Звенигород в КНДР

Феликс Цыганенко
На снимке: автор мемуаров, электромеханик рудовоза "Звенигород"
Северная Корея - 1985 год, порт Хыннам. На экскурсии в пагоду.

   В наши дни мы часто слышим и читаем разные новости о Северной Корее. Как тут не вспомнить рейс мурманского рудовоза «Звенигород» в северокорейские порты Хыннам и Чхонджин. Причём, под командой патриарха российского флота, мурманского капитана Георгия  Осиповича  Кононовича. Какой мы видели Северную Корею и соседние страны в 1985 году,  автор этих строк, судовой электромеханик, делится воспоминаниями  с читателями… 

   Известие о том, что рудовозу «Звенигород» предстоял рейс из Мурманска на Дальний Восток, в порты Северной Кореи и Японии – вызвало восторг в экипаже! Чем не фрегат «Паллада» из повести Гончарова? Такой удачи, возможно и не представится более. На судне считали, что это заслуга старого капитана Георгия Кононовича. Ещё в тридцатые годы он впервые ступил на палубу судна матросом Дальневосточного морского пароходства. Но так уж сложилось, что плавать ему довелось вдали от тихоокеанского бассейна. За полста лет, от матроса  – до капитана! И преследовала старого моряка мечта: зайти в бухту Золотой Рог, к своим истокам, окинув её взглядом с капитанского мостика. «Это я, Георгий Кононович, вернулся к берегам молодости и надежды…»

   Оставив за кормой Мурманск, зашли в Польшу, порт Гдыня, где выгрузили апатит, а на Северную Корею взяли кокс. Покорив десять морей, два океана, Суэцкий канал, Баб-эль-Мандебский и Малаккские проливы, рудовоз «Звенигород» ошвартовался в северокорейском порту Хыннам.  Город окутан дымом из заводских труб, словно после газовой атаки на фронтах первой мировой войны. Если ветер дул в сторону порта, на судне задыхались. Бросал винтовку и прятал лицо в носовой платок солдат-охранник, стороживший нас в будке на борту судна. Белый хлеб, что просил у моряков, он бережно заворачивал в газету из красного уголка.

   Корейцы - портовые агенты и прочие представители, появлялись в кают-компании по «совпадению» с нашей обеденной процедурой. Потому их вежливо приглашали разделить с моряками скромную флотскую трапезу. Отнюдь не смущаясь, товарищи корейцы хлебали вместе с нами борщ, а по воскресеньям – традиционную солянку и жевали цыплёнка табака. Грудь наших гостей, словно боевые награды, украшали значки на красной, бархатной подкладке. Изображали они «светлое солнышко»,  дорогого вождя, товарища Ким Ир Сена. Всякий раз корейцы называли его именно так! Потеря значка сурово каралась властями, вплоть до лишения свободы.

   По приглашению администрации судна «Звенигород» посетил дипломат из советского консульства,  Интеллигентный мужчина поделился с моряками интересным  рассказом о стране чучхе.
   -  Питание и одежда здесь распределяются домовым комитетом по талонам. Пальто, к примеру, должно служить пять лет,  но в экстренном случае,  при составлении акта, срок можно и сократить, - уточнил дипломат.
На вопрос моториста Карякина о корейских праздниках, консульский работник сообщил о положении дел в этой области:
   -  В стране три праздника: первый по значимости -  День рождения Ким-Ир-Сена, затем его сына и только потом, День независимости!  В эти праздничные дни корейцам выдаётся по курице, в остальное время  народ питается полезным для организма продуктом: рисом. Поэтому граждане, как вы обратили внимание -  по спортивному  поджарые, а толстяк здесь вызывает законное подозрение…   

   Одежда корейцев не отличалась разнообразием, Скромные синие хлопчатобумажные костюмы и лёгкие тапочки  на босу ногу  -  очень подходили для быстрой ходьбы. Народ спешил воплощать в жизнь учение чучхе.  Кстати, фолиантами в дорогих переплётах с этим учением были забиты полки спецмагазина для моряков, типа нашего бывшего «Альбатроса». Кроме этого общедоступного и единственного в избытке товара, в магазине предлагали настойку женьшеня из искусственно выращенного растения. А потому и сомнительного качества. 
   
