Флоты Яромира и Изимира Jarmar и Ismar

Петр Золин
 
 
 
 
http://www.kirsoft.com.ru/freedom/images/000614-000280S.gif
 

Флоты Яромира и Изимира ((Jarmar и Ismar)

Они известны всего по кратким полуэпическим фразам.
Но для истории России и соседних стран - фразам достаточно значимым.

Этот сюжет в отечественной истории официозная наука (особо её пропагандисты) крайне не любит. Хотя добротные историки уровня Г.В.Вернадского, Б.А.Рыбакова и ряда других мимо исторической реальности, в каких бы одеждах она нам не являлась, никогда не проходили и не проходят.
http://www.kulichki.com/~gumilev/VGV/vgv133.htm
http://malib.ru/rybakov_ryazychestvo/3/19/
http://annals.xlegio.ru/rus/small/srio156_ven.htm
http://www.alleng.ru/d/hist/hist073.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/Эрманарих и т.д.

Ю.И.Венелин http://lib.rus.ec/b/199514/read
ещё в 19 веке выдвинул версию, что король Скифии и Германии (да и Зеландии)
Эрманарик мог быть известен и как собственно Яромир (Jarmar, Jarmerio).
Вероятно подобное имя было и у короля херусков  Арминия ([как бы  образовано римлянами или из Ярменя (от Яро, Яромир), или просто из Яромира. По Диону Кассию, при Домициане также был Херусский князь ;;;;;;;;;; т. е. Яромир. Нам кажется что должно читать вместо ';;;;;;;; (Harmenius, Arminius) ';;;;;;;;]). 
Понятно, версия Ю.И.Венелина – всего лишь одна из версий. Но она имеет право на жизнь. На долю короля с вариантами имени от Irmensul («древо вечности») до Hermans;ule, как покорителя Германии и Скифии, достается едва ли более одной страницы во всех Историях Готов, о которых упоминает Иордан.


Страницу Иордана Ю.И.Венелин дал с таким переводом и комментарием.


«Спустя несколько времени по смерти конунга Готов Геберика (Geberich)
([198 Geberich известен только Иордану. Кажется что должно читать вместо Geberich-Sеbегиch, т. е. Sivard, имя изменяющееся в Siegbert, Siegebrecht. Это будет согласно с сказаниями Саксона; ибо Jarmerio, или Ermanarik, наследовал Зеландию после отца своего Cиварда=Sivard, Siurut, по Дацианскому наречию Siegfrid.]),
наследовал ему Эрманарик, происходящий от знаменитаго рода Амальскаго.
Покорив великое число воинственных северных народов, он подчинил их своему закону, Но справедливости некоторые из наших предков сравнивали Эрманарика с Александром великим; ибо во власти его были: Cothos, Scythas, Thuidos in aunxis, Vasinabroncas, Merens, Mordensimuis, Caris, Rocas, Tadzans, Athual, Navego, Bubegentes, Coldas
 ([199 Bсe эти названия искажены в рукописях; напр. в однех Gothes в других Golthes; в однех Citha в других (у Mypлтopия) Etta.]).
Чтимый народом за подобные подвиги, он вознамерился подчинить своей власти и Лугарей (Eruli), у которых воеводой был Аларик и покорил их, изтребив большую часть».

Понятно, что эрулы как «лугари» всемирную историографию не устраивают.

Ю.И.Венелин пояснял вслед на Иорданом:
«Название Epул, по историку Аблабию, происходит от слова Е1е,
([200 Т.е. ‘;;;; ’ І;;; — болото, ил; но Иорнандовское пиcaниe Eruli не подходит к производству oт, Ele. Пиcaниe же Дексиппа вместо обычнаго ;;;;;;; — ;;;;;;;, пoдходит. Вероятно Плея, название cевернаго берега Азовскаго моря, дано Греками в этом смысле, и в значении Луг. Здесь был Луг, искони. Слово же луг — Luhзначит и лес и болотистое, поросшее лесом место — loca palustria, lucus. В. Греческом также ‘І;;; — болотистое место, сходится с ';;;; — лес, луг; следовательно Аблабий мог передать слово Луг тем и другим значением; но это объясняет, что название ’;;;;;;;,’;;;;;;;, есть ни что иное как Лугари. В описании своем Иорнанд смешивает по-Лабских Лугарей с за-Днепровскпми, по-Донскими; хотя происхождение их было одно и тоже.])
что значит по Гречески: болото, (луг); ибо они населяли болотистая земли близ Меотическаго озера. Ерулы (Лугари) были расторопны и чрезвычайно горделивы. Не было народа, который в числе войск своих не озаботился бы иметь этих легкоконных всадников.
 ([201 Следовательно ясно, что это были Лугари — сословие казачества, служившаго по найму.])»

