Один день моей другой жизни

Александра Астафьева
Я не знаю, как меня тогда звали, но я точно знаю, что это была я. Просто знаю и все. Мне не была приоткрыта вся моя та жизнь, но все что я увидела и узнала, я хотела бы рассказать.

Это было в начале 20 века, в России, в Санкт-Петербурге. Я была танцовщицей и молодой красавицей. И я была еврейкой. Безусловно, талантливой, потому что вращалась в высшем обществе. Мой талант и красота, и наверняка некоторая наглость и напористость обеспечили меня финансово и позволили мне вести весьма интересный образ жизни. Единственное обстоятельство, омрачавшее мое тогдашнее положение, на мой взгляд, было то, что по происхождению не принадлежа ни к одному аристократическому роду, я отчаянно хотела быть на равных со всеми теми перед кем я танцевала, и кто так снисходительно впускал меня в свои гостиные.

Стройная и гибкая, с длинными вьющимися волосами, я одевалась по последней моде, придерживаясь, тем не менее, своего свободного стиля, ибо свободу я чтила превыше всего! Мои огромные  темно-карие глаза, легко сводили с ума почти любого мужчину, а талант танца, располагал ко мне и сердца и души. Проводя много времени среди людей хорошо воспитанных и обладая от природы наблюдательностью, острым умом и прекрасной памятью, я быстро усвоила все необходимые манеры и чувствовала себя  вполне свободно и расковано практически в любом обществе, даже и в обществе царской семьи, с которой я также была знакома.

Моей единственной страстью был танец, в нем я могла выразить все свои чувства, свою необузданную любовь к свободе и нежную любящую душу, которую вынуждена была я скрывать, прекрасно понимая, как могут по ней потоптаться люди, окружающие меня.

И конечно, платья! Я их обожала и имела столько, сколько хотела и могла себе позволить!

Мужчины… Это были мои ступеньки с помощью которых поднималась я все выше и выше, пока почти не достигла свой самой заветной мечты. Трудно сказать любила ли я кого-то из них… Я не помню, да и важно ли это сейчас? Знаю только что их было немало, хотя достаточно для того, чтобы подняться так высоко, как была я тогда, когда увидела себя ту.

Это было во дворце, точно не знаю в каком, но в том, в котором жили Император всея Руси и его семья. Дворец был огромен и  прекрасен. Я ориентировалась в нем свободно, ибо часто там бывала. У меня было приподнятое настроение, потому что я знала, что сегодня должно наконец-то случиться то, о чем я так давно уже мечтала, мой шаг на последнюю нужную ступеньку, на которой я буду равна «им». Точно не понимаю, зачем мне это было так нужно, но уж такой у меня всегда видимо был упрямый характер, если я решала, что мне что-то нужно, то меня трудно было остановить!

Из-за своего настроения я не шла, а почти летела, по коридорам, испытывая то необъяснимое великолепное ощущение собственной легкости и счастья, которое может испытывать человек, наверное только в молодости, когда мы ощущаем, что все складывается только для нас, только так как мы того хотим, ощущая себя властелинами этого мира! Боже, как же мы ошибаемся! Это то и должна была я понять, буквально в течение следующего часа своей тогдашней жизни!

Я не была рождена аристократкой, скорее всего и родителей у меня не было, а может быть я их не знала. Поэтому судьба моя и складывалась таким удивительным образом, хотя я и не ценила того! Я не была замужем. Хотя и жила с мужчинами, как полноправная хозяйка их дома. Дома, который они преподносили мне. При этом, я оставалась свободной, легко оставляла их, когда они переставали доставлять мне удовольствие или когда я решала, что мне пора подняться на ступеньку повыше. Они были оружием, я их использовала, и мне не было от этого стыдно!
Хотя в тот день, я готовилась сказать «да» одному из них! И не только потому, что он был последней ступенькой к моей мечте, но и потому, что я решила, что ему я могу доверять   Он был другим. Он был не русским! Он был старше меня на 20 лет и с ним мне было спокойно. Он впервые, за всю мою жизнь, хотел взять на себя ответственность за меня! Наверное я нашла в нем отца, которого мне не хватало, а может быть это чувство  было обычным честолюбием! Для меня той, тогда, это было неважно! Важно было то, что сегодня он сделает мне предложение и я стану Лэди! Я буду разговаривать на равных с теми, кто звал меня «Милочкой», кто смел осуждать меня и под кого я вынуждена была подстраиваться, учитывая то как я зарабатывала на жизнь.
И, наверное,  даже не это было самым важным! Просто ощущение того, что я смогла осуществить свою мечту, которая казалась самой главной и важной, пьянило сильнее всего и создавало мое приподнятое состояние. Те, кто мечтал, поймут меня!

