Сухум

Анна Шутис
Опять от знаменитой "Ракушки", только в другую сторону, мы сели в местный дребезжащий "Икарус". От Афона до Сухума ехать минут сорок.
Автобус петлял по горной дороге, спускался и поднимался. На скалах мы видели несколько раз памятные знаки с фотографиями и именами погибших на войне с Грузией...
Прямо по дорогам гуляли стада коров. Коровы были тощие, их стало жалко. Вспомнилось, как я на днях хотела купить копченый сыр и спросила в магазине:
- Сыр местный?
- Приветливая продавщица рассмеялась и сказала мне:
- Дорогая! Ты видела наших коров? О каком местном сыре ты говоришь?! Мы все везем из Адлера.
Да уж! Местных продуктов там нет. Только виноград. У Бесика в саду мы его наелись уже до отвращения. Еще в саду у нас росли мандарины, нам разрешили их рвать. Кожура была зеленая, а внутри они уже сладкие. Пару раз рвали зеленые лимоны к чаю. Айва была еще не зрелая.
...Автобус прибыл на железнодорожный вокзал Сухума. Мы вышли, глянули на здание вокзала... Мне стало не по себе. Шикарное когда-то здание было полуразрушено, стекла выбиты, кругом грязь. Урны для мусора я не нашла, чтобы выкинуть окурок и бутылку из-под минералки...
Первым пунктом нашей повестки дня был Сухумский обезьянник.
Вечерами, слушая рассказы Беслана о войне, мы узнали, что в этом питомнике на обезьянах ставили опыты. Им прививали разные болезни - ВИЧ, гепатит и много всякого нехорошего. Так вот, когда грузины вошли в Сухум, они открыли все клетки с обезьянами и выпустили их на волю.
Якобы, грузины хотели использовать обезьян как бактериологическое оружие, поскольку звери агрессивны и кусают людей. Уж не знаю, были ли случаи укусов, но эту историю нам рассказал еще и хозяин кафе, куда мы ходили есть чанахи.
Он рассказал, что обезьяны разбежались аж до Адлера, и их вылавливали, а особо буйных отстреливали...
Перекурив на вокзале, мы сели опять в автобус, там же загрузились новые пассажиры. Водитель сказал, что остановит на остановке, где ближе пройти к питомнику. И автобус попетлял по улицам Сухума.
Мы смотрели на это странное сочетание разбитых пустых глазниц высотных домов и тут же - окна, заделанные современными стеклопакетами. Нам уже не надо было объяснять, что это грузинские квартиры, в которые никогда не въедут абхазы.
На стенах домов видны следы от попавших снарядов. Я ехала и смотрела на все это, раскрыв рот. Такого странного и невеселого зрелища я не видела...
- Кто хотел выйти у обезьянника? - крикнул водитель.
Мы вышли, вслед нам он подробно объяснил, куда идти, куда свернуть...
Мы шли по улице, которая, наверное, была самая чистая в этом городе. Видимо, центральная, тут туристов ходит больше, вот и занялись ее восстановлением...
К зданию института, где исследуют бедных приматов мы долго шли по винтовой лестнице. Лестница была старинная, мраморная и давно не ремонтировалась. Я представила, какая шикарная она была раньше...
Перед тем, как подняться по лестнице, мы увидели пожилую женщину, по внешности, совершенно русскую.
- Купите корм обезьянкам!
Я вспомнила, что Ольга с Юрой сказали нам, что корм надо купить заранее и что обезьяны там на содержании посетителей.
Мы купили у старушки пакет каких-то обрезков фейхоа, бананов с вырезанными гнилыми местами, два стакана не очень свежего фундука. За все это богатство мы заплатили двадцать рублей.
- Вы на ладошку корм кладите, они ручками из клеток будут брать, - посоветовала она, и видно было, ей поговорить хотелось...
- А вы местная? - спросила я.
- Я в Кургане жила, до войны продала там квартиру, переехала сюда, здесь климат мне подходил... Знала бы, что здесь будет, уехала бы из России?... Видите дом? - и она показала мне за спину.
Я оглянулась, увидела высотный дом, он весь был с пустыми глазницами окон.
- Там грузины людей жгли...Окружили его и не выпускали никого. Люди прыгали из окон, горели... - она смахнула слезу.
Мы поблагодарили ее и пошли вверх по лестнице.
На входе с нас взяли по сто рублей.
... Обезьяны скакали по клеткам, кричали. Я подошла к первой клетке, и засмотревшись, чуть не лишилась фотоаппарата. Ловкая мартышка уже вытянула руку из-за прутьев и дернула меня за шнурок. Я, от греха подальше, отдала фотоаппарат недовольному Сашке, который проест плешь из за любого кусочка пластмассы с наличием чего-нибудь электронного.
Потом я чуть не лишилась пакета с кормом. Другая ловкая мартышка вцепилась в пакет, я с трудом отняла его.
А веселые русские туристы кормили приматов, мужчины корчили рожи, дети смеялись.
И действительно, сложилось впечатление, что кормят их только туристы. Посередине питомника стояли продавцы и продавали пакеты с фруктами, орехами и печеньем. Мы скормили голодным животным все, что было куплено у старушки и купили еще.
Я там увидела веселых и здоровых зверей, и зверей с опухолями и ужасно ожиревших. Накормив их, нанюхавшись вони, мы пошли в Ботанический сад.
Надо было приобщиться к прекрасному...Ботанический сад был прекрасен!
Потом пообедали в чебуречной.
После чебуречной настроение улучшилось. Обязательно надо было посетить набережную.
Коллонада на набережной была более-менее в приличном состоянии, а вот сама набережная...
Уже захотелось вернуться в чистенький, маленький и уютный Новый Афон. Таким он казался нам на фоне Сухума.
Пока шли до троллейбуса, который идет на вокзал, Сашка увидел на одном из зданий мемориальную доску. Надпись на русском языке гласила о чем-то, связанном с революционным подпольем. Ниже была надпись на абхазском. Надпись на грузинском была замазана белой краской....
Остановка троллейбуса находилась у городского рынка. Мы ждали троллейбус, ели мороженое. Урну для мусора можно было не искать. Она была везде.
Подошел троллейбус. Он был такой же больной и несчастный, как город, по которому он ездил. Его изъедала каррозия. Когда мы погрузились в него, у меня уже не было сил удивляться. Стоимость проезда оказалась невероятной. Три рубля....
...Прямо с остановки автобуса в Афоне, мы побежали купаться. Купальники остались дома. Но, на пляже никого не было, купались в нижнем белье. Сашка плавал в семейниках.
Хотелось подпитаться от моря положительной энергии...