Это, понятно, у антирусизма – «ни в какие ворота !». Хотя версия не столь уж необоснованная.

«Хотя это проворство и доставляло им всегда успех в сражениях, но оно должно было уступить стойкости и медлительности Готов (stabilitati et tardilali). Судьба решила, чтоб и они, остальные из непокорных народов, подпали под власть Готскаго князя Эрманарика. После Ерулов, (Лугарей по-Лабских) он обратил оружие на Венетов (Вендов). Непривычные к войне, но многочисленные, они сначала противоборствовали. Но многочисленная толпа ничтожна в войне против строевой силы. Все эти вышеизчисленные народы, происходят от одного корня, и их прозывают тремя именами: Венетами (Вендами), Антами (Вендами) и Славянами. Теперь
(NB. в половине 6-го стол. 200 лет спустя после Аттилы),
они за грехи наши повсюду свирепствуют; а в то время все они покорялись Ерманарику, который благоразумием своим покорил также и Эстов, живущих на отдаленных набережных Океана Германскаго, и таким образом как бы в награду за свои труды, властвовал над всей Скифией и Германией.»
http://www.gramotey.com/?page=29&open_file=9742411367
и др.


По Ю.И.Венелину, более «определительныя и более достоверныя сведения о Эрманарике сообщают Саксон Грамматик и Меурсий. По этим сказаниям объясняется и первоначальное водворение Дациан-Готов на острове Зеланде».
Вопрос о степени достоверности сюжетов о Германарихе остаётся и ныне открытым, но приведённые Венелиным версии знать стоит.

«Сивард, король Датчан, разбитый Свеонским королем Годо
([202 Gobar. Окончательная буква «г», по наречию Исландскому, есть придаточная к именам.])
в Галандии (Скандинавской), бежал в Цимбрию (Сербский полуостров; «лужичан»:П.З.).
Здесь в отсутствии князя вступил он в бой с толпой простонародья Славянскаго
 ([203 «Ubi Sclavorurn vulgus pugnam sine principe ausum acie superavit».]),
и одержал победу. Этой победой он думал приобрести столь же великую славу, как велик был позор его бегства.
Но когда к Славянам прибыл их Князь Изимир (Ismar), они разбили Сиварда и преследовали в Фионию.
Малолетный сын его Яромир (Iarmerio) и две дочери достались в добычу неприятелю. Послe всех этих неудач, Сивард искал по крайней меpе славной смерти.
Подняв снова войну в Скании, где был посадником Само (Simo), он был убить.


«Между тем Яромир жил в плену у Славянскаго князя Изимира
([204 По Саксону и Meypcию Rex Sclavorum; no Des Roches — «Roi des Vandales.»]) (Ismar), умел вкрасться в доверенность, сделаться его любимцем, и приобрести общее к себе расположение. Только одна княгиня видела в нем вскормленнаго волченка, который смотрел к лесу,»

«У князя Изимира умер брат, и он устроил в доме брата великую тризну. Яромир, условившись с сопленником своим Гуно (Gunnon), воспользовались этим случаем и, во время отсутствия князя, убили княгиню, перебили стражу, забрали казну, подожгли палаты княжеския, cели на коней и не смотря на погоню, успели домчаться до пристани. Находившийся тут корабль доставил их благополучно на остров Зеландию.»

