Дневник Ивана К

Вадим Васюкевич
Вадим Васюкевич:
Эти короткие дневниковые записи практически всё, что осталось от не постороннего для меня человека. Жалко, больно и обидно. Ещё одна типичная для целого поколения сломленная судьба, исковерканная жизнь.


----------------------------------------
РСФСР
Управление МВД
по Московской области
СПРАВКА
Выдана гр-ну Калашникову Ивану Ивановичу, 1906 года рождения, уроженцу Московской области, Звенигородского района, с. Аксиньино, судимому Особым Совещанием при НКВД СССР 20 ноября 1936 года как СОЭ на 5 лет лишения свободы, в том, что он отбыл наказание 24 мая 1942 года и указанная судимость вместе со всеми связанными с нею ограничениями с него снята по постановлению Управления МО от 29 октября 1946 года.

Начальник отдела Упр. МВД Моск. обл.: подпись
Начальник отделения: подпись
Печать
------------------------------------------------

ДНЕВНИК  ИВАНА К.

Ломоносов и Крылов похоронены в Александро-Невской лавре


Милый, добрый, драгоценный П. Д.! Целую тебя, как старшего брата, как испытанного товарища. Не знаю, где тебя настигнет мое послание.
Здоров ли ты и А.?
Совершенно ли Вам надоели мои письма или еще не совершенно? Отвечайте хоть на эти скучные вопросы.
Я живу по-прежнему гадко. Отчего схожу с ума – не спрашивайте. Вы знаете. Ах, как все опостылело! Но я ведь имею избыток чувства, вот с этой дрянью уж решительно не знаю, что делать!
У нас всяк любит только себя. Поневоле и сам станешь обожать собственную персону. А хочется любить других! И я люблю и особенно несчастных, таких же, как я сам! Но вот святой родник иссякнет, высохнет душа, что тогда? Скажите П. Д., что тогда?
...оставшейся в живых родни, как будто бы заранее перебираю ряд прощаний горьких, и нашей мирной ранее семье я шепотом отходную читаю.


Алечка.
В артели у «товарища» Юпатина возьми мою книгу «Георгий Саакадзе», она стоит 19 руб.; у Вали – «Дело пёстрых» 7 руб. Больше мне никто не должен.
Травля соседей меня довела.  Я больше такого издевательства не вынес. Жить такой жалкой жизней я не мог.
Я ушел в мир иной, где нет милиции и нет пивной. Прощайте.
Положенную зарплату вам отдадут.
7 часов. 25. VI. 58 г.

-------------------------------------

...мне необходимо итти в библиотеку. По дороге встретил жену, идущую ко мне за дровами. Я попросил ее обождать. Я сходил в библиотеку, сдал две посудины после «товарища» П., и набралось у меня 6 руб. Я решил купить «Адик», думаю, возможно, будет мне легче.
Придя к себе, я дал жене дров. По ее уходе я долго не решался в...ть, но все таки решил, и что же – я оздоровел несколько и сел писать письмо М. Но не дописал, в 11 часов лег спать. Спал хорошо, но с кошмарами снов, а когда несколько раз просыпался, то с испариной пота.

12-го. Четверг.
Здоровье не вполне окрепло. Вечером опять приходила жена. Я дал дров и помог донести.
Дописал письмо М., но не отправил, а почему? Нет 40 к. Питаюсь супом, сваренным в понедельник. Пикар не заходит.

13-го марта, пятница.
Ходил по городу и к доске, но результат плачевный.
Вечером заходил Пик, но видит, что у меня ничего нет, то и ушел тут же. Сосатель...

14-го марта. Суббота.
Ходил вновь к доске и по городу. Нет, нет и нет ничего.
В 3 ч. дня ко мне постучал «блудный сын» Ал...ч и принес с собой плащ. Плащ старый, потертый и без пояса. Просит меня снести его в скупку, т. к. у него с собой нет паспорта, или потому, что он был пьян, то у него не взяли.
Плащ я носил в 2 скупки, и не взяли, т. к. он очень изношен. Плащ взяли со скидкой в 3-й скупке за 50 руб.
Я, Ал...ч и еще какой-то его друг, якобы с ним вместе работает; мы зашли в столовую, выпили 2 б. пива и поллитра водки. Немного закусили.
Вечером опять зашел Ал...ч, просил меня оставить его ночевать. Я отказал.
Отправил М. письмо, доплатным.

15-го марта, воскресенье.
Погода – тепло. День солнечный, приятный. Эх, хорошо бы скорей устроиться работать, как надоело быть без работы и нищенствовать по всем дням, выискивать копейки, нудно и тошно. Ну что ж, надо терпеть. Вот я несчастный человек в своей жизни. Судьба всю мою жизнь издевается надо мной.
Долго ходил по городу, на базаре встретил жену. Сегодня хотела придти вновь за дровами. Я ей сказал: как хочешь. Придешь или нет? Мне безразлично.
Хождение моё сегодня более удачно. Я нашел 55 руб. Купил хлеба, сигарет, селедку, чай, ручку и капусты.
Вечером в 6;ч. Заходил «блудный сын» Ал...ч, выпивши, который сказал, что он взял у своего сына 35 руб. (украл из паспорта). Я его поступок не одобрил, и сказал ему, что он поступил по отношению к своему сыну подло, и он ушел от меня куда-то за долгом, за 25-ю рублями, и хочет вновь напиться.
В 9 часов пришла жена, ела у меня винегрет, и остатки я ей отдал в банке с собой. Взяла мою керосинку. Мне принесла грамм 250 г. свиного шпика, присланного ей из деревни.
В 11 часов вечера, вновь заявился пьяный Ал...ч и хотел, чтобы я его оставил ночевать. Вот дурной. Зачем он мне нужен, у меня и без него горя хватает, да и живет сам рядом.

