Очередь

Сафира
               
         Получив  за свой нелегкий труд вознаграждение в виде зарплаты, Малаша начала искать себе долгожданные сапоги. Найти в магазинах модный, красивый товар, во "времена застоя" было совсем не просто, а желающих отоварить свои деньги, поменяв их на импортный дефицит, хоть отбавляй. В универмагах города велась настоящая охота. Услышав фразу: «В обувном отделе «выбросили» итальянские сапоги», покупатели–добытчики мгновенно образовывали длиннющие, многочасовые очереди. Выражение «выбросили» в переводе означало, что товар поступил в продажу. Нарваться на такую очередь для тогдашнего покупателя было большим успехом. Так, рыская по городским магазинам себе сапоги, в один прекрасный день, Малаше улыбнулась удача, и она попала в одну из таких очередей.

- Сапоги итальянские! Две модели! Длинные – сто двадцать, короткие – восемьдесят рублей! Больше одной пары в руки не отпускаем! – громко объявила продавщица

- Что? Какие сапоги? Итальянские? А сколько стоят? А цвет, какой? Какой цвет? Они высокие или короткие? А кто производитель? Они короткие или длинные, посмотреть можно? А на всех хватит? – доносилось со всех сторон, мгновенно образовавшейся, длинной очереди.

      Эти вопросы покупатели передавали друг другу из конца очереди в ее начало. Когда они дошли до продавщиц, одна из них взяла в руки рупор и сделала объявление:

- Повторяю последний раз! Сапоги итальянские! Женские! Одна модель длинная, черного цвета по сто двадцать рублей! Другая модель короткая, коричневый цвет по восемьдесят рублей! Больше одной пары в руки не отпускаем! Сейчас модели будут выставлены на витрину!

    Малаша оценила расстояние от начала очереди и посмотрела назад. То, что позади неё еще много людей, придавало ей уверенность, что без сапог она не уйдет.

- Я пойду. Посмотрю что за модели. Кота в мешке покупать совсем не хочется – сказал стоящий рядом с ней мужчина с кейсом в руке  –  Вы меня запомните?  Я сейчас подойду
 
- Не волнуйтесь. Мы Вас запомнили. Сходите сначала Вы, а потом и мы, по очереди, сходим и  посмотрим – успокаивала его пожилая женщина, которая стояла позади Малаши

     Мужчина с кейсом быстро удалился в направлении точки отсчета очереди.

- А мне не надо ничего смотреть.  У меня в семье шесть пар женских ног:  жена, три дочки, теща и  мама.  Кому-нибудь из них, эти сапоги подойдут обязательно – сказал мужчина в очках, который стоял позади пожилой женщины

- Батюшки! Это же на одних колготках можно разориться! – сочувствующе воскликнула пожилая женщина и покачала головой

- Вот, вот!  Хоть кто-то меня понимает – поблагодарил он ее за сочувствие

- Я вас тоже хорошо понимаю! – вступила в разговор симпатичная девушка, которая стояла впереди мужчины с кейсом – Пять рублей одни колготки! С ума сойти! У меня зарплата сто двадцать рублей… Такое ощущение, что кто-то специально ездит в транспорте и делает на них зацепки – возмущалась она

- Я знаю, кто делает зацепки на колготках!  Это агенты КГБ!  Для того чтобы госбюджет пополнить! – пошутил мужчина в очках

- Я скоро женщиной себя чувствовать перестану! Буду одни брюки носить – продолжала возмущаться девушка

- Этот госбюджет, как черная дыра, у которой дна нет. Все  куда-то проваливается –  вступила в разговор еще одна женщина  с осветленными «гидроперитовыми» волосами

     Она стояла впереди девушки.  В то время не было профессиональных красок для волос  и женщины обесцвечивали волосы при помощи таблеток гидроперита, которые разводили с водой и нашатырным спиртом. Цвет волос после такой окраски имел ядовито желто-апельсиновый оттенок. Но даже этот оттенок не смог уничтожить желание многих женщин стать блондинками.
 