«После смерти Сиварда, принял правление Зеландии брат его Будо (Budli)
([205 Сербское имя: Будо, Будой, Будул; Будомир, Будислав.]).
Когда же сын Сиварда возвратился из плена, он сдал племяннику область, как законному наследнику. Первым подвигом Яромира по вступлении во владение было заключить союз против Годо (Gothar) князя Ситунскаго или Свавонскаго (Svavonia)
 ([206 Птоломей называет древних жителей Швеции Chedini; Тацит Sitoni, Sithoni; Math Westmouasteriensis in Hist, anni 808 — Swathedi (en. Hugo Grotius); Venanlius Fortunatus живили в 580 году (И. Grolius) — Suithi; но Саксону страна Suelia, жители Suetici; по друга ч Suelhi Sueones. Bce эти различия произошли от буквы th — Готc., р, Греч. ;, обращающейся в d, t, f: Suethia=Sue;ia=Svevia=Swafa (в квидах), Svavonia; Sithoni=Si;oini=Sueoni=Caвини, Славяне.])
 с внутренним его врагом, из рода Sibbon (Саво, Сабо).
Вспомоществуемый его влиянием и войском, Яромир успел овладеть Свавонией. После этого, полагаясь уже на свою собственную силу, он напал на Славян полуострова Цимбрийскаго или Сербскаго, взял в плен сорок князей и повесил их на виселицах с таким же числом волков
([207 Haзвaниe Великие (князья), велиции, вильки, сближаясь в некоторых наречиях с влк, волк, объясняет значение этого разсказа, касающагося до 40 удельных великих князей. Волки повешены в насмешку над званием; но кажется, что в предании 40 князей великих приняты за 40 князей волков. Если дело касалось до князей пограничных (Фризских, Фряжских, Варяжских), то и здесь Warog (Вартош, Chranec, страж) породило у Готов Warg — latro и Warg — волк.]).
Овладев их землей и устроив в надлежащих местах крепости, Яромир отправился к востоку, покорять Саумов (Semben, Samland, Samogitia), Куров и иныя племена. Во время этого похода, возставшие Славяне разрушили крепости, напали на берега Дании т. е. Зеландии и разграбили их. Яромир, возвратясь из похода, разбил флот Славян и знаменитейших из них, привязав к ногам диких быков, велел травить собаками.»

«С этого времени мужество Славян поникло и они принуждены были покориться Яромиру.»

Этим ограничиваются предания о победах Яpoмupa, или историческаго Эрманарика, который был в одно и то же время и орудием и правой рукой Готов-Дациян. Но эти сведения окончательно подтверждают, что до IV века, Дацияне, хотя имели сильное уже влияние на севере, но не выходили из пределов земель уступленных Гильвом для поселения Ге;иан, и что окружающие их со всех сторон туземцы были Славяне Литва, а к северо-востоку Финская челядь.


Движение, по случаю неурожая на севере, Славянских войсковых сословий и народа к Дунаю и Днепру, сосредоточило все Русския силы
([208 В то время Скифы, как бы почерпнули новыя силы, прибытием древних их единоплеменников с севера «говорит Далин, относя движение Велемира или Болемира (Balamir), ко 2-му столетию.]).
В это то самое время Эрманарик возстановил против себя Руссов
([209 По Иорн. Roxolani ошибочное писание вместо ;;;;;;;.])
безчеловечным поступком. Некто, из состоявших при его дворе (вероятно из числа заложников) бежал. Гнев Эрманарика пал на жену его, называемую Иорнандом Sanielh, Исландскими квидами Swanhilda, а Саксоном Грамматиком
([210 Des Roches, no Понтану, наз. также Swavilda. В, Серб. муж;. Cлaвлад, жен. Свавлада.]) Swavilda,
и следовательно Всевлadoй, по Сербскому же наречию Свавлadoй. Он приказал привязать ее к хвостам двух лошадей и размыкать по полю. Ея братья Ammius и Sarus, по квидам Hamdi(r) и Saurli, решились мстить Эрманарику, и нанесли ему несколько ударов мечами. Он не умер, но едва уже влачил жизнь.

Саксон Грамматик это событие разсказывает иначе.
«Эрманарик или Яромир (Jarmerio), встретив корабли четырех братьев пиратов, которые шли из Геллеспонта (Hellespont) (? — вопрос автора), принудил их поделиться с ним добычей, и в дополнение взял за себя сестру их Свавильду. Вуко, или Вичо (Bicco), пленный королевич Ливонский, пользовавшийся большой доверенностию Эрманарика, оклеветал сына его, от первой жены, Бродо Brode(r)
([211 Brodo — Брато, Братой; по квядам сын eго называется Randver.])
в тайной связи с Свавильдой. Яромир приказал размыкать ее лошадьми по полю; а сына, приговореннаго уже к петле, помиловал. Вуко, разыгрывая в этом событии роль лукаваго, духа лжи (Lokke; по Датски Lyffve — ложь), и филологически обратясь в Ливонскаго королевича, немедленно же сообщил о насильственной смерти Свавильды ея братьям, и поднял их на месть. Неожиданно они явились во владениях Яромира с огромным войском, и осадили его со всех сторон в построенной им крепости. Народ, ненавидевший Яромира, не подал ему помощи, и он принужден был сдаться. Обрубив Яромиру руки и ноги, братья Свавильды предоставили ему в дополнение своего мщения, казниться страдальческой жизнью.»