16-го марта. Понедельник.
Воистину говорится, что понедельник – день тяжелый, и, что не начинай, ничего нового в этот день. Я, мало того, что исходил по-пустому, но еще обманули на облигации. Чертов вор, украл у меня. Сволочь прикинулся больным, а я пожалел и дал ему 14 руб., которые конечно не увижу, как не увижу его самого.
Я купил два коврика бумажных. На квартиру пришел удрученный, уж очень жаль мне 14 руб. Ну, что ж? Как видимо, я и умру простаком-дураком, жалеючи всех. А меня не жалеет никто. Пекар тоже не ходит, считает временно хождение закончено ко мне, т. к. у меня денег больше нет.
Читаю А.Толстого. Как он хорошо и правдиво пишет, и писал ранее. Теперь так не пишут. Теперешним писателям очень трудно, как видимо, сказать настоящую правду. Крутятся около нее, вот-вот скажут, смотришь, а уж правды не видно, удрал от нее по кривой дороге.

17-е марта. Вторник.
Утро. Ясно-тепло. Встал в 7 часов. В половине первого пошёл в Латпромсовет, говорил с Струнским и самой Чебаненко. Обещали устроить на работу, но только на будущей неделе.
Долго ходил по городу в одной гимнастерке, так как стыдно надевать свой «разъетин».
Вечером зашел Ив. Димитриевич, а в 9 ч. вечера забегала Наташа. Утром заходил «блудный сын» А...ч с подбитым глазом. Пик не заявляется.
Получила ли мое письмо Маша? Вероятно, получила. Ответит ли – это вопрос. Ведь она самодур!

19-е. марта, четверг.
Вчера я не ходил никуда. Немного занимался стиркой и вымыл пол. Вчера вечером заходил Пик, хвалился, что он нашел сразу две работы. Из двух одна очень выгодна, связана с командировками, так что и получается зарплата в 1800 руб., а работа – «гуляй». Это на Нормативной станции. Ну что ж, счастливец. 
Сегодня получил письмо от Анюты. В своем письме она мне говорит: «Я очень тебя жалею и, что тебе одному тяжело, а поэтому – женися, а у меня есть подруга со сложившейся тяжелой своей жизнью, если ты хочешь, я тебе вышлю карточку». Что ответить? Не знаю! Но надо? Это значит сойдемся; у нее жизнь тяжелая и у меня еще, как видимо, тяжелее. А из двух слагаемых тяжелых жизней получится полное горькое несчастье? Видимо так: «Приидите ко мне все нуждающиеся и обреченные, и аз упокою Вас?!». Евангелие! Нагорная проповедь Ис. Христа.

20-го марта.
Погода – тепло. Долго ходил! Результат плачевный. В особторге встретил Нюру-мордовку. Она мне дала 10 руб. и булочку.
Вечером зашел ко мне Ив. Димитриевич. После моего разговора с ним, я пошел к нему. Он мне дал свой грязный плащ, а в плащ насыпал мелкой картошки. Плащ я долго мыл и очищал с него грязь. Нищий я, несчастный, а несчастный лично сам от себя. Пик не заходит.

21-е марта.
Погода без перемен. Тепло. Ходил, по-пустому. Ко мне никто не приходил, кроме как утром заглянул «блудный сын» А...ч.

22-го марта. Воскресенье.
Проснулся я рано. Без четверти 7 я уже встал, несмотря на то, что я лег спать в час. Утром, с приходом почтальона я поднял для себя письмо от Марии, Нины и Бр. Мария пишет, что озабочена моим положением, но просит не горевать, и посылает мне сто рублей. Вечером в 9-30 приходила С. за топором. Больше никто не был.
Я ходил по городу, но совершенно безрезультатно. Заходил на базар, где и продал очки. За десять рублей.

23-го марта. Понедельник.
Погода – тепло. Я весь день писал письмо Анюте. Вечером ходил на почту, опустил письмо и зашел в библиотеку. Спать лег рано. Нездоровится.

24-го марта. Вторник.
Погода – пасмурно. Но тепло. Часов с 10-ти начал накрапывать дождь. Так вот причина моего нездоровья – дождь.
В 11 часов почтальон принес мне 100 руб., посланные Машей 19-го марта. Я в час пошёл что-либо купить себе покушать. Вот что купил: полуботинки 32-20, краска сухая и кисточка 3-60 руб. Фитили для керогаза и две петельки для почтового ящика 2-40 руб. Красный чернильный порошок 1-20 руб. Холодец 4-50 руб., сигареты и спички 2-40 руб., конфеты 2-00. Масло свиное 3-70 руб. Хлеб и чай 3-00 руб.
Всего израсходовал 55-00 руб. Нашел 6-40 руб., остаток денег на 25-е: 52-35 руб.

25-е. марта. Среда.
Погода. Тепло +6-8. Долго ходил, и все мои хождения по-пустому. Купил полотенце 8-50 руб. и книгу Бальзака «Кузен Понс» 5-75 руб.
Вечером ходил к Насте. Был у Сережи. Комнаты у него очень хорошо отделаны. У Насти я взял свою книгу Г. Саакадзе. Обратно шёл с Наташей. Наташа произвела обмен квартиры.

26-е. Четверг, 1959г.
Без перемен погода. Без перемен и моя жизнь.
Вчера заходила жена, Принесла мне мою сетку и унесла ее обратно, т. к. положила в нее уксусную эссенцию и чулки.
Как мне надоело. То дай «то», то дай «это». Я вынужден нести сегодня керосин в руках, без сетки, и ручки оторваны. Свою канну отдал ей, а сам несу керосин в обеих руках, как великую ценность.
Ходил в баню. Элле послал поздравительную открытку, но дойдет ли? Я писал на Красноармейскую 73-13, а возможно, не тот адрес.

