Сорванный концерт

Вера Петрянкина
Дом Черноголовых в Риге - одно из самых красивых зданий столицы Латвии. Здесь когда-то собирались знатные купцы. Парадный зал украшен лепниной, прекрасной потолочной росписью, картинами в тяжёлых золочёных рамах, хрустальными люстрами... Именно в этом зале в 1844 году давала концерт Клара Вик - жена знаменитого немецкого композитора Роберта Шумана, который тогда останавливался в Риге по дороге на отдых в Санкт-Петербург. И в этом же зале 8 июня 2010 года состоялся концерт, посвящённый 200-летию со дня рождения великого немецкого романтика.

Мы с дочерью оставляем куртки в гардеробе (прибалтийское лето пока не радует теплом), по толстому стеклу, открывающему фрагменты старой кладки - вроде огромных "секретиков" - проходим к лестнице, ведущей  в парадный зал. Публика рассаживается вокруг небольшого подиума, на котором стоит чёрный рояль... Прямо перед нами странное существо - то ли мужчина, то ли женщина: серый пиджак, прямые седые волосы, длинный нос и постоянно высосывающийся, как у змеи, язык. Баба-яга! Нет, на людей лучше не смотреть - будут отвлекать от музыки, лучше сосредоточиться на хрустальных подвесках огромных люстр - они так чудесно играют гранями...

В программе песни и фортепианные произведения Шумана. Два отделения, затем фуршет. Концерт начинается двумя песнями на стихи Гёте, исполняются они на немецком языке и воспринимаются плохо - публика перешёптывается, скрипит стульями... Наконец, долгожданный фортепианный цикл "Kinderszenen" - прелестные маленькие пьесы, пианистка играет их без перерыва, делая лишь небольшую паузу после каждой. Из поля зрения исчезают люди, люстры, картины - я закрываю глаза и слушаю музыку... "Грёзы" - одна из самых моих любимых вещей у Шумана - заставляют меня испытывать щемящую боль, но это сладкая боль, такая бывает всегда, когда красота становится невыносимой.

И вдруг - о, ужас! - раздаётся громкий звонок мобильного телефона. Он звонит долго, надрывно, видно, владелец не умеет выключать его, и по залу прокатывается волна недовольного шёпота... Снова скрипят стулья, и пианистка, понимая, что очарование исчезло, прерывает игру. Она молча сидит за инструментом и ждёт, когда вновь установится полная тишина. Начинает играть, и снова звенит этот проклятый звонок! Пианистка больше не прерывает игру, но мобильный телефон трезвонит не переставая, тогда служительница подходит к владельцу (или владелице) телефона и отключает, наконец, этот неугомонный аппарат. Никто не слышал никаких "грёз" - все следили лишь за развитием действия в зале. И аплодисменты пианистке были данью её мужеству, а не таланту.

На второе отделение мы с дочерью не остались - нам было непередаваемо стыдно за то, что произошло. Волшебная сила искусства на сей раз была побеждена силой технического прогресса. И День рождения Шумана был омрачён этой горькой победой.

Дома я всё же послушала "Грёзы" в исполнении Горовица - утешение вполне достойное. И всё же, и всё же...



На фото - Дом Черноголовых в Риге