Про Шикотан, 7

Лина Соловьева
Из писем маме.

«… Когда я гуляю или работаю,   мысленно пишу тебе письма, вроде, как разговариваю с тобой.
 Тринадцатого получила от тебя телеграмму и страшно обрадовалась. Я каждый день говорю себе: «Пойду посмотрю, может, мне прислали телеграмму». И точно, прислали… Хочется, будучи здесь, не терять связи с тобой, чтоб ты всё время писала и сообщала, как твои дела и, главное, как самочувствие.
  А у меня всё в порядке.  Погода  переменчивая до крайности. Начинается утро дождём и холодом. Кажется, что если туман осядет на горы, то пойдет не дождь, а поползут ледники. Мы идём, съёжившись, напялив по сто трикошек и кофт (в эти минуты благодарю тебя) и, вобрав головы в плечи, чтоб холод не попадал за воротник. 
    Днём наступает жара, потом опять туман и холод, потом снова солнце, дождь, изморось и т.д.
   Вчера с Иркой Снежковой лазали на огромную гору. Думали, что с неё будет виден весь остров, долго карабкались, взобрались – вокруг туман-туман-туман и ветер страшный. Мы всматривались в даль и после долгих попыток разглядеть что-нибудь под горой, увидели внизу полосы. Это волны. И поняли: это же остров, а не материк! И перед нами и вдали – океан.
   По погодным условиям считается, что тут сейчас май- начало июня. Цветёт дикий жасмин (веточки у меня на окне), эдельвейсы, гортензии, в том числе, вьющиеся, по стволам и веткам елей, аромат - на сотни метров -  много-много красивых цветов. Есть ягоды красные, безвкусные – ватник. (Кстати, первый вопрос, который нам задали во Владивостоке: «А-а, из Киева: клубничку едите?» - я не видела почему-то, чтобы тут выращивали клубнику, даже под плёнкой).
   А вниз мы спускались по валежнику (такой можжевельник стелющийся), катились, как брёвна. Так здорово!
    Так что, мам, если тебе нравится Шикотан по моим рассказам, то пиши, я тебе вызов выхлопочу. Целую. Отвечай скорей!»

      Как-то решили с Ирой Снежковой втихаря сходить на Край света - считалось,самую восточную точку Южных Курил. Остров длинный, но узкий. Идти было поперек острова примерно 10 км. Пришли. Берега скалистые. В воде огромные камни. А вода совершенно прозрачная. Когда стоишь наверху, видны множественные пороги в воде. А недалеко от берега - скалы с птичьими базарами.
Мы захотели по порогам подобраться к птицам поближе. Шли по колено в воде, перескакивая с порога на порог. Пару раз промахнулись. А вода - 14 градусов . Потом птицы поднялись огромной тучей и начали двигаться в нашем направлении. Мы знали, чем это чревато - нас могли по крайней мере "обстрелять" - и прыгнули в воду, с головой,  чтоб не смывать потом с себя птичий помёт, и добирались до суши вплавь, вдоль порогов, выныривая только затем, чтоб глотнуть воздуха ).
Потом дрожали, как цуцики. За горизонтом, за океаном была Япония. Подобрали в качестве сувениров японскую сеть, а подруга - яркий японский буек, что лежали на берегу, занесенные штормом из-за границы, и отправились домой.
Когда мы шли от дома, то не заметили, что в одном месте наша дорога сходилась еще с тремя. Но на обратном пути это стало для нас неожиданностью. Мы поспорили, по какой из четырех дорог идти... в конечном счете заблудились.  Идём по тропинке в темноте, слышим мужские голоса. Испугались неимоверно. И назад идти некуда, и вперёд страшно. Набрали травы, позаталкивали себе под плечи, подняли капюшоны курток, ссутулились и большими шагами, пружиня, пошли мимо лежащих недалеко от тропинки мужчин, что-то бубня себе под нос "басом". Когда уже почти прошли мимо, кто-то из лежащих что-то сказал, Ирка не выдержала и с визгом рванула вперёд. Я шла за ней, продолжая по-прежнему изображать из себя мужчину. 
   Ира ждала меня метрах в пятидесяти от того места.
   Мы договорились, что, поскольку у неё группа крови первая, а у меня третья, как нам сказали, безопасная для ипритки, я пойду впереди на поляну и приготовлю место для ночлега,  нарвав травы.
   Мы не могли заснуть, мокрые,  вместо подушки - буёк, а укрылись сетью ... Я мысленно переживала, что она меня бросила перед этим на тропинке.  А Ира замёрзла и негодовала по этому поводу. Я вспомнила, что читала, что дрожь согревает тело и предложила ей максимально трястись от холода, на что она ответила, что больше, чем мы трясёмся, уже не получится, и что ей не смешно.
   А небо было как снежное от звезд...
   С трудом дождались рассвета и побыстрее побежали домой. Нас догоняли слепни, их очень много в глуби острова. Бывает даже, ударишь, сразу нескольких убьешь. И убежать от них невозможно.
    Мария Александровна встретила нас возмущенным   «эти (вдох) женщины ( на выразительном выдохе)…».
    А потом мы случайно из разговора с местными ребятами узнали, что  то были косари, они потом рассказывали, что видели двух девушек, а ночевали мы возле бухт Горобец (я - Воробьёва) и Снежковая (Ира - Снежкова) …