Вопрос психологу 15 - Отношения со свекровью

Валерия Батырева
          Здравствуйте! Мы год как женаты с мужем, знакомы уже 3 года. Живем в своей квартире. Каждые 3 месяца ездим к его родителям в гости на 8-10 дней в другой город. Мои отношения со свекровью не сложились с самого моего первого приезда... Она вообще очень вспыльчивая, и поэтому высказала мне всё, что думает обо мне, хотя еще ничего обо мне не знала... Я пыталась себя защищать, но от этого она еще больше на меня начинала ругаться. Обвиняла она меня в том, что мне нужны от моего мужа только деньги, что я неряха, что я не убираюсь у них в доме (и это в первый мой приезд в чужой дом!!!!!) После этого скандала мы с мужем собрали вещи и уехали домой. Он во всей этой ситуации был на моей стороне.
          Я всё это очень тяжело переживала, у меня началась депрессия... Но со временем я пришла в себя, тем более что муж уже простил свою мать и никто уже не помнил, что мне причинили жуткую боль... Все вокруг считали, что я должна её простить, забыть и не вспоминать... Через силу я позвонила ей и сказала, что не хочу с ней ссориться и предложила ей дружить))) Она согласилась, сказала, что поняла, что должна была быть добрее и мудрее, сказала, что наговорила лишнего.
          Конечно, я прекрасно понимала то, что она - мать, и ревнует своего сына ко мне...
          Через год родители мужа приехали к моим родителям... Это была вторая моя встреча с ней... Она делала вид, что меня в этом доме вообще нет. Не разговаривала со мной, лишь делала вид, что у неё плохое настроение. Потом только, когда они уехали, мама рассказала, что она несколько раз выражалась обо мне не очень уместно. А бабушке моей вообще сказала, что ей со мной не повезло...
          Поверьте, я не самый плохой человек на этом свете. Я очень добрая, очень люблю своих родителей, люблю стариков, никогда никому не откажу в помощи. Я вкусно кормлю своего мужа, в доме все чисто и убранно... Я абсолютно не меркантильный человек. Для меня самое главное в жизни - это любить. И как не стараюсь я простить мать моего мужа, я не могу...
          Каждый раз, когда мы приезжаем к его родителям, я стараюсь все делать так, как она хочет... Каждый день готовлю кушать, убираюсь в квартире, покупаю продукты...
И вроде всё хорошо, но проходит 3-4 дня и она меняется на глазах! Становится раздражительная, перестаёт со мной разговаривать, не заходит к нам в комнату, а если я что-нибудь у неё спрошу - она посмотрит на меня так, что мне жутко становится... Я считаю, что не заслужила к себе такого отношения.
          Муж всегда защищает свою мать... Говорит, она просто болеет... Еще он не садится со мной рядом, если мать в комнате, не обнимает и уж тем более не целует! Про интимную жизнь я вообще молчу... Когда я спрашиваю у него, почему так происходит - он мне говорит, что не хочет лишний раз расстраивать свою маму...  Говорит, у неё плохое здоровье... Короче, делает все так, лишь бы её не потревожить...
          Я от этих поездок абсолютно не в восторге. Для меня это просто каторга! Порой мне кажется, что я готова ногу сломать - лишь бы не ехать! Предложила мужу, чтобы он сам ездил к родителям, тем более что дорога дорого обходится. Но он и слышать ничего не желает... У меня такое ощущение, что им нравится надо мной издеваться, но я ведь живой человек!
          Я вижу решение данной проблемы в том, чтобы муж ездил домой один, без меня... И ей хорошо, и мои нервы в порядке... Тем более я хочу в ближайшем будущем зачать здорового ребенка. Мне 23 года.
          Скажите, пожалуйста, я права? Есть ли смысл налаживать отношения со свекровью, если инициатива идет только от меня?
      
          Отвечает семейный психолог Батырева Валерия Борисовна г. Ростов-на-Дону   
          Здравствуйте!
          Вы абсолютны правы в том, что отношения - это такая штука, в которой участвуют две стороны, и наладить эти самые отношения можно только в том случае, если есть желание обеих сторон. (Если я НЕ ХОЧУ с тобой дружить, то КАК ты задружишь со мной?)
          Конечно, было бы здорово, если б это была не свекровь, а посторонний человек: Вы бы предприняли пару попыток для нормализации отношений и, не получив желаемого результата, просто прекратили бы такое общение за ненадобностью. И это был бы прекрасный выход. Но ситуация осложняется тем, что это - не постороннний человек, а мама любимого мужа. И, прежде всего (Бог с ней, со свекровью, в конце концов), совсем не хотелось бы, чтобы вся эта ситуация негативно влияла на Ваши отношения с мужем!
          Попробуйте всё-таки ещё раз поговорить со своим мужем, пожалуйтесь ему, расскажите ему подробно о своих чувствах, своих переживаниях, о своём состоянии, стараясь при этом обойтись без обвинений в адрес свекрови. Попросите у него (НЕ потребуйте!) поддержки и защиты.
          Если же Ваш муж всё же останется непреклонен в своём решении ездить к родителям только с Вами вдвоём... Что ж тогда? Тогда зайдём с другой стороны.
Вы обижаетесь на свекровь. Вам очень обидно, что она не принимает, не любит Вас, хоть Вы всячески пытаетесь добиться её расположения, выполняя её требования и распоряжения. И от этого становится ещё обиднее.  Что же делать? Оставьте ей её обвинения, не пытайтесь себя защищать, не вступайте с ней в пререкания, не пытайтесь быть приятной для неё. Вы никому не обязаны быть любимой своей свекровью. Конечно, если бы свекровь Вас любила, как родную, это было бы, безусловно, хорошо. Но не любит она Вас - и это совсем не страшно! Так иногда бывает; и это тоже нормально. Ну не любит Вас свекровь - ну и Господь с ней! Ей же самой от этого и хуже! Не любит Вас свекровь - ну так тому и быть. Вы делаете всё, что в ваших силах, а на остальное - воля Божья. Простите ей её резкость и вспыльчивость, её обвинительные высказывания.
Старайтесь в принципе не вовлекаться в скандалы с ней. Смотрите на неё и слушайте её как будто издалека... Как будто бы Вас это практически не касается (и на самом деле - это её трудности). Такая отстранённая позиция намного облегчает Ваше состояние и самочувствие.
          Любви Вам и терпения.