В Грузии - джазмены Азербайджана и Армении

Артэм Григоренц
 АРМЯНСКИЕ,АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ И ГРУЗИНСКИЕ ДЖАЗМЕНЫ - РАДОСТЬ ЕДИНОМЫСЛИЯ

  Недавно в Тбилиси завершился джаз-фестиваль Jazz KAVKAZ, ставший приятным сюрпризом для  местных любителей этого музыкального жанра. По правде сказать, нынче их перестало радовать появление афиш джазовых концертов. Слишком уж стоимость  билетов на выступление иностранцев стала для них заоблачной, а прежняя традиция  дешевых входных билетов осталась у них лишь в воспоминаниях. И разве не станет обидным, когда в зале полно свободных мест, а множество присутствующих там дилетантов едва ли улавливают нюансы  импровизационного творчества джазменов. В такой обстановке джазмен едва ли будет играть с драйвом,создавать с максимльной отдачей  энергетическое единство с слушателем!

 Однако  вернемся к Jazz KAVKAZ-у.  Пригласительный билет на джем-сейшн в «Круглой филармонии» на улице Меликишвили  стоит  оставить на  память. Но и без этой красочно оформленной открытки проблем у желавших попасть в зал не возникло. Организатор фестиваля - посольства США в трёх странах Грузии, Армении и Азербайджане. Из каждой из них были привлечены талантливые музыканты.  Несколько дней в удобном помещении в пригороде Тбилиси они проводили совместные репетиции. Консультировал их  активный пропагандист джаза, декан Манхетенской музыкальной школы Джастон ДаЧиочио. 

 Вступительным словом вечер открыл Чрезвычайный и Полномочный посол США в Грузии Джон Бас, отметивший универсальность языка джаза,способный скреплять единство людей даже,с казалось бы,несовместимыми различиями. Тут в самый раз уместно вспомнить слова выдающегося американского трубача Дизи Гиллеспи. Перед началом концерта на Кубе, прошедшего вскоре после Карибского кризиса,он произнес: «Если американские и кубинские политики не в состоянии  находить между собой общий язык, то это с успехом умеем делать мы – американские и кубинские музыканты. И это произойдет, сейчас, в эти минуты!» Тогда все присутствовавшие в зале с почтением поднялись на ноги и так прослушали весь концерт.

  Большинство выступавших на Jazz KAVKAZ - молодые люди. В годы лихолетья и трагедии карабахской войны они были младенцами, а сегодня, спустя два десятилетия,когда обычные граждане  этих двух стран все еще изолированы от взаимного общения,  их совместные импровизации стали для них приятным сюрпризом взаимного открытия. А сам фестиваль - подлинным праздником человеческого общения.

 С первых же минут в зале воцарилась настоящая джазовая феерия.Вдохновленная игра  музыкантов четко выявляла их единомыслие,доставляя удовольствие и им самим, и благодарным слушателям. Интересными оказались свежие, наполненные здоровой энергетикой джазовые стандарты, а также  собственных композиций, интерпретированные первым же выступившим составом Гиоргия Микадзе (ф-но), Манука Казаряна (электропиано), Руслана Гусейнова (бас), Левона Пучиняна (труба), Лаши Церцвадзе (ударные).

 Атташе по культуре Саул Эрнандес и господин  ДаЧиочио, комментировавшие выступлениями очередного ансамбля, делясь своим восторгом, совершено справедливо называли  этот концерт историческим,трансляция которого шла напрямую через Интернет. Ну,как было не согласиться с их словами, особенно когда вместе играли саксофонист Раин Султанов и Авак Маркарян, игравший на зурне и  блуле  – армянской разновидности продольной флейты.

 Было трудно поверить, что неповторимое по красоте звучание этого дуэта сложилось всего-то на глазах у публики, казалось, что их ансамбдю уже немало лет! Авак, блестяще проявлял тонкости восточного лада, то он имитировал интонации индийских  факиров,будто сидя перед высунувшейся из корзины свирепой кобры, то свободно музицировал на волнах  мугаматов, а то и органично вписывал в эти пассажи   армянские интонации. При этом глубокомысленный Раин с интеллигентной деликатностью создавал романтический звуковой флёр, казалось, переселяя в мир волшебных сказок Ближнего Востока. Им обоим удачно  аккомпанировали бас-гитарист Леван Деисадзе, виртуоз перкуссионист Тофик Джабаров, барабанщик Лаша Чиладзе и пианист Эльчин Ширинов, игра которого приятно напомнила выдающегося, светлой памяти, Вагифа Мустафу-заде, чья творческая жизнь была в немалой степени связана с Тбилиси.
 
Еще два ансамбля, в каждом из которых выступали вокалистки Эмма Асатрян и Ульвия Рахимова вместе с аккомпанировавшими им Леваном Кемулария (труба), Артуром Григорянном (альт и сопрано-саксофон), Эльчином Шириновым, Гией Махарадзе (бас), Перчем Нахапетяном (ударные), Гиоргием  Гарсеванишвили(тенор-сакс), Сосо Капанадзе (ф-но), Эдгаром Аветисяном (бас), Рамином Султановым (ударные) и Гамлетом Шагояном (гитара)интересно отличились самобытностью и стилем импровизации.
   
Когда закончилась заранее составленная программа, музыканты начали джем-сейшн. Все вместе исполняя известную тему, то с поочередно солируя,в то время как остальные слаженно создавали джазовые рифы, эмоциональный накал в зале достиг апогея,и этим музыканты услаждили и себя, и своих слушателей. Дорогого стоил  момент, когда на ударной установке стал с задором отбивать ритымы и сам, уже немолодой, ДаЧиочио…
 
 Трудно переоценить значение столь консолидирующей лепты американских дипломатов. Ведь сколько еще может продолжаться отвратительная ситуация, когда граждане двух соседних стран лишены возможности прямого взаимного общения?!

Вспоминается конец семидесятых, когда у автора этих строк остались чудесные воспоминания от участия в качестве музыканта-исполнителя на Бакинском фестивале тогда еще молодых композиторов Закавказья. Вместе с композитором Германом Джапаридзе нам довелось быть гостями в домах его бакинских коллег, рафинированных интеллигентов и ощутить их искреннее радушие. И разве не возмутительно, что сегодня мне, пусть даже и гражданину Грузии, говорят о невозможности поехать в Азербайджан на фестиваль русскоязычных поэтов, литераторов и бардов лишь потому, что в моем в паспорте значится армянская фамилия?
 
Хочется надеяться, что скоро такому маразму придет-таки конец, когда новое, более реалистически мыслящее поколение граждан станет трезвее смотреть в будущее. Этому дали надежду еще и  беседы с бакинскими  музыкантами, особенно с  самым старшим из них, славным Тофиком Джабаровым, с которым нас связали коллегиальное родство и теплые воспоминания. И нет сомнений, что такое единство понимания музыкантов неподвластно козням даже наиболее злых политиков.
   
 Пришедший послушать джаз, Чрезвычайный и Полномочный посол Армении в Грузии Грач Силванян в своем интервью журналистам дал высокую оценку и музыкальной стороне этого фестиваля, и его политическому значению. Остается только сказать спасибо и дирекции фестиваля во главе с  Еленой Мечитовой и с нетерпением ждать  такого же следующего.