27-е марта. Пятница.
Погода. Тепло +7-10. С утра идет небольшой дождь. Я был у старушки хирурга. Хирург велела бинтовать ногу, всегда.
В скупке книжного магазина встретил Марена. Марен сдавал книги немецкие и латышские. Я предложил ему сдать мои – Георгия Саакадзе и Бальзака, которого только что купил 25-го числа. Г. Саакадзе не взяли, а взяли только Бальзака за 4 руб. А вечером купил В. Скота «Эдинбургская темница» за 8 руб., и денег осталось 65 копеек и пустая банка.
Вечером заходил А. В. Пикарский. Вечером же я покрасил ящик почтовый. Утром я заходил к Струнскому, но бесполезно. Работы нет.

28-е марта. Суббота.
Погода хорошая. Я вымыл полы в комнате, кухне и коридоре. Долго ходил и выходил лишь только 2-35 руб. Вот всё моё капиталовложение. Вот беда. Все магазины хозяйственные как сговорились, не иметь каблучных косяков, без коих мне никак нельзя обойтися. И вот ежедневно ищу, и безрезультатно.

29-е марта. Воскресенье. 1959г.
Погода: свежо и ветрено. Встал рано, а делать почти что ничего не сделал. Прибил ящик для почты, и только. Потом приходил И. Дим. Я его проводил и дал ему книгу Г. Саакадзе.
Я заходил в особторг, но ничего не видел. В четыре часа пришли ко мне Нюрка-мордовка, Полина Холодкова и еще некто Феня.
После их ухода в девятом часу пришла Устинья, принесла мою сетку. Говорила неприязненно, и быстро ушла. Спросила мой адрес, точный; я ей сказал. Видимо что-то надумала. Аля на каникулах, а когда я сказал, почему она не зайдёт ко мне, она ответила: «А что я сделаю, если она не желает и не хочет к тебе идти». Вот это дочь – молодец. С таким эгоизмом пойдёт «далеко и высоко».

30-е марта. Понедельник.
Погода – холодновато. Я сегодня утром покрасил столик кухонный и урну.
Ходил к доске. Но нет для меня ничего. Много слышно о процессе в Верховном суде над мошенниками Добельского комбината – христопродавцами. Всего, якобы 18 человек. Наконец-то и до их махинаций доходит Советская Власть. Это только 18 человек, а тысячи махинаторов находятся под круговой защитой, и ещё не скоро доберутся до всех. Хотя бы до коммунизма передавить их. Нет, зря с ними нянчатся, выслали бы их в Израиль, поближе к реке Иордан и к гробу Господню. А то получается, русскому Ивану доверять нельзя, т. к. он пьяница и пропьёт сто рублей, ну двести, и потом сам же себя и выдаст. Евреям можно доверить, так как не злоупотребляют алкоголем, а обворуют чисто, гладко, на сотни тысяч.
Я сегодня ходил в особторг, и по просьбе одному гражданину с женой выписал х/б коврик. В благодарность они мне дали 9 руб. На эти деньги я купил чаю, сигарет пачку, полбуханки хлеба и кусочек 300 гр. мяса. Сегодня я счастлив, т. к. сварил суп.

31-е марта 1959г. Вторник.
Погода – свежо. Я снова ходил в Латпромсовет, но что толку – ровно нуль. Вечером написал письмо Марии. Окончил письмо в 2 часа ночи.

1-е апреля. Среда.
Солнечно. Я спал долго. Правда, просыпался, но всё-таки поднялся в девять часов, в десятом. Что-то всё тело болит, да ещё ячмень появился на правом глазе. Ходил, отправил письмо, вернее опустил в ящик.

2-е апреля. Четверг.
Холодно-ветрено. Жизнь без перемен. Был у Спрунского. Бесполезно.

3-е апреля.
Холодно и ветрено. Утром получил письмо от Анюты. В остальном холодно, да и голодно.

4-е апреля 1959г. Суббота.
Погода без перемен. Сегодня от моей ходьбы нуль. Всё подъел, последние сварил пять картошин. Растолок картошку, заварил кипяток, вот и суп – «суп для бедных детей».

5-е апреля. Воскресенье.
С утра тепло. Но в обед очень потянуло холодом.
Я был на базаре. Продал туфли старые Алины за 5 руб., резину-микропор за 8 руб. Ох, нагляделся я на базаре, как ходят табуном «держиморды», впереди идёт вождь в чине офицера. Ищут таких как я, продающих старьё, гнильё себе на кусок хлеба. А от ихних морд – прикуривай. Вот лбы, лоботрясы, тунеядцы, трутни за счет тех тружеников, коим не дают продать своё же кровное, трудовое. А сколько стоит день прохаживания таких деревянных лбов. Подсчитайте, граждане! И вы убедитесь, во что обходится их содержание, таких здоровых нахлебников. А попадись им в лапы, то они тебя же содержателя-кормильца отделают по научному «самбо», что чахоткой будешь обеспечен впоследствии, как только пройдет по твоим бокам со злорадством в физиономии его кованый гестаповский сапог. А будешь жаловаться – бесполезно. Да кому жаловаться? Такому же кровопийцу только больше чином и с большими правами расправы. Пьют народную кровушку, вот от того у них и морды пунцовые. Противно смотреть на такое ихнее удовольствие, в котором ярко выступает на их мордах презрение, ненависть и недоверие ко всему и всем. Деревянные, заводные, оловянные солдафоны

6-го апреля. Понедельник.
Что-то болит голова. На улице солнышко. Даже солнышко не посчиталось и без зазнайства заглянуло и ко мне в хижину, к «Отцу Горио», и в комнате сделалось светло, как будто стало радостно и на моей душе, погибшего и не нужного человека. Спасибо солнце. У тебя нет зазнайства. Ты желаешь светить всем одинаково. Но, увы! От тебя многое и многих скрывают, не давая насладиться твоей лаской тепла.
Я занялся керогазом, вставил 5 полос фитиля. Так ли сделал? Не знаю. Спрошу в магазине.
Оказывается нужно только одну пару.
Вечером занял 3 руб. у газетчика.

