200 лет спустя

Наталья Ахмедова-Вапаева
Мама была первой ведущей Красноярского симфонического оркестра, и так же, как сейчас я, писала всё сама. У меня есть сейчас возможность взять какие-то материалы в инете, но, как я не старалась найти что-то более подробное о любви Бетховена к его ученице,у меня не получилось. Я зачитывалась мамиными дневниковыми записями, перечитывала выдержки из её программы, и решила совсем небольшой фрагмент напечатать. Он просто ошеломил меня. Я как – будто читала не письмо Бетховена к своей возлюбленной, а письмо адресованное мне моим возлюбленным Кямалом. Ровно 200 лет разделает нас от тех событий, а сила Любви никогда не изменится.
Одной из учениц Бетховена была Тереза Брунсвик. Она обладала не только музыкальной одарённостью — прекрасно играла на рояле, пела, даже дирижировала, — но и душевной глубиной. «Без борьбы и опасностей не бывает победы, — записала Тереза в своём дневнике. — Бесплодная доброта есть подлинная слабость ума и характера». До конца дней своих (она скончалась в 1861 году) Тереза Брунсвик любила Бетховена….
Благотворное воздействие любви длилось вплоть до 1810 года. Именно ему и обязан Бетховен той властью над собой, которая позволила тогда его гению свои, наиболее совершенные создания: классическую трагедию, какою является симфония до-минор и божественный сон летнего дня,именуемый «Пасторальной симфонией(1808г.). «Аппассионата, навеянная шекспировской «Бурей», которую сам Бетховен считал наиболее мощной из своих сонат, появилась в 1804 году и была посвящена брату Терезы. А Терезе он посвящает мечтательную, причудливую двухчастную санату № 24 ор.78 Allegro cantabile. Allegro ma non troppo(1809г.) Одно из наиболее тонких произведений Бетховена. Нежность и хрупкая прозрачность характерны главным образом для первой части, которую сам Бетховен очень любил, а вторая часть носит острый, но сдержанный юмористический характер. Где мама нашла это письмо, в какой из книг прочла его? Не знаю. Печатаю без купюр, так, как было написано в маминых записях. Письмо без даты «К бессмертной возлюбленной» не менее самой «Аппассионаты»выражает силу его любви:
«Мой ангел, всё моё существо, весь я, сердце моё так переполнено, что я должен тебе сказать… Где бы я ни был, ты тоже со мной. Я плачу, когда подумаю, что до воскресенья ты не получишь от меня вес точки. Я люблю тебя так, как ты меня любишь, только гораздо сильней. Так близко и так далеко… Все мои мысли стремятся к тебе, моя бессмертная возлюбленная; то радостные, а потом вдруг грустные, они взывают к судьбе, услышит ли она моления наши: Как мне жить без тебя? Без тебя! Я могу жить только близ тебя, или я вовсе не живу…. Никогда другая не будет владеть моим сердцем. Никогда! Никогда!. О, Боже, почему приходится расставаться, когда любишь друг друга? Любовь твоя сделала меня сразу и счастливым инесчастнейшим из людей… Не тревожься….не тревожься … Люби меня! Сегодня, вчера, какое пламенное стремление к тебе, какие слёзы!!Тебе…тебе…тебе…. жизнь моя, всё моё!Прощай! О, не переставай любить меня, не отрекайся никогда от сердца своего возлюбленного. Навеки твой, навеки ты моя, навеки мы принадлежим друг другу»