   Так называемый женьшень (корень жизни) пользовался повышенным спросом в нашем городе у самого синего моря. Ещё бы! Восточная медицина утверждала, что препараты женьшеня продлевают жизнь и молодость! Одесские моряки закупали его оптом, это был их скромный бизнес.
О настойке, как абсолютной подделке, подтвердил второй механик «Звенигорода» Борис Багликов.
   - Я приобретал это «чудо-лекарство» несколько лет назад для больной жены. Поверил байкам, но проку с него...   ноль. Это ведь не природный женьшень, что вырос в лесу или горах, обнаружить который считалось редкой и большой удачей!..

   Интересно, что не забыли в порту о культурной программе для русских моряков, предложив несколько экскурсий. Знать уважали!  Мы посетили вполне приличные пляжи, городские достопримечательности и храмы. Запомнилась экскурсия в одну из пагод, расположенную на холме. На дорожке в храм,  располагалась деревянная, искусно отделанная лавка с закреплённой табличкой. Как рассказал с дрожью в голосе экскурсовод, однажды здесь отдыхало ясное солнышко, великий вождь, товарищ Ким Ир Сен. Теперь это не просто место для сидения, а историческая скамейка. Боясь её осквернить мягким местом ниже спины, мы осторожно обходили корейскую реликвию стороной…

   Разумеется, в середине 80-х годов перед нами предстала лишь внешняя сторона жизни страны с учением чучхе. Возможно, что в современной КНДР произошли качественные изменения по части военного строительства, технического совершенства, жизненного уровня и свободы граждан. Неоднозначная страна со  своей историей, культурой, традициями и природой, несомненно осталась у нас в памяти. А что если бы усмирив гордыню, две Кореи, с их мощными потенциалами и трудолюбивым народом, вдруг объединились?!  Фантастика, конечно, но это было бы сильнейшее государство Восточной Азии с суммарным населением свыше 70 миллионов человек!  Увы, вожди и народ - слишком разные субстанции, а жаль...

   В порту Чхонджин месяц простояли в очереди на погрузку листового металла на Англию. Затем «Звенигород» совершил переход в небольшой японский порт Фукуяма на острове Хонсю, между Хиросимой и Кобе. Судно  погрузило в три трюма из семи и на палубу трубы большого диаметра для  газопровода.
Сбылась и долгожданная мечта капитана Кононовича: во Владивосток зашли… за топливом! Но как поделился со штурманами «Звенигорода» бывалый капитан, никого из знакомых моряков встретить не удалось! Увы, годы брали своё... Но разве это не праздник для Кононовича: посетить город молодости, откуда начинался морской путь в полсотни лет протяжённостью?! Спасибо мурманским диспетчерам за возможность посетить Владивосток…

   Обратный переход «Звенигорода» казался «короче», ибо это был путь домой. На этот раз пройти мимо Сингапура – жемчужине юго-восточной Азии, просто грешно. В этом суперсовременном городе с его благодатным климатом мечтали побывать хот раз все моряки торгового флота! К восторгу экипажа, рудовоз бросил якорь на рейде Сингапура. Заход капитан Кононович мотивировал необходимостью подкрепить палубный груз, о чём известил диспетчерскую службу.

   Были созданы две смены, «бьющих копытом» членов экипажа.  С нетерпением они ожидали подхода к борту рейдовых катеров. Какое блаженство и облегчение испытывали моряки, заходя в специальные морские магазины с микроклиматом! А их до боли знакомые названия: «Одесса», «Новороссийск», «Холмск» и  пр.?! Обилие зелени, солнца и чистого воздуха вкупе с маленькими и аккуратными, как куколки, малайками, создавало впечатление сказочной страны! Но память невольно возвращалась в порт Хыннам и - худеньких корейских женщин.  На плечах они таскали отрезки железнодорожных рельс...

   В отличие от Сингапура, северокорейский Хыннам напоминал адово чистилище. Виной тому многочисленные трубы металлургических заводов, извергающие клубы ядовито-жёлтого дыма. Какая тут к дьяволу экология! Так что прощай КНДР, даёшь океанский простор и лечебный, особенно в шторм - по мнению медицины, морской воздух!..

   Заканчивался восьмимесячный рейс в юго-восточную Азию рудовоза «Звенигород». Выгрузив в Англии  металл из Северной Кореи, судно совершило плавание на Балтику и ошвартовалось в порту Ленинград. Долгожданных моряков восторженно встречали с букетами цветов жёны и дети! После штормовых переходов через моря и океаны  -  это был небольшой, но вполне заслуженный отдых для экипажа…