Любовный треугольник он, она и контрабас

Марина Еремина
29 мая в Центральном доме культуры Молодежный театр Сочи «Веселая душа» представил зрителям премьеру спектакля Марианны Напаловой «Страсти по контрабасу» по мотивам произведения Патрика Зюскинда «Контрабас».
«Контрабас – самый большой по размеру инструмент из семьи струнных смычковых и самый низкий из них по звучанию. Свое летоисчисление ведет с XVII века. В оркестре контрабас играет очень важную роль, будучи «опорным»  басом в самом низком регистре. Тем не менее, в симфоническом оркестре контрабас редко выступает как солирующий инструмент, однако на нем можно играть виртуозно.» – вот и весь портрет инструмента, описанный в музыкальной энциклопедии. Удивительно, что вокруг него разгораются нешуточные страсти!
Перед нами в динамичном спектакле Молодежного театра «Веселая душа», который становится репертуарным и популярным театром – предстал типичный музыкальный любовный треугольник: Он, Она и инструмент. Меланхоличная, неустроенная в быту, одинокая жизнь оркестранта-интроверта (Максим Корень) обретает смысл только во время музыцирования. Для талантливого музыканта «прогибаться», льстить генеральному музыкальному директору, приспосабливаться к обстоятельствам – подобно пытке. А жизнь, кажется, требует лишь этого – вечного приземления, когда музыканту хочется лишь полета! Он приходит в дом к жене с бутылкой шампанского и цветами – отмечать свое очередное поражение. Жена не выдерживает очередной провал, очередную неудачу. Она собирается уходить…
Любовная история прорисовывается очень точно. Многие зрители узнавали себя и свои проблемы. Это проявлялось в оживленной реакции публики: кто-то звонко смеялся, кто-то тихо шептал что-то на ушко своей собеседнице. Моя соседка слева громко произнесла «Бедная женщина!» Тема «зацепила» публику за живое, это стало очевидно. Ярким проводником этой темы стала спутница жизни музыканта, его супруга, роль которой исполнила студентка Сочинского училища искусств Нина Лукашевиц. Отметим, что дебютантка очень органично вошла в роль, живо, раскрепощено и гармонично вела себя на сцене. Безусловно, без нее спектакль вряд ли бы состоялся. Думаю, что Патрик Зюскинд был бы только «за» введение роли супруги в моно-спектакль. Маленький элемент помог понять характер героини – на ее тонкой шее красовалась лента, немного напоминающая ошейник. Выглядело это как некий символ зависимости, ее привязанности к мужу. Сколько раз он «доводил ее до кипения», и сколько раз она уходила, а сколько раз возвращалась?!
Находкой режиссера стало введение еще одного героя пьесы – Души Контрабаса. Этот двухметровый, под стать инструменту очаровательный эстет подарил зрителю немало приятных минут. Не зря говорят, что у каждой вещи есть душа. У контрабаса она получилась замечательной – видной, торжественной, где-то высокомерной, где-то комичной, даже хулиганской, а где-то ранимой и чуткой. Роман Бережный справился с ролью достойно, он смог показать своей пантомимой и allegro, и adagio, и forte, и piano. То, чем жила душа музыканта выражалось на лице его «инструмента». Очень искренне, забавно и трогательно!
Пожалуй, самая сложная роль досталась выпускнику Российской Академии театрального искусства Максиму Корню. Перед нами - 35-летний музыкант, работающий в симфоническом государственном оркестре. Его главный тезис: «Главным в музыке является контрабас». Интеллектуальные разговоры, не всегда понятные рядовому зрителю, донесение образа «непризнанного гения», работающего в одной из самых консервативных областей жизни. Один из смысловых пластов пьесы таков: в жизни всегда есть место тем, кто обласкан публикой, тем «музыкантам», чьи имена блистают на глянцевых афишах. Им всегда рукоплещет зал, для них всегда есть сольные партии. Но есть не менее ценная группа людей, тех, кто несет основную нагрузку, они не менее виртуозны в своем деле, но остаются невидимыми, слитыми со своим «оркестром».  Изменится ли этот распорядок жизни? И нужно ли его менять? Как быть тем, кто сидит в «оркестре» вдали от аплодисментов зрителя, тем, кто живет в положении: «после нас идет только литавра»? 
