Преданная Американская Революция - 1

Олег Гуцуляк
Преданная Американская Революция:
от классического республиканизма – к извращенному

1.

Классический республиканизм представляет собой учение о политической природе человека и о том обществе, которое возникнув в Древней Греции, затем переместилось в Рим, потом в Италию эпохи Возрождения, потом в Англию XVIII века и, наконец, в Америку. 

Классический республиканизм в Европе представляют Аристотель Стагирит, Марк Туллий Цицерон, барон Шарль-Поль де Монтескье, Джеймс Харрингтон (Гаррингтон) и др.

Аристотель истолковывает понимание «добродетели» (arete) собственно как «моральную добродетель» (ethike) – действие по принципу «золотой середины»: быть благородным (т.е.  равно далеким и от скупости, и от расточительности) и остроумным (т.е. равно далеким от глупой невоспитанности и от фиглярства). Познание моральной добродетели требует  практического дружелюбия и гражданственности, т.е. участия в общественной жизни. Это. в свою очередь, требует экономически независимых граждан, чтобы их политическая активность имела своей целью общее благо, а не частные экономические интересы.

Римская концепция добродетели, изложенная Цицероном, несколько отличается от греческой. Цицерон, обеспокоенный упадком и тиранией, стремится вернуть Рим к его ранним республиканским добродетелям милитаристского характера – самопожертвованию, чувству чести, силе духа и бережливости.

Эти же «гражданские добродетели» как средство возрождения Римской империи возвышает в своих «Рассуждениях» Никколо Макиавелли (1469-1527), член Совета Флорентийской республики. Но он не воспринимает платоновских высших добродетелей правителей-философов – «мудрости и добра» и аристотелевской «моральной добродетели» превосходного человека, требующей дружбы, гражданственности и участия в достижении общего блага.

Великий английский поэт Джон Мильтон (1610—1674) принял активнейшее участие в революции на стороне демократических сил. В его трактатах «О власти королей и должностных лиц», «Защита английского народа против Салмазия», «Иконокласт» обосновывается то положение, что люди по природе своей свободны и должны оставаться такими при всех без исключения условиях общественной жизни. Народ («под словом народ мы разумеем всех граждан всякого состояния») – единственный источник и носитель власти, суверенитета государства. Он вручает бразды правления королю, магистратам не для того, чтобы поставить над собой господ, а чтобы иметь уполномоченных, которые бы четко выполняли его поручения. Правители обязаны действовать в интересах и на благо народа, подчиняясь гражданским законам. Если они от этого уклоняются, народ вправе (в том числе через собрание своих представителей – палату общин парламента) призвать их к ответу и подвергнуть наказаниям, вплоть до самых суровых. С точки зрения Дж. Мильтона, республика, по-видимому, приемлемей прочих других политических форм. Она позволяет народу оказывать решающее влияние на деятельность должностных лиц, на управление государством. При ней более всего обеспечиваются права индивида – его свобода совести, мысли, слова. Правда, Дж. Мильтон считал, что демократию может возглавлять и король (но лишь как на время избранный представитель нации, свободно выбираемый и сменяемый народом). По его мнению, избирательное право, вводимое в государстве, следует предоставлять главным образом средним классам, поскольку именно там имеются те «умные и дельные люди», которые заслуживают быть у кормила государственного правления.

Идею народного суверенитета отстаивал в своих «Рассуждениях о правительстве» активис партии вигов Олджернон Сидней (1622—1683), сложивший голову на плахе за оппозицию правлению короля Карла II. О. Сидней подверг уничтожающей критике сочинение Р. Фильмера «Патриархия». Вслед за Т. Гоббсом и Дж. Мильтоном, он выводил происхождение государства из свободного соглашения людей, которое-де было заключено ими в целях самосохранения. Нет никакого иного правомерного основания власти, чем это соглашение: ни родство, ни сила, ни обман не рождают права. Кому принадлежит право учреждать власть, тому принадлежит и право ее аннулировать. Посему народ всегда вправе низвергнуть королей, злоупотребляющих полученной ими властью. Таковую они обретают благодаря договору между народом и правителями. Преимущественно в политическом смысле понимает О. Сидней свободу индивидов, народа-суверена. В ней он видит прежде всего фактическое участие людей в установлении верховной власти, гражданских законов. Демократические ориентации О. Сиднея привели его, однако, не к республиканизму, а к защите «смешанного правления» (власть короля, ограниченная парламентом), т.е., по сути дела, к проекту создания конституционной монархии.