Он был послом Королевы Великобритании в России. Мы встретились 3 года назад, на одном из приемов, где я танцевала. Он был очень умен и спокоен и его ухаживания льстили мне, так как я  казалась себе умнее и интереснее, чем я была на самом деле. Сама не заметила, как я переехала к нему. Я не сомневаюсь в том, что он обожал меня! Его спокойная любовь и поддержка заставили и меня относиться к себе с уважением и поверить в себя. То, что он не был русским, конечно же, играло решающую роль, ибо он не обладал по своему рождению и воспитанию всеми предрассудками нашего общества! Именно поэтому он решил жениться на мне! Я знала это точно, потому что подсмотрела в его кабинете, как сегодня утром, собираясь во Дворец, он долго любовался кольцом в коробочке, и я поняла, что он идет к Его Величеству испросить высочайшего разрешения на женитьбу на мне. По своей наивности, я ни на минуту не сомневалась, что такое разрешение им будет получено незамедлительно!

Наскоро собравшись, надев,  впопыхах одно из своих самых новых красивых платьев, я поспешила за ним во Дворец, так  как мне хотелось иметь в свидетелях своего триумфа, тех в чье общество я так стремилась войти на равных.   

Я стремительно летела по коридорам Дворца, стремясь оказаться как можно ближе к своей заметной мечте. В каком-то из залов, меня окликнули из компании великосветских дам, которые решили оказать мне честь приятельской беседой.  Вся, переполнившись внутренним торжеством, я поплыла в их сторону, решив, что они прекрасно подойдут в качестве свидетельниц моего скорого триумфа. Мои щеки пылали от предвкушения, глаза сияли победным огнем! Я чересчур громко смеялась и вся аж подпрыгивала от нетерпения увидеть моего посла с кольцом!

И  он появился в конце коридора, я без труда узнала его высокую подтянутую фигуру с гордо поднятой головой. Желудок мой подпрыгнул и всю меня охватило такое волнение, которого я никогда до этого в жизни не испытывала, ни перед одним    выступлением. Где-то там, глубоко внутри я поняла, что то был переломный момент всей моей жизни! Что через мгновение моя жизнь измениться навсегда и больше никогда не смогу я испытать того ощущения победной легкости, с которой летела я сегодня по коридорам Дворца!

Наверное, дамы в моей компании тоже ощутили важность этого момента, ибо разговоры стихли, и мы все развернулись в сторону Посла, ожидая его приближения. О нашей связи все  знали  при Дворе, и никто не смел осуждать его выбор, в первую очередь отдавая дань уважения этому человеку, а во вторую, испытывая своего рода любовь ко мне, яркой звездочке того общества, которую все они снисходительно в нем сносили.

Я издали заметила то, что он сломан. Он по-прежнему гордо нес свою голову, высоко держа подбородок, который дрожал. Я слишком хорошо его знала. Его глаза улыбались мне, как и все его лицо, выражающее безграничную нежность и любовь, но за этим всем я четко увидела боль и отчуждение, которое он еще и не почувствовал, но я ощутила, уловила звериной своей интуицией . И я поняла, что предложения не будет.
Я как будто услышала его разговор там, в приемной с самыми важными людьми в этом роскошном  Дворце: «Вы, должно быть сошли с ума?  Жениться на ней, это вызов. Вы можете наплевать на Вашу карьеру, но Вы не можете забывать о долге перед Вашей страной!» 
И он не сможет забыть о долге, даже ради меня…

Мне стало холодно, потом слишком холодно и сразу жарко, мое сердце стучало как набат у меня в голове, одна мысль стала зарождаться в голове… Мысль о побеге, я не знаю почему, отчего, но меня сжигал стыд! Я не умела проигрывать мечты… Я никогда раньше не ощущала такую горечь. Никакого здравого смысла не было в моем желании, не было в нем и мудрости, я все это отчетливо понимала, но мечты должны были сбываться! Я хотела все … или ничего! Кто мечтал, тот меня поймет!

