Песчаная буря

Марат Мертенс
Случай этот произошел во времена моей службы в Монголии, в отдаленном гарнизоне, практически на самой границе с Китаем.

Было  лето,  суббота. Этот день нравился всем потому, что кроме преддверия выходного дня, по субботам была баня. Баня у нас была хорошая, хотя и старенькая. Но парилка знатная. Да и после бани народ умел хорошо расслабиться и отдохнуть.
Погода была прекрасная, дела закончены. И в установленное время все дружно потянулись в баню.
 
  Мужики азартно парились, пили чай на травах и болтали о всякой всячине.
 Неожиданно потянуло угаром от печки с камнями, но не придали этому особого значения.
В бане был телефон с дежурным по части. И вдруг он зазвонил, что бывало очень редко. Дежурный сообщил, что поднялся сильный ветер и даже по городку летают мелкие камни. А в  казарме выбило камнем стекло.
Один из наших офицеров решил выглянуть на улицу, но не смог открыть дверь.

И почти сразу начался какой-то невнятный, но противный гул.  Оказывается, это началась мощная ПЕСЧАНАЯ БУРЯ,
Тут уж стало не до помывки, тем более, что от печки с камнями все больше тянуло угаром. Снаружи ветер был настолько сильный, что труба бани не справлялась с тягой.
 
Все, а было человек 20, быстро оделись и начали новую попытку открыть входную дверь. Это с трудом удалось. Но на улице была сплошная пелена песка, и что-то увидеть в двух-трех метрах было невозможно.  А до наших домов нужно было идти метров 60-70. Решили двигаться друг за другом и каждый, идущий сзади должен был держаться за куртку идущего впереди .
Надвинули головные уборы поглубже на глаза, подняли воротники, потому, что песок и мелкие камешки били прямо в лицо. Гул стоял неимоверный,  и не было возможности услышать, что говорит рядом идущий человек.
В процессе этого «путешествия» дважды слышали страшный грохот чего-то падающего и пролетающего мимо. И вот так, потихоньку добрались до наших домов. Все они были барачного типа. Там перегруппировывались и шли дальше.

Хорошо еще, что был свет в домах (это преимущество проложенного в земле кабеля).
Через полтора – два часа буря утихла, но поднятый в небо песок  оседал на землю еще минут двадцать.

  Телефонная связь тоже работала. Быстро уточнили, что все люди на месте,  потерь нет. Только одному прапорщику из дежурной смены здорово досталось по спине оторванной доской.
Было уже очень темно и поздно, поэтому ущерб от этой бури решили подсчитать с утра пораньше. А пока организовали восстановление выбитых стекол в домах и казарме. К счастью, разбитых стекол оказалось  не очень много….

Рано утром с командиром пошли осматривать наше «хозяйство».
Неприятных сюрпризов было много. Особенно на технической позиции, которая находилась на возвышенности. Там перевернуло и сбросило в овраг такелажную машину одной из радиостанций. Вырвало  12 метровую мачту одной из антенных систем. Свалило металлическую трубу с небольшой котельной технической зоны. Сорвало вместе с мачтой и повредило анеморумбометр – прибор, показывающий направление и силу ветра. И сорвало несколько ставней в здании командного пункта.
Серьезно пострадало так же здание сборно-металлического склада, особенно его крыша, секции которой собирали по всей округе почти целый день. Разметало сложенные в штабеля деревянные брусья, доски и другие строительные материалы, на хозяйственной территории.


Пришлось последствия этой бури – своеобразного «подарка» монгольской погоды, устранять две недели.
К счастью, больше такой мощной песчаной бури за оставшееся время моей службы в Монголии, не было.

Вспоминаю эти эпизоды и думаю о том, как  бывает  слаб и незащищен человек в разбушевавшейся стихии и  когда неожиданные  суровые  сюрпризы  преподносит природа.