В квидах: Gudrunar huaut и Hamdis quipa, это событие воспето скальдами совсем иным образом. По квидам, Гудруна, дочь Гойко (Giuco) Пивлунгскаго
([212 В древней Бургундии, на Рейне, была область Niflunga, с главным городом Вормсом (Vormiza). В Германских преданиях владетельный род этой области назывался Niflung, Nivelung, Nibelung; в Гальских: Nebulones, Nievelong, Nivelung. «Nibelungus — homo quidam nomine Nib.» Bruchst. des Nibel. L. E. J. Leichtlen; no Cod. Laur.
Лейхтлен полагает, что Nibelung, то же самое владениe, которое в последствии называлось Nibelgau, а также Wormsgau. Из всего этого объясняется, что коренное названиe области было Ново (Анг. Сак. neove: но Ульф, nivi; Гогск. ny, neu). Пo Cербcки Новолянин — житель Новы или Нова града, Новчан — знач. богатый деньгами. Этот смысл мог иметь отношение к сокровищам Hu6eлунгoв, Нивлунгов или Новлян. Noviomagus (Neustadt) соответствует местности этой Новлянской области, или Новагограда, Новаго Луга, на Peйне]); (Niflung, Nivelung),
от перваго брака с Сигурдом Гуннским (Hunskr), который, по иносказанию песни, убил Змея Горынича (Fafnir)
([213 Fafnir, Fofnir, или правильнее Swafnir, Svofnir, имя некоего Rex Suevorum (Suafa) и значит также змею. (Edda. Saem. Т. II Ind. nоm рrорr.).
Символ поклонения Сиве был обруч, в виде троякаго змея. Легенда о Юрье, побеждающем язычество в виде змея, в северных квидах передалась под названием Сигурда (Sigurd, Sjurd) побеждающаго Свафнира (Suafa Suava, Svavaland, Suavia). Здесь имя Славян заменяет язычество; но Sjurd, есть Сербское Дзюрдз — Юрий. От этого смысла Sigar, Sige, знач. victoriosus — победоносный. В переносном смысле имя Sige в Лaнгoб. Sico, в Слав. Секо. Секира в Гот. Siggeir — machera victrix.]), и добыл его клад, имела дочь Сванильду; а от брака с Янко (Ionakr), некоим заморским князем, трех сыновей: Hamdi, Saurli и Erpr. Сванильда была отдана в Готию замуж за Эрманарика (Jormunrekr). Вуко (Bykki) и здесь взнес на Сванильду клевету, будто она в сношении с сыном Эрманарика Рандвером. И в квиде Эрманарик размыкал ее по полю, как и в Истории.

Узнав о смерти дочери, Гудруна упрекает Hamdi и Saurli, в равнодушии к погибели Сванильды; а Эрпу ни слова. Затронутые Hamdi и Saurli, отправились мстить Эрманарику. На дороге встретили они брата Эрпо разъезжающаго на деревянном коньке: «Ты чем поможешь нам глупая ворона?» спросили они его, — «а я помогу вам своей дубинкой» ([214 «A mars baki» переводят: играл на спине коня; но здесь bак, значит палка, дубинка, батог, baguette. Bakworde значит употреблять вместо слов палку. — Ваке — веха, трость. Слово fotr здесь двусмысленно. Его переводят, как поняли братья Эрпо, ногой — fuss, pes; а Эрпо говорил в значении Fut — Stock, дубинка, клюка с коренчатым наконечником.]) отвечал Эрпо, как Емеля Русских сказок двум умным братьям. Но умные братья не поняли глупаго ответа и убили Эрпо.

Проехав долы широкия, леса высокия и реки глубокия земель Гунских, Hamdir и Saurli прибыли наконец к столице Эрманарика. Стража пировала и не заметила, как подъехали они, покуда вестовой не затрубил в рог.