7-го апреля. Вторник.
Погода. Утро ветреное и пасмурное. Вечером дождь. Я встал сегодня в 7 часов. А уснул лишь в 4 ч. утра. Не мог заснуть, как видимо, к перемене погоды. Сегодня «Благовещенье», по народным приметам лето и весна будут холодные и дождливые.
Сегодня засорил левый глаз. Сам не мог никакими способами избавиться от засорения, пришлось обращаться к доктору. Доктор извлекла засорённость.
Идя в поликлинику, я был очевидцем. По тротуару левой стороны, от улицы Суворова идут двое. Мужчина в старом плаще и женщина в бордовом пальто. Мужчина выпивши. Его ведёт под руку женщина. У мужчины портфель полурасстёгнут, а в нем находилось свиное сало, видимо из деревни, т. к. оно выглядит белое и опалённое. У женщины в узле тоже такое сало. У мужчины, как видно, было примерно килограмм пять-шесть, то же и у женщины. Мужчина, хотя и был пьян, но шел спокойно. Вдруг появились два краснорожих «блюстителя». Эти «фараоны» заметили свинину в обильных кусках, вызывающих аппетит, и, как видимо, защекотало у них в носу. Да к тому же, они обратили внимание, что мужчина выпивши. Эти господа закона нахально остановили мужчину и стали припирать к стене. Женщина воспротивилась на необоснованную задержку, и доказывала, что он идет смирно, никого не беспокоит и, что она его доведет без труда. Но «держиморды» неумолимы. Один молодой «фараон» крепко и нагло рванул ее за руку и прижал женщину к заборной стене со словами угрозы: «Стой здесь!». Второй отлучился, но ненадолго. И вот эти два «ублюдка народных» бесчеловечно обращались с двумя глубоко пожилыми людьми. И в особенности вел себя нагло молодой милиционер Р. К. М. Позорят своим таким варварским отношением само звание Рабоче-крестьянской. Милиции. Женщина и просила, и умоляла, доказывая, «что не за что мужчину брать, и что они дойдут так же спокойно, как и шли». И как только она старалась приблизиться к милиционеру, то тут же грубо по-животному отталкивалась обратно к забору от толчка молодого «самбиста». А ведь она ему мать. И, как оказалось, «Мать Героиня» с её слов. А он, мальчишка, так нагло расправлялся с ней. Окружающая толпа народа была возмущена его бесчеловечным отношением. Толпа кричала: «что ты, мальчишка, мерзавец издеваешься, ведь она тебе мать». Но этот сосунок с красной мордой смотрел своими оловянными  глазами в пространство, но не видел толпы, его не мучила совесть за свои действия, он видел перед собой намеченную им жертву и злорадно ухмылялся. «Вот, мол, полюбуйтесь, как я действую?! И вы мне ничего не сделаете? А кто захочет выступить в защиту – пусть попробует?! Там же будет?!». Вот, истинно сказано: «Что не тот прав, кто прав, а тот прав у кого больше прав». А защищать слабого, хотя и правдивого, бесполезно, это все равно, что выпрямлять взяться задние ноги у собаки. Да и каждый знает, как создаются дутые лживые, наглые и фальшивые обвинительные акты-записки. Поэтому возмущайся, но не лезь, ибо будешь все равно не прав. Наконец приехала грузовая а/м, и в ней еще двое таких же головорезов. С хохотом и злорадством втянули женщину в кузов, а мужчина сам спокойно встал на крючок заднего борта и безо всякой посторонней помощи взобрался в кузов и сел на скамейку. Машина поехала с напутствием проклятья блюстителям от собравшейся толпы. Толпа была возмущена и долго не расходилась. Молодая девушка и с нею женщина стояли у парадного глубоко возмущенные, разговаривали о происшедшем, и тема их возмущения была: «Так всё-таки, где же, правда? Где совесть? Где и в ком искать человечества против такого «суда-линча». Да, это загадочно и не безопасно?».

8-е апреля. Среда.
Погода – ветрено. Не холодно и не жарко +6°.
В 10-20 ч. почтальон принес мне пенсию. Я сходил в магазин за продуктами. Напился чая и пошел уплатить долг и квартплату. Ходил долго, домой пришел в шестом часу вечера. Купил, вобщем полный расход: квартплата 29-36; тетрадь 2-30 руб.; календарь настольный 7-95 руб.; материал белья 0,45;м. 3-92 руб.; зеркальце 2-20 руб.; мундштук 1-60 руб.; помазок для бритья и порошок 5-25 руб.; замок дверной. висячий 5-00 руб.; тарелка металлическая 3-75 руб.; вобла копчёная 1 кг. 10-10 руб.; конверты 4 шт. 2-00 руб.; сигареты и спички 3-30 руб.; картошка 5 кг. и лук 0,5 кг. 6-25 руб.; чай 75;г. 3-32 руб.; масло растительное 250;г. 3-75 руб.; пшено 1 кг. 2-80 руб.; мука 7-95 руб.; тринатрий и сода питьевая 2-66; сахар 4-15 руб.; вермишель 3-60 руб.; мыло 1-85 руб.; огурцы солёные 250 гр. 1-35 руб.; свекла и морковь 1-20 руб.; нитки 50 0,95 руб.; электролампа V-40 1-35 руб.; моробель 0,5 кг. 5-50 руб.; холодец 3-80 руб.; хлеб 1-75 руб. Долг в киоск 3-00 руб. Всего расхода 131-51 руб. Остаток на 9-е 119-11 руб. Нашел утерянных две бумажки по 25 руб., которые мне много помогли по расходу. Поистине не знаешь – где найдешь, где потеряешь.

