Ново-Афонский монастырь и его окрестности

Анна Шутис
...Беслан остановился на центральной (и единственной) площади города.
- Аня, вот здесь купите себе местные симки. Ваша связь тут не берет.
Я зашла в салон связи, купила одну сим-карту. Решила, что одной на всех хватит. Дашка в первую очередь узнала о наличии интернета.
Мы с ней вышли на улицу. Беслан инструктировал Сашку.
- Дочку одну не отпускать даже днем в магазин. Где лучше покушать, покажу по дороге. У кого хорошее вино и чача, тоже туда вас отведу.
Мы шли вверх в гору. Я уже успела разглядеть купола Ново-Афонского монастыря, Иверийскую башню на горе.
Мы заползли в самый верх. Кругом были дома частного сектора, кафешки, ларечки. Отдыхающих было мало.
Бросались в глаза разрушенные санатории и нежилые дома. Беслан объяснил, что здесь жили грузины и после войны в эти дома никто никогда не заселится. А на ремонт санатриев и домов отдыха нет денег. Ждут от Медведева вливания.
На верху я увидела современное здание.
- А это какая-то крутая гостиница? - спросила я.
- Нет, это здание администрации Ново-Афонских пещер. Сюда я вас отведу бесплатно. Вход триста рублей с человека, но у нас с Владом тут друг работает главным администратором. Так что вам повезло.
И вот мы доползли до дома. Дом двухэтажный, белого цвета.
Появилась тетушка Беслана и Влада со странным именем Феруза.
Феруза проводила нас в комнату на втором этаже с шикарным балконом. Выдала нам чистое белье. Пока мы с ребенком обустраивались, Сашка расплатился с Бесланом за все дни проживания.
Все было замечательно. И комната, и особенно, балкон с видом на море. Там один вид стоил дорого! А виноград можно было срывать прямо с балкона.
Вполне приличная оказалась и отдельно построенная летняя кухня.
Огорчили удобства на улице. И отдельное душевое помещение.
Беслан в подробностях показал, как сливать водой из ковша свои естественные надобности. Нет! Не подумайте, сам он при этом их не справлял! Просто показал, как правильно пользоваться, чтобы все смывалось.
Нам было уже все равно. Нам нужно было море!
Мы, одев купальники помчались на пляж. Пляж был около остановки, только перейти дорогу. Уже наступал вечер. Мы вышли на берег. От вида моря у меня захватило дух.
Мы с Дашкой скинули с себя сарафаны и плюхнулись в волны. Сашка не рисковал. Он вообще осторожный в плане купания.
Мы дрызгались почти до сумерек. На пляже никого не было. Можно было выкинуть купальники. Что я и захотела сделать...
Но тут на пляже появился Беслан...
- Я распереживался за вас. Все-таки вы друзья моего брата, я несу за вас ответственность, а уже темнеет. И девочка у вас симпатичная. Поздно не гуляйте. У нас тихо, но всякое может быть.
Я послушала Беслана, и опять пошла в море. Он продолжал инструктировать Сашку. Мне это надоело.
Но Беслан не оставлял нас. Накупавшись, мы оделись и пошли к дому.
- Бесик, ты обещал показать, где тут вкусно едят и продают вкусное вино.
- А вот, как раз и кафешка эта. Если не хотите есть в кафешках, готовьте дома, холодильник в вашем распоряжении. Самый приличный магазин - самый близкий к дому, у тропинки к пещере.
Но мы решили поужинать с шиком. Сели в кафе, набрали шашлыков, мамалыги, чачи.
Спасть завалились, как убитые...
- В четыре утра начали орать петухи. До десяти утра был не сон. Была полудрема, а в в этом состоянии мне снились петухи, гуси и коровы.
...На площади, перед тем, как залечь на пляже набрали сухумского пива. Оно было легкое и вкусное, как квас.
... И потекли дни безделья, моря, солнца, обгорелых носов и ежевечерним распитием домашнего вина.
Тетушка Феруза появлялась редко. Она приходила только прибраться, постирать и проконтролировать любящего выпить Беслана.
В одной из комнат жила семейная пара из Кемерово. Оля и Юра. Им было обоим хорошо за сорок. С ними мы собирались по вечерам во дворе, ужинали, травили байки.
В один из вечеров Оля и Юра сказали нам, что хватит валяться на пляже, пора посетить святые места. Они там уже были, но сходят еще и покажут нам дорогу.
...Утром встали рано, завтракать не стали, просто попили чаю. Первым делом пошли в ущелье. В ущелье протекала горная река, поднимаясь выше, мы шли к пещере, в которой по преданию жил сам Семен апостол.
Мы с трудом дыша нашими прокуренными болотными легкими доползли до пещеры. В пещере шла служба. Постояв на службе, мы двинулись вверх, к Ново-Афонскому монастырю.
По дороге к монастырю располагается рынок, где торгуют всяким сувенирным барахлом. Но, как научил нас Влад, мы ничего там не купили. "Все это продается в Адлере, на Казачьем рынке, только дешевле в два, в три раза".
Торговцы опять хватали за руки, предлагали попробовать вино и чурчхелу.
- Не бери тут чурчхелу, мы с Юркой купили, оказалось, как пластилин.
В храме Пантелеймона Целителя мы поставили свечи. Сашка фотографировал фрески.
Потом мы фоткались у водопада, совали головы в фанеры, где я стала абхазской, а Сашка абхазцем. Несколько раз мне предлагали себя в зятья молодые абхазские парни. Кстати, только там я увидела местных рыжих...
В Питере много лиц кавказской национальности, но рыжих я увидела впервые...
Обратно из монастыря мы шли какими-то огородами и увидели тут всю обратную сторону "красоты" Нового Афона.
Разгромленные захламленные дома, превращенные в помойки, разбитые машины и даже прошитый автоматной очередью старенький автобус. Мой криминалистический нос уловил даже запах, который называется запахом трупного разложения. Утешило то, что мы увидели дохлую собаку.
Находчивая Дашка фотографировала все это, переставив режим фотокамеры в черно-белый.
...К вечеру у меня поднялась температура. Не знаю, может, от усталости, может, перегрелась. Суеверная Ольга выдвинула версию о том, что после посещения такого святого места я очищаюсь.
Вечер продолжился проводами Ольги и Юры. Они переезжали на продолжение отдыха в Пицунду.
Ольга накрыла стол. Литр чачи убрался быстро. Бесик бегал два раза за добавкой... Ольга пела частушки, Беслан пел абхазские песни про войну. как выяснилось, он участвовал в сопротивлении, был ранен. И его фотография висит в музее боевой славы Нового Афона. Мы пообещали зайти в этот музей, к тому же, он находится прямо на площади, мимо него не пройдешь.
...И вот чем интересно на юге - там нет похмелья. Просыпаешься, как огурец.
Утром, проводив соседей до остановки "Ракушка", мы поехали в Сухум. К тому же, погода была пасмурная, на пляже делать было нечего. А для прогулок - в самый раз...