- Все деньги идут на оборонку.  Не на что другое и не остается. Я сам в этой системе работаю – ответил мужчина в очках - Вот и результат.  В космос летаем, оружие продаем, а за какими-то вшивыми,  дамскими сапожками в огромной очереди стоим

- Итальянские сапоги вшивыми не бывают!  А результат  такой, потому что система госплановая. Я экономистом работаю, поэтому, знаю о чем говорю – сказала девушка для утверждения своего авторитета - Государство денег дало, план спустило, а продадутся они или нет, никого не волнует. Главное - план выполнить. Нет заинтересованности в конечном результате.  И денег никто не ценит, потому что с бюджета свалились

- У нас конкуренции нет,  как на Западе – решила Малаша поддержать разговор

   О преимуществе конкуренции на Западе ей в письме рассказали  родственники, живущие там.

- Перед прилавком очередь образовалась в четыре ряда. Еле – еле пролез, чтоб сапоги разглядеть – сказал, вернувшийся на свое место мужчина с кейсом

- Хоть что там за чудо – сапоги?  Поведайте нам, коль их увидели – в шутливом тоне произнес «оборонщик»

- Да я особо не успел и разглядеть. Там очередь блюдут очень воинственные женщины. Посмотреть не дали. Прямо амазонки какие-то. Чуть мне рукав от куртки не порвали – возмутился он

- Ой!  А я так хотела пойти посмотреть – с сожалением сказала девушка экономист, вздохнула  и отвела глаза в сторону

         Эта «стрельба глазами» сразу сделала свое дело.
         
- Они обороняются от спекулянтов, из которых  выстроилась отдельная очередь. Пока я до вас шел, мне два раза предлагали очередь купить – продолжал мужчина, не отводя заинтересованного взгляда от вздохнувшей экономистки.

- И сколько вам предлагали? – спросила «женщина–гидроперит»

- Двадцать пять. Но я думаю, что и за двадцать уступят – говорил он,  не отводя взгляда от экономистки
             
- Не уступят.  Перед входом эти сапоги уже за двести продают. Креста на них нет! – произнес молодой мужчина с длинными волосами, собранными сзади в хвост

    Все сразу обратили внимание на нового члена корпоративного общения. В  социалистическом обществе, в больших городах особенно, услышать выражение «креста на них нет» в очереди за сапогами было немного странным, даже удивительным. «Он, наверное, из деревни. Или поп какой-нибудь» - предположила  Малаша – «Пошел поп по базару, купить кое - какого товару» - вспомнила она знакомые строчки.
 
 - Молодой человек, вы так странно сказали. А вы кто по профессии? – спросила пожилая женщина -  Я  учитель. Более тридцати лет отработала в школе. Мне очень понравилось, как тактично и правильно вы выразились о спекулянтах

- Я приехал из Пскова поступать в семинарию. Теперь здесь обучаюсь – ответил ей студент духовной академии

      Малаша обратила внимание на то, что очередь постепенно уплотнилась. Она росла в геометрической прогрессии и те, кто не хотел толпиться на улице, продвигали  поближе к началу тех, кто был впереди. В результате, покупатели встали в несколько рядов, а маленький «междусобойчик» рядом с Малашей для удобства общения, образовался в кружок.

- Эти спекулянты крест увидят, только когда в могиле будут лежать.  Я полностью с вами согласна, молодой человек. Креста на них нет! – утверждающе произнесла «женщина–гидроперит»

- Они пользуются  тем, что у нас все в дефиците и наглеют – сказала девушка

- Это просто страна одних дефицитов. Поэтому все и хотят уехать – произнес мужчина с кейсом

- Да! Правильно! Надо уничтожить дефицит и люди не будут «навострять лыжи за кордон» - сделала вывод гидроперитовая дама

- Дефицит при такой системе, как у нас уничтожить не возможно. Надо менять саму систему – высказалась девушка-экономист

- Когда эта система поменяется, я уже состарюсь и помру.  Пока они там у себя «загнивают»,  я  тут  третий час в километровой очереди стою – продолжала дама - Мой муж меня вчера повеселил. Рассказал мне байку про пять противоречий нашего социализма. Точно все про нас:
               1. Все работают, но в магазинах ничего нет
               2. Ничего нет, но у всех все есть
               3. У всех все есть, но все недовольны
               4. Все недовольны, но голосуют - «ЗА!»
               5. Голосуют – «ЗА!», но в магазинах по-прежнему ничего нет.