9-е апреля. Четверг.
Погода неустойчивая, за день несколько раз принимался идти дождь. Утром к 9 часам я пошел спросить у Струнского, не оказалось что-либо для меня. Но сегодня у них «актив» и приема нет до субботы. Им недосуг теперя, приходите 11-го апреля. Я Струнского увидел. Он мне велел придти завтра.
После Латпромсовета я обошел пол Риги по Ленина до Революции и обратно к Центральному базару. Хотя я деньгами и не располагаю, но все таки пришлось купить: картошки 5 кг. 4-00 руб.; вобла 0,5 кг. 5-00 руб.; бумага 1-80 руб.; хлеб 1-75 руб.; сигареты и спички 1-20 руб.; чай 1-80 руб.; ноги говяжьи 4-20 руб.; горчица 2-00 руб.; 2 м. обивочного материала 18-20 руб.; стрептоцид 0-62 руб.; вода 0-40 руб.; мыльница д/бритья 0,10. Всего израсходовано 41-07 руб., остаток 81-08 руб.

10-го апреля 1959 г.
Погода – пасмурно. Часто принимался итти дождь. Вечером в 80-40 часа прошел ливень с грозой, продолжавшийся около часа. Сегодня Струнский послал меня на 204 воинский склад на должность экспедитора. Но бесполезно, должность занята. Был в ОК велосипедного завода. Им требуется нормировщик. И действительно требуется. Начальник ОК отказал, мотивируя, что я мало работал нормировщиком и часто уходил. Я ему объяснил, что я слишком был удручен личной жизнью; но он сказал: «что его личная жизнь не интересует, а кадры он создает – «шедевры». Перестраховщик, а не Советский работник. Он обязан быть заинтересованным личной жизнью каждого работника своих кадров. Подлец…

11-е апреля. Суббота.
Пасмурно. Неуютно. Ходил в Латпромсовет. Бесполезно. Обещал посулить во вторник. Что ж, дурак и посуленному рад.
Читал на вывешенной газете, что расхитителю за более чем 100 тысяч расхищения гос. средств дали 12 лет с конфискацией всего имущества. Да, всего ли имущества? Вряд ли. У него, небось, лежат тысячи, у некоего Вениамина до его помина, и до покуда сохраняет сват Иуда. А то он дурак – как русский пьяница. Он вор с притиркой. И быстро выйдет из места заключения, а для завершения плана «ляжет на Ивана». Ивану сидеть от звонка до звонка.
Сегодня купил книжку за 3-95 руб. «Мари-Мадлен де Лафайет. Принцесса Клевская». Перевод с французского. Сходил, уплатил за электричество 13-60 руб., за себя и деда. Дед еще мне не отдал.

12-го апреля, воскресенье.
Погода неприятная; сырая хмурая. Утром получил заказное письмо от Марии. В письме две фотокарточки и 10 руб. День прошел бесполезно.

13-го. Понедельник.
Утром поехал далеко на край Риги по ул. Московская узнать относительно работы. Но это оказалось невозможным т. к. этот завод переливает утиль, а я с металлом не знаком. Пришлось вернуться. Я даже и не пытался войти в заводоуправление, ибо это бесполезно.

14-е апреля, вторник.
Встал утром в 4 ч. от сновиденья. Приснилась курносая, заглядывавшая в мою комнату, а старуха якобы сидит на стуле против моей двери. Курносая в своем засаленном черном халате, а старуха в цветастом голубом.
Днем я ходил к жене, снес воблы и морабель, а замок не взяла, сказала, что купила. Я и минуты не был у них. Ушел. Я сдурил с расстройства, выпил 3 фл. Адика и 2 б. пива. В общем, пропил последние деньги 25 руб., и остаюсь с ни с чем. Заходила Валя, я ходил к ней смотрел комнату. Комната большая и неприглядная. В час был у Струнского. Завтра пойду в артель Труд.
Спал я крепко, но тревожно.

18-е апреля. Суббота, 1959г.
Погода. Тепло, но хмуро. Вечером часов в 7 начал накрапывать дождь, а часов в 8 разыгралась гроза. Но ненадолго. Без нескольких минут 9 час. гроза прекратилась, а в 9-30 вечера снова пошел дождь. Я два дня не ходил никуда. В артели Труд не подходит для меня лишь потому, что там необходимо печатать на машинке, и кругом латыши, а я по-латышски разговариваю одинаково, что по-китайски.
16-го апреля Ив. Димитр. принес немного нитрокраски. Вчера занимался стиркой. Написал письмо Анне, а послал его по адресу Марии.
Сегодня написал письмо Марии. В общем, вчера и сегодня я отослал на имя Марии два письма. Одно Аннино, а другое ей. В 9 час. вечера опустил второе.
Сегодня дедок и его старушка дали мне миску щей с мясом. А дедок принес еще луку, шт. 15–20, репчатого. Спасибо им. Днем сегодня, да и вчера, почтальон искал Полину для переговоров.

19-го апреля. Воскресенье.
Всю ночь и весь день лил дождь со снегом. Температура 0°. Я не мог никуда выйти из-за такой погоды.
Вечером в 15 мин. 11-го я начал мыться, так как завтра день Моего Несчастного Рождения.

20-го апреля. Понедельник.
Погода: холодно и ветрено. Ходил к доске. Бесполезно. Денег нет и хлеба нет. Вот это настоящий день непутевого моего рождения.
Ко мне никто не пришел…

21-го, вторник.
Погода: ясно и свежо. Ходил к Струнскому. Он дал мне записку в артель «Балтия». Ходил. Некто Пурень сказала мне, чтобы я зашел завтра к половине девятого. По пути зашел проведать своих. Алёны не было, С. налила мне щей щавелевых. Я поел. Дала мне починить босоножки.
Идя от них, встретил на Авоту Пекара. Он был пьян, обещал придти ко мне. Я ему не верю.
Сегодня писал письма Анне и Михаилу.

22-го апреля. Среда.
Погода – свежо. Был в цехе, был у зампреда Пуринь. Завтра пойду на работу к 8 час. учетчиком.
Заходил к дочке. Ее не было. С. дала 2 руб. на гвозди для починки ее босоножек.

