1848    г.    на
  русско-австрийской границе в реке Збруче знаменитого  четырехликого
  идола, хранящегося ныне в Краковском музее 56.
      После этого  был  выявлен  в  разных  местах  славянского  мира
  целый ряд каменных и деревянных (в раскопках)  идолов,  которые,  к
  сожалению, в очень малой степени проясняют  вопрос  об  иконографии
  славянских божеств 57.

      55 Niederle L. Slovanske Starozitnosti.  Praha,  1924,  t,  II,
  1, s. 162-164, tabl. 11; Спицын А. А. Шаманские изображения. -- Зап.
  Отд. рус. и слав археол Рус' археол. об-ва. СПб., 1906.
      56  Наиболее  подробное  сводное  исследование  принадлежит  Г.
  Ленчик:   Lenczyk   G.   Swiatowid   Zbruczanski.   --    Materialy
  Archeologiczne. Krakow, 1964.
      57 Айналов Д. В. Изображение древнерусских богов.  (Отчет  СПб.
  Университета за 1904 г.); Седов В. В. Восточные славяне..., с.  264
  -- 266. Рис. на табл. XXIII -- XXVI (с. 286 -- 289).

      Большинство   каменных   изваяний   найдено    случайно,    без
  археологической связи с их первичным местом и в силу этого их трудно
  датировать и определить этническую  принадлежность  поставивших  их
  людей,  если  речь  идет  о   славянской   периферии.   Все   идолы
  антропоморфны; никаких черт звериных или  птичьих  нет.  По  охвату
  человеческой фигуры они делятся на  две  группы:  в  одних  случаях
  изображалась (или только сохранилась до нас?) одна голова, в других
  божество изображалось во весь рост.

      По содержанию идолов можно разделить на три  категории:  идолы,
  изображающие мужчину с рогом изобилия в руках, фаллические идолы  и
  изображения без особых признаков.
      Идолы с рогом в руках хорошо определяются при  помощи  рассказа
  Саксона Грамматика о деревянном идоле Святовита в Арконе на крайнем
  западе славянского мира:

      "В  святилище  стоял   огромный   идол,   превышающий   размеры
  человеческого тела и увенчанный четырьмя головами на четырех  шеях.
  Две головы смотрели вперед, а две -- назад.  У  передних  и  задних
  голов глаза были направлены у  одной  вправо,  а  у  другой  влево.
  Холеные усы и  подстриженные  волосы  были  изображены  скульптором
  сходно с обычной прической руян.
      В правой руке (Святовит) держал  рог,  сделанный  из  различных
  металлов. Жрец, ведавший обрядами бога, ежегодно наполнял рог вином,
  чтобы обеспечить урожай наступающего года.
      Левая рука  была  согнута  и  упиралась  в  бок.  Одежда  идола
  достигала голеней. Голени идола были сделаны из другого дерева и так
  искусно присоединены, что только при тщательном осмотре  это  можно
  было обнаружить. Ноги стояли прямо на земле...  Около  идола  можно
  было видеть узду и седло и другие атрибуты бога. Всех  удивлял  меч
  необычайной величины; его ножны  и  рукоять  были  украшены  резным
  серебром..." 58.

Остановимся на нескольких примерах. (это самостоятельно)

      58 Niederle L. Slovanske Starozitnosti.  Praha,  1924,  II,  s.
  289-290.
      59 Niederle L. Slovanske Starozitnosti.
      60 Gardawski A.,  Gassowski  J.,  Razhewski  Z.  Archeologia  i
  pradzieje -- Swiat, 1965, № 17. Polski. Warsawa, 1957, s.49.
      61 Спицын А. А. Шаманские изображения,  рис.  7;  Седов  В.  В.
  Восточные слаВЯНе..., С. 266.
      62 Ф. Д. Гуревич  публикует  две  женские  фигуры  из  Западной
  Пруссии. Обе они с рогом изобилия (Гуревич Ф. Д. Збручский идол.-МИД
  М- Л 1941 № 6 рис. 3 и 5). Это более архаичная стадия. Судя по месту
  находки (Розенберг) идолы не славянские.
      63 Ефименко П. С. О Яриле, языческом божестве  русских  славян.
  СПб 1869; Кагаров Е. Г. Религия древних славян. М., 1918, с. 16.
      64 Гальковский Н. М.  Борьба  христианства..,  т.  II,  с.  40;
  Рыбаков Б А Язычество древних славян, с. 36, 39, 41.
      65 Niederle L. Slovanske Starozitnosti, s. 190, прим. 9.

http://www.bibliotekar.ru/rusYazRusi/12.htm
 
Это мнение Б.А.Рыбакова нельзя принимать за мнение всей академической науки России и тем более – реальной науки в целом.
Л.  Нидерле построил свою критику на статье В.Ягича
«Вместе с тем в этих изображениях  имеется  и
  много сомнительного и недостоверного, более того, обнаружены даже и
  умышленные  подделки,  к  которым,  в  частности,   относятся   так
  называемые приллвитцкие статуэтки,  найденные  в  конце  XVII  века
  пастором С.Ф. Спонгольцем89 в деревне Приллвитц в Мекленбурге.»
 ---------------------------------
89 В частности,  см.  статьи  В.  Ягича  в  "Archiv  fur  slav.   Philologie", 11.388, V.193.
http://magiaworld.org.ru/library/download.html
Работа А.А.Спицына (Спицын А. А. Шаманские изображения. -- Зап.
  Отд. рус. и слав археол Рус' археол. об-ва. СПб., 1906.) мне пока недоступна, но за минувшее столетие наука накопила немало фактов в пользу ранней славянской письменности.