 

Собственно Джеймс Гаррингтон  (7.1.1611, Аптон — 11.9. 1677, Лондон) разработал утопическую конституцию – «Республика Океания» ("Commonwealth of Oceana”, 1656 г.),  "Преимущества народного образа правления" ("The prerogative of popular government", 1658), "Искусство законодателя" ("The art of law-giving", 1659), "Политическая система" ("System of politics") и др.

Когда Кромвель пришел к власти, никто не знал, включая его самого, офицеров и депутатов парламента о том, что такое республика. Гаррингтона попросили написать об этом. Он изобразил собственное представление о республике в «Республике Океании» в форме утопического романа. Из-за трудностей с цензурой «Океания» печаталась в крайней спешке в трех типографиях, на разной бумаге, разным шрифтом, с перепутанной нумерацией страниц и большим количеством опечаток. Книгу искала секретная полиция Кромвеля и, в конце концов, набор книги был конфискован. Форма утопического романа спасла произведение от уничтожения. Гаррингтон обратился за помощью к любимой дочери Кромвеля и убедил ее, что «детище его разума», – всего лишь «политический роман», весьма далекий от того, чтобы быть опасным для государства и ее отца и обещал посвятить книгу Кромвелю. Набор возвратили автору и книгу опубликовали.

В1658-60 возглавлял республиканскую группу, пытавшуюся осуществить его конституцию. Применяя индуктивный метод Ф. Бэкона, доказывал зависимость форм государства и его учреждений от распределения собственности в обществе. Исследование земельной собственности в Англии привело Гаррингтона к выводу, что народ разделен на классы (был сторонником теории классов), что государство сообразуется с собственностью, а перемены в распределении собственности всегда ведут к изменению норм нравственности, к изменению соотношения политических сил. Отсюда заключал о неизбежности революций. Например, он доказывал, что стремление английских сквайров получить часть собственности, которой прежде владела исключительно аристократия, послужило причиной Английской революции в 40-х годах XV века, свержения абсолютистского правительства и замены его парламентской системой новых собственников – мелкопоместных дворян.

 

Гаррингтон рисует идеальное государство наподобие "Утопии" Томаса Мора, находя ключ ко всеобщему благоденствию в справедливом распределении недвижимых имуществ, предоставлении руководящей роли и господствующего положения мелким и средним землевладельцам, выборности и частой смене должностных лиц, всеобщем вооружении народа. 

С целью осуществления своих идей основал Республиканское общество (клуб “The Rota”), что при воцарении Карла II послужило поводом к продолжительному заключению его. В 1662 г. Гаррингтон был тайно перевезен из Тауэра на остров Св.Николая у Плимута, где он содержался в подземелье замка на скале. Заключение на острове не сломило веры Гаррингтона в правильность своего учения. Скончался в 1677 г., находясь последние годы жизни в состоянии помешательства (воображал, что мысли вылетают у него изо рта в виде пчел и птиц, и хватался за веник, чтобы разогнать их). Лучшее собрание его сочинений вышло в 1777 г. в Лондоне с биографией Толанда.

После его смерти был найден трактат "Механика природы", в котором содержится мысль о "самотворящей" природе. Природа, по мнению Гаррингтона, снабжена бесчисленным множеством служебных духов, при помощи которыхрых она воздействует на материю – Вселенную и на ее отдельные части – тела людей. Эти служебные духи – эфирные частицы, невидимо смешанные с элементарной материей; он называл их еще "животными духами". Последние сообразны с материей, из которой они созданы и в которой они действуют. Гаррингтон утверждал, что ничто в природе не уничтожается и не теряется.

Социологическое учение Гарринтона оказало влияние на американских республиканцев (конституция штата Массачусетс настолько воплотила его идеи, что было официально выдвинуто предложение переименовать штат в "Океанию"), на Рейналя (см. его работу "R;volution de l'Am;rique", L., 1781) и Сийеса (см. составленную им и принятую в1799 Конституцию VIII года).