Подработка

Сафира
         Как и все девушки, Малаша имела непреодолимое желание модно одеваться и хорошо выглядеть. Быть красивой и радовать глаз окружающих, являлось такой же приоритетной для нее задачей, как и получение высшего образования. В то время, время всеобщего дефицита на товар, она, как и все девушки, мечтала о модных кофточках, сапожках, сумочках  и других вещах, без которых  невозможно было бы, подчеркнуть свое изящество и чувствовать себя уверенной и красивой.Редкие посылки с одеждой, которые ей присылали родственники из-за границы, очень выручали. Умение шить и вязать, тоже  пригодилось.  Единственной  проблемой оставалась обувь. Если верхнюю одежду можно было пошить в ателье, то с обувью была настоящая «напряженка». Нельзя было сказать, что в магазинах не было сапог или туфель. Они были… и в достаточном количестве. Но, этой обуви, скорее больше подходило слово «надежность», чем «красота, мода и изящество». Если бы Малаша была Суворовым, и ей пришлось бы совершить переход через Альпы, то она обязательно сделала бы госзаказ для себя и своих солдат на эту обувку.  Иногда, она смотрела на сапоги в магазине и думала: «Наверное, конструкторы  нашего ВПК, которые выпускают танки и бронетехнику, по совместительству подрабатывают дизайнерами обуви». Её студенческой стипендии на модные, импортные сапоги совсем не хватало.  Эти сорок рублей быстро растворялись на транспорт, косметику и студенческую столовую. Многие студенты подрабатывали в стройотрядах. Они строили  коровники, свинарники или еще какие-нибудь объекты, при этом очень хорошо зарабатывали. Набирали в эти стройотряды в основном парней, а девушек только по великому «блату» и то, в ограниченном количестве. Выражение «по блату», что значит по знакомству, тогда было очень популярно. Поскольку  «блата» устроиться у Малаши не было, она, как и многие  студенты, искала работу на местных производствах. Устроиться  на работу по совместительству, «дневному»  студенту было не так  уж  просто.

-  Девчонки, я вчера работу откопала! Здесь недалеко и неплохо платят  -  как-то сказала ее одногруппница, войдя в аудиторию

-  Где?   

-  На хлебозаводе. Очень удобно. Можно приходить в любую смену, вечернюю или ночную.  Когда захочешь.  И  необязательно каждый день. Работа на булках, у конвейера. У них вечно людей не хватает. Студентов берут с большой радостью

- А сколько платят?

- Там сделка. Но в среднем, пять рублей смена получается, а если выходишь в ночь, то на рубль-два больше будет
 
      Имея непреодолимое желание иметь новые модные сапоги,  Малаша сразу устроилась на хлебозавод. По её подсчетам, чтобы купить эти сапоги, она должна была отработать, примерно, двадцать смен.

       На хлебозаводе её сразу определили в цех на укладку батонов. Она надела белый халат, повязала на голову косынку и подошла к начальнику цеха.

- Я  сейчас поставлю вас к Марине.  Она вам покажет, что нужно делать – сказал он и повел девушку в цех

       В большом огромном цеху, подряд, на одной стороне, находилось четыре конвейера. По спиралевидному конвейеру, с верхнего этажа ехали батоны и падали на другой конвейер, который имел овальную форму и тоже непрерывно двигался. Падая сверху, батоны выходили на финишную прямую,  прямо в руки укладчицы. Укладчица быстро складывала их в деревянные лотки, и при помощи пусковой кнопки  батоны  уезжали вниз, в погрузочный цех. Там их грузили в машины и развозили по  магазинам.  Процесс движения батонов по конвейеру шел непрерывно.

          Мастер подвел Малашу к одной из укладчиц, оставил рядом с ней и ушел.

- Смотри на меня. Учись и запоминай, что надо делать – сказала Марина, ловкими движениями обеих рук, укладывая батоны в лоток – Берешь лоток. Вставляешь его сюда. Смотри, чтобы он попал в пазы, а то  может перевернуться.  Булки упадут вниз, и придется бежать их собирать

      Малаша смотрела на нее, как на заведенного робота. «Лоток -  кнопка – булки – кнопка, снова лоток – кнопка – булки – кнопка и так далее, пока не остановится конвейер» - отметила она про себя технологический процесс укладки булок.