   Гидроперитовая дама «завела» всю их небольшую компанию и они стали «травить» друг другу анекдоты. Когда народ в очереди делится между собой анекдотами, он становится похож на одно большое семейство, состоящее из дальних родственников.

- Сейчас я расскажу анекдот. Вы сразу поймете, почему наша обувь - тормоз на пути к прекрасному - сказала дама-гидроперит и рассказала свой анекдот - "Приехали иностранные туристы отдыхать на Кавказ. Видят, сидят мужчины, выдергивают волосы из груди, складывают их в мешки и смеются.
- Что это вы делаете? – спрашивают недогадливые иностранцы
- Это мы план по шерсти не выполняем!
- А почему тогда смеетесь? – недоуменно тупят иностранцы
- А соседний район план по яйцам!"

    Они «потравили» анекдоты, а через некоторое время, когда анекдоты кончились, наступила молчаливая пауза. Первой ее прервала учительница.
 
- А я не хочу никуда уезжать. Там язык чужой. И вообще, все чужое. В родной стране даже стены помогут. И народ у нас другой. Не такой, как у них…. Более душевный.  Многие мои ученики уехали за границу, а письма мне до сих пор пишут. Там у них все ради денег. Они и детям своим не помогают, когда те выросли. Не представляю? Как можно не помогать детям? Мне и самой приятно своим детям помочь. И внукам тоже  –  произнесла пожилая учительница

- Я считаю, что  молодежь  пусть едет. Когда молодой и устроиться легче и язык лучше запомнить. Там хоть заработать можно. Детям надо помогать, пока они на ноги не встали.  А потом, они сами должны  помогать родителям – высказал свое мнение «оборонщик»

       Между тем, Малаша наблюдала, как стремительно развивались отношения между мужчиной с кейсом и экономисткой. Они познакомились. Выяснили  друг у  друга свое семейное и социальное положение, наличие жилплощади, круг интересов и после того, как все для себя прояснили, никого не стесняясь, ворковали как голубки. Она стояла рядом и поневоле стала свидетелем их разговоров, но их это практически не волновало.
   
- Я тоже никогда из России не уеду. Но считаю, что  каждый человек волен сам выбирать свое местожительство – высказался семинарист

- Поменять местожительство одно дело.  Ерунда!  Вот  прописку получить - совсем другое.  Я себе «шею чуть не свернул» пока тещу прописал – пожаловался семьянин
 
      Внезапно влюбленный мужчина с кейсом, после «шептаний на ушко»  и  коротких  хихиканий с экономисткой, вышел из очереди и пошел по направлению к выходу.

- Куда это он?

- Сказал, что пошел за сюрпризом – ответила девушка-экономист

- Похоже, вы ему очень понравились. Это так радует. Любовь всегда окрыляет – романтично произнес «оборонщик» и мысленно куда-то улетел

- Куда это вы там «улетели»?  Спуститесь на землю! Вы что? Забыли? У вас дома шесть пар женских ног! – сказала  «дама–гидроперит» и щелкнула пальцами перед его носом - Вы тут  сапоги кому покупаете? Вот и стойте в очереди!  Нечего в облаках летать с кем попало.  У меня глаз наметанный.  Я своего мужа быстро летать отучила

      «Мужчина-оборонщик»  еще немного помечтал и вскоре мысленно спустился в очередь. Малаша немного пожалела, что  прервали его медитацию.

- Вы зря обо мне плохо думаете. Я сейчас свою первую встречу с женой вспомнил. Она в нашем институте была самая красивая. Я влюбился в нее с первого взгляда и до сих пор люблю - романтично рассказывал "оборонщик"

        Во время его рассказа,  белокурая дама подняла к небу глаза, и с загадочной улыбкой на лице сама улетела в облака. Полетав там немного, она вспомнила о насущном и вернулась на свое место в очереди.
 
- Вы с этим мужчиной с кейсом очень симпатичная пара.  Сразу видно, что вы друг другу подходите – наставительно сказала пожилая учительница  девушке-экономисту

- Мы только познакомились, а вы как-будто меня замуж за него выдаете – смутилась она

- А что? Это хорошая идея! И мы с удовольствием вас двоих поженим.  У нас и батюшка есть. Мужчин надо женить сразу! Пока они не передумали – шутливо произнесла  дама-блондинка

- У меня нет пока таких полномочий – скромно произнес студент

- Пока стоишь в этой очереди, не только замуж можно выйти, но и ребенка родить – весело подметил семьянин
 
- Что это вы такая бледненькая? Вы себя хорошо чувствуете? - вдруг  спросила Малашу учительница

- Нет,нет... Все нормально – ответила та

- А вы где-то учитесь? Или работаете?

