Галопом-автостопом... Глава 4

Анастасия Игнашева
  Глава 4. Год 2009.Питер-Вытегра-Кириллов-Вологда-Сямжа-Режа-Великий Устюг-Никольск-Шарья-Кострома-Ярославль-Новгород-Питер.
     Снова будет дневник.
             День первый 15.08.2009. 9-15. выезд из Питера на автобусе в сторону поворота на Кировск. Вытегра.
        По ходу пьесы заявленный ранее маршрут мы с дочкой слегка подкорректировали. Не пошли в Киров(Вятку), ибо время поджимало. Но и без этого - пройдено почти 3000 км. по Ленинградской, Вологодской, Костромской, Ярославской, Тверской и Новгородской областям.

    Вышли мы 15 августа, в субботу. Не самое удачное время. Во-первых: погода шептала, во-вторых: суббота. Транспорт шёл, но всё больше легковушки и в направлении Питера. А посему из  города уходили на автобусе. Только проехали виадук над станцией "Нева" - пошёл дождь. Сначала мелкий, он всё усиливался. Когда мы вышли у поворота на Кировск - поливало уже довольно сильно. Кроссовки мгновенно промокли. Причём снизу. Как потом выяснилось - подошва лопнула! Так и шлёпала до Вологды с мокрыми ногами. Лучше бы я шла в берцах!
        От поворота на Кировск прошли ещё метров 100-200 вперёд за пост ГАИ и там практически сразу забрал "Жигуль" до поворота на Жихарево-Путилово. В прошлом году мы уже там стояли. В принципе - неплохая позиция. Останавливаются. Пока ехали - дождь перешёл в ливень, но мы опять не успели сильно промокнуть(если не считать моих уже мокрых ног), ибо нас забрал священник церкви Св. Троицы в Иссаде и довёз нас до самого Иссада, до кафе. В кафе мы с Хомой попили чаю и немного переждали дождь, который стал поменьше, но кончаться явно не собирался. Было уже 12-25. Из города мы вышли в 9-15. С мокрыми ногами было грустновато. И холодно. Поменялись с Хомкой ветровками. Я взяла себе яркую, а ей отдала чёрно-жёлтую, которую мы с Серым на Удельной купили зимой.
       За Иссадом нас снова очень быстро забрал "Жигуль" до Сясьстроя. И!!! О, чудо!!!  В Сясьстрое дождь перестал! И стало светлее! Мы прошлёпали через городок и стали на выезде. Минут через сорок нас забрала иномарка до Паши. В Паше уже даже солнышко стало появляться. Там даже асфальт был сухой. Мужик высадил нас у моста, который мы решили перейти и стопить уже за ним. Пока шли - нас чуть не сдуло.  В Паше мы зависли часа на полтора - было как раз время обеда. Мы медленно продвигались к выезду из посёлка, пытаясь стопить на ходу.
        Провисев где-то с час мы пошли в кафе "Подсолнух" обедать. Кстати - неплохая кафешка при заправке на выезде из Паши в сторону Подпорожья. И после обеда нас очень быстро забрали очередные "Жигули"( везло нам что-то на эту модель) до развязки на Подпорожье. Кстати, у меня хорошая новость - стали строить хорошую дорогу на Подпорожье. В прошлом году, когда мы шли на Вытегру, там был разбитый асфальт и грунтовка. А теперь всё цивильно и культурно. До поворота на Подпорожье нас довёз прикольный мужик, похожий на Тихо.

      Только стали подъезжать к Лодейному - снова хлестнул ливень. Он хлестал какими-то зарядами, то усиливаясь, то ослабевая. К счастью, когда мы подъехали к развязке - он перестал.

    До поворота на Ошту нас забрал Ниссан на Петрозаводск. Мужик заехал в Подпорожье по делам, а потом отвёз нас к развилке. Там нас быстро подобрала "буханка" до Ошты. Ошта - это уже Вологодская область, 360 км от Питера. Было уже 6 вечера и наше везение закончилось. Снова зашуршал дождь. Мы прошли пешком до выезда из посёлка и там нас нагнала малолитражка "Иж". Парнишка довёз нас до Водлицы, что в 10 км от Ошты. Дождь перестал и небо стало расчищаться.
      И там, за Водлицей, мы попали в мёртвый завис. Темнело. Палатку было поставить негде - ибо по обеим сторонам грунтовки сплошное болото и какие-то канавы с водой. Крякали утки. Мы пошли вперёд, ибо другого выхода у нас не было. Стоять ещё хуже - сыро и комары жрут. Редкие машины в упор не желали нас замечать. Темнело быстро - всё-таки не июнь. Мы шли. Хомка включила МР3 в телефоне и мы бодренько маршировали под "Любэ". Оттопали мы уже порядочно - километров 10-12, до речушки со смешным названием Панский Ручей.
- Может тут палатку поставим? - предложила Хомка.
- Можно. Давай берег проверим.
Но нас ждало разочарование. Палатку на берегу ставить было негде. И мы потопали дальше. Прошли ещё с километр. Было уже 22-50 и тут - о чудо! В спину нам ударил дальний свет галогеновых фар. Я подняла руку, уже почти не надеясь ни на что. Остановилась "Ауди". И оттуда вылезает "лицо кавказской национальности" -  грузин по имени Гоча. С двойным гражданством. Российским и грузинским. Ехал из Питера по делам. Живёт там же, в Питере.
 Вылезает и говорит:
- Я вас довезу! Бэсплатно! Но ви мнэ скажите! В чём смисл?!
- Я так медитирую! - отвечаю я и мы с Хомкой лезем в машину. Уже совершенно темно. Август, всё-таки.
 Он довёз нас до Вытегры, до гостиницы. Хомку он поначалу принял за парня. Кстати, в этом походе её ещё несколько раз за парня принимали. Тощая, груди почти не видно и стрижка а-ля Стас Пьеха. И в Вытегре нам повезло - в гостинице оставался последний свободный одноместный номер с двуспальной кроватью, который мы с Хомкой и заняли. Уря! От Питера мы отошли на 430 км.
День 2.  16.08.2009. Вытегра-Кириллов-Вологда.
  Гостиница в городке всего одна и весь поток транзитников идёт через неё. Так что нам крупно повезло с номером. Между прочим, одноместный люкс с душем и прочими удобствами. И шикарно выспались. Всё удовольствие - за 1200 рублей.             На утро вернулось лето! И мы двинули в музей.  А музей оказался закрыт. Воскресенье. А по субботам и воскресеньям жизнь в Вытегре замирает, как в советские времена. Даже магазины не работают. Ещё один городок из серии "назад в СССР". Музей расположен рядом с церковью в маленьком домике. И он не единственный в Вытегре, там вообще много чего можно посмотреть, включая и сам городок. И тут же рядом автовокзал. А церковь -Покровско-Сретенская. Действующая, но внутри ещё ремонт. Зашла туда, свечку поставить.

