Если свет в Вас есть тьма, то какова же тьма

Наталья Ахмедова-Вапаева
Культура – совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии, используемых обществом составляющих культурные традиции и служащих дальнейшему прогрессу человечества.
Религия (от лат. Культ богов) – фантастическое отражение в головах людей, тех внешний сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни – отражение, в котором земные силы принимают форму неземных.
Основа – связь с верой в сверхъестественное, нечто стоящее выше законов материального мира.
ВЕРА!!! Я отвечаю всегда, что я верующий, а не религиозный человек. Спросите меня о других религиях, я многого не отвечу, я просто не знаю, и мне не стыдно при этом. Я знаю что-то другое, и я ВЕРЮ не только в Единого Бога и Спасителя Иисуса Христа. Моё понимание Веры гораздо ШИРЕ. Я вообще склонна верить людям. Набью шишку? Ну и что… Есть средства и время для рассасывания её, но мне так легче жить....
Я уже писала как-то, что были удивлены моему сыну, который на работе сказал, что он верующий, после того, как удивлённо спросили: «Ну от куда ты у нас такой культурный взялся?». Неверие, оно же (с моей точки зрения) полное БЕСкультурие и порождает частично то, что мы имеем на день сегодняшний.
«….Ну я же не вижу Его, твоего Бога! Почему я должна верить?» - говорит коллега по работе.
- Ну и не дыши тогда, ведь воздуха ты тоже не видишь, или КАК? – ответил сын и пошёл трудиться дальше, продавая клиентам диски с разного рода музыкой, вплоть до….
Культурные ценности создаются самим обществом, но они же потом и определяют развитие этого общества, жизнь которого начинает зависеть от произведенных им ценностей. Культура – есть вид человеческого бытия, особенность которого заключается в том, что он создается своим носителем, т.е. человеком.
Библию можно смело назвать источником мировой и исторической культуры. Вот где я черпаю и вдохновение, и мудрость, и знания, и энергию, а сколько в ней эротики!!! Но более всего она для меня источник ЛЮБВИ, той ЛЮБВИ, которая позволяет мне не уничтожить в самой себе ту культуру, которую насадили в меня мои предки, и которая льётся внутри меня, которую хочется изливать на других, делая простое человеческое ДОБРО.
Пожалуй, нет более впечатляющего славословия о любви, сказанное в первом послании к Коринфянам: «…Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая. Если имею дар пророчества и знаю все тайны и имею всякое познание и всю веру, так, что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я – ничто…».
Все внешние предписания Иисус соизмерял с любовью. И оказалось, что она выше всего, что человек действительно руководствуется своим внутренним чувством чаще. Чем внешними предписаниями.
А если кто-нибудь утверждает, что для него внешний закон выше его внутренних побуждений, то он просто лицемер.
В чем истина? Не видя вокруг себя того, что должно быть, человек может постепенно разувериться в истине порядочности, в правильной нормальной человеческой жизни. К сожалению, чтобы поверить человеку, нужно видеть: так было всегда, люди в этом отношении не меняются,… Иисус показал истину, дал людям ее образ.
Истина – это любящий человек. Дав образ истины и жизни, он тем самым дал образ культуры пути, по которому она должна развиваться. Только такой путь полагал Иисус приведет человека к высшим ценностям. Конечно, Христос был не одинок в своем утверждении человека, как высшей меры и принципа построения культуры.
Мы можем вспомнить Конфуция, который настойчиво убеждал соотечественников в важности принципа Жень (человеколюбии), считая, что без него общество не сможет возродиться и Протагора с его принципом человека как меры всего сущего.
Иногда можно слышать мнение, что согласно Библии, мир будет приведен к совершенству помимо воли человека. Это мнение ошибочное. Из Библии вовсе не следует вывод о закономерном развитии культуры или мира в целом к совершенству. Будущее не изменится к лучшему, если человек безучастен, если он надеется, что мир будет улучшаться сам собой.
Если человек лишь сообразуется «с веком сим», против чего предостерегал римлян апостол Павел (К Римлянам гл. 12. ст.2), а не преобразуется обновлением ума, к чему он их призывал, то мир будет только ухудшаться.
«Если свет в вас есть тьма, то какова же тьма?»
Несомненно, культура – это ценность, или мир ценностей, ее постепенное развитие – это своеобразный ценностный отбор, который осуществляет человек во всем, к чему бы он не прикоснулся, куда бы он ни проник. Но ценность, какой бы она ни была культурной, означает только то, что она, чего то стоит человеку, что он заплатит или согласен заплатить за нее частью своей жизни, своего комфорта или материального достатка. Но разве не бывает напрасных жертв, разве человек всегда платит лишь за то, что ему действительно необходимо?!
Скорее наоборот: мы ценим то, за что заплатили и склонны считать именно его хорошим, хотя это может быть и не совсем так. Человек одобряет или осуждает то, что само по себе нейтрально и не содержит никакой оценки.
Поэтому, когда говорят о бескультурности кого-либо, или кризисных явлениях в культуре общества, то нужно понимать это как показатель утраты представления о ценностях, неспособности или нежелания людей платить или жертвовать собой во имя ценностей культуры.
Человек обычно не ценит то, что достается ему даром.
Индивидуальность человека ограничена прямолинейным отнесением ее в одну из категорий добрых или злых, положительных или отрицательных. Психологические состояния как бы освобождены от характера. Они могут, поэтому меняться с необычайной быстротой, достичь невероятных размеров. Человек может становиться из доброго - злым, при этом происходит мгновенная смена душевных состояний.
Но источник культуры, как мы говорили, - это человек! Если он всего лишь пользуется ценностями культуры, но не желает или не способен привносить что-то от себя в эти ценности или хотя бы относиться к ним с почтением, то культурный рост общества приостанавливается. Когда подобное настроение овладеет обществом, культура в нем испытывает кризис.
Библия – основа христианского мировоззрения и миропонимания. С ней связаны важные события в истории мировой культуры, его содержание повлияло на творчество великих писателей, художников, композиторов.
Арина Родионовна читала маленькому Саше вслух Библию (в частности - Книгу пророка Ионы)… спустя годы, мир получит в наследство сказки Александра Сергеевича Пушкина. Я не перестаю удивляться, тому сундуку с мудростями, который не имеет дна, тому неиссякаемому источнику, который никогда не высохнет, той великой культуре, которую откапывают в Библии люди искусства и, перекладывают нам, простым смертным её содержание, дабы мы услышать и уразуметь смогли….
Как человек есть единство внешнего и внутреннего, так и культура представляет собой такое единство, т.е. предметного и личного видов. Терпимость – главное условие единства и главная культурная ценность, потому что высшая культура – это, прежде всего терпимость (моя субъективная точка зрения)
«…Если терпим, то с Ним и царствовать будем…» (2-е Тимофею 2:12)


«…..Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше….» (Иоанна гл.3, ст.7)