kak меня спасали американцы

Виктор Крумм
.                Как меня спасали американцы.
Где то в декабре 1971 года ,я на тх “Виссарион Белинский” стоял в порту Сиенфуегос под выгрузкой.
Судовой врач-мой хороший друг Сеня Кочержинский попросил меня отправить его в Одессу по “семейным обстоятельствам”.Я решил выполнить его просьбу ,но предупредил, что для этого надо
собщить в Одессу; что он “двинулся мозгами” и ,что больше он никогда не сможет быть на флоте.
Сеня сказал: Да.И вот, мой друг улетел в Одессу и, я остался без судового врача.Никогда не думал
,что у врача так много работы.Выяснилось, что  многие лечились от всяких болячек о которых я не знал.Я даже подумал, что эта “эпидемия заболеваний”. связана с боязнью отсутствия на борту судового врача.Вобщем, мне пришлось давать лекарства и порошки.В своё время, когда в 1948  году работал на пх “Карл Маркс” некоторое время мы плавали без судового врача и мне приходилось оказывать
мeдицинские услуги.Поэтому и теперь ,больших трудностей у меня не возникало.И так, мы стояли в порту Сиенфуегос под выгрузкой.Был конец декабря и для выполнения плана пароходства надо
было выгрузку закончить до Нового года.В порту Гавана на противоположном ,северном берегу Кубы,
стояло судно нашего пароходства .Капитан этого судна, по моей просьбе и указанию из ЧМП ,посадил своего судового врача на такси и отправил его на наше судно.Это было связано с тем ,что судно из
Гаваны шло в Одессу, а наше снималось на Японию и нам предстоял длительный рейс.Но увы ,31 декабря 1971 года была своевременно окончена выгрузка и, я снялся в рейс без врача, который не
успел прибыть и был, где то на полпути от нас.Теперь начав печатать воспоминания, когда мне уже
86 лет, я вдруг подумал о том, что я же мог не уходить в рейс без врача, а  стать на рейде на якорь и
дождаться прибытия врача!.Выгрузка была закончена во-время, план пароходства и, вспоминаю, кажется и министерства(так уж получилось)был выполнен!.Зачем было уходить в рейс без доктора?
Интересно, что для этого должно было пройти столько лет, чтобы додуматься до такой простой истины.
Всеже, теперь я понимаю, что был достаточно закомплексован в своём желании, быть достойным капитаном пароходства.Увы, теперь оглядываясь на своё прошлое, я нахожу достаточно тому примеров в
 своей прошлой работе.Продолжаю.Мы снялись курсом на Панамский канал и 1 января 1972 были
на Новый 1972 год в море.Через несколько суток прошли Панамским каналом.В канале мы пополнили
судовое снабжение свежими продуктами овощами и фруктами.На своё горе мне вдруг пришла мысль
воспользоваться рекомендацией академика Зелинского который в одном из своих трактатов советовал
для укрепления имунитета съедать чуть ли не до 50 граммов чеснока в день.Чеснок в Панаме был
замечательно хорошим как и все остальные фрукты и овощи.В обед с борщем и в ужин с отбивной
я съедал по 5 зубчиков чеснока.Так продолжалось дней кажется 5.На 5ый день по выходу из канала
я увидел что (прошу прощения за подробности) моча у меня стала бурого цвета;Одновременно я ощутил сильную сердечную слабость.Сердце буквально стало биться очень слабо.Вот вот –остановится.Мне нач.радиостанции принес из кабинета доктора медицинский справочник где я определил что для поддержания сердечной деятельности необходимо камфорное масло.Я распрядился
делать мне в руку 2 раза в день инъекции кажется по 2 мл.(не помню точно).И еще предупредил что
в случае если я потеряю сознание пусть сделает укол кофеина.Связь с Одессой осуществлялась по
радио и на ответ уходили сутки.Сообщив о моём состоянии в водздравотдел пароходатва получили
ответ что очевидно у меня инфаркт и нужно ограничить приём жидкости.Но я ничего не ел а пил слабый чай после которого меня рвало и я чувствовал облегчение.Поэтому вопреки рекомендациям
из водздрава продолжал поступать по самочувствию и продолжал пить чай.Теперь я хочу пояснить
что понимание того что я отравился чесноком пришло ко мне потом уже после моего возвращения домой.Тагда же в море я решил что возможно что то со спиным мозгом(сепсис?).Дело в том что в 1943
году я получил на фронте под Москвой  пулю которая прошла черсз обе подвздошные кости и 5 поясничныи позвонок и как последствие паропорез нижних конечностей и тазовых органов.(Из за чего я вечно находился под прицелом ежегодной мед.комиссии и всегда боялся что меня выгонят с флота.