     Вобщем,не солоно хлебавши, двинули мы на выезд из города в сторону Вологды-Кириллова. И там зависли. Воскресенье - народ, пользуясь хорошей погодой, двинул на дачи и за грибами. А посему машины шли нагруженные и заполненные. Висели мы, правда недолго - пол-часа, от силы минут сорок. И нас забрал очередной "Жигулёнок" до Белого Ручья, что в 24 км от Вытегры. Место - то самое, где мы заблудились в прошлом году. Отсюда нас забрал ещё на 40 км. Мужик на "Ладе", гнавший всё время за сотню. Высадил нас у поворота, у моста через речку Ковжу. Перешли мы через мост и почти сразу же нас забрал чёрный "Мерс". Водила ехал из Мурманска в Таганрог через Вологду. Сажая нас в машину он предупредил:
- Будете молчать - высажу.
Но при этом говорил почему-то больше сам. Он высадил нас у поворота на Кириллов, где нас сразу забрал очередной "Жигуль" уже до самого Кириллова.
        Всё-таки, идти по трассе в дождь - "не айс", но в городе сидеть ещё хуже.
      Итак, приехали мы в Кириллов... Точнее - прибыли. Высадили нас прямо напротив монастыря. День был воскресный и возле монастыря было полно экскурсионных автобусов. Сам монастырь действующий, но в нём по-прежнему находится музей, вернее - это нечто среднее между настоящим монастырём и музеем. 674 км от Питера.
  Сувенирная лавочка рядом с монастырём впечатлила. Чего там только нет! Мне очень понравилась тамошняя керамика, но я боялась побить её в дороге и пришлось ограничиться магнитиком на холодильник.
       Монастырь был одновременно и крепостью. Основан он был в 1397г. прп. Кириллом Белозерским, пришедшим в эти места в поисках уединения. Уединения не получилось, ибо к прп. Кириллу со всех сторон стали стекаться монахи и вскоре монастырь стал довольно большим.
         У монахов тут своё хозяйство, грядки посажены. Хотя ни одного монаха видно не было. Одни туристы. Причём иностранцы. Там же к нам привязался какой-то французик. По-русски он ни бе, ни ме, но на языке жестов объяснил, что мы с Хомой ему понравились и он хочет нас сфоткать на память!
- О-ля-ля! Рюсс автостоп!
Сфоткал. С моего разрешения.
  Ещё в монастыре есть "Ворота желания". Проходя под ними надо загадать желания. Я загадала. Не скажу, какое. Монастырский двор за воротами оказался вымощен каменными плитами, покрытыми какими-то древнерусскими надписями. Что это? Может, старые могильные плиты, которые товарищи большевики потом для мощения использовали? Или что-то другое? 
Пройдя двор насквозь через узкую калитку мы вышли на берег озера.
 Белое озеро похоже на Ладогу. Кое-кто купался, я бы тоже хотела, но время уже пожимало. Надо было двигать на Вологду.
       После монастыря мы пошли обедать в кафе под громким названием "Пир горой". Кстати, рекомендую. Недорого, уютно и вкусно. И неподалёку от монастыря. После обеда мы потопали на выезд из города и в 17-30 нас забрала "Волга 3110" до Никольского Торжка, что в 40 км. Через двадцать минут нас забрал оттуда мужик на "Фольксвагене-Пассат" до Вологды. Мужик оказался интересным собеседником и рассказал много чего. Про Спас-Каменный на Кубенском озере, про историю края. Об этом потом, в приложениях. В Вологде мы были около 20ч. Заночевали в комнате отдыха на вокзале и на следующий день выдвинулись на Сямжу-Режу.
               
              День 3. Вологда-Сямжа-Режа. 17.08.2009.
       Вологда. Пройдено 814 км. Ночевали на вокзале. Ночью был дождь, но к утру перестал. Кроссовки почти высохли, но идти в этих опорках дальше - считай, босиком... ну нафиг! И мы двинули на рынок за новыми кроссовками.
 Вологда - «город моей души». Впервые я побывала там в том же достопамятном 1988 — в мои первые студенческие каникулы. Но тогда я влюбилась не в Вологду, а в Великий Устюг. Вологду я разглядела уже позже — когда приехала в те края с первым мужем.
      Кроссовки благополучно купили на местном рынке и около полудня вышли на трассу — на наше любимое место напротив Спасо-Прилуцкого монастыря. Сперва была легковушка до Сокола. Точнее - до моста через Сухону в районе Литеги. Потом ещё одна до поворота на Тотьму и там мы ненадолго зависли. Потом была грузовая "Газель" до Сямжи и фура до поворота на Ратино. За Ратиным нас подобрала "Лада-Спутник" с новгородскими номерами до Режи. И в 17-30 мы уже были в Рассохине, а ещё через два часа парились в баньке. Пройдено было 972 км.
               