С пылающими щеками и стучащим в висках сердцем ждала я его приближения, стоящие рядом ощущали что, что-то происходит, и наверное даже догадывались что, от это мне почему то становилось еще более стыдно. Проиграть перед теми, перед кем собирался отпраздновать триумф, большего позора я еще не испытывала!

Он подошел к нам, с теплой улыбкой глядя на меня. «Дорогая моя, как я рад что увидел тебя сейчас, я так хотел вручить тебе поскорее мой подарок!» Он  протянул мне коробочку с тем самым кольцом.  Оно был великолепно! Я сразу почувствовала всю любовь, с которой он выбирал его и готовился к этому подарку. Он сразу же надел его на мой дрожащий палец. «Что с тобой милая, ты вся дрожишь, тебе холодно?» заботливо, как умел только он, спросил, обняв меня за плечи.
Он знал, он меня хорошо знал и все понял. Как поняли и все, кто стоял рядом.

Как мне было сохранить остатки гордости? Кто смог бы понять меня в ту минуту? Гордыня великий грех, но она владела мной тогда безраздельно. Боль, сильнейшая боль сковала мое сердце, тогда мне казалось, что навсегда. Я была так молода, так красива, так успешна, но я не смогла выиграть то, что хотела получить больше всего на свете!

Я ничего не сказала… Я просто не могла говорить, слова застряли внутри, горло мое сдавил стальной жесткий обруч.  Едва сдерживая слезы, я, как вихрь понеслась от них прочь! Не обращая внимания ни на что, ни на кого, я снова летела по тем же коридорам, по которым до этого парила в своем триумфе. Единственной мыслью, сжигавшей меня тогда, была мысль о том, что я должна убежать, чтобы никогда больше не видеть этих людей, его и этот Дворец.

Потом уже гораздо позже я думала о том, что наверное мне стоило заехать домой, и хотя бы собрать свои платья и драгоценности, взять свои деньги, чтобы спокойно провести первые дни после постыдного побега, но клянусь Вам ни тогда, ни потом позже, не жалела я о том, что не взяла из той жизни ничего, кроме того великолепного кольца с черным брильянтом, которое мне надели на палец в тот день.
И я не продала его. Оно было для меня воспоминанием о той моей жизни в той моей жизни.

И я исчезла…

Прошло много лет, наверное 30 или 40… По Большой Никитской улице города Москвы шли мама и дочка 17 или 18 лет. Они спешили к лучшей в Москве преподавательнице танцев. Девочка хотела танцевать. Она уже танцевала, но танец был смыслом ее существования, хотя никто не понимал этого. Она была уверена, что старенькая женщина, к которой они с мамой сейчас направлялись, поймет. Ибо танец был смыслом ее жизни. Ничто не было главнее. Девочка шла очень легко, она почти летела, ее переполняло чувство собственной легкости и в то же время могущества, ощущение того, что она и только она может владеть своей жизнью и исполнить свою Мечту. Те, кто мечтал, поймут.
Они пришли. Это была моя квартира. Той меня. Я это просто знала, хотя и не видела себя.

Видно было, что это квартира человека, целиком посвятившего себя сцене, да и дом был таким, особым, на фасаде было несколько мемориальных досок.
Центр гостиной украшало пианино, а над ним висел портрет пожилого мужчины с умным и проницательным и в то же время очень добрым лицом. Его уже не было на этом Свете. Я поняла, она так и не вышла замуж… Так и не нашла дорогу к своей той мечте, но она была счастлива! Она посвятила свою жизнь тому, дороже чего не было для нее никогда и ничего: танцу и своей свободе, а он просто был рядом. Всегда пока мог.

Она как и хотела убежала тогда из Дворца навсегда. Насовсем исчезнув из жизни тех людей. Возможно они ее искали, но не нашли, сегодня это было уже неважно.

Может быть, благодаря ее тогдашнему побегу она сумела прожить долгую и достойную жизнь, а может быть потому, что она так великолепно танцевала, никого не оставляя равнодушным, какое правительство бы не руководило страной? 

И я увидела ее, то есть себя тогда. Она все еще была очень красива. Она ждала ту девочку с мамой, которая станет ее лучшей ученицей, в этом она была уверена. Эта девочка продолжит дело ее жизни, будет танцевать как она, пробуждая в людях щемящие, сильнейшие чуства!
На ее безымяном пальце на левой руке красовалось великолепное кольцо с огромным черным брильянтом.

Она была счастлива. Это главное.