Летние мистерии. Купала

Лариса Бесчастная
         
         
          Как же всё перепуталось с шараханьем календарей в разные летоисчисления! Вот уж воистину от излишних мудрствований одни хлопоты! Наши предки в этом отношении были и проще и мудрее: жили по солнцу, по его противостояниям.
          Это я к тому веду, что здорово споткнулась к какому месяцу отнести праздник Ивана Купала. Он у нас сейчас в моду вошёл и все вдруг стали его отмечать… но 7 июля, совместив этот день с Рождеством Иоанна Предтечи и Крестителя. А эта дата не имеет никакого отношения к самой сути праздника, поскольку Купала – это прежде всего летнее солнцестояние, солнцеворот, самая короткая ночь в году.  Те, кто понимают это, например, Славянская община родноверов, отмечают праздник Купалы в дни летнего солнцестояния. Тут уместно заметить, что и имя Иван «прилепилось» к Купале только благодаря объединению древнего ведического праздника с Рождеством Иоанна Предтечи.
          Относительно даты праздника – европейцы умнее нас оказались: как и положено отмечают Купалу в ночь с 23 на 24 июня. И не только славяне. Например, в Шотландии тоже празднуют самую короткую ночь и, что интересно, хоть называют они этот праздник «Лита», обряды и игры их ничем не отличаются от славянских. Так может, не зря искал Тур Хейердал корни скандинавских народов у Азовского моря?
          А кстати, известно ли вам, уважаемые читатели, что знаменитый Аполлон есть тот же Купала, но по-европейски вычищенный и выхолощенный? Да, да! Когда-то пришло это имя в древнюю Грецию как «Кополло» и незаметно превратилось в «Аполлон». Но это я так заметила, мимоходом…
         
         
          Итак, Купала праздник летнего солнцеворота – солнцестояния и по содержанию это некое единение двух стихий – огня (солнца) и воды, дающих начало всему живому, это расцвет сил Матушки-Природы. А ещё это память о победе Перуна над Скипером, о купании его в Днепре, о встрече Перуна и Роси и рождении Дажьбога (есть версия, что Купала одно из имен Дажьбога). А вообще, этот праздник – культ света, солнца, всего живого, в это время роса целебна, трава лечебна, вода и огонь волшебны очистительной силой своей.
          Поэтому и в росах валялись, и в реке купались, и через костёр-купалец прыгали, потому как купальский огонь не только очищал, но и являлся своеобразным оборонительным и магическим средством. На костёр ещё приносили старые вещи и одежду хворых домочадцев, чтобы обновить жизнь, сделать её счастливее и здоровее.
          Да что ж это я в прошедшем-то времени рассказ веду? И сейчас всё это делают! В смысле с огнём забавляются, купаются, гадают, песни поют да пару себе ищут. Целая индустрия родилась в туризме-то. Правда, поскольку календарь смещён от природного цикла, пользы от этого уже меньше: энергетика действа далеко не та! Зато прибыль есть.
          Но, давайте, рассмотрим древние традиции это «новой» старой славянской  летней мистерии и попробуем разобраться в кое-каких спорных вопросах…
         
         
          Празднование Купалы – летнего Солнцеворота самая устойчивая летняя мистерия славян, рассеявшихся по всему миру. За тысячелетия эта традиция принимала разные оттенки, сообразно времени и месту, но основное его содержание – очищение огнём и водой – неизменно. А вот мнение, что это праздник свободной и разнузданной любви, уже более современное. Не затрагивая корни этого толкования, которые ведут к оргаистичным мистериям Европы, подхватившим праздник у славян древней Италии и Греции, и далее к Византии и двоеверию, скажу лишь, что изначально у наших предков не могло быть «праздника свободной любви», поскольку жили они по законам РИТА.
          Что же это за законы, свято выполнявшиеся древними славянами и несправедливо позабытые их потомками?
          Законы Рита – это Небесные Законы о чистоте Рода и Крови. По ним жили все славянские народы. Ныне они известны под названием «Телегония» – и, естественно, в ней они не в первозданном виде. В медицине их называют более откровенно – «явление первого самца». Это наука о передаче наследственности из поколения в поколение. Современная наука рассматривает эволюцию как взаимозависимое изменение материи, энергии и информации. Это триединство заставило учёных обратить серьёзное внимание на так называемые торсионные поля и, несмотря на горячие дебаты физиков, системщиков, синергетиков и  специалистов других направлений данные исследования и теории приобретают всё больше сторонников, поскольку удаётся согласовать многие необъяснимые факты. К таковым относятся и некоторые случаи рождения детей, разительно непохожих на обоих родителей.
          Рита термин из ведического санскрита, означающий «порядок вещей». Это универсальный космический закон, в согласии с которым происходит «упорядочивание неупорядоченного», вращение Вселенной и существование всего сущего, включая космос, человечество и его нравственные устои. Согласно этим законам первый мужчина в жизни девственницы, оставляет свой Образ Духа и Крови – это психический и физический портрет детей, которых она родит, независимо от чьего семени зачнёт. Именно поэтому первые мистерии Купала не могли быть «разгульными» – чистоту девушек берегли как зеницу ока. Ей надлежало не только продолжать чей-то род, но и быть хранительницей домашнего очага – в широком смысле этого слова, фактически, обожествлённом.
          Даже вдову наши предки старались «пристроить» замуж за мужчину из рода мужа, но перед этим она всё равно проходила обряд очищения: не менее года воздержания, а потом очищение огнём и водой на Купала…
         