              День 4. Коробицыно, вписка и кое-что познавательное.
       Вписываюсь я всегда у родственников, если путь пролегает через Сямжу. 44км в сторону - не такой уж большой крюк, зато море позитива, вроде горячей бани и прочих деревенских прелестей-радостей гарантировано.
Ваще-та, они не совсем родственники - по бывшему мужу №1. Но дети-то у нас общие с ним. А значит - Хомке с Лягухой они бабушки-тётушки и прочие двоюродные-троюродные братья-сёстры.
      
     Однако, речь тут пойдёт не о родственниках, а о другом. Итак, познавательный рассказ о том, откуда в магазинах берётся молоко. То, что молоко дают коровы (а так же козы, овцы и прочие дойные животные, вроде совсем уж экзотических для русского человека кобыл и верблюдиц)мы все узнаём ещё в детском садике. Но вот как именно его получают из коров?????
А вот как. На ферме. А летом - на летней дойке. Коровы круглые сутки пасутся и в стойла их только доиться загоняют.
 Перед летней дойкой есть загон, в котором коровы ждут своей очереди доится. Даже в самую жаркую и сухую погоду там стоит непролазная грязь. Но вы не бойтесь! Вымя перед дойкой обязательно обмоют тёплой водой, смажут специальным жиром для доения, или кремом "Зорька". Кстати, рекомендую - как крем для рук - лучше любой дорогой косметики.
 После этого первые струйки молока "счиркнут", как говорять местные( сдоят в пол, как самые грязные) и к вымени присоединят доильный аппарат. Дойка осуществляется с помощью вакуум-насоса. То-есть - молоко просто высасывается из вымени, как если бы его телёнок высасывал. Первые доильные аппараты появились на крупных животноводческих ранчо в Америке ещё в 20-30гг. ХХ века. У нас вручную доили вплоть до 60-70-х годов. Ещё мой первый муж рассказывал, как они с сестрой ходили помогать матери доить коров руками. Было это в начале 70-х. Он 1964 года рождения. Коров, правда, было меньше. На одну доярку приходилось примерно по 10 голов, а сейчас одна доярка обслуживает 30-50 голов. В зависимости от размера фермы.
 Доильный аппарат состоит из стаканчиков, редуктора и шлангов и соединяется с молокопроводом, в который поступает выдоенное молоко от всех коров. Это такие  трубы под потолком.  После дойки молокопровод промывают горячей водой с раствором каустической соды. За исправностью доильной установки следит специально обученный человек, которого так и называют: "слесарь по молоку".
Из молокопровода молоко поступает в танк-охладитель, если дойка производится на ферме, или, если дойка летняя, молоко сливают в цистерну.
 На горловину цистерны надет специальный капроновый фильтр, чтобы очистить молоко от механических примесей - шерсти, частичек земли и прочей грязи. Фильтры тоже стирают после каждой дойки и регулярно меняют.
 Из цистерны молоко перекачивают в молоковоз и везут на молокозавод. А вот на молокозаводе я не была. Посему - на этом рассказ заканчиваю.
Молоко у крестьян закупают по цене 5-6 рублей за литр. А мы его почём покупаем? А? Что? Ну то-то же...

                День 5. Слезоточивое...
       Сопсна, приехала я в эти края не просто так. А по делу. Несколько лет назад прикупила я в одной из тутошних деревенек какой-никакой домик. Родителям под дачу. Но родители мои ездить сюда отказались наотрез и принялись меня плющить требованием избавиться от недвижимости. Вот я и приехала продавать дом, благо, покупатель нашёлся. Договорилась о продаже и двинула обратно. Правда, по дороге меня чуть не побили. А дело было так. Пришла я в Арганово — деревню, где у меня дом куплен, а покупателя нет. Ну я пока его ждала, ходила, фотографировала окрестности. Смотрю — выползает из дома мужик какой-то. За ним ещё один. И ко мне.
- Девушка, а что это Вы тут фотографируете?
- Пейзажи. - говорю.
- А зачем?
- С целью размещения в интернете.
-Корреспондент? - спрашивают.
-Ага. - отвечаю, - Живого Журнала.
-Не знаем такого.
-Да я дом продавать приехала. А покупателя нет что-то.
Вобщем, когда выяснилось, что я приехала продавать дом - отношение сразу переменилось. Выяснилось, что весной, или в начале лета, приезжал сюда из Вологды какой-то журналюга. Тоже ходил, снимал всё вокруг. Сфоткал местных мужичков пьяненьких и написал потом статейку. То ли в "Русском Севере", то ли в "Красном Севере".
- Я, - говорю, - не снимаю людей без их согласия. А пейзажи снимать не возбраняется.
   Вобщем - договорились о цене и двинула я обратно на Режу.
        На следующий день мы двинули на Великий Устюг.

                День 6. 20.08.2009. Сямжа-Великий Устюг.
        Вот так всегда, блин. Как в дорогу - так дождь. Хотя, если честно, у нас на трассе было примерно поровну: день солнечно, день дождливо.