Накапливаемые наукой материалы позволяют возвращаться к исследованию археологических находок, которые ранее оценены не очень объективно, а иногда и предвзято. .
Да, Игнатий Викентьевич Ягич (Vatroslav Jagi;; 6 июля 1838, Вараждин, Австро-Венгрия — 5 августа 1923, Вена, Австрийская республика) — выдающийся австрийский и российский филолог-славист, лингвист, палеограф и археограф. Академик Петербургской Академии наук.[1] Один из крупнейших экспертов в области славянского языкознания во второй половине XIX века. http://ru.wikipedia.org/wiki/Ягич,_Ватрослав
Вместе с тем накоплено и немало новых данных  о состоянии языка славян в 8 – 10 вв., с учетом чего и надо оценивать выводы Vatroslavа Jagi;а.


Немало полезного ныне можно почерпнуть из публикаций
Институт языкознания РАН http://www.iling-ran.ru/ (публикации)
Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН http://www.ruslang.ru/
http://www.ruslang.ru/agens.php?id=res (ресурсы)
http://etymolog.ruslang.ru/ этимология
 

Чудинов Валерий Алексеевич Загадки славянской письменности
http://libereya.ru/biblus/chudinov1/
А.А. Тюняев, президент АФН, академик РАЕН 4. Языки http://www.organizmica.org/archive/307/rp6.shtml#4.4
Креслав Рысь - Руны Восточных Славян • 16.05.07
http://slavs.org.ua/kreslav-rys-runy-vostochnykh-slavyan (с любовью к теме, менее научна)
http://votum-separatum.clan.su/load/1

Геннадий Станиславович Гриневич
ПРАСЛАВЯНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ
(результаты дешифровки)
Ответственный за выпуск В. Г. Родионов (главный редактор журнала «Русская Мысль»)
Энциклопедия Русской Мысли: Русское Физическое Общество. Издательство «Общественная польза»: — М.: Общ. польза, 1993 —   — ISBN 5-85617-100-4.
Т. 1.: (Г. С. Гриневич. Праславянская письменность. Результаты дешифровки).— 1993.— 328 с.— ISBN 5-85617-001-6. Том 2. 1999.
http://www.libereya.ru/biblus/grinev/grinvich.htm
http://korneslov.ru/biblio/iazik/grinevich/grinevicht1_t2.rar (ТТ.1 – 2)

Этой письменностью выполнены древнейшие на Земле письменные памятники — Тэртерийские надписи (V тыс. до н. э.), а также протоиндийские надписи (XXV—XXVIII вв. до н. э.); критские надписи (XX—XIII вв. до н. э.) в их числе надписи, исполненные «линейным письмом А», «линейным письмом Б» и Фестский диск; этрусские надписи (VIII—II вв. до н. э.) и надписи, найденные на территории современного расселения славян и исполненные так называемым письмом типа «черт и резов» (IV-X вв. н. э.)
Начала генной лингвистики. - М., «Летопись», 2001. - 320 с.
http://rapidshare.com/files/83057111/GrinevichNGL2001S.rar
Н.Гусева, д. и. н. ЯЗЫК ВРЕМЕНИ. Завтра, No: 50(473) Date: 10-12-2002;

Интересны подходы
В. Н. Тимофеева  (автор представляет фото родной ? деревни) http://www.tezan.ru/art1.htm
Древняя Русь и этруски http://www.tezan.ru/index.htm
(Вячеслав Тимофеев) Критика переводов этрусских текстов Ф. Воланского и Г.С. Гриневича (11.12.2006) http://www.tezan.ru/slav.htm
Венетские тексты  на основе материалов
сайта Игоря Гаршина с ссылкой на сайт Adolphus ZAVARONI
перевод Тимофеева В. Н.  2008-05-15 http://www.tezan.ru/venet.htm
Предисловие к переводам оско-умбрийских текстов http://www.tezan.ru/osc.htm
Комментарии на перевод Игувинских таблиц (Tavola Eugubine) (07.07.2008)
http://www.tezan.ru/umbr_2.htm
Script “VIa” http://www.tezan.ru/umbr_3.htm
  Анализ этрусских текстов http://www.tezan.ru/etr_1.htm
Примеры переводов хеттского клинописного письма c помощью славянских языков
http://www.tezan.ru/hatti.htm
На каком языке говорили шумеры ? http://www.tezan.ru/sum.htm
Пеласги (Публикация 6.01.2008) http://www.tezan.ru/pel.htm
Там много реальных текстов, хотя с их переводами нередко можно не соглашаться.
В том числе и особенно с версиями http://www.tezan.ru/rus_3.htm


Поисковые системы Интернета дают всё больше новых исследований этого плана.
И от обычного спесивого отношения к проблеме -

Этого не может быть, потому что не может быть никогда.

Академическая наука неизбежно приближается к привычному этапу -

В этом что-то есть.

А затем недалеко и итоговое:

А кто этого не знал ?!


http://ru.wikipedia.org/wiki/Руны
http://ru.wikipedia.org/wiki/Славянские_руны
http://ru.wikipedia.org/wiki/Иссыкское_письмо
http://ru.wikipedia.org/wiki/Болгарские_руны