Геном

Ая Аронина
        Геном-совокупность генов, содержащихся в гаплоидном (одинарном) наборе хромосом данного организма ( см. Большой энциклопедический словарь)               
       
        Но я не об этом.  Совсем недавно в одной статье встретилось мне другое, скорее философское, определение генома, как человека генетически близкого по отношению к определенной личности.

        Вот об этом я хочу рассказать. Своих «геномов» я встречала трижды. Первые два знали меня, а я их  - нет. А с последним, третьим…  Но об этом потом. Начну по-порядку.



1.      В школьные каникулы наш  учитель географии, Александр Соломонович, обычно вывозил нас  показать Мир. Маленький сухенький,  необычайно подвижный и страстно влюбленный в свою Географию, он пытался нам, лоботрясам, раскрыть красоту и глубину, а главное необходимость  изучения этой науки. Мы побывали  с ним на Кавказе, на Урале, Алтае, в Прибалтике, Карелии.
       
        Ехали, обычно,  в общем вагоне, так дешевле, с собой везли тушенку, крупы, сухари, сахар и чай –это и была наша еда на все дни путешествия, но запоминалось ни это. Сейчас я понимаю, насколько хлопотное дело было вывезти чуть ли не весь класс, накормить, уследить за всеми нами в нашем щенячьем баламутном возрасте, да еще суметь показать разнообразие мира и «заразить» любовью к нему. Это сейчас я полна благодарности  этому человеку, а тогда все воспринималось, как должное, было интересно и весело.               
       
         В эти зимние каникулы он вез нас в Мурманск, чтобы мы узнали, что такое полярная ночь.
       
         Встретили нас наши сверстники из  Мурманской школы, в основном почему-то мальчишки. И вот…Один из них вдруг  радостно подбежал ко мне.
       
        -Привет, как здорово, что ты приехала!               
        Я сначала подумала, что у них так принято тепло встречать гостей. Но он продолжал:
      
        -Прости, забыл, как тебя зовут, ты- то меня помнишь?               

        Высокий мальчишка, кареглазый, симпатичный, но я его вижу в первый раз, о чем ему и доложила, но он настаивал:
    
       -Меня зовут Владимир, ну,… вспоминай…    Пока мы шли до школы, которая готова была приютить нас, он называл  города, где побывал и все спрашивал меня была ли я там. Это хорошая форма знакомства, думала я тогда: и себя показать и о собеседнице что-то узнать. Я серьезно думала, что он прикидывается и просто развлекает меня.
      
       В Мурманске мы пробыли неделю. Владимир  все время был с нами и на экскурсии по городу, и  в порту, и в поездке к оленеводам. Полярный день  начинался в одиннадцать утра и заканчивался в два часа дня, а дальше была долгая утомительная  темнота. Сам город  не запомнился, может быть из-за этой  темноты. Зато экскурсия на селедочный завод очень даже  запомнилась.               
         Огромный цех с большими в ряд идущими цилиндрическими чанами. Они были полны крупной  сельди, и дядьки в высоких резиновых сапогах  ходили там по кругу, баграми разравнивая селедочный поток, льющийся сверху  с транспортеров.  В столовой завода нас угощали этой сельдью, по огромной селедке на тарелке  каждому, и ведь всю съели, до того была вкусна:  жирная, малосольная.
      
         И поездка к саамским оленеводам  в Ловозеро запомнилась:  юрты, меховые куртки-малицы с капюшоном, расшитые по низу рукавов и подола национальными  яркими  узорами, такие же расшитые меховые сапожки, не помню их названия.    
    
         Там в поселке оленеводов мы впервые увидели северное сияние.           В полнеба  гирлянды лент  вьются, то вспыхивая ярко-зеленым, то угасая, не повторяясь в своих причудливых виражах.  Владимир огорчался, что мы не видим многоцветного красочного сияния. Но нам и это казалось чудом.
      
        Быстро пролетела неделя. На вокзале мы  обменялись с Владимиром адресами. И вот получаю письмо.
«Как жаль, что ты меня не вспомнила, а я ведь даже родинку на твоей щеке вспомнил и улыбку… Ну, вспомни… А то я совсем замучился…»  Может правда, он не развлекал меня при встрече, а действительно «вспомнил»?



2.      После окончания института прошло года три, и направлена я была от работы на «Курсы повышения квалификации», очевидно старших товарищей отвлекать от дела не хотели, вот и направили меня. Занятия происходили при  Московском институте открытого образования. Вхожу в аудиторию. Группа почти в сборе, человек тридцать, в основном женщины. Выбрала местечко на галерке поближе к окну, люблю много света. Вдруг ко мне откуда-то из первых рядов буквально подбегает женщина, видимо заметила меня, когда я проходила мимо.
          
       -Наташа!... И ты здесь! Как здорово!...
          
        Я в недоумении смотрю на ее радостное лицо и, чувствуя себя даже в чем-то виноватой, говорю:- Простите, вы обознались…Я не Наташа…

        Но женщина продолжая улыбаться: -Наташ, мое руководство гостиницу оплатило, так что на постой к тебе не собираюсь,… ну, неужели забыла? Я Клава…. конный поход  по Башкирии помнишь, ну?- и смотрит на меня с надеждой и улыбкой.               
        Тут я совсем растерялась. Прямо наваждение какое-то. Конный поход по Башкирии был моей давней мечтой, и странно было слышать о нем от совершенно незнакомой женщины.  Да еще и «Наташа»,  имя для меня неслучайное.  В пять лет, когда бабушка крестила меня, то в святцах моего имени  не оказалось и на вопрос попа, а какое имя мне нравится, я и назвала -  Наташа.
Вот обо всем этом я рассказала Клаве. Она слушала,  качала головой и глядела на меня, будто не веря, будто все же надеясь, что я ее разыгрываю.
      