     До Крестов нас на молоковозе довезли, а дальше пришлось пешком идти. Дождь пошёл. Мелкий, осенний. До Ратина километров двадцать. Оттопали километров пять и нас подобрали раздолбанные "Жигули" до поворота на трассу. Везёт нам на эту модель, как я заметила.
 До развода с мужем №1 я сделала на Хомку вклад к восемнадцатилетию. Положила ей 6000 тогдашних "неденоминированных" рублей. Потом уехала, а книжку оставила в деревне. Все эти годы бабушка её хранила и перед отъездом торжественно вручила Хомке. Вобщем, оказавшись в Сямже, мы решительно двинули в сберкассу. Оказалось - на те "неденоминированные"-таки накапали проценты и Хоме перепало 1300р современных. Мелочь, а приятно.
        В Сямже мы зависли почти на час. Точнее - на выезде из Сямжи в сторону Тотьмы-Вологды. Дождь усиливался. Заметно холодало. Вот там-то меня и просквозило. Наконец нас до поворота на Тотьму - это 51 км. от Сямжи, - забрала легковушка. А оттуда почти сразу же - ещё одна до Воробьёва. Кстати, там, в Воробьёве, - отличные кафешки. Их там штук пять на одном пятачке. А вот туалет платный - 8 рублей. Но зато дальнобои берут охотно и оттуда мы сразу же после обеда ушли на фуре в сторону Устюга.

   Вообще у нас этот стоп очень богатый на приключения получился. Пока ехали - началась самая настоящая гроза! И молния два или три раза ударила перед самой кабиной! Ещё немного - и в машину! Почему-то страшно не было.
Водила высадил нас в 15 км. от Устюга, на повороте и оттуда нас сразу же забрала другая фура уже до самого Великого Устюга. Высадил он нас возле ж/д вокзала. Мы там останавливались на ночлег в прошлый раз, но тогда мы приехали раньше, а сейчас было уже почти 9 ч. вечера и на вокзале нас не вписали. Пришлось ехать на автовокзал. Но перед этим поколесить по городу и окрестностям. В итоге в 22-30 мы были на автовокзале Великого Устюга, усталые, но довольные, вписавшиеся на ночь за 600 рублей. За день прошли 475 км, а всего - 1412 км.
Утром отправились осматривать город.
         
