Ожидание

Людмила Фельдман
- Вы довольно долго сидите у окна, не хотите ли прилечь?
- Нет, нет, ещё немного... Я не устала. Я позвоню,  когда мне понадобится помощь.
Джейн приветливо улыбнулась молоденькой монахине, которая ухаживала за ней, и помахала ей рукой. Девушка вышла, а Джейн продолжила смотреть в окно. За окном не было ничего интересного, кроме дорожки , на которой вот-вот должен был появиться её сын.
У Джейн был очень хороший сын. Он доставлял ей много радостных минут, когда был маленький. А когда подрос и поступил в колледж, затем в университет - Джейн очень гордилась им. Огорчало то, что виделись они редко. То походы с друзьями, то путешествие в Африку, то стажировка в Японии... Всё дела... дела...Роберт не забывал мать: регулярно звонил ей, присылал поздравительные открытки и подарки. Джейн была у него на свадьбе. Почему-то её не пригласили посмотреть на внука и ни разу не привезли Алекса к ней. Но, наверное, тому были какие то уважительные причины. Джейн не могла долго обижаться на Роберта. Она всегда находила его поступкам оправдания. Он был просто замечательным сыном. Когда Джейн состарилась и стала часто болеть, Роберт устроил её в очень приличный интернат. Не самый дешёвый. И вот уже шесть лет оплачивает её пребывание в этом заведении. Джейн настойчиво просила Роберта навестить её и он обещал. Поэтому Джейн подолгу сидела у окна и смотрела на дорожку.
   -Удивительно, почему они все умирают с открытыми глазами и очень часто у окна? - сказала молоденькая монахиня пожилой уборщице, когда они пришли в комнату Джейн, чтобы собрать её личные вещи , для передачи родственникам.
 -Они все надеялись... ожидали... - ответила та.
     Ольга чуть приоткрыла входную дверь и держась за стенку пошла в спальню. Она надеялась, что кто-нибудь заметит не запертую дверь и зайдёт в квартиру. Воров она не боялась - красть нечего. Год назад в их доме умерла женщина. Она пролежала в квартире три месяца, пока её не обнаружили дети, которые всё лето отдыхали на курортах. Когда вынесли её останки а также сгнившую кровать, мимо парадной невозможно было пройти - тошнотворный запах стоял почти неделю.
Ольга боялась, что с ней произойдёт то же самоё. Тогда её сыну будет противно зайти в квартиру и он ничего не возьмёт на память о ней. У неё был очень хороший сын. Ольга родила его поздно. Когда он закончил институт, она была уже пенсионеркой. Саша стал успешным программистом. Фирма, куда он устроился работать, обслуживала американского заказчика. Американец был доволен работой Саши, но разница во времени не позволяла  быстро решать проблемы. Александру предложили переехать в Сиэтл, пообещав зарплату втрое больше, чем в России.
Ольга была очень рада за сына. Поездка в Америку помогла ему решить и личную проблему: девушка, в которую он был влюблён , дважды отвергла предложение стать его женой, но узнав о возможности улететь за океан, согласилась на брак.
Контракт с фирмой был подписан на три года. Саша оставил матери старенький ноутбук с видеокамерой, так что они могли общаться через скайп. Поначалу он выходил на связь часто, затем всё реже и реже. Когда прошло три года, Саша сказал, что его жена не хочет возвращаться в Россию, а он не может жить без неё. Ольга спросила нельзя ли и ей переехать жить в Америку, на что сын ответил: - "Пока такой возможности нет." Прошло ещё шесть лет.
Саша был хорошим сыном, добрым - неоднократно предлагал матери деньги. Ольга отказывалась. Зарплата у Саши была гораздо больше, чем в России, но и потребности стали больше. Невестка не работала, а денег на свои прихоти требовала всё больше и больше. Её привлекали экзотические страны и Саша, из-за этих поездок, никак не мог выбраться навестить мать. Он обещал обязательно приехать в следующий отпуск и Ольга ждала.
  Когда у неё появилось недоброе предчувствие, она легла на кровать, поставила ноутбук  себе на живот, так, чтобы в камеру попало её лицо и включила компьютер. Она лежала и думала: - "Сын увидит, что я плохо чувствую себя и прилетит, ведь он любит меня , он такой хоро..."
  Наоми уже второй день приходит на холм. За холмом начинается Сахара. Наоми вглядывается в даль. Сердце тревожно стучит. Неужели и сегодня она не увидит на горизонте такие долгожданные тёмные точки?
Два месяца назад её муж Мохамба и сын Хосимба ушли с караваном продавать соль. Пора бы уже вернуться.
В семье Наоми шестнадцать человек, но кормильцем был только один её муж. Остальные члены семьи - старики, женщины и дети. Двое старших сыновей Наоми умерли совсем маленькими, а Хосимба выжил. Как же была рада Наоми, когда он выздоровел!  Если в семье нет мальчиков - кто позаботится о близких в будущем? Прокормить семью могут только мужчины и верблюды. Так было всегда. Мужчины всех семейств в округе собирались вместе и шли через пустыню к  озёрам, где продавали соль. Караван шёл туда месяц и обратно месяц. Пустыня таила много опасностей. Не все мужчины и верблюды возвращались домой. Вернувшиеся отдыхали две недели и опять собирались в путь. Туда, где можно было продать соль. Это путешествие тоже занимало два месяца.
Четыре месяца назад Мохамба впервые взял с собой Хосимбу. Мальчик хорошо справился со своей задачей. Он старался во всём подражать отцу. Его помощь очень пригодилась Мохамбе. Отец пообещал  после продажи соли купить сыну рубашку. Это будет первая рубашка, которую купят мальчику. Хосимба всегда носил, перешитые матерью, старые рубашки отца.
Наоми улыбнулась, вспомнив, как Хосимба  рассказывал сёстрам о своём первом путешествии. О том, как в пути заболел верблюд. Хосимба лечил его раны сухой марганцовкой, нежно втирая её в кожу  животного. Но верблюд становился всё слабее и слабее. Неожиданно им на пути попалось несколько метров свежей зелёной травы. Каким то чудом сюда занесло семена и несколько капель воды. Караван очень спешил. Время было рассчитано, если опоздаешь, соли может не хватить на всех. Погонщики  не давали верблюдам остановиться и полакомиться. Хосимба стал собирать пучки травы и на ходу угощать животных. Больной верблюд, в благодарность, прикоснулся губами к голове Хосимбы. Сёстры захихикали:- "Он тебя поцеловал! Ты будешь его любимым хозяином!" " Пусть так, главное, что верблюд поправился и нам не придётся покупать нового" - серьёзно ответил Хосимба. Хороший вырастет из Хосимбы хозяин. Через десять лет Наоми и Мохамба пойдут в самое дальнее селение и приглядят там Хосимбе жену. Они отдадут за неё много подарков. Не жалко. Невестка возьмёт на себя всю трудную работу по хозяйству, а Наоми  станет нянчить внуков. Так было всегда.
Наоми смахнула с ресниц песчинки.. Но они не слетели. Да это не песчинки! Это то, что она так напряжённо высматривала! Это те самые точки на горизонте, которые приближаясь принимали очертания верблюдов и людей. Это вернулись её муж и её дорогой мальчик. Наоми счастлива.
Наоми не знает, что за солью уже стали приезжать на машинах . Когда Хосимба подрастёт, ему придётся искать работу в городе...