- А когда он остановится? – спросила она Марину

- Он не останавливается.  Это процесс непрерывный.  Давай. Начинай укладывать. Я тебе пока помогу. Потом пойду к себе в цех
 
      Марина работала этажом выше хлебопеком. Она приехала в город  из какой-то  деревни.  Таких людей как она, не имеющих постоянной  городской прописки  называли  «лимита».

       Малаша подошла к конвейеру. Положила лоток. Нажав на кнопку, опустила его пониже.  Уложила булки.  Затем снова положила лоток, опустила его, уложила булки и так далее. Через несколько минут весь, доверенный ей конвейер наполнился доверху батонами. Булки стали выпадать через край.
 
       Марина пришла на помощь и быстро разгребла батоны.

 - Если ты будешь так медленно шевелиться, никогда не успеешь – сказала она

      Тогда Малаша стала действовать быстрее, борясь с нарастанием количества  пребывающих булок. Марина оценила её старания и ушла.

        После такой каторжной работы новоиспеченная укладчица еле доплелась домой. В её голове крутилось: «лоток – кнопка – булки - кнопка,  лоток – кнопка – булки – кнопка.  Зачем мне эти сапоги?  Похожу в старых.  Ходят же все, по пять лет, в одних сапогах и никто еще от этого не умирал».

      На следующий день, после института, Малаша вновь вспомнила о сапогах. Охота оказалась пуще неволи. Вечером она уже стояла у конвейера и шустро распихивала батоны по лоткам. Работа уже не казалось такой тяжелой. Единственное чего не хватало в цеху, так это задорной музыки. «Под веселую музыку и жить веселей» - подумала девушка и с этим предложением подошла на перерыве к начальнику цеха.

- Здесь, тебе не дискотека – ответил он – Мне не до музыки.  У меня рабочих рук не хватает и план горит! Если я людей не найду, будет мне гроб с музыкой

      Малаше показалось, что у него от проблем даже волосы встали дыбом.

- А с музыкой в вашем цеху производительность труда поднимется – привела она  доказательство, чтобы ему было «нечем крыть»

   В советские годы одной из основных задач партии являлось повышение производительности труда на производстве, а с партией тогда никто не спорил и даже думать не мог, что это возможно.

- Хорошо! Уговорила. Только где я тебе музыку найду?

- А можно я из дома магнитофон принесу?

       Он слегка подумал  и разрешил.
 
      На следующую смену Малаша принесла магнитофон и работала, пританцовывая и подпевая рядом с конвейером.  Под музыку булки, как-будто, сами запрыгивали и укладывались в лотки.

    Как-то, после смены она забрала магнитофон с собой и на вахте её задержали.

- Что у вас в сумке? Покажите? Почему она у вас битком набита?

      Девушка открыла сумку и  показала все содержимое.

      Тогда на всех предприятиях страны велась борьба с «несунами». Так называли людей, которые считали, что все, что находиться на  производстве, может находиться и у них дома, причем совсем бесплатно. И эти «несуны», запихивали данную «госхаляву» во все места и выносили ее с предприятий.

-  Зачем вам на хлебозаводе магнитофон?
 
-  Музыку слушать

-  У нас здесь хлеб пекут, а не музыку слушают. Откройте магнитофон. Я хочу посмотреть, что у него внутри

- Вы что? Действительно полагаете, что я могу внутрь магнитофона батон положить? – возмутилась Малаша

- Почему только батон?  У нас и орехи, и печенье, и шоколад, и много еще чего выносят – гордо перечислила вахтерша ассортимент «на вынос»

-  Да, в нем, кроме кассеты, ничего нет. А если вы будете его разбирать, вы мне просто его сломаете. Мне начальник цеха разрешил его принести. Для повышения производительности труда, между прочим -  пыталась убедить девушка непробиваемого борца с «несунами»

- Любовь Петровна, она студентка. Работает на укладке булок. У нее там кроме них, ничего ценного нет – раздался сзади знакомый голос Марины

    То ли вахтерша сама не хотела лезть в магнитофон, то ли слова о производительности ее убедили, то ли Марина для нее была авторитетом, и она  отпустила Малашу.

      Девушки вышли из проходной, и пошли по направлению к метро.