             День 7. 21.08.2009. Великий Устюг-Кич-Городок-Никольск.
 Великий Устюг. В прошлый раз, в 2004 году, мы с Хомкой приехали сюда в понедельник. А у них в этот день все музеи выходные — и городской краеведческий, и Вотчина Деда Мороза. Вобщем — погуляли по городу и обратно двинули. А в этот раз мы попали в музей.
 Кстати, очень рекомендую посетить. На набережной встретили таких же одержимых — велотуристов из Москвы.
      А потом мы отправились на поиски сувениров. Ну куда ж без них-то?
Вообще Великий Устюг славится своей чернью по серебру, просечным железом и изделиями из бересты.
  Из Устюга ушли в 14-45 на лесовозе.
Пока стояли на выезде решили, что на Киров и Пермь мы уже не пойдём — время поджимает. Значит — Шарья-Кострома-Ярославль и до дома.
        Великий Устюг стоит того, чтобы о нём подробнее рассказать. До того, как мы вышли из города в 14-45, мы от души по нему побродили. И особенно, по его музею. А в одном из залов музея к нам привязался один очень приятный дяденька. Вернее - даже не привязался. Он просто заговорил с нами. И стал рассказывать об истории города. Об Усть-Юге,или Гледене, как назывался город в русских летописях. Кстати, правильное произношение Устюг, а не УстЮг, как иногда произносят москвичи. Про них дяденька сказал, что москвичи никогда не умели правильно ставить ударения. А город был впервые упомянут в летописи под названием "Слово о погибели Русской Земли". Там описываются границы тогдашней Руси. И одним из пограничных городов был Устюг. А потом устюжане были первопроходцами, осваивающими Сибирь.
- Мы разродились Сибирью и сникли навеки. А в 17 веке устюжане дважды собирали в городе партии невест для отправки в Сибирь - служилым людям. Для усиления русского населения.
       Короче, ушли мы в 14-45 на лесовозе до Кич-Городка. За Кич-Городком в трёх км у развилки водитель нас высадил и через несколько минут нас забрала "Лада-Спутник" до поворота на Никольск.
         А вот в Никольске с нами произошла довольно-таки неприятная история.
Высадил мужик нас возле кафе "Метелица" на стоянке. Хомка захотела есть и мы пошли к кафе, а возле него стояла компания подвыпивших мужиков в костюмах. Вид цивильный и мы не обратили на них внимания. Но они пристали к нам и стали спрашивать кто мы такие. Мы не обратили на них внимания, тогда один из них преградил нам дорогу и стал требовать документы. Мы плюнули и ушли. Нафиг связываться с пьяными уродами? Но самое интересное началось потом. Они там повоняли по поводу того, что сейчас милицию вызовут.
- Хоть две милиции. - ответила им я и мы потопали дальше.
Прошли метров 200-300 и догоняет нас гаишник на машине. Сперва он долго и нудно трындел, что мы идём не по той стороне дороги и нарушаем правила. Я сказала, что мы автостопщики и нам нужно стопить в сторону от Никольска, а не наоборот. Тогда он сказал, что нас задержит.
- На основании чего?
- На вас получена ориентировка.
-Какая? - спрашиваю.
- Ориентировка.
- Какая?
Молчит, не даёт ответа.
- Ориентировка, что мы не по той стороне идём? Смешно.
Он вызвал по рации начальство. Приехал "бобик" и вылезает оттуда любительская копия Глеба Жеглова. Вовсе даже любительская. На уровне колхозной самодеятельности.
- На основании чего нас задерживают? - спросила я его.
- Получена ориентировка, что две девушки, по описанию похожие на вас, под видом туристок продают тротиловые шашки.
Не иначе - на ходу сочинил. Тут уж я в голос заржала.
- Вынуждены вас задержать и досмотреть.
Вобщем, под мои злобные реплики доставили нас в отделение и прошмонали. Не нашли ничего, ессно. Протокол составили. Я про этих мудаков у кафе рассказала.
- И что теперь? - спрашиваю, - Что нам делать прикажете?
- Мы вас обратно отвезём сейчас. - говорит этот любитель кино.
Отвезли. Мысленно желаю гадкому городишке и всем, кто в нём живёт всех бед. Значит из-за того, что каким-то мудакам захотелось покуражиться - двух беззащитных женщин можно взять, доставить в отделение и прошмонать ни за что, ни про что?!
         Финал этой истории был неожиданным. Вполне в моём духе. И забавным.  Вобщем - нас отпустили. Как я уже сказала - причиной нашего несчастия стало столкновение у кафешки с подвыпившими местными "удельными князьками", коим, видимо, захотелось отведать "свежатинки". Возможно, таким нехитрым способом - натравливая на несчастных девушек милицию, они ловят своих жертв - для плотских утех. Так что всех девушек-стопщиц хочу предупредить - если предстоит идти через Никольск-Кич-Городок в Вологодской области - будьте осторожны. Тамошние "удельные князьки" на всех проезжающих смотрят как на свою законную добычу.
- Ну и где шашки? Где динамит? Э? Что? - спросила я, - А я могу за моральный ущерб вас привлечь. И вообще - может - вам велено этим пьяным уродам нас на потеху отдать? Может - они нас изнасиловать хотят?
Молчат. Ни хрена сказать не могут. И на мой диктофон косятся, который я увы, включить не догадалась.
- Ну и что тут взрывать в вашем Задрюченске? - спросила я.
Последовавший в ответ на мой вопрос возмущённый монолог уездного Пинкертона я бы назвала "Ария оскорблённого провинциала".
- Уймитесь, я сама из Сямжи. - ответила я,- И если бы я действительно хотела продать динамитные шашки - я бы их в Сямже и толкнула. У меня там связи, родня и знакомые. Думать надо головой, а не тем, что между ног болтается.
- Злая вы. - обиделся фанат Глеба Жеглова, - У Вас муж-то есть?
- Уже нет и слава Богу!
 Лично меня бесит эта мужицкая манера, убого-совковая, судить о женщине по тому - попользовался кто-то её дыркой, или нет.
- И что нам теперь делать?
И тут провинциальный сыщик увидел хомкины часы. А часы у Хомы не простые. А ментовские. Дело в том, что наша всеобщая крёстная - моя, брата и моих детей, она же по совместительству папина сестра - работает нашей питерской "полицейской академии" преподавателем английского. И её наградили часами. А часы с ментовской эмблемой. Ей эта вещица была без надобности - крёстная часов не носит и она отдала часики Хоме. Вобщем, ментяра увидел часы и у него взыграло очко. Он понял, что девочки из Питера не просто бедные автостопщицы. Ментовский нос учуял запах жареного. А именно — что сейчас он  найдёт эти шашки — у себя под задницею.
- Ну так и что нам делать? - спросила я.
- Мы вас сейчас отвезём до Кузнечихи. Это деревня в 15 километрах. - сказал ментяра, не сводя елейного взгляда с Хомки. Он явно решил её задобрить. Тут я ушла в туалет. А когда вернулась - ментяра показывал Хомке свою коллекцию вещдоков из старых дел. Вид у него при этом был как у описавшегося пуделя.
-Шикарный у вас сортир. - сказала я, - Я бы там жила. Отцы города отремонтировали?
- Стараемся. - пробурчал уездный Жеглов.
- Начальственные сапоги лизать? За тёплый сортир?
    Молчит.
-А если мы на трассе зависнем? - спрашиваю, - Нам что — ночевать в вашем вшивом городишке?
-Приходите к нам — разместим.
-В КПЗ??? Ну спасибо.
 Потом нас погрузили в тот же самый "бобик" и отвезли в ту самую деревню. Они были уже не рады, что с нами связались. А оттуда нас буквально через две минуты забрала легковушка до поворота на Пермас. Не иначе - менты подсуетились и попросили нас забрать. От греха.
 Кстати, пока ехали - я заметила интересную локальную особенность здешних домов. В остальных местах Вологодчины я этого не замечала. Здешние дома больше напоминают дома на Новгородчине - переходная форма от "глаголя" к "брусу". Если кто из вас бывал в Витославлицах под Новгородом - легко сможет себе представить. Я, понятное дело, не фоткала - настроение не то, да и неудобно было - на ходу и с рюкзаком на коленях.
Вобщем, мы добрались до Пермаса. Это уже почти на границе с Костромской областью. А от туда сперва была "буханка" с костромскими номерами, а потом "Камаз"-фургон с кировскими номерами почти до Шарьи.
Водила оказался прикольный - рассказывал про Киров и про свои приключения. Высадил нас у поворота на Шарью. Было уже совсем темно.
Долго шли по обочине, рискуя попасть под машину. Подаренный Серым в своё время налобный фонарик оказался сущим барахлом - сломался. Я вставила в него новые батарейки, но он не захотел работать. На следующий год куплю что-то получше. Потом нас чудом подобрала ещё одна легковушка и довезла до вокзала в Шарье. Напротив вокзала оказалась чудная мини-гостиница на три номера, в которой мы и заночевали. 450 руб с носа - и всё чудесно.
               