«Как нас рассадили в оркестре с 1750 года, так и сидим по сей день!» - говорит главный герой. А внутри – горячее желание выделиться, доказать всем свой талант, быть услышанным, получить в жизни возможность сыграть СОЛО! Главный герой мечтает исполнить соло в концерте для контрабаса с оркестром. Он утверждает, что все, кто писал такие концерты – обычные отчаявшиеся контрабасисты, которым пришлось стать композиторами, чтобы доказать важность и возможность сольных партий для контрабаса. Мы видим, что герой Максима Корня – талантлив, он сможет в дальнейшем пополнить ряд этих композиторов!
Не случайно и расположение инструмента - он находится в центре сцены – такое же центральное место он занимает в душе музыканта-философа. Вместо контрабаса сюда можно было бы поместить любой предмет, символизирующий любимое дело мужчины… Почему пьеса Зюскинда интересна не только узкому кругу музыкантов? Потому что здесь очевидна тема вечного треугольника: он, она и его любимое дело. Мужчина живет, дышит, думает лишь о деле всей своей жизни, которое одновременно и боготворит, и ненавидит. Но, несомненно – мужчина ассоциирует свое дело со своим «эго». Это не нравится женщине, которая часто остается одна в буре жизненных неурядиц. И часто она срывает на мужа свою злость и накопившуюся обиду. Но именно благодаря своему делу мужчина остается Мужчиной. Это далеко не сразу становится понятным и главной героине. Когда ее муж признался, что ненавидит свой инструмент, что разочарован в нем, а, значит, и в жизни, именно в эту минуту его слабости и отчаяния, когда даже Душа контрабаса не могла скрыть слез и покинула дом, героиня поняла эту истину. Только увидев зияющую пустоту в душе мужчины, она все осознала и принялась возвращать все на круги своя. И Душа инструмента вернулась, и в мужчине проснулась любовь и к музыке, и к жизни, и к супруге. Как приятно, что это прозрение произошло! Как важно, чтобы такие прозрения вовремя приходили к каждой любящей женщине!
По признанию режиссера-постановщика спектакля, преподавателя Сочинского училища искусств Марианны Напаловой в спектакле был применен один из приемов ее любимого драматурга Григория Горина - «пьеса в пьесе». То, что мы увидели на сцене – по сути новая пьеса, которая только перекликается с произведением Патрика Зюскинда. В его моно-спектакле вдруг появились неожиданные персонажи, которые зажили собственной жизнью. «К нам пришло более комедийное решение в целом достаточно меланхоличного произведения, – говорит Марианна Напалова, - Конечно, решение принимает зритель, но я считаю, что спектакль удался! Спасибо стараниям актеров! Максим Корень - несомненно, талантливый молодой актер, уже дебютировавший в спектакле «Записки сумасшедшего». Его уже знает и хорошо принимает зритель. Роман Бережный, исполнивший роль Контрабаса, мой выпускник, который живет в Москве. Он приехал специально, чтобы участвовать в спектакле. В афише указана Анна Хофленер – моя выпускница, которая живет в Германии. Но она не смогла приехать, поэтому мы ввели дебютантку – Нину Лукашевиц. Я думаю, что она справилась. Мы с большим удовольствием повторим спектакль летом для наших замечательных жителей и гостей города. Думаю, что сочинцам будет очень приятно смотреть постановки своего сочинского театра, а не только гастролеров. Хотелось бы показать этот спектакль и в Зимнем театре. Мы ведем настоятельные переговоры, чтобы в Зимнем театре нам выделили малую сцену. От всей нашей «Веселой души» благодарим директора ЦДК Ольгу Ивановну Доценко, спасибо Вам за этот теплый «дом», который перерастает в настоящий арт-центр! Творческие планы сопряжены с постановкой семейного спектакля, сказки для маленьких сочинцев. Прекрасно, что дети видят балетные постановки, но им также необходима история, сюжет, слово. Мы будем стараться подарить маленьким сочинцам яркий хороший спектакль!»
Главный вывод, который напрашивается после просмотра удачного спектакля театра «Веселая душа» – музыка – величайшая на свете тайна. Но не меньшая тайна – душа самого музыканта, ее невидимые струны, которые играют скрытую от внешнего мира необыкновенную симфонию.
Марина Еремина