Бояться глупо

Еще раз о сказке Любови Сушко "Глупый Соловей и мудрый Ворон. Грустная сказка" http://www.proza.ru/2010/05/29/316

В сказке Любови Сушко у каждого соловья в лесу есть «защитник», и только у одного-единственного Соловья (Зеленого Соловья) нет защитника, и поэтому он упал с дуба (и это было ему предупреждение от Велеса, как писала Любовь Сушко в обсуждении, т. е. должен был Зеленый Соловей напугаться, а он не напугался). И тогда Кот сказал Зеленому Соловью, что ему непременно нужен защитник, как и у всех других соловьев, но Зеленый Соловей (как постоянно подчеркивали Кот, а также автор в авторской речи) был глуп и самонадеян и поэтому-то отказывался от «крыши». Очень похожа история на истории из жизни, когда бандиты предлагают защиту за деньги, а если предприниматель отказывается, то эти же бандиты мстят и как бы повторно предупреждают разгромом, грабежами, избиениями, киднэппингом и убийством.

Так же и в сказке Любови Сушко. Зеленый Соловей упорно отказывался от защиты, упорно предлагаемой ему Котом. И в сказке Кот настаивал на защите Зеленого Соловья исключительно по доброте душевной, а Зеленый Соловей отказывался от нее исключительно по своей глупости, и потому что считал себя умнее других. И науськал Кот Ворона защищать Зеленого Соловья против его желания. Но Велес решил, что Зеленый Соловей должен быть наказан (за нежелание быть под контролем), задержал Ворона у себя, и Зеленого Соловья заклевали до смерти другие соловьи, когда он остался без защиты Ворона, и раздавили копытом.

И что еще интересного в этом виде защиты и охраны. У каждого соловья, кроме Зеленого Соловья, был защитник, черт, и этот же защитник управлял своим соловьем, полностью контролировал его: «Расселись они все по деревьям – черти их туда посадили, снизу стали  им сигналы посылать, и запели, и засвистели  соловьи.» «Да где бы они пели, если бы черти их не разыскали и не притащили сюда, вот и сейчас смотри, как черти стараются, а соловьи что, им только рот и открывать остается.»

Мораль: не смей петь сам по себе, как свободный соловей? Пой только то, что заказано, иначе заклюют до смерти и растопчут?    

Любовь Сушко дополнила свою сказку критикой критика (предполагаю, что меня):

«Но если у критика мозги семилетнего ребенка, на что я ему и намекнула, то не надо детьми прикрываться и за них переживать - они значительно умнее некоторых критиканов...
Но дальше  еще страшнее...»

И тут она скопировала одно из моих замечаний, сделанное в дискуссии:

Люба, в Вашей сказке, когда я ее разобрала, а потом еще немного времени прошло, мир - в таком резком, жестоком противоречии с лесом, с зверями и духами. Свобода совершенно отсутствует. Я как-то до сих пор не могу придти в себя. Ни свободы, ни теплоты, ни любви, ни симпатии - ни у кого ни к кому в этой сказке. Ну ведь так же? Даже соловей, даже самый первый, пел только, чтобы выпендриться. Так даже в жизни не бывает, не то что в сказке.

Елена Гохнадель   31.05.2010 04:34

На это Любовь Сушко ответила, что мир, показанный в сказке, - это мир большого города, столицы. И когда я продолжала недоумевать: нет, не знаю я такого – и зачем же она распределила роли так странно: мафиозного интригана и пахана Кота все время называла добрым и мудрым, а соловьев показала носителями зла – а ведь соловей всегда символизировал поэта и влюбленного, - то Любовь Сушко указала на то, что в мире балета и эстрады все происходит именно так.

А я не знаю, что происходит за кулисами в балете и на эстраде. Но я по-прежнему верю, что в сказке Любови Сушко все роли перевернуты. Предположим, что соловьи – это артисты. А черти, защищающие их и полностью управляющие ими, - кто они тогда? Кто-то, кто контролирует артиста и наживается на нем? Так что же тогда: если молодой артист не захочет «продаваться» и откажется от «защиты» и от тотального контроля над ним, то его заклюют до смерти другие артисты? Не верю.

Тогда уж скорее он останется в тени, не замеченным большой публикой, другими артистами и критиками. И для художника это не самое страшное. Страшнее погоня за славой и богатством. И об этом уже написаны убедительные сказки. «Портрет» Гоголя, например. И еще страшнее, когда за славой гонится «черт», защищающий и контролирующий «соловья», и пример – Майкл Джексон, с его разбитой жизнью, и он всегда жаловался на отца, что тому был важен только успех сына.   