Эрманарику прибежали сказать, что прибыли два витязя с опущенными забралами, и велели сказать ему, что «постыдно могучему мужу изтязать слабую деву.»
Засмеялся Эрманарик,
Погладил рукой бороду,
Качаясь от браги,
Разкалясь от вина.
Мотает он тяжкой головой,
Смотрит на серебряный поднос,
Велит себе наполнить
Золотой кубок.
«Рад, очень рад видеть
Гамди и Саурли у себя в гостях:
Я их обоих свяжу тетивой,
Повешу на виселице
А между тем:
Moгyчиe два витязя,
Рубят и бьют
Десять тысяч Готов.
Звучит оружие в щиты,
Разлетаются черепы,
Плавают в крови
Текущей из грудей Готских.


Пробравшись сквозь десять тысяч Готов, Гамди и Саурли, вероятно также как Гелеспонтские братья Свавильды, обрубили Эрманарику руки и ноги, потому что восклицают.
Видишь, как твои ноги,
Видишь как твои руки,
Жарятся на огне? —

Но у Эрманарика осталась еще голова на плечах; эта голова повелевает побить витязей каменьями. Тут только поняли они, что плохо уму и силе без глупаго счастья и без волшебной его дубинки. И вот, побитые каменьями, они умирают: Saurli (сила) перед палатами, a Hamdi (ум) за палаmaми.(? — вопрос автора)

Квида заключается словами:
«И это-то называют древней песнью о Хамдире? — <pе11о еrо kaullop Hamdis — mal in forno.»
Обратимся к иcторическим последствиям этого события, в котором участвовал и Емеля (Еrрr) с щучьей дубинкой.

Главным последствием было то, что Руссы, по словам Иорнанда, изменили Эрманарику, пользуясь его безсилием - Гунны, т. е. Кыяне, под предводительством Болемира, нападают на Готов при-Дунайских (Остроготов).
Гунны, пишет Аммиан, соединясь с Аланами, (т. е. Волынью, подвластной Эрманарику), ворвались в землю Greuthunges, которые обычно прозывались Tanailes (Дунайцами).

Готы северные или Дацияне, разделенные от при-Дунайских Готов общим возстанием Славян, не могли подать помощи соотчичам своим.

Сохранившийся отрывок из Истории Готов, Приска, объясняет, кто такой был Болемир, поднявший Руссов (Roxani) на Готов, и котораго Иорнанд называет царем Гуннов:


«Когда при Болемире (;;;;;;;;;) Скифы нарушили договор, и опустошили Римския области и города (в Дации), Римляне отправили к нему посольство, спросить о причине нарушения, мира. Обещая впредь воздерживаться от нападений, по условию ежегодной уплаты ему 300 ф. золота, Болемир отвечал, что его народ, по множеству причин неожиданных, должен был неизбежно поднять войну.»

«Внезапно напали Гунны на многочисленныя богатыя селения Эрманарика, — продолжает Аммиан. Неожиданно застигнутый этой грозой, он надеялся сначала удержать ее своими силами; но это было напрасно, и Эрманарик, в отчаянии-, убил сам себя. Избранный на место его Видимир, (Vithimir), сопротивлялся некоторое время, поддерживаемый другими Гуннами, которые служили у него по найму; но потеряв несколько сражений, он был наконец убит. Ала;ей (Alatheus) и Сафракс (Saphrax), опытные и мужественные воеводы, приняли на свое попечение малолетнаго сына его Видерика, но будучи не в состоянии противопоставить силу силе, отступили к берегам Днестра. Атанарик, судья Древлян
([215 Войска Эрманарика вероятно были расположены по границе, вдоль Днестра и Литовской Руси.])
(Thervingorum judex) решился твердо противоборствовать Гуннам; окопавшись между Днестром и Greuthungi
 ([216 Greuthungi Tanaites — Дунайские Хорваты (Бело-Сербы) (? — вопрос автора); по Птоломею ;;;;;;;;]) длинным валом, он послал Мундерика за 20 миль наблюдать за неприятелем, предполагая между тем надежно укрепиться. Но Гунны, проницательные в соображениях (ut sunt in conjectura sagaces), поняли, что перед ними не главныя силы. Показывая вид, будто расположились станом против передоваго отряда, они переправились во время ночи чрез реку, внезапно напали на Атанарика, смяли его и заставили искать спасения в горах. После этого, разбитый Атанарик начал воздвигать высокий вал между реками Гиеразом (Прутом) и Дунаем
([217 Над г. Галацом, между Дунаем и Прутом существуют, cледы вала. Этот вал, означенный на карте Бауера, идет от с. Долошешти в вершине озера, до Сербанешти, при р. Серете, в протяжении 35 верст, отрезывая таким образом угол при впадении р. Прута в Дунай.]),
 вдоль границ Тайфалов ([218 Доло-Влахов, жителей дольной, нижней Влахии. Victo-Vales — жители вышней, горной Влахии (Молдавии).]) (Toifales). Нo и здесь Гунны насели на него и взяли бы в плен, еслиб богатая добыча (в окопах) не остановила их обычной быстроты.»