            День 8. Шарья-Кострома-Ярославль.
      Итак, уже почти в полночь, мы добрались, наконец, до Шарьи. Это уже Костромская область. Ну да. Я предпочитаю ночевать цивильно. А так как вписками не пользуюсь - то останавливаемся в гостиницах. Есть масса мест, где можно недорого и с удобствами переночевать.
     В Вытегре это, конечно, городская гостиница. Она там одна. Ночь стоит от 500 до 1000 руб.
     В Вологде лучше останавливаться на вокзале в комнате отдыха. Ночь тоже стоит в пределах 700-900р. Это от номера зависит.
    В Котласе комнаты отдыха нет, есть вагон-гостиница. Там без удобств. В туалет надо бежать в здание вокзала, но зато постояльцам бесплатно. Чайник с кипятком - за дополнительную плату.
    В Великом Устюге можно остановиться либо на Ж/д, либо на автовокзале. Или в Прокопьевской гостинице у моста. Но на железнодорожный вокзал надо попасть до 18-00, после уже не поселят.  На автовокзал селят круглые сутки и место стоит 350 р. за ночь с человека. В комнате есть кипятильник, но мы, обнаглев, попросили у охранника чайник.
      В Шарье комнаты отдыха на вокзале нет, но напротив вокзала есть небольшой домик, на котором написано "Кафе-Экспресс" 24 часа. Там, на втором этаже расположена помянутая маленькая гостиничка на три номера. 450 руб. за ночь с человека. Есть туалет и тёплая вода, но нет душа. А утром за счёт заведения - завтрак подают! Яичница, хлеб и чай. Очень мило.   
       Утром мы из Шарьи двинули дальше. На автобусе доехали до выезда из города. Через 20 минут была "буханка" до поворота на какую-то местную турбазу, это в пяти км. от города, потом легковушка до объездной на Мантурово. А точнее - до Знаменки. В этой самой Знаменке мы пополнили запас продуктов. Оттуда нас забрала "Газелька" грузовая с ивановскими номерами. Мужик вёз кирпич и строительный камень из Карелии в Иваново. Он довёз нас до поворота на Иваново, что в 60 км. от Костромы и помог застопить два  "Камаза" дорожников. Они и довезли нас до Костромы.
          Кострома, други мои, стоит того, чтобы в ней побывать. Но Серый сказал, что в Костроме ночевать негде и чтобы мы постарались попасть в Ярославль до ночи. И Кострому мы проскочили "галопом по европам". Увы,  было уже почти 8 вечера. Позиция - хуже некуда, но нам удалось застопить джип "Мицубиси". Он довёз нас до поворота на подсобное хозяйство, а поднявшись в горку мы тут же застопили ещё два "Камаза" - с ярославскими номерами. И в компании весёлых водил-армян доехали до Ярославля за 2 часа.
            В Ярославль прибыли в 10 вечера, но долго блуждали по городу, не зная дороги. Ночевать в Ярославле тоже решили на вокзале. А их там два: Московский вокзал и Ярославль-Главный. Вобщем, после долгих мытарств, ввалились мы на главный вокзал в Ярославле. Подходим к администраторше и я говорю:
- Можно ли у вас комнату на ночь снять?
- Вы с мальчиком хотите? - подозрительно глядя на меня выдаёт администратор.
- Вообще-то - это моя дочь! - говорю я.
     Ну Хому не мудрено принять за парня - тощая - ни спереди, ни сзади, что называется, да ещё ветровка мужская на два размера больше и причёска "Стёпка-растрёпка". После этого все легли... Громче всех ржала Хомка. Вобщем - двухместный номер нам обошёлся за двоих в 1200. Плюс за отдельную плату чайник и душ.
       Там же,  на вокзале, в комнате отдыха, познакомилась я с потрясающей старушкой. Бабуля тоже вольная путешественница из Питера. Но она на собаках путешествует - благо у неё бесплатный проезд. В своих путешествиях бабуля изучает главным образом музеи-усадьбы известных людей. Она как раз ехала из Костромы, точнее - из музея-усадьбы Островского, Щелыково.
        В итоге, спать со всеми этими перипетиями мы легли в пол-второго ночи. А утром - в 5-30 утра, стук в дверь.
- Девочки, просыпайтесь!
- В чём дело? - сонно спрашиваем мы, пытаясь сообразить, что к чему.
- Угроза терроризма! Позвонили и сказали, что вокзал заминирован! Эвакуация!
      Мы вышли на улицу, ругая на чём свет стоит придурков и их дурацкие шуточки. Минут сорок стояли, трясясь от холода. Хома выбежала в шлёпках на босу ногу и здорово замёрзла. Потом торжественно, парами, словно дети на прогулке, пришли омоновцы с собакой. Бомбу, ессно, не нашли. И мы пошли досыпать.
     Немного статистики.
 Всего пройдено 2968 км. Меньше, чем мы рассчитывали, но зато с пользой!
 
                День 9. Ярославль-Мышкин.
        Итак, мы оказались в Ярославле. На этот день - 23 августа 2009 г. нами было пройдено 2129 км.

