Истоки любви. О Татьяне Васильевой

Мита Пе
Я люблю фильм "Здравствуйте, я ваша тётя!" В нём играют лучшие наши актёры: Александр Калягин, Валентин Гафт, Тамара Носова, Армен Джигарханян, Михаил Казаков, Олег Шкловский, Татьяна Веденеева. Всякий раз, когда я смотрю этот фильм, я получаю истинное удовольствие - они играют легко, виртуозно, грациозно, как песню поют.


В этом фильме (ещё при первом просмотре) на фоне известных лиц я обратила внимание на лицо незнакомое - девушка Энни, большеротая, большеглазая, с ямочками на щеках. Как сейчас помню, она поднимается со стула и сходу поёт: "Я кукарача, я кукарача, а я чёрный тарак-а-а-а-ан!", и, испугавшись своей смелости, тут же садится на место. Так я первый раз увидела Татьяну Васильеву. Тогда она ещё не была Васильевой, а носила фамилию Ицыкович. И Татьяна Ицыкович и её героиня Энни запомнились мне сразу, и я уже не выпускала актрису из поля своего зрения.


Я старалась смотреть все фильмы с участием Татьяны Григорьевны, читала о ней всё, что выходило о ней в печати: интервью, обзоры, хроники; по крупичкам знакомилась с её биографией.

Татьяна Григорьевна Васильева родилась в Ленинграде, а для меня это ещё один плюс к положительным качествам актрисы, потому что я считаю, что в таком необыкновенном городе, как Петербург, рождаются только талантливые люди.

Запомнилось одно её откровенное признание. Оказывается, эта красивая, умная, обаятельная, талантливая от Бога женщина боролась с кучей комплексов, постоянно переживала по поводу своей не совсем подходящей внешности, казалась себе этакой неуклюжей дылдой.

Но затем в одночасье всё изменилось: "В один прекрасный момент я вдруг почувствовала, что завладеваю зрителем, умею держать его внимание - значит, прекрасна. И комплексы улетучились как бы сами собой...А какое это потрясающее ощущение, когда понимаешь, что зрители заворожены тобою! Иногда в спектакле наступает такой момент, что ловится каждое твое слово. А если еще почувствуешь, что "взяла" зал, то можешь держать паузу минуту, а то и больше. И зрители будут сидеть, затаив дыхание столько, сколько я захочу".

И это, действительно, так, знаю по себе. Однажды мне посчастливилось сходить  в театр "Сатирикон" на спектакль чеховского "Вишнёвого сада". Раневскую в том спектакле играла Татьяна Васильева.

Я видела в этой роли и других актрис, они все они играли в соответствии с моим пониманием образа Раневской, а понимала я её так, как научил школьный учебник - беспечная барыня-помещица, непрактичная, эгоистичная,сентиментальная и, в общем-то, равнодушная.

И в том спектакле я приготовилась увидеть её такую же. Но Татьяна  Васильева сыграла роль по-другому. Её игра потрясла меня. Я увидела не ту Раневскую, которая была мне привычна, а женщину с неизбывной болью в душе, потерявшую всё, что составляло смысл её жизни.

И та сцена, в которой Раневская-Васильева говорит о гибели своего маленького сына, была наполнена таким отчаяньем и невыплаканным горем, что у меня зашлось сердце.

Сначала Васильева говорит гибели сыночка скучно и бесцветно, но внезапно голос её коротким воплем поднимается к потолку и неожиданно обрывается там на высокой ноте. И - звенящая тишина в зале!

Повторилось то, о чём говорила Татьяна Георгиевна - она "взяла" зал, и зрители замерли, затаив дыхание. А во мне больно шевельнулось сердце - мне стало нестерпимо столько, сколько я захочу".

От этого выплеска искренней боли мне стало нестерпимо жаль Раневскую, и я сразу  прониклась к ней чувством  сострадания и человеколюбия...

Помню, я зажала руками своё колотящееся сердце и подумала: "Боже мой, Боже  мой! Это же настоящая трагедийная актриса!"