- Учусь в институте. На дневном. Просто решила подработать и не рассчитала свои силы

- Работа - это хорошо. Но образование - это главное! Без образования нормальной работы не найдешь. Мои девчонки тоже учатся. Пока они институт не закончат, я не успокоюсь – произнес оборонщик

- Правильно. Образование и воспитание - главное.  Это я вам, как заслуженный учитель говорю. Нужно уделять своим детям, как можно больше внимания. Иначе их можно быстро потерять. Я и всем своим родителям напоминаю, что не только «учиться, учиться и еще раз учиться», но и «воспитывать, воспитывать и еще раз воспитывать».  А что посеешь, то и пожнешь

- Я своих детей воспитываю методом «кнута и пряника».  Хочешь смотреть телевизор – сделай уроки, а не сделал и телевизора не будет и отец подзатыльник выпишет – поделилась белокурая дама

- Насилие и запреты в воспитании детей могут сделать только хуже – заговорил студент  -  У нас в семье десять детей.  Родители никогда нас и пальцем не трогали. Даже голос никогда не повышали.  Действовали исключительно на наше сознание.  Уроки мы делали потому, как знали, что эта наша святая обязанность, которая, прежде всего,  нужна нам самим. И библию мы с ранних лет изучали. Она наш самый лучший источник воспитания

      Тут подошел мужчина с кейсом. В руках у него был букет цветов, бутылка шампанского и коробка конфет.

- Большое спасибо. Это так неожиданно – немного смутившись, сказала девушка, взяв в руки букет

- Предлагаю всем отметить наше знакомство и поднять бокал шампанского за нашу самую лучшую очередь в мире!
 
     Он произнес тост, открыл бутылку шампанского и разлил  его  по граненым стаканам, которые купил по дороге (одноразовой посуды тогда еще не было). В это же время  девушка открыла коробку конфет и всех угостила.

- Ну! Давайте за знакомство и нашу очередь! – произнес семьянин

     Все слегка друг с другом чокнулись стаканами и начали пить шампанское.

- О! Как у вас тут весело! А можно к вам присоединиться? За что пьем? – сказал проходивший мимо них мужчина

    В руках он держал  коробку с заветными сапогами.

- Можно посмотреть на модель сапог в вашей коробке? Мы даже не знаем, как они выглядят? – попросила его  девушка

- Всегда, пожалуйста. Для красивых дамочек ничего не жалко

    После слов про красивую дамочку, мужчина с кейсом побагровел, но решил сдержать свои эмоции. Прохожий развернул коробку и поднес ее поближе к девушке.

- Какие симпатичные.  Как раз то, о чем я мечтала – восхищенно воскликнула она и посмотрела на своего нового возлюбленного

- Отдам за двести рэ – тихо произнес прохожий, приближаясь поближе к девушке

- Да он спекулянт! – крикнул мужчина с кейсом

     Девушка отстранилась от спекулянта и возмущенно произнесла

- Отойдите, пожалуйста, от нашей части очереди. И уберите свои сапоги

- Нет проблем. Было бы предложено – спекулянт закрыл коробку и пошел к выходу

- Ни те, нас ни во что не ставят, ни эти.  Мы для них люди второго сорта – грустно произнесла гидроперитовая дама

- Вы не правы,  потому как, еще молоды – сказала пожилая учительница – Человек сам по себе - уже ценность. Вне зависимости от того, кто для кого какой сорт. Он имеет ту цену, которую дает себе сам

- Правильно. И я так считаю.  Надо ценить самого себя. Для Бога все равны. И с деньгами и без.  А кто как кого оценивает, так это в меру воспитанности каждого. Человек, получивший воспитание, никогда никого не унизит и не оскорбит – философствовал семинарист

      Вдруг очередь зашевелилась и заволновалась. Те, кто стоял сзади, стали давить на тех, кто спереди. Очередь резко подалась вперед.

