Приезд

Анна Шутис
...Их ждет здесь море Черное
И пляж уютный ждет.
Природа здесь чудесная,
Приветливый народ....(с)

Прошедшим летом мы не знали, куда поехать отдыхать... Обломалась поездка в Израиль к друзьям. Причина самая банальная - отсутствие энного количества денег. Хоть и жилье нам в городе Ашдод предоставляли бесплатно, но билеты, переезды, экскурсии, питание, подарки гостеприимным друзьям - все не вписывалось в наш бюджет.
И, как назло, перед началом отопительного сезона (а был уже сентябрь), при испытаниях у нас в квартире прорвало все батареи. В один день закапала вода сначала на кухне, потом в комнате дочки, а потом и в нашей.
Я в истерике побежала к председателю, он только разводил руками и ссылался на старость наших батарей, на губернатора и на президента. После этого отправил сантехника перекрывать стояки, чтобы мы не затопили соседей...
Доводить дело до суда было некогда, хотя, можно было. Пострадало больше десятка квартир в нашем доме. Мы просто поехали и купили новые, современные итальянские батареи, все прибабмбасы к ним и вызвали сантехника.
После установки новых батарей денег оставалось только на плацкарты до Адлера, на скромное жилье в частном секторе и немного на пропитание и развлечения.
И вот куплены билеты. Оставались только три билета в плацкарте у туалета. Нашли по интернету недорогую турбазу в Адлере. К тому же, эта турбаза была нами проверена еще в 1998 году.
И вот как-то вечером, за пару дней до отъезда я увидела по телевизору передачу про Абхазию. Показывали репортаж про город Новый Афон. Меня осенило! Вот что нам надо! Это Иерусалим, только наш!
Я набрала телефон своего знакомого Влада, он мне как-то говорил, что у него там, в Новом Афоне полно родни, и дом, и сад, и до пляжа - рукой подать.
Все решили за полчаса. Влад созвонился со своим братом Бесланом. Договорились о времени и месте встречи. Естественно, договорились и о цене проживания. Так же, Влад проконсультировал нас, как добраться от Адлера до Афона, на чем ехать, на чем не ехать, сколько где платить, что покупать и что не покупать...
...Я не буду описывать все прелести езды в плацкарте у туалета.
Адлер встретил нас хорошей погодой бархатного сезона и армянскими таксистами прямо на платформе.
Но мы уверенным шагом шли к стоянке маршрутки. Помогала нам абхазская женщина из Сухума, с которой познакомились в поезде. Она собрала в кучу всех бледнолицых питерцев из своего вагона, которые ехали на ее родину, и мы гуськом шли за ней.
Наша компания заняла всю маршрутку.
Мы ехали по Адлеру и я не узнавала его. Везде шло строительство, пыль стояла столбом, везде работали экскаваторы, краны и прочая строительная техника. Вовсю шло приготовление к Олимпиаде. Мне уже стало хорошо, что мы не будем лежать на сочинском или адлерском пляже в компании с экскаваторами и рабочими.
Оставалось только пересечь границу. Наша добрая спутница утверждала, что сейчас границу перейти легко, не должно быть много народу.
Как она ошиблась! Очереди стояли полукилометровые.
Наша питерская компания рассосалась по разным очередям. Но наша абхазская соседка каким-то образом пропихнула вперед нашу семью. Нам повезло. Но. Возникли проблемы с нашей русской таможней.
Муж прошел без проблем. За ним я подтолкнула к окошечку свою несовершеннолетнюю дочь. Женщина-таможенница в окошке долго рассматривала моего ребенка. Потом попросила ее снять шляпу. Даша сняла. Дальше вопрос ко мне:
- Чей ребенок? - при этом она крутила в руках Дашкин паспорт.
- Мой ребенок, - удивилась я, - а что-то не так?
- Сколько ей лет?
- Семнадцать. Восемнадцать в декабре.
- Ваш паспорт.
Я протянула свой паспорт. Она открыла страничку, где написаны сведения о детях. Потом открыла страничку о моем семейном положении. Там стоял штамп о разводе с ее отцом.
- Где нотариальное разрешение о вывозе ребенка от отца?
Меня как током ударило. Или южным солнцем... Как я не подумала! Дашкин отец давал нам такие разрешения, когда мы собирались ехать в Европу. Но как я не подумала про Абхазию! Мне и в голову не пришло!
А тут еще и Даша стоит и корчит таможеннице такие недовольные рожи, что та ей сказала:
- Девочка, ты сейчас никуда не попадешь!
Я стукнула Дашу по попе кулаком. "Прекрати", - шепчу. А сама, стыдясь, тихонечко показываю сотруднице таможни свою красную книжечку, и говорю:
- Ну я же сотрудник внутренних органов, ну неужели вы думаете, что я хочу вывезти себя и несовершеннолетнюю красавицу-дочь на территорию Кавказа? Мы же не в Америку едем. И не в Швейцарию...Ну пропустите, нас уже встречают...
В свой адрес я услышала много лестных слов о том, что мимо этого окошка каждый день проходят сотни таких наглых людей с ксивами. И если она будет потакать каждому, то лишиться своей работы.
Муж в это время уже полчаса грелся на солнце нейтральной полосы. Очередь сзади начала бубнить. Наследнице таможенника Верещагина, видимо надоели наши с Дашей лица, и она начала допрос. Она спрашивала у меня, когда, где родилась дочь. Потом спросила Дашку,когда и где родилась мать. Спросила у нее мою девичью фамилию, фамилию по первому браку и, глядя в мою ксиву, спросила, где работает мать. Ребенок проявил чудеса познания и все ей рассказала хорошо поставленным голосом.
Смахивая пот со лбов, мы пересекли российскую границу и двинулись к таможенному посту Абхазии. Я ждала новой эпопеи, но из окошечек на нас даже никто не посмотрел...Сотрудники абхазской таможни лениво сидели на корточках и обсуждали свои проблемы, покуривая сигареты.
И вот мы в Абхазии.
Идем через мост. Нас хватают за руки местные водители и зазывают в свои авто. Цокают языками, глядя на дочку. И говорят "Вах!", глядя на мою грудь. То, что мы с мужчиной, их не смущало. А может, они не замечали мужчину. Он бежал впереди, волоча за собой чемодан на колесиках. Но, как научил нас Влад, на них не реагировать, идти тупо к городскому автобусу и делать лица кирпичами.
Мы шли уверенным шагом. На площади увидели старинный "Икарус". В Питере я таких не видела уже лет десять.
До Нового Афона цена была по восемьдесят рублей с человека. Для сравнения. Таксисты-частники просили тысячу с троих. Водители частных маршруток просили по двести-двести пятьдесят с лица.
И вот мы в автобусе. До Нового Афона ехать полтора часа. Как сказал Влад, на остановке под названием "Ракушка" нас будет встречать его брат Беслан.
Мы ехали и глазели на пейзажи. Проехали Гагру. Море было таким лазурным, что хотелось выпрыгнуть из автобуса. Но надо набраться терпения...
После Гагр пейзаж мне все меньше нравился.
По обочинам дорог валялись кучи мусора, по дорогам гуляли тощие коровы. От побережья мы удалились и мне стало тоскливо. Я утомила водителя расспросами о том, когда же будет Новый Афон. Время тянулось. Я задремала. Проснулась от того, что меня трясла дочка.
- Вставай, приехали.
Мы вышли на остановке. Домик остановки, действительно был ракушкой. На скамеечке сидел невысокий мужчинка, лет сорока пяти, седой, симпатичный.
- Вы Аня? - спросил он меня. Акцента почти не было. Глаза цепкие и хитрые...
- Я Аня. Это Саша, это Даша.
- Я Беслан. Можно просто Бесик, - Он пожал Сашке руку, взял у Дашки сумку и повел нас вверх под гору.