БАшка

Александра Аксенова
Мне было очень и очень стыдно. Мы с братом шли по лесу чуть впереди, а она рассказывала своей сестре, какой бардак мы устроили в комнате. Ведь на пять минут вышла до магазина, приходит, а вокруг валяются полотенца, носки, старый парик, фата с маминой свадьбы. Все шкафы выпотрошили, все, что было аккуратно сложено и пахло мылом. Мы опустили глаза и чувствовали себя последними подонками. Она всегда любила нас больше жизни.
Мы ели зеленую грязную клубнику, отлынивали от прополки грядок, спали до 11, а то и до 12 утра, но всегда были рядом в свободное от школы время. Она учила нас делать крахмал, розочки из капроновых колготок и быть людьми. Когда умерла её сестра, я очень за неё боялась, мне кажется, она все еще не смирилась с этим. Она так же машет в окошко дома, где жила бабушка Валя. Как она всегда говорила: « если не увидит, никто об этом не узнает, а если увидит, то всем приятно будет». Такая маленькая хитрость.
Когда я приезжаю к ней, она суетится, как муравей, сколько же в ней энергии!!! В 6 утра еле слышны её диалоги с кастрюлями о том, как она проведет сегодняшний день. Начиная часов с десяти, она каждые пятнадцать минут напоминает, что долго спать неприлично, называя меня ласковыми словами, чем ставит меня в неловкое положение. После пробуждения, она кормит меня ненавязчивым завтраком. Ненавязчивый завтрак, как мне кажется, рассчитан на мужика, который целый день пахал в поле и при этом постоянно думал о еде. Самое невероятное — это контрольная шаньга. Она специально с утра готовит шаньги к чаю, которые, прости меня Господи, уже не лезут. Даже не спорьте со мной — это лучшая бабуля в мире!
А её диалоги по телефону, это надо слышать! Не знаю, как передать словами: «Да-да!» (настороженно) «Уоооу!!!» (радостно, как будто на том конце трубки её любимый актер из сериала) «Здраааааствуйте» (с этакой подколкой, мол, что же это Вы так пропали). И ведь так её телефонный разговор начинается практически всегда! Набирает на дырявом бублике телефона городскую администрацию по поводу приватизации садового участка и опять же её мягкое тихое «Да-да», начинает лепетать быстро, видимо подготовленное: «Здравствуйте, это Аксенова по поводу садового участка в «Паршинке»…» ее нагло перебивают, тембр голоса резко меняется и со словами «Ну и пошли в жопу!» она кидает трубку.
Больно начинает щемить сердце при воспоминании, как она однажды приехала к нам в гости. Стоит на пороге, в каком-то старом мамином брезентовом плаще с воротником в сосульках. В двух хрупких ручках две огромные тяжеленные сумки, набитые банками разносолов и варенья, картошкой и прочими продуктами, результатом тяжелого труда. Стоит, огромные очки в прозрачной роговой оправе запотели, носик красненький, видно, что еле дотащила и сильно замерзла. И чуть не плачет. И мы еле сдерживаем слезы, кидаемся ей на шею. До чего же она родная, об этом невозможно написать.
Она постоянно донашивает ненужные вещи, покупая нам новые. У моей Бабули отменный вкус, иногда с порога может заявить: « Что это у тебя за ботинки, прощай молодость?». Вот она тащит меня за новыми ботинками в своей плюшевой черной шубке и с вязаной, Елизаветой Ивановной авоськой. Авоську бабушка очень бережет, как и все, что оставила Елизавета Ивановна в завещании: вязанные подследники, куклу Машу, настенного пуделя из каких то шелковых ниток и множество рукодельных шедевров. У Бабушки много критериев при выборе одежды: «оооооо, пойдем, это слишком дорого», «носить будешь?», «ну кто такое носит?» и мое любимое «это уже вышло из моды». Однажды она предложила забрать туфли её молодости, не поверите, я видела в последней (на то время) коллекции «Versace» точно такие же! Самые лучшие вещи в моем гардеробе — выходцы из славного города Артемовска.
Нет ничего лучше в поездках к ним в гости, чем гулять с ней по лесу. Какое бы время года не было. Взять её под ручку и в очередной раз услышать: «А ведь когда-то ты вешалась на меня, когда вот так вот брала под руку и тянула вниз. Так тяжело было, но с тобой бесполезно спорить». С какой радостью она вспоминает это, а мне так стыдно. Даже для меня, она такая маленькая и хрупкая, так хочется её защищать от…да от всего!
Мы еще были совсем спиногрызами, когда бабушка пошла на рынок и вернулась в состоянии местной амнезии. Она потерянно бормотала: «ничего не помню, ничего не помню». Вот ведь постоянно наденет скользкие сапоги, опять же, в соображениях, что кому-то надо донашивать, и падает. Тогда она сильно ударилась головой, мы так испугались. Потом уже пришла тетя Вера, я гладила какие-то тряпочки, накладывали на голову, а она переживала, что купила слишком маленькие штаны моему брату. Все еще не может вспомнить, что тогда произошло. Все еще страшно это вспоминать.
Бабуля поклонница журнала «ЗОЖ». Сидишь, бывало, у телевизора, а она как выбросит руки резко перед собой, зажав пальцы в знаке «виктория» или «peace». В «ЗОЖ» написано, что полезно. Она очень любит или цитировать, или читать журнал «Здоровый Образ Жизни». Сдвинет очки на середину носа, и, поднимая периодически палец вверх, вещает текст с неповторимым уральским оканьем.
Утром она всегда подрывается в магазин, причем, все в доме есть. Обязательно покупает свежий хлеб. Хлеб у них храниться в огромном медном ведре, содержимое дна ведра в последствии перерабатывается в сухари. Набор продуктов в пакете из магазина, который пахнет макаронами, табаком и чаем частенько вызывает улыбку: «А зачем ты два пакетика кофе купила, у тебя же в ящике целый склад, папа привез всякого разного, пей не хочу, стоят не открытые?!». На что она потерянно разводит руками: «Так а что, Башка уже старая, все покупают и Башка купила».
О ней можно рассказывать вечность, а можно обобщить в двух предложениях и будет очевидно, что всем, кто её знает, крупно повезло. Когда Бабуля завязывает косынку на затылке, она похожа на маленького пиратика. Когда она плачет от горя, её подбрасывает, как котенка, таких искренних слез я больше никогда не видела. Детство и молодость её беспощадно съела война, она не видела ничего хорошего и старается дать нам больше. В тридцать лет она купила себе куклу, и пока никто не видел, расчесывала и наряжала её. Когда дед это увидел, сказал: «ты что, совсем дура?», и она плакала всю ночь. Я ненавижу себя за то, что редко её вижу, скучаю безумно и не могу найти время для встреч с ней. Мы всегда не можем найти время на что-то важное, прикрываясь кучей бесполезных причин. Она моя бабушка, моя БАшка…что еще тут сказать