И я не понимаю, искренне не понимаю смысла этой сказки. Заканчивается она вот так:

«Черти наказали зачинщиков драки, а потом жизнь пошла своим чередом, а потом  все облегченно вздохнули -  с соловьями живи – по-соловьиному пой – придумали пословицу черти. И только черный ворон, когда начинали петь соловьи, вдруг прилетал и садился на ветку дуба.
Он оставался немым укором этим сладкоголосым  певцам, которые казались белыми и пушистыми только на первый взгляд.»

И опять большой знак вопроса.

Смысл сказки может быть только в запугивании артиста, который хочет свободно творить, не по заказу. Вроде бы все остальные творят, поют, пишут, танцуют исключительно по заказу, как им скажут, и ни одного звука лишнего. А их за это защищают. А заодно за ними и следят, чтобы они себя прилично вели. А если заказчики-защитники-контролеры отвернутся, то непременно артисты – артисты! – убьют «свободного художника», посмевшего – по глупости и высокомерию, как подчеркивает Любовь Сушко, - петь свободно, не по заказу.

Не верю я, что Любовь Сушко сама верит вот в такой мир, какой она показала в своей сказке. И не понимаю, кому и, главное, зачем она рассказывает о необходимости «крыши» и об опасностях петь то и так, что и как хочешь петь.   

А может быть, и верит. Но тогда это иррациональные, неразумные страхи. Да, они внушаются СМИ (типа "Новой газеты") - ведь напуганными людьми легко манипулировать, страх искажает восприятие и отключает логику - но и такими сказками, как "Глупый Соловей и мудрый Ворон. Грустная сказка", внушаются страхи. Поэтому и нужно, в идеале, разоблачать эти сказки как нагнетающие страх. И показывать, что глупо - бояться. И показывать, что нагнетание страхов, как в этой сказке, принесет только вред тем, кто поверит, что нужно бояться, и будет бояться, и напуганный отдастся под контроль "защитников".

-------------------------------------------------

Или же смысл сказки в нагнетании страхов вообще? Ведь самые опасные в сказке - это те, кто выглядят белыми и пушистыми, да еще и сладкоголосые и интересующиеся пением, искусством, прекрасным. Даже рогатые черти, и хищные звери и птицы, как Кот и Ворон, не опасны для соловья, а опасны для него его же сородичи. То есть мораль: бояться нужно всех, и больше всего нужно бояться тех, кого очевидно не нужно бояться?

Но нет, я и в самом деле не могу понять смысла этой сказки. Хоть и старалась понять.

Екатерина Горбунова-Мосина еще заметила в своей рецензии, что и детей нужно воспитывать не боязливыми, а уверенными в своих силах. И Любовь Сушко по форме согласилась с ней и тут же рассказала, что "долго и упорно" рассказывала эту сказку своему восьмилетнему племяннику: "если пока не поймет, может что-то запомнит..." Получается, что цель этой сказки - в самом деле, окольными путями, помимо понимания, внушить страх. Чтобы страх этот не осознался, а запомнился, засел в подсознании. Ну да, напуганный ребенок пассивен и послушен и более удобен для воспитателей. 

Рецензия на «Глупый Соловей и мудрый Ворон. Грустная сказка» (Любовь Сушко)

Прав Велес! Нужно полагаться на самого себя, не на мудрость и силу защитника! Разве не вкладывает мать в любимое дитя "ты сможешь это сам!"? Хотя гораздо легче вложить "подожди, я тебе помогу!"
Удачи, Любовь!

Екатерина Горбунова-Мосина   30.05.2010 11:42   


Катя, точно!
Более того, в субботу сидела восьмилетнему мужчине и объясняла примерно то же - ворон охранник может и задержаться где-то. Смотрю на детишек в школьном дворе какие они разные, такие забавные, но порой такие беззащитные, а мама уже над ним, вьется. Если отец в воспитании не принимает участия - беда... Вот своему племяннику долго и упорно сказку рассказывала, если пока не поймет, может что-то запомнит...
Люба

Любовь Сушко   30.05.2010 12:02


Рецензии
Нормальную сказку не объясняют, её рассказывают...Всего-всегда.

Сергей Вебер   22.06.2010 20:52     Заявить о нарушении
Спасибо! И Вам того же.

Елена Гохнадель   22.06.2010 22:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.