         
          По убеждениям наших предков в ночь на Купала возможны как чудеса, так и «страшилки», ибо «Иванов день – день ведьм, оборотней, колдунов, и прочей гораздой на  проказы нежити (домовых, водяных, леших, русалок)». И ведьмы, мол, в ночь на Купала слетаются на Лысую гору на ежегодный шабаш и слепая змея медянка прозревает и жаждет смерти любого, кто попадётся ей по пути, и прочая нечисть не дремлет…
          Но и папоротник расцветает ровно в полночь огненным цветком, который приносит счастье нашедшему его.
          Растения, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы и цветы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».
          А народных примет сколько на Купалу! И звёздное небо к грибному изобилию, и «сильная роса на Купала – к урожаю огурцов», и «коли на Ивана просо в лежку, то будет и в ложке» и травы на Купала приобретают целебные свойства – собирать спешите. А травы собирайте непременно с песнями, да в росе искупаться не забудьте…
          И обязательно сходите на косовицу: «Пройти до солнышка два покоса – ходить не будешь босо», «До солнышка пройти три покоса – ходить будешь в сапогах, а не босо».
          Ну а девушкам предписано гадать на суженого…
         
         
          Как уже сказано выше, в разных весях Руси и у других славянских народов обряды могли проходить с отличающимся друг от друга наполнением, но многие элементы и верования были неизменными, например, купанье в воде и росе и прыганье через зажженный костер. Накануне Купалы отмечалась купальная ночь – самая короткая и полная «озорства» нечистой силы. Спать в эту ночь не рекомендовалось.
          Главный «реквизит» праздника костёр-купалец с длинным шестом, увенчанным купальским колесом в центре. Также устраиваются малые купальцы для ритуального сожжения кукол и очищающих прыжков через огонь. Предусматривается свободное пространство для хоровода. Зачин праздника начинается с выноса куклы Ярилы (или др.), сделанной из зелёных веток, которую устанавливают под украшенной венками и лентами берёзкой, и водят хоровод, славя Ярилу. Символическая смерть Ярилы и рождение Дажьбога главное содержание мистерии.
          Второй зачин является прославлением Дажьбога и освещением оберегов «на любовь», после чего проводится славление Богов, заканчивающееся словами: «Слава Богам! Слава! Слава Предкам! Слава! Слава Победе! Слава! Гой!».
          Затем девушки затевают хоровод вокруг украшенной лентами берёзки, а парни стараются прорваться через «цепь» рук, чтобы вырвать деревце и бросить его в реку. После этого зажигается главный костёр-купалец, вокруг которого посолонь закручивается хоровод и поются ритуальные песни. Потом, пока костёр горит-догорает, затеваются игрища, а уже после них начинается выбор суженых.
          Интересен обряд выбора суженых – тут главенствуют женщины, они выбирают. Девушка шлепком ладони по плечу парня даёт знать о своём выборе и убегает. Парень должен поймать девушку и, взяв её за руку, вместе с ней прыгнуть через костёр-купалец. Если при  прыжке руки их не разойдутся, то они считаются сужеными.
          Затем могут быть гадания волхва по жребию, с заклинаниями и объявлением воли Богов. В любом случае, далее предстоит идти к воде – с обрядовыми песнями о Купале и там в воду опускаются венки с горящими свечами или с головнями из костра. Ну а дальше либо купание обнажёнными и поиск укромного места для любви, либо сбор трав и игрища – где как. В купальскую ночь, как правило, играли в горелки.
          К слову сказать, есть поверье, что дети, зачатые в купальскую ночь, будут обладать волшебной силой…
         
          На рассвете, после волшебной ночи, праздник заканчивался встречей и прославлением восходящего солнца…
         
         
          Продолжение будет

Музыкальное дополнение:
Иван Купала ВИА Славяне
http://rutube.ru/tracks/2917221.html

Ночь на Ивана Купала (песня)
http://strannik.ucoz.ru/news/2008-06-15-10

Источники:
http://oliav.boom.ru/prazdniki/ivan-kupala.html
http://slavs.org.ua/yazycheskii-prazdnik-ivana-kupaly
http://www.przd.ru/yaz/yaivankupala.php

Законы РИТА
http://bulgaria88.narod.ru/rita.htm
Иллюстрация:
Клавдий Лебедев. Ночь на Ивана Купалу

Примечание от Игоря Срибного:
РИТА - "Р" - Ритар - говорить, изрекать,речь, соединение Земного и Небесного, "И" - Истина, "Т" - Тверда(утверждённая свыше, "А" - Асы(праславяне). "РИТА" - поток (река,) соединивший Небесную и Земную Истины, утвержденный свыше Асам