     Малаша посмотрела на Марину и подумала о том, что она могла бы ее назвать красивой, если бы та привела себя в порядок и навела себе марафет. "Как можно выйти на улицу не накрашенной? Это все равно, что ходить по городу голой... и что у нее за ужас на голове? Какой-то, непонятный беспредел. А этот плащ? Жуткого цвета детской неожиданности и устаревшего фасона? А эти допотопные погоны? Да еще с уродливыми черными пуговицами. Наверное, со времен войны по наследству остался от бабушки" -предполагала студентка. Тем не менее, Марина вызывала только позитивные эмоции. С ней было приятно общаться. По ее суждениям и рассказам, можно было определить, что она человек совсем не слабый. «В конце концов, она же не виновата, что родилась и выросла в деревне, где женщины осенью и весной не вылезают из резиновых сапог, а зимой из валенок. Кто ей там, мог показать, как за собой ухаживать»
 
- Марина, а почему ты не пользуешься косметикой?
 
- Почему не пользуюсь? Пользуюсь. Просто сегодня не успела накраситься…. Только я помадой не крашусь, она мне не идет. Я  становлюсь старше. И тушь я не люблю. У меня от нее глаза текут.… Вчера я духи себе купила – достала она маленький флакончик с духами  и  дала понюхать Малаше

   От едко-сладкого спиртоносного запаха ее  духов у Малаши помутнело в глазах.

- Какая га……  Очень хорошие духи. Мне нравятся – не желая ее обидеть, произнесла та, рассуждая: «может эти противно-гадкие  для меня духи,  для нее ценнее, чем кому-то его самая крутая Франция. В конце концов, о вкусах не спорят» - И флакончик симпатичный – добавила она для большей убедительности

- Правда? Тебе понравились?.... Хочешь, подарю? А я себе другие куплю

- Нет, нет! Не надо! У меня этих духов…..завались! – испугалась Малаша ее подарку – Оставь себе. А я название запомню и когда надо будет,  куплю себе такие же 

      Девушки дошли до метро и попрощались. После этого, они не виделись. Несколько раз Малаша отработала в ночную смену, и на заводе больше не появлялась. В одну из последних ночных смен с ней произошел жуткий случай.  Настоящий «ужастик».

       Все было, как обычно. По конвейеру ехали любимые всеми городские батончики, горяченькие, прямо «с пылу с жару» и под музыку, не без помощи Малаши, запрыгивали в деревянные лотки. Вдруг, один из таких лотков, полный булок, который уже почти доехал до погрузочного цеха, взял и перевернулся. Девушка бегом выбежала из цеха, затем по лестнице вниз, подбежала к рассыпанным батонам и судорожно стала их собирать, потому что знала, что наверху в её конвейере нарастает количество булок.
 
      Быстро собирая батоны, Малаша почувствовала на себе чей-то пронзительный взгляд. И тут она увидела огромную, жирную, темно-серо-коричневую крысу. Крыса была размером в большую упитанную кошку.
 
      «Ничего себе! Как разжирела на казенных харчах» - подумала студентка и покрепче зажала в руках батоны, готовясь метнуть их в крысу.

      «А ты тощая, как селедка! Нашла, кого батонами пугать.  Я эти батоны грызла, когда ты еще под стол пешком бегала…. И вообще, я тут живу! У меня тут прописка постоянная!» - телепатировала возмущенная крыса свои мысли

      «Думающая крыса с даром телепатии! Это сенсация! А говорить ты умеешь?» - спросила ее мысленно девушка.
 
      «Поработаешь еще, с месяцок, батоно укладчицей, я не только заговорю, но и с тобой булки  пойду  складывать»  - послала ей крыса свои мысли.
 
       И тут, сверху на них посыпались батоны.

      «Ой! У меня же конвейер переполнился! А я тут с крысами разговариваю» - вспомнила Малаша, и запустила на всякий случай в нее нацеленный батон. Крыса, видя летящую булку, решила не подставляться и лениво побежала в свою нору.

- Помогите, мне кто-нибудь! У меня батоны падают! – кричала студентка, когда бежала наверх, к своему рабочему месту

      К ней подошли две женщины и помогли разобрать конвейер. В конце смены девушка подошла к весам и ужаснулась. Крыса была права. Если она здесь еще поработает, то на весах скоро появятся отрицательные числа.