- Что такое?  Что происходит? – разносились недоумевающие голоса

- Кто-то распустил слух, что сапоги заканчиваются –  произнес «оборонщик»

- В самом деле?  Заканчиваются?...  Четыре часа в очереди стояла и все напрасно! – пожаловалась блондинка

- Наверное, спекулянт слух распустил, чтоб сапоги продать – предположил мужчина с кейсом

      Тут продавщица взяла рупор и громко объявила

-  Уважаемые покупатели. Черные сапоги заканчиваются! Остался только сорок первый размер! Коричневых полусапожек много!  Хватит на два-три часа!

- Коричневые, так коричневые. Все равно уже обратной дороги нет  – произнес «оборонщик»

- А я так хотела черные – чуть не заплакала  девушка - экономист

- Ну, все. Пошли к спекулянту. Гулять, так гулять! – уверенно произнес  мужчина с кейсом, резко подхватил девушку на руки  и пошел с ней по направлению к выходу

- Ну, точно скоро на свадьбе погуляем. Если пригласят – произнесла дама блондинка, глядя им вслед

      Они стояли, улыбались, и каждый думал  о своем. 

- Мы с вами так долго общались и до сих пор не познакомились. Как-то не по человечески. Меня зовут  Анна Ильинична – сказала учительница

- Меня Малаша. Спасибо всем за приятное и содержательное общение

- А меня Инна Олеговна. Я работаю в химчистке. Так что, если надо, что-то почистить, милости прошу – представилась дама-гидроперит

- А я, Анатолий Иванович. Приятно со всеми вами познакомиться – сказал он, взял руку Анны Ильиничны и галантно ее поцеловал – Вы настоящий заслуженный учитель. Я очень рад встрече с таким человеком, как Вы
 
- Да ну! Что вы? Учитель - это всего лишь моя профессия – смущенно оправдалась Анна Ильинична

- Учитель – это ваше призвание – возразил ей мужчина-оборонщик

- Меня зовут Дмитрий. Мне тоже приятно наше знакомство. Я не жалею, что столько времени провел в этой очереди.  Даже, если уйду без покупки – сказал студент духовной академии

- А вот и «молодые»... Как хоть вас звать, величать?  Мы уже все познакомились. Только вы остались –  обрадовался Анатолий Иванович их появлению

- Александр. Писатель. Стоял в очереди за сапогами для начальства своего издательства, а приобрел нечто большее. Это судьба – произнес счастливый писатель с кейсом
 
      «Наверное, любовные романы пишет. Будет ему еще один сюжет» - подумала Малаша

- Я, Алена – представилась всем девушка-экономист, держа в руках коробку с долгожданными сапогами

    Все обменялись телефонами и они ушли.
 
       Вскоре подошла очередь. Малаша купила себе коричневые итальянские полусапожки. Конечно, это было совсем не то, что она хотела, но «на безрыбье и рак рыба». Радостная, с чувством облегчения она приехала домой и первым делом развернула коробку. Надев полусапожки она показала их маме.

- Мамуль, посмотри, какие я себе сапоги купила в Пассаже. Пять часов в очереди отстояла. Правда, они симпатичные?

    Мама, молча наблюдала за дочкой, пока та демонстрировала ей свою обновку,  мысленно подбирая к ней гардероб.

- Сапоги хорошие…. но..  по–моему,  у них  оттенок разный…  Или может мне так кажется? – засомневалась она

     Малаша внимательней присмотрелась к сапогам и с ужасом обнаружила, что  они имеют  разный оттенок. Оба сапога коричневые, только один оказался чуть светлее другого.
 
- Завтра пойди и сдай их обратно, как брак. Потом себе другие купишь. Еще лучше, чем эти

    На следующий день после учебы Малаша пошла сдавать сапоги обратно в магазин. Там ей подробно разъяснили всю бюрократическую процедуру возврата.  Не желая иметь больше никаких мучений, она сшила себе брюки в тон к сапогам. Одна штанина у них была посветлее, а другая потемнее.

- Это такой модный дизайн. Сейчас на Западе все так носят  - отвечала она подругам на их каверзные вопросы

       Теперь Малаша, как никто другой понимает, почему фраза Лени Голубкова  «куплю жене сапоги» смогла так легко зомбировать наш доверчивый народ.