Жестокость

Лара Ромащенко
Жестокость…Субъективное и одновременно объективное отношение, потому что жестокость принадлежит своему носителю, так или иначе исходит от человека, и, как правило, направлена на другого человека … о жестоком обращении с животными поговорим в другой раз … И так, жестокость … субъективность этого качества относительно понятна, но жестокость может быть и объективной, когда, не желая того, не осознавая силы и значимости своих слов и поступков, мы причиняем боль другому человеку, когда обстоятельства решают за нас наше поведение, определяя его мотивы и причины. Кстати жестокость субъективна еще потому, что степень, меру ее установить сложно, это как болевой порог – у каждого он свой: кто – то может вытерпеть оскорбления, упреки и унижения, и не просто вытерпеть, но стать еще сильнее, а кто – то впадает в отчаяние от одной более – менее неудачной шутки или сомнительно обидного слова. Но, наверное, ответ кроется не в силе характера человека, на которого направлено жестокое слово или действие, а в силе отношения и чувств того, кого ранят, к тому, кто наносит удар. Пожалуй, и объективная сторона жестокости основана на этом же критерии, а точнее на обратной его стороне, т.е. насколько тот, кто вынужден причинить боль, реагирует на внешние факторы в своем решении по отношению к тому, кому наносится обида. И в данном случае речь идет не только и даже не столько о любви и дружбе, хотя чаще всего они наиболее важны, но также не стоит забывать и об элементарном уважении, ведь если мы не уважаем человека, не ценим его мнение, то и не обращаем внимание на его настроение, потребности и желания…мы, руководимые собственным эгоизмом, с легкостью забываем о той боли, что может испытывать этот человек в силу своих чувств к нам или исходя из индивидуальных особенностей его характера. И что тогда говорить о ситуации, когда субъект и объект жестокости связаны или были связаны какими – то чувствами, когда один из них все еще любит другого или когда оба все еще дороги друг другу, но боль предательства, ревности и обиды мешают перешагнуть через пропасть, или пропасть уже настолько велика, что невозможно ни обойти ее, ни даже перепрыгнуть через нее?.. Тогда каждое слово, каждый жест, каждое действие по направлению «от» будут казаться пострадавшей стороне проявлением жестокости и так будет до тех пор, пока между этими двумя несчастными есть нити, невидимые нити любви …
Жестокость особого рода имеет место при неразделенных чувствах или неоправданных надеждах, когда субъект жестокости не может найти в себе силы для взаимности или когда объект этой самой жестокости становится источником разочарования. Подобные ситуации случаются в жизни в разном соотношении и сочетании, но болезненны они бывают только для одной стороны, а значит изначально несправедливы по своей сути. Кто – то в подобной ситуации начинает защищаться и бороться за право быть признанным или услышанным, но другие просто – напросто «обрастают» комплексами и страхами, и каждый из названных случаев ведет к трансформации любви в ненависть, увлечения в презрение, а уважения в обиду. Но иногда бывает так, что жестокость вызывает у пассивной стороны благодарность, и речь не идет о болезненной благодарности мазохизма, а я имею  в виду благодарность как проявление отрезвляющей функции жестокости, потому как жестокость ранее обожаемого нами человека помогает выбросить розовые очки, помогает увидеть недостатки, а не только многочисленные достоинства обожествляемого нами существа,  и в данном случае можно говорить об относительно положительном векторе жестокости. В любом случае каждый сам определяет для себя предел жестокости, как той, которую он проявляет к окружающим, так и той, которую позволяет окружающим проявлять к себе.