  С моей стороны было большой наглостью обманывать врачей).Ну или же что то у меня с почками?.Судно двигалось в сторону Гавайских островов.Надо было продержаться и не умереть
До подхода к островам.Когда на 5 сутки мы подошли к где то на расстояние миль 400 мой старпом вышел на связь с береговой охранои США и сообщил о моем состоянии.Те запросили согласен ли я
на госпитализацию? Я согласился.Мы двигались на сближение с самым большим островом в честь которого назван весь архипелаг-остров Гаваии.Вылетел с острова санитарный вертолёт но сесть на палубу он не мог из за мачт и надстроек.Вертолет возвратился и через несколько часов снова завис над моим судном.С вертолёта на палубу (на бак) сбросили люльку.Я лег в эту люльку и закрепился ремнями.С вертолёта спустили трос с гаком(крючком)который я продел в кольцо на люльке и  меня
вертолёт поднял в воздух и с помощю лебедки подтянул к двери вертолёта и санитар втянул меня
внутрь.Сразу же на лицо мне положили маску через которую подавался кислород.Санитар каждый раз собщал мне сколько остаётся миль до аэродрома.На аэродроме машина скорой помощи отвезла меня в госпиталь.Госпиталь находится в городе Хило(Hilo).Немного отвлекусь чтобы напомнить –события
происходят в период холодной войны между США и СССР.Ситуация довольно щекотливая.Капитан советского судна оставляет судно на старпома и принимает помощь от американцев.Мало того он попадает в район недоступный для советских дипломатов которых здесь нет.Причина-военно.морская база в гавани Пирл Харбор.Для того чтобы ,так сказать ,объяснить почему капитан оставил судно хитрый пом.полит Сычев подговорил старпома Тимощенко(своего приятеля)послать в одесскую газету “Моряк” следующую информацию, котoрая и была напечатана “В люьке над океаном”.”В связи с тем ,что у капитана Крумма случился инфаркт, вертолёт береговой охраны США снял болного с судна и доставил его в госпиталь”.Моя история стала известна всем кому надо и не надо.Забеспокоилось начальство вод.здрава. Сразу вопрос: “почему медкомиссия выпустила меня в рейс?” Забеспокоились
органы Вдруг останусь в Америке итд.Вобщем эта открытая информация никому была не нужна.Между прочим, этот старпом попав на судно держал себя так, как будто он уже готовый капитан.Но, когда мы ждали прилёта вертолёта вдруг выяснилось ,что мой старпом не умеет читать метео карты?!.И я лежа в койке показывал ему на метеокарте, где сильный ветер как надо лавировать судну и.т.д.Потом в нашей морской инспекции рассказали, что он перед  входом в японский пролив
Бунго, ведущий в Внутренее Японское море, забросал инспекцию радиограммами::”kак заходить и что делать?”Кончилось все тем ,что в первый же порт захода туда самолётом был послан капитан, который принял командование судном.Потом  этого “бравого старпома “лет 8 не пускали в капитаны и если бы
не моя просьба простить “балбеса” он никогдa бы не стал капитаном!.Продолжаю.Ночью в госпитале к
моей кровати подошел молодой чаловек одетый в рубашку с короткими рукавами и расписаную пальмами.