    Погуляв по городу от души, мы направились к выезду из Ярославля. На трассу вышли в 14-30. На выезде из города в сторону Углича-Мышкина топтался целый табун "тюленей". Предоставив им право первого стопа, мы отошли подальше и стали под указателем. Солнце припекало. Тошнотворно-приторно пахли какие-то цветы в придорожной канаве. «Тюлени» ушли очень быстро и мы, встав на их место, тоже очень быстро застопили "Дэу-Нексию" прямо до Мышкина. До него от Ярославля по прямой - 102 км. По пути я пыталась снимать. Но на ходу из машины не очень-то поснимаешь.  Заметила одну особенность - насколько сурово и лаконично украшены дома в Вологодской области - настолько богато они отделаны в Ярославской и Костромской. Не везде, но чем южнее - тем богаче украшения на домах.
  До Мышкина домчались часа за полтора.
Из Ярославля в Мышкин можно попасть двумя путями - через Углич - по плотине Волжской ГЭС и напрямую, через Большое Село, а потом на пароме через Волгу. Но паром ходит только днём. Мы, ессно, на пароме переправлялись.
Паром разворачивается через Волгу по широкой дуге и пристаёт к противоположному берегу.
Люди, которые нас подвозили, - коренные жители. Занимаются, как и почти все в городе - продажей сувениров и обслуживанием туристов. Мышкин живёт за счёт туризма, его превратили в музей под открытым небом.
 Сперва нас отвезли в гостиницу, но там дорого оказалось. И тогда они вписали нас к своим знакомым. Местные часто пускают к себе на постой туристов. Стоит это от 300 до 500 руб за ночь. Бросив шмотки, мы пошли гулять по городу.
     Итак, город знаменит, в первую очередь, музеем Мыши. Вернее - их два. Старый, основанный в 1990г., и новый, построенный года два назад.
Когда-то, ещё до того, как на Волге были построены волжские электростанции и появилось Рыбинское водохранилище, город славился лоцманами, проводившими по Волге суда. Жители города зовутся мышкари.
 Чуть ли не на каждом доме - табличка. Рассказ о доме и его хозяевах, о событиях, связанных с домом. И всё это с такой любовью, с такой гордостью за свой городок!
 Скажу честно — эти маленькие провинциальные русские городки — моя слабость и любовь.
        Итак, нам удалось вписаться, благодаря всё тем же добрым людям, в частный дом. За двоих нам всё это обошлось в 600 рублей за ночь. Хозяйка дома оказалась руководительницей "Дома ремёсел". Занимаются они там кузнечным, гончарным и прочим ремеслом. Делают сувениры, проводят мастер-классы и экскурсии по городу.
        А начинали мышкари в начале 90-х буквально на ровном месте. С нуля. Город ничем особенным знаменит не был. Всё создали сами. Теперь музеев там больше, чем в Питере! И каких только нет! Кроме помянутых уже старого и нового Музея Мыши есть музей валенок, музей лоцманского быта, музей православной книги, музей Петра Смирнова (который водку "Смирнов" создал), музей крестьянского быта(сгорел пару лет назад), музей старинной техники.... всего не перечесть. Только вот к сожалению - попали мы туда в воскресенье вечером, а в понедельник все музеи выходные. Ну ничего - будет стимул вернуться. Впрочем - нам повезло и кое-куда мы-таки попали.
А пока что мы двинули по Мышкину гулять.

  В Мышкине к тому же - богатые культурные традиции.
Мышкари очень ценили грамотность и образование. Были традиции домашнего музицирования и семейных оркестров. Выше по течению расположено Рыбинское водохранилище. И оно сыграло в судьбе города свою довольно трагическую роль. Раньше на берегу Волги располагался город Молога. У места впадения в Волгу реки Мологи. При строительстве водохранилища город ушёл на дно. А многие жители Мологи переселились в Мышкин.
Словом - сюда надо не на один день ехать.
По узкой улочке мы свернули к Волге и увидели настоящий купеческий лабаз!
Самый большой дом в городе был у семьи Чистовых. Самые богатые были люди в городе. Купцы-миллионщики. Они отдали свой дом городу.
Трогательное соседство: районная прокуратура и дом детского творчества.
        Что бы там отдельные граждане ни говорили бы, а мне городок понравился. В конце-концов - каждый видит то, что хочет видеть. Кому-то нравится срач - пусть живёт посреди срача - его право.  И что бы там ни говорили, что только центр приведён в порядок ради туристов и так далее - я скажу вот что. Туристы положенный асфальт в карман не сложат и с собой не увезут. По нормальным чистым улицам будут ходить жители города. И если в городе поддерживается хотя бы частично порядок - то явно в расчёте на то, что туда люди будут ездить. А раз ездить - значит - оставлять деньги. А эти деньги пойдут и в бюджет города в том числе. Между прочим - дороги в районе асфальтовые.  А когда Мышкинский район заканчивается и начинается соседний, Некоузский район, то заканчивается и асфальт. Я уже говорила про то, что русским очень нравится говорить о себе гадости и в упор не замечать того хорошего, что у нас есть. Ну хорошо - в провинции нет таких громадных магазинов, нет тех возможностей, что в Питере, Москве, да и в том же Ярославле. НО! Ведь создали же на пустом месте и музеи, и целый проект! И люди потянулись! И едут туда! Ну подумайте сами - если бы там был срач и повальное пьянство - разве они бы так раскрутились? И работают в сфере туризма отнюдь не гастарбайтеры из стран СНГ, а всё местные.
         Кстати, насчёт сувениров. Открою вам, други мои, страшную тайну. Большинство сувенирной продукции делается.... нет, не в Одессе на Малой Арнаутской улице. В Москве, на ВВЦ. Там штампуются стандартные ложки-матрёшки, на которые пишутся просто разные названия городов. А потом всё это дело развозится по городам и весям. Ээээххх.... дурют нашего брата, как сказал в своё время Аркадий Райкин. Так вот. В Мышкине, други мои, всё по-честному. Без обманов! Как у волшебника Сулеймана. Сувенирку они делают сами!
Да, кстати! Вы думаете, что Василий Тёркин живёт в Смоленске? Ни фига себе подобного!!!! Василий Тёркин живёт в Мышкине и работает кузнецом! Между прочим - проводит мастер-классы для всех желающих поучиться кузнечному делу в Доме живых ремёсел. А ещё в Мышкине живёт огромное количество кошек!
 А самый интересный музей - быта и раритетной техники. Ну да. В любом месте мы с Хомой всегда ударяем по музеям. А Хомка этим музеем раритетной техники бредила уже года два.
Так как музей был уже закрыт - мы поснимали через забор, а вот утром, когда мы уже топали на выезд из города в сторону Некоуза-Рождествено, мы совершенно нечаянно в него попали. И зависли часа на два.