23-го апреля. Четверг.
Погода без перемен. Свежо. Первый день работы. Несколько ознакомился. Ходил во второй цех. Во втором цехе недостаёт каких-то камушек, около 30 тысяч и пастероля 55 кг. Так меня информировал ст. Мастер цеха. Ушел домой рано. Кое-как все-таки нашел необходимых гвоздей. Но ботинки еще не начинал чинить.

24-го апреля. Пятница.
Погода по-прежнему холодная. И в конторе ужасная холодища.
Вчера я встретил внучку бабкину. Она мне сказала, что для меня есть письмо. Получил письмо от Е. из Москвы. Старуха стала обвинять меня в пособничестве Симке  при продаже Виктору комнаты за восемь тысяч. Вот дуры. Я и знать то ничего об этой сделке не знал. А Шодевра я не вижу, и не видел с 26-го февраля. Он ушел от меня под предлогом, что едет в Мангали работать. И более я его не встречал.

25-го апреля. Суббота.
Погода относительно тепло. Заходил к С., она была дома, и вид недовольный.
Я ушел. Долго ходил, но безрезультатно. На улице Суворова встретил С. Ивановича с женой и девочкой. Они пригласили меня к себе. Я зашел. Выпили ; и 1 б. пива. С. И. дал мне 10 руб., чем я очень остался доволен.
На квартире я получил почтовое извещение. Но не знаю что же, т. к. пришло доплатное. Завтра схожу, узнаю. Наверное, поздравление меня с днем рождения от Эллы.
Сегодня послал ответное письмо Елене.

26-е апреля. Воскресенье.
Утром, как только встал, нагрел воды, вымыл пол в коридоре. После чая сел подбивать подметки к босоножкам, и набил к своему ботинку косяк.
Пришел Ив. Димитр. Я с ним пошел на почту, где и получил открытку «Цветок». Поздравление от Анны. Фокус. Марка 60 к., и с меня взяли 1 руб. за ...спутника  вверх ногами, и приклеен с левой стороны.
Ходил в магазин, купил 0,1 кг. сала на найденные мной 4-30 руб.

27-е апреля. Понедельник.
Погода ветреная. Работа и жизнь моя без перемен.

28-е апреля.
Погода: несколько потеплело. Сегодня получил от Анюты поздравительную открытку с 1-м Маем. Спасибо!
Вечером я отдал свою железную койку Вале Потехиной за 25 руб.

29-е апреля. Среда.
Погода: тепло но ветрено. Немного простыл на работе, так как в помещении очень холодно. Дал взаймы мне Еф. Наумович 10 руб., и нашел 6 руб. и 1 бутылку из-под пива взял в цехе.
Придя в квартиру, я в почтовом ящике обнаружил для меня перевод от Марии 100 руб. Вот кстати. Вот спасибо. Вечером выкрасил одну пару босоножек. Но не уверен, что ей будет по сердцу; окраска в тёмно-зеленый цвет.

4-го мая 1959г.
Погода – дождь. 1, 2-го и лишь 3-го мая я явился из гостей от Льва Ник. Я был у них сильно пьян. Драло меня всю ночь под 3-е мая. Я еле-еле добрел.
Ко мне пришел блудный сын Александр. Я купил четвёрку и 1;б. пива. Потом пришел Ив. Дим. Я еще купил поллитра и выпил с Ив. Димитр. Немного стало легче. Но вот беда, я подбил сам себе глаз у Льва Николаевича, т. к. я хлопнулся об угол дивана. И теперь хожу с подбитым глазом.

9-е мая. Суббота.
Погода – свежо. В цехе холодно. Сам я не вполне здоров. Все дни идет кровь из носа. Кровь заметна.
Сегодня утром 20 мин. восьмого идя на работу, зашел на почту и получил пенсию.
Израсходовал: сигареты 1 руб., одеколон и пиво 8-80 руб., хлеб 1-75 руб., свиная голова 28 руб., морковь, свекла, капуста и картошка, чеснок, лук 11-50 руб., рыба 0,85 руб., кастрюля и половник 25-00 руб., дочке 20 руб., конфеты и сахар 7-56. Квартплата и электричество 36-36 руб., сетка 6-40 руб., чай 1-90 руб., топор 9-00 руб. Всего 158-12 руб. Остаток 42 руб.
День победы. Флаги были с утра вывешены. А идя с работы; все флаги были уже сняты. Чем это вызвано? Якобы по особому на то приказу? Интересно, почему такой великий день и не отмечен флагами? Но салют в 10 часов был произведен.

28-го мая 1959г.
Погода все дни, вот уже почти месяц, стоит холодная. Сегодня получил аванс 200 руб., из коих дал Але 60 руб.

7-го июня 1959г.
Разрешаю себе сообщить то, что поистине ты Иван больше не дурак, а глупый. Это более чем дурак. С дурака спросу нет, а с тебя обязательно. И вот в чем суть. Зачем ты влезал в жизнь, оторванную от тебя, а ты влез и наделал много-много всего, по их мнению, как пишут. А пишут: «что ты пишешь «блажь». Ты писал или хотел сказать хорошее, а получил себе врага, к тому же, родного.
Я сегодня получил от Анюты письмо, которое меня и удивило своей слепотой. Она слепа, глуха и не понимает наступающих последствий. Это второе письмо без моего ответа.