«Между тем, молва достигает до остальных областей Готских, о внезапном появлении чудной, неведомой породы людей, которые, то как ураган с вершин гор, то как будто появляясь из под земли, ломят и рушат все, что попадет им на встречу. Большая часть войска, нуждаясь в пропитании самом необходимом, разбежалась от Атанарика искать убежища от варваров. После долгих совещаний предпочли идти во Фракию, по двум причинам: во первых, по богатству урожайной почвы, а во вторых по преграде, которую она представляла против разлива северных народов по всему протяжению Истра (Дуная).»

«376-й год. В следствие этого решения, Алавив, занимавший берега Дуная, послал к Императору Валенсу послов, с просьбой о принятии Готов в свои области, и с обетом жить мирно и, по требованию, выставлять ему вспомогательное войско.»

«Между тем, как это происходило на границах, молва пронесла повсюду грозную новость, что между северными народами идет страшная смута, что все пространство Дуная, от Понта (Чернаго моря) до границ Маркоманнов (Моравов) и Квадов (Чехов), наводнено безчислениым множеством варваров Готов, изгнанных из своей родины народом неизвестным, и покрывших весь берег Дуная скитающимися толпами.»


Вот все событие, которое новейшие историки назвали великим переселением народов в IV-м столетии, тогда как в нем должно видеть только спасительное движение Русских сил, и новое разсеяние Готов по лицу земли.

Таким образом мощной рукой Русскаго Kиевскаго князя Болемира, рушено в 376 году по р. х. ледяное преобладание Готов в Германии и так называемой Скифии: они изгнаны из миpa языческаго. Император Валенс дает им прибежище во Фракии, в миpе христианском, не только на свою голову, но и на беду всей Империи. Страшныя, последствия этого радушнаго пpиeмa известны Истории. Здесь, на новосельи, Godathiod обращает в свое орудие не суеверие уже, а крест, и в тайне; не признавая истину, явно становится в ряды ея поборников. И Византии и Риму памятны подвиги антитринитариев — деистов, или Apиaн, памятны и распавшемуся на двое христианству.

Еще в V-м столетии деизм торжествовал бы победу и бросил бы свое орудие в сторону, если б не Аттила.

Когда Готы переселились из Дации на Балтийское море, северными странами владели Руссы
([219 Hervarar-Saga. Сар. I: «По старым книгам, Jotnaheim (Jaettehem, G;teheim, Godheim) к северу назывался Gandwik или Granwik (горная страна? — вопрос автора), а к югу Lundzland (луговая? — вопрос автора).
 Перед приходом Tirkiar ос Asiae menn (т. е. Готов), на север, жили в северных странах Руссы (Risar, Berg-Risar, Bergbuar — Хорваты, Горичане), а в южных польные, войсковые Руссы (Half-Risar, но должно читать: Hals-Risar, Helf-Risar, Help-Risar или Haeld-Risar). И было тогда большое смешение народов, Руссы начали брать жен в Mannaheimum, и выдавать туда своих дочерей.»
Edda: «Paer Aesirnir toko saer quenfaung par innan lanz, oc urpo paer aettir fiolmennar.» — т. е. «Эти Азы (Asathiod, Godihiod) брали себе; жен у туземцев, и таким образом. многочисленно расплодились».
Название Pycc (Rise, Rese, Hrese, Risar, Risur, Reus, Risius, Ross — конь, конник; Hross (gross — великий; Rus, Rittare, Reusser, Reuter, и наконец Ritter — всадник, рыцарь (!)), по своему коренному значению великий, знаменитый (знаменованный), знатный, богатырь, витязь, принято в области квид и саг за сказочное чудище: gigas, athleta; и не смотря на то, что «terra, quam incolebant hi Gigante, veteres hisloriae Risaland (Rizland