                День 10. Мышкин-Бежецк-Новгород...
        Музей. Ну, вобщем, что я хочу сказать... Не принято у нас, почему-то, хвалить наше, родное. Вообще Россию хвалить не принято. Почему-то принято считать, что ничего хорошего у нас в стране быть не может. И если бы городок, подобный Мышкину, был бы где-нибудь за границей, желательно в Европе, то мы бы восхищались и хвалили. А когда у нас делают, причём сами, без чьей-то подачи - то немедленно начинают кривить морду и брюзжать, что всё это показуха и потёмкинские деревни. Ну, к потёмкинским деревням мы ещё вернёмся, а пока...
        Утро выдалось серым. Напившись чаю и попрощавшись с хозяйкой мы двинули на выезд из города. По пути зашли на пристань за сувенирами. Накупили подарков и тут я увидела на нескольких прилавках копчёную рыбу... Чего там только не было! Стерлядь, сом, лещ, чехонь, сиг... Хома схватила меня за рюкзак и потащила прочь.
- Нас с этой рыбой ни в одну машину не посадят!- решительно заявила доча.
        Вобщем, шлёпали мы потихонечку на выезд из города, клятвенно обещая, что на следующий год обязательно... И проходя мимо музея раритетной техники и прочего краеведения с удивлением заметили, что он открыт!!!
- Нафиг!- хором сказали мы, - Уехать успеем всегда! Пошли в музей!
И мы пошли.
А в музее этом чего только не было!
Хома сам музеи не любит вообще-то, но со мной ходит. Потому что мама рассказывает интересно.
-Зачем мне экскурсовод, когда мама есть!
Как же я все эти провинциальные музеи люблю и обожаю!
Ну, насчёт техники - это всё больше Хома интересовалась, а я двинула в ту часть, где всякая этнография...
Часа полтора, если не больше, бродили мы по музею. Мы ещё вернёмся сюда. И, возможно, даже не один раз.
    На выезде из города мы висели часа полтора. Машины частенько шли то в сторону Углича, то в сторону станции Волга, но только не в нашу. Мы меняли позицию пару раз, решая то идти на Углич, а оттуда на Рыбинск и Череповец, то в сторону станции Волга, а оттуда уже на Некоуз и Вышний Волочок.
 Сменив пару раз позицию и почти потеряв надежду, мы, наконец, поймали "Ниву" до поворота на Некоуз, а оттуда уехали уже до Рождествено.
Погода то прояснялась, то снова портилась.  За Рождествено нас высадили у поворота на Балакирево-Олисавино. Водила сказал, что это самая короткая дорога в сторону Тверской области. Сверились с картой. Вроде - она. Постояли немного. Никого. Стояли минут двадцать пять - никого. Хомка говорит - пошли пешком. И мы пошли. Машины всё больше встречные. И те раз в час. Мы дошли до Балакирева - это пять км, когда пошёл дождь. Осенний. Мелкий такой, сеющийся.
      Хомка начала ныть. На автобусной остановке устроили привал, перекусили. Машин нет. Идём дальше. Проехал встречный "Камаз". Дождь всё усиливался. Прошли ещё километров пять. Закончился Мышкинский Район, а с ним и асфальт. Началась грунтовка. Шли мы часа два. Дождь плавно перешёл в ливень. Дорога раскисла. Причём прямо на глазах.
- А может, мы не туда идём? - спросила Хома, - Ещё придётся возвращаться...
- У нас в любом случае - выход один - идти. Туда, или сюда.
Идём. Дорога совсем пустая. Потом вдруг шум мотора. И мимо нас проплывает продуктовый фургон-"ЗИЛ". С тверскими номерами. Нас он не взял, ибо был занят, но мы приободрились - значит - правильно идём! Ура!
 Потом была "Нива", водитель которой с очаровательной улыбкой сообщил, что нас взял бы с радостью, но у него места нет. А зачем тогда останавливался? И мы пошлёпали дальше. Дорога стала совсем непрохожей и непроезжей. Дождь лил как из ведра. Хома уже и ныть перестала. И тут... Аллилуйя!!!!!!! "Пежо" с новгородскими номерами!!!!!!! Супружеская пара возвращалась в Новгород Великий из отпуска! Ездили в Казахстан и на обратном пути решили не ехать по федералке, а "срезать" и проехать напрямик, через Мышкин. Дороги они не знали, как и мы, но нас посадили. И только мы сели - дождь припустил во всю! А ещё через 100 метров начался асфальт. Мы проехали Олисавино, Октябрь, Сонково, въехали в Бежецк и стали искать поворот на Максатиху и Вышний Волочок. Заблудились. Вернулись в Бежецк. Нашли нужный поворот и за Бежецком в 30 км от Максатихи улетели в кювет. Водитель объезжал рытвину в асфальте и на скользкой дороге его занесло. К счастью - обошлось без жертв. Все отделались лёгким испугом. И из кювета нас быстро вытащили военные на "ЗИЛе". В конечном итоге в 1-30 ночи мы были в Новгороде. На проходящий автобус в 2-00 мы не попали - мест не было. Пришлось ждать первого, который в 5-35 на Питер. Хома от расстройства слопала последнюю банку тушёнки.

   В автобусе я мгновенно отрубилась и проснулась уже в Питере, когда подъехали к Купчино. В 8 утра уже были дома.
Тут и сказочке конец. Кто дочитал до конца — молодец, а кто ниасилил — так ему и надо!