29-го сентября 1959г., вторник.
Я долго не писал лишь потому: что зачем писать тогда, когда читать все равно никто не будет. Но сегодня я решил написать и вот почему?
Вчера вернулся из Америки Н. С. Я слушал его выступление в Лужниках.  Когда он рассказывал о том, что его по приезде в США возили в закрытой машине, как узника, до тех пор, пока он не заявил протест Лоджу. Тогда, говорит он: «Наручники с меня были сняты, и я мог выходить из машины свободно, и свободно беседовать с народом». Я все время слушал его выступления во время его пребывания в Америке, и мне очень и очень нравились его выступления. Я восхищался его прямотой, остроумием. Правильной мыслью, быстро находящей ответ на любой поставленный ему вопрос хитрыми американцами. Вчера, когда он вернулся, и его приветствовали рабочий с завода им. Лихачева, наша кунцевская колхозница, студентка и т.д., я прибирал у себя в комнате, но не переставал слушать выступления приветствий и, наконец, его речь. За все время своей уборки я несколько раз протирал свои очки от заволакивающих слезами стекол очков. Были такие слова в выступлениях, что от некоторых я не мог удержаться от слез. Я садился и плакал. Я плакал от чувств, а каких – я сам не могу понять. То ли эти слезы были радостью и благодати за будущее хорошее. То ли эти слезы были обиды за все прошлое. А когда Н.С. назвал в конце своего выступления: «Милые мои москвичи, и я рад видеть дорогие для меня лица», я не мог удержаться и уже по-настоящему заплакал.
Я вспомнил террор «усатого». Я вспомнил гибель тысяч людей, ни в чем не повинных, лишь только ради его мании величия и по прихоти авантюристов, окружавших его. Он не выходил из Кремля. Он боялся преследований, он боялся своей тени. Он наслаждался насильственной для себя похвалой. Его воспевали, о нём рассказывали архангельские сказительницы, называя его соколом. Сестры Фёдоровы пели похвальные песни. Его называли садовником, родным отцом. Даже партия именовалась «Ленина-Сталина». И чем выше его возносили, тем меньше он видел, что делалось внизу. Он был ослеплен своей славой. Культ диктатора легко превращается в религию. На этом я заканчиваю. Я не в силах вспоминать все те ужасы, которые я видел, и которые пришлось частично пережить и мне.
Я искренне от всей души и от своего разбитого сердца скажу: «Дай бог здоровья Н.С. Сохрани ему жизнь для мира, для общего блага и для нас обездоленных и униженных. Пусть он никогда-никогда не болеет». Еще раз говорю. «Боже, дай хорошего здоровья и неустанной силы воли в борьбе за нас простых людей и за весь мир.» Ибо он смел, находчив в ответах, на задаваемые ему вопросы его врагами. Пусть живет долгие, долгие годы Н.С. На радость нашим детям и всемирное благополучие. Он первый, кто решился ездить в станы своих врагов, и, как хороший дрессировщик, только не угрозой насилия, а словом прогресса истории, заставляет их исполнять волю всего народа и подчиняться народному требованию. Сохрани его, Господь (если есть таковой), и убереги от врагов.

Новый Год! 1960-ый.
3-е января. Воскресенье.
Я долго не мог писать ввиду своей болезни – артериосклероза, т. к. еще плохо владею правой рукой. Писал письмо Гурию, и то еще не окончил. Больно руку. Дочка не приходила с 27-го декабря. Ждал сегодня, но не пришла. Почему? Не знаю.
Новогодняя ночь прошла в одиночном существовании. Обещал придти один рабочий, но, как видимо, пожалел принести выпивки, которую также сулил принести, чтобы встретить со мной Новый год. Но и мне лучше, что не пришёл, и голова моя не болела с похмелья…
Спать я лег под 1-е января в 3 часа 10 минут. Сидел, читал книгу Стефана Цвейга.

4-го января.
Сегодня приходил Л.В. Пикарс. Видимо надеялся выманить у меня на выпивку. Но я сам нахожусь на правах святого Антония. У меня находилась в это время Ан. Ник. В. Ей завтра надо быть в суде о разводе.
По уходу Л.В. и А.Н. пришел Г.М. Сторож. и пригласил меня на работу. Я согласился. Завтра он зайдет за мной в половине пятого вечера, и мы должны пойти к гл. инженеру.
Сегодня днем встретил Аркадия, он стоял с какими-то двумя мужчинами. Пили пиво. Все трое были выпивши. Я Аркадию сказал, что он поступил подло в том что не уплатил мне за сделанные мной сметы и дефектные акты. Он что-то промычал несвязно. Рожа улыбающаяся и глупая. Я возмущенный не мог смотреть на него. Отвернулся от него и ушел. Вот подлец. Надул!…

5-го января.
Утром по радио сообщили, что по приглашению Индонезии Н.С. дал свое согласие посетить эту страну. Какой Н.С. смелый, решительный, умный и не без юмора. Как он хорошо высказал мысль в своей новогодней речи об одностороннем разоружении; т. е. армию заменить ракетами. На страже своих границ установить посты ракет. Умница! Правильно! Попробуйте?!
Н.С. ездит по союзным государствам. Смотрит и наблюдает за ихней жизнью, любит их, но он знает, что недостаточно любить, но надо еще их знать.
 
31-го марта 1960г. Среда.
Я долго не писал ввиду болезни правой руки. Сегодня я решил написать о том, как можно пострадать безвинно.
Утром 30-го числа в 6 ч. без десяти минут, тогда, когда только что проснулся, я услышал громкий стук ко мне в ставню. Я быстро насколько только мог, встал и сразу открыл ставню. Сквозь оконное стекло на меня был наставлен свет фонаря, и при свете я увидел форму милиции. Я открыл. Оказалось, пришли за мной. Я спросил: «В чем дело?». «Мы солдаты и в чем дело не знаем. Собирайтесь!». Перевязал ногу, оделся, закрыл комнату и пошел с ними. На дороге стоял «воронок». Я вошел в него. В «воронке» находился еще один «клиент». Нас привезли в отделение милиции. Я просидел под надзором до 9-30 ч.
В 9-30 меня позвали. Вот первый вопрос: «Кто такие лица мужчина и женщина ночевали у меня в ночь с 27-го на 28-е». Я ответил, что у меня никто не ночевал и не ночует. «Врете! Вспомните». Я говорю: «Нет и еще раз нет, честное слово». Но в наш век честному слову мало кто верит, а тем более милиция, она в каждой попавшейся ей жертве видит лишь негодяя и преступника и не верит словам правды. Так было и со мной. Второй вопрос: «Куда я уходил 28-го». Я спросил: «В какое время?». «В 16 ч.». Я говорю: «Ходил в 10-ю библиотеку». Хорошо, будем проверять. «А сейчас пишите объяснение на имя начальника об этих днях». Я написал свое объяснение, и мне велено было ждать в коридоре. Я дожидался долгое время, и, наконец, выяснилось, что привезли какого-то еврея, которого я не видел, а не только, чтобы он ночевал у меня. Но от кого он узнал адрес мой? Но ни на один вопрос ответить он не мог, даже о расположении комнаты, и не на то, что в ней есть. Я бы его разорвал на части за ложь. Негодяй! Гад пархатый! Мне кажется, что он замешан в каком-то уголовном деле. Вот так и бывает на белом свете, что ни за что, и не про что – глотай горькую пилюлю.

3-го апреля.
1-го апреля получил от Пети 200 руб., а 2-го апреля я получил от него письмо с нравоучением и наставлениями, и рядом других наставлений.
Сегодня купил себе полуботинки на базаре за 40 руб. и носки 2 пары 8-10 руб.

24-го июня 1960г. Пятница.
Сегодня я встретил Клавдию, идущую с мужчиной, как видимо это ее муж. Одет он был в летний х/б костюм цвета беж, она же в платье темно-желтого цвета с черными широкими полосами. Я ее заметил лишь тогда, когда поравнялся с ними. Они шли по мостовой, я же шёл по тротуару. Она, как видимо, заметила меня раньше, т. к. беседуя с мужчиной, обратила свое лицо в мою сторону. Я глянул на нее и не сразу поверил, что это именно она, но когда я смотрел на неё остановившись, мне показалось, что она улыбнулась, но итти продолжала и все время оглядывалась, я же стоял на одном месте не веря своим глазам, что это была она. Да, это была она, что подтверждало ее частое оглядывание. Прошло восемь лет, как я ее не встречал. Она собиралась уехать в Китай, но была ли она там, я не знаю? И вот после пройденных восьми лет я ее встретил. Хорошо было бы поговорить с нею, но это было невозможно, т. к. она была не одна.
Ах! Как много воспоминаний у меня, связанных с судьбою её и моей. Совместная работа, голод, безденежье, раздетость и разутость. Безработица временная, тогда, когда она осталась босой в весеннюю распутицу, и ей пришлось довольствоваться моими резиновыми сапогами. Наконец, общими нашими усилиями ей удалось устроиться работать на ткацкую фабрику. На фабрике ей дали комнатку. Но что же была это за комната? Примерно в 6 кв. м. В углу около двери проходил стояк уборной, отчего в комнате ощущалось постоянное зловоние, выделяемое трубой. На работе освоилась она быстро и за короткое время она приобрела себе кое-что из одежды, купила ножную швейную машину (а шить она умела и, пожалуй, неплохо, т. к. выполняла шитье и посторонним лицам). В общем, она, как говорят, встала на ноги. Далее её беременность, роды, смерть ребенка в больнице, где и она находилась при ребенке. Работу она не бросила, а наоборот еще упорнее стала трудиться, приобрела себе золотые часы за 1500 руб., а часы фирмы «Амега» подарила мне, я же ей подарил золотое колечко с красным камушком. Она, хотя и редко, но навещала меня, приезжала ко мне на работу. Изредка я ездил к ней; далее она мне сказала, что задумала ехать в Китай и берет расчёт. Более я ее не встречал до сегодняшнего дня. Восемь лет! Как быстро пролетело время. А у меня оно прошло в каком-то стоячем болоте, в тоске, отчаянии, однообразии, одиночестве и пьянстве, а ко всему этому нужно прибавить серьезные мои болезни от пережитого мною прошлого, о котором больно вспоминать.
Но какой шел с ней? Муж, знакомый, родня или любовник? Как она жила и счастлива ли, если она замужем? Для меня неизвестно. Адреса ее я не знаю, а она не знает моего. Остановиться, как видимо, она не могла, а я её остановить не посмел и стоял на одном месте, глядя вслед ей, как она удалялась и часто-часто оглядывалась, но, как видимо, её провожатый сильно ее торопил. Кто же он?...
Ну что ж, встретил К. – чудесно,
Хоть и всем давно известно,
Я другом был для ней,
И никогда не забуду совместно проведенных дней.

27 июня.
Вчера в 6 ч. утра вновь заявилась А...а.
Хочется бежать! бежать! лишь бы не видели мои глаза все происходящее вокруг и около меня. Но куда бежать без средств к существованию.

1-го июля 1960г. Пятница.
Что-то холодно, да и здоровье не очень-то хорошее, уж больно часто сводит руки и ноги.
С 29-го на 30-е я у себя не ночевал, т. к. встретил Нину Герасимовну с сыном Вадимом. 30-го Вадим должен выехать на продолжение военной службы. Вечер 29-го прошел весело, гуляли, веселились, плясали и пели до глубокой ночи. Я приехал к себе лишь 30-го в 6 ч. вечера. Лег спать рано, в 9 ч. вечера.

3-го июля. Воскресенье.
Грустно на сердце. Тоска томит и гложет. О, судьба, как играешь ты легко верностью людей, как жестоко смеешься над их слабыми, но честными и справедливыми замыслами!
Давно мудрые говорят, что легче узнать глубину моря, нежели тайные изгибы сердца человеческого. Черта сходства – лживость. Наружность обманчива. Должно иметь столь невероятное и ужасное доказательство. Эта бестия, наглое и алчное животное. Французская кокотка...

Вторник. 19 июля 60г.
Был у И. И., ужасно чувствовал себя с похмелья. И. И также вынужден был продать жакет и свою собственную рубаху.
Ждал, может кто заявится, но никто не приходил.

------------------------------------

Иван Иванович Калашников скончался при невыясненных обстоятельствах 13 ноября 1960-го года от сердечно-сосудистой недостаточности. Похоронен на Ивановском кладбище в Риге.