Длиные светлые волосы до плечь.Он представился врачом и очень внимательно и добро распросил меня
об остоятельствах моей болезни и теперишнем самочувствии.В тот момент я был помещен в большую
палату интенсивной помощи.Все помещение герметизировано и заполнено кислородом.Дежурная медсестра сидит за пультом и контролирует каждое мое движение.Я подключен проводами к экрану на стенке за моей головой.На экране видно как беться мое сердце.Утром у меня сняли кардиограмму  Взяли
анализ крови.Потом пришел профессор.Вобщем началось лечение.Сделали рентген позвоночника головы и
ног.Вобщем полное обследование.Никаких лишних вопросов не задавали.Весь мед.перснал врачи сестры
нянечки очень по теплому относились ко мне.Определить был или небыл у меня инфаркт миокарда, когда
я был в море они сказали, что не могут.В то же время кардиограмма показала необходимость госпитализации
На 3 день моего пребывания в госпитале мне позвонили из нашего посольства в Вашингтоне и поинтересо-
вались как моё самочувствие?.Я сказал, что хочу как можно быстрее домой в Одессу.Мне обяснили, что
для выезда из Америки в СССР мне должны открыть визу.Оказывается, в составе
экипажа судна-это одно, а когда не на судне-другое.Учитывая ,что за каждый день моего пребывания в
госпитале пароходство платило (как я потом узнал) около 500 долларов в сутки плюс за  разные процедуры
и обследования –я разумеется ,хотел выписаться из госпиталя возможно скорее.Теперь, когда я живу Лос Анджелесе- это просто смехотворно малая сумма Даже с учетом девальвации долларов за прошедшие годы..Например: моя жена прошла в госпитале проверку сосудов головного мозга .Сидор-Синай госпиталь
прислал счет на 2780 долларов.Правда за нас здесь платит государство(просто повезло со статусом
беженцев).Между прочим ,я спросил у агента, который меня обслуживал в Хило, как он расчитался с вертолётчиками?Он поставил им ящик пива !! Вобщем на 7й день я попросил отпустить меня под рассписку
что беру на себя ответственность за преждевременнию выписку.Потом меня отвезли в аэропорт и я сел
nа самолёт летящий в Гонолулу.Самолет на этом пути садился на всех промежуточных островах и наконец
сел в Гонолулу.Дело в том ;что только из Гонолулу самолёты совершают международные рейсы.В ожидани
вылета в Вашингтон, я еще успел поехать на военное кадбище, где лежат ветераны американских войск.
Потом мы вылетели на Вашингтонгский аэро порт Балтимора, где меня встретил представитель посольства
и на своей машине привез меня в наше Посольство.Там меня встретили очень доброжелательно, но конечно
приставили ко мне молодого человека из органов, что было в порядке вещей и не вызвало у меня никаких
эмоций.Даже наоборот ,было очень удобно знать, что в любой момент он поможет.Потом в ожидании вылета самолёта в Нью Йорк мне был снят номер в гостинице, где я и провел ночь.Утром за  мной заехал
 сопровождающий. Мы  приехали в аэропорт и сели в самолёт, который доставил в Нью Йорк.Далее на
машине мы приехали в Советскую миссию в Нью Йорке.В Советской миссии работало более 1000 человек.
Чем они там занимались, можно лишь гадать.По- скольку я был в морской форме ,то сразу же привлёк внимание одного человека, который представился корроспондентом газеты “Правда”.Тамас Колесниченко.
Он поинтересовался, что я здесь делаю и предложил дать очерк в свою газету.Мне эта известность совершенно была никчему.Я охладил его рвение вполне основательным резоном.”С моим анализом
инфаркт миокарда, читатели не поймут, почему человек с таким анализом  вместо того,чтобы лежать в
 госпитале всего через 9 дней-летит домой в Одессу?.Моряки поймут почему, а остальным будет
не понятно.1)Дело в том ,что каждый день пребывания в госпитале стоил пароходству деньги. 2)Чем более
я залеживался бы в Америке-тем больше я бы пугал наши органы и партком.Для меня это было чревато
опасностью, больше не плавать.Вобщем, Колеснченко от меня “отвалил” и только попросил меня, когда я
буду в Москве в ММФ поредать его отцу ,что у него все в порядке.Оказывается его отец зам.министра Морского Флота.(Теперь понятно, почему сынок на таком престижном месте)Потом ко мне подошел еще один и спрашивает с какаго я пароходства.Я сказал, что с Черноморского.”Можете ли вы передать письмо
Данченко”(Нач.ЧМП)”Конечно”.ответил я.Хотите проехаться по Нью Йорку?Конечно, но как.?”Я комендант
этой миссии и у меня есть машины и шофёр.Он вас повозит о покажет город”.Спасибо конечно ,но я сышу как бушует ген.консул(он прилетел одним рейсом со мной)Мой новй знакмый улыбнулся: “Ген.консульт
подождет”.!Так я приобрел на много лет хорошего друга.Зовут моего друга Романов Анатолий Александрович.Я уже не помню в каком году, какой то работник органов КГБ, кажется по фамилии Шевченко, бежал на запад со списком советских агентов заграницей.Мой друг был; как и многие другие
выдворен из США.Он возвратился в Москву, где   устроили его на работу по обслуживания инностранных туристов приежающих в СССР на отдых и развлечения-например охота в заповедных мастах
Работа, как говориться “не пыльная” .На ней мой друг поработал до пенсии и в звании полковника демобилизовался.Между прочим, Романов мне несколько раз говорил еще будучи комендантом советской миссии в Нью Йорке, что он “по военному ведомству”.Я не очень то вник, как это надо понимать?.Полагаю
,он хотел, чтобы я в нем не видел кагебешника и не боялся его.Как я понимаю он знал, что моряки не очень
то доверяют этим товарищам.Оказалось, что Толя одессит!.Более того ,его отец Романов Александр Ксенофонтович был начальником одесской артилерийской спец школы.!Я помню ,что открыты были в Одессе 2 –артилерийская и позднее военно-морская.Из нашей 116 школы я помню, ушел из 9 класса Гри
шка Розенберг.А после войны я встретил в Одессе тоже одного из нашей школы Яшу Гуделя-он после школы ,где то был(вообще должен был быт на фронте).Но я его встретил, когда Яша стал зубным врачем
и поставил мне 2 коронки.Он рассказал, что был на каком то судне УЧП (тепер ЧМП) 2 пом капитана, но после аварии ,когда судно выбросило под Новороссийском на берег, решил отказаться от моря.Гриша Розенберг с войны не вернулся-пропал вез вести, как и многие.Да, так этот Толя Романов спрашивает меня:
“есть ли у меня советские деньги?”Вопрос в устах нашего доверенного представителя СССР в США звучал
несклько странно .... Разумеется ,никаких денег- ни рублей ни долларов у меня не было.”А как ты доберешся
до Министерства?Нужны ведь деньги на такси!” Он всучил мне 60 руб.с тем, что когда он будет в Одессе, я
возвращу долг.К стати, я теперь вспоминаю, что Толя ушел со своего поста и уехал в Союз раньше, чем
выдворили наших “спецов” из Америки.И действительно, мы виделись с ним в Одессе, когда я был в отпуске на берегу.Ну а Толя Романов, каждое лето прилетал из Москвы в Одессу ,которую любил и любит беззаветно.Короче- я благополучно долетел до Москвы, потом до Одессы.Отлежал в больнице моряков определённое время и выписался.Никаких рубцов на моем сердце обнаруженно не было.Еще около одного
года я был на берегу.Разумеется мой телефон был поставлен на прослушку.Ну и проверяли меня на предмет
того ,не появились ли у меня большие деньги и не ищу ли я контактов с иностранцами.Для этого у наших
товарищей был отработанный прием.Мне предложил нач инфлота Саша(забыл фамилию) стать его занместителем.Смешно и глупо.Я разумеется отказался.Потом один знакомый электромеханик, который
плавал на одном судне с моим старшим сыном Владимиром, тогда 3 м.пом .капитана(он уже давно капитан со стажем) спросил меня, почему я не иду работать в инфлот??!! Я немедленно сказал своему Володе, что
этот тип стукачь!!.Ну вот и все.Картинка из жизни капитана в 70 годы.