        А потом были курсы повышения квалификации, на которых мы с Клавдией уже сидели вместе.  И  эти две недели она жила у меня. И вечерами  я слушала  рассказы о ее  житье-бытье в Екатеринбурге и о «нашем конном походе по Башкирии», который, по обоюдному согласию,  мы решили повторить в ближайшее время.



3.     На втором этаже  бывшего доходного дома, что на Петровке рядом с Высоко-Петровским монастырем находился наш отдел, занимающийся  разработкой семиязычного тезауруса по текстильной промышленности для стран- членов СЭВ (Совет экономической взаимопомощи).  Время было летнее, мои сотрудники-переводчики были в отпусках, а я проводила так называемый инженерный досмотр их работы, убирая неизбежные «ляпы», которые  получаются при переводах людьми нетехнического образования и мышления.
   
      В открытое окно видны были  ветви акации, пошевеливающие на ветру, будто пальчиками, своими резными листьями.  Жара, переливаясь через  широкий подоконник, вместе с монотонным гулом города бродила по комнате.          
    
      Кроме нашего отдела на этаже находилось множество  фирм, их  таблички пестрели на дверях, выходивших в длинный коридор. Слышны были чьи-то торопливые шаги, негромкие дальние голоса, но я знала, что сюда, в самый конец коридора, никто не заглянет, и работалось спокойно.
    
      Вдруг дверь приоткрылась, мелькнула чья-то  голова и сразу исчезла,  наверное, кто-то перепутал дверь. Но через некоторое время дверь широко открылась и вошел высокий парень с небольшим чемоданчиком в руке, он радостно и несколько смущенно улыбался:
      
      -Простите, сразу не признал…. забегался по кабинетам, голова пухнет…
знаю, что своя, а имени вспомнить не могу, еще раз простите… Парень совсем засмущался и даже покраснел.               
      Смотрю я на него и понимаю, что, волей судеб, сюда  попал наш родственник: глаза «наши» и голос знакомый. Семья наша родством богатая:  у мамы  брат и две сестры, у отца – два брата, а уж  всех двоюродных и не счесть. Ну, думаю,  наверное, какой- то мой, скорее всего, троюродный брат .
   
      -  Да Вы присядьте,- говорю с улыбкой,- сейчас разберемся, для начала скажите откуда Вы?
         
      -Я из Саратова,…. вот бегаю,- мотнул головой в сторону коридора, - бумаги свои подписываю.
         
       Тут я вспомнила,что мама рассказывала как-то о двоюродном  брате Николае из Саратова, что у него два сына и одного помнится Лешей зовут.
         
      -А! … Так Вы сын дяди Коли! ..Уж не Леша ли?               

      Лицо его просветлело: -Нет… Борис,-  а потом  уже лукаво,- ну,… теперь можно и на «ты» переходить,…. давай сознавайся чья ты и как величают…

      -А… я  Эля, дочка Валентины, двоюродной сестры Ваш..твоего отца …


***
            
       Мы пили чай с моими бутербродами и конфетами Бориса, приготовленными, правда,  для  секретарши, но, дело святое - родные повстречались. Борис  рассказывал о своей работе. Он организовывал презентации продукций своего завода энергетического машиностроения на межрегиональных и международных выставках. Рассказывал увлеченно, с юмором, по-нашему.
          
      -В Москве бываю часто, но недолго: бумаги подпишу, командировку   отмечу, и в путь…
         
       На этот раз Борис задержался на денек. Сначала я затащила его в свой любимый  музей «Дом Бурганова».  В волшебных  скульптурах  Бурганова каждый может увидеть что-то  свое. Борис радовался, что наше видение во многом совпадает, а я, слушая его, увидела любимые композиции в новом свете.  Потом мы  просто бродили по улицам.
    
       -Вот, болван, сколько раз бывал в Москве, а ее и не знаю… Ну, ничего, теперь у меня есть ты - мой экскурсовод.-   Я  кивнула, улыбаясь, так хорошо и тепло мне было с этим найденным братом.
      
       Вечером в кафе, отметили «встречу» шампанским и мороженым, а потом я провожала его на вокзал. До поезда было еще далеко, и мы снова болтали о чем-то.
      
       -Ну, иди, сестрица, а то поздно,…. буду волноваться,….  позвоню, конечно….Борис обнял меня и поцеловал нежно-нежно.
      
       Он позвонил на следующий день.
      
      -Привет,…. понимаешь, какая штука… отец говорит, что его сестра Валентина в Москве никогда не жила...да и детей у нее  никогда не было...
       
      -Но ведь твой отец Николай!
    
      -Да мало ли Николаев в Саратове...

Я молчала,…. какая-то тоска навалилась сразу, пустота…

      -Но это НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИТ!....  Слышишь, СЕСТРИЦА,…. я  скоро приеду!...
 

***

       
      Такие вот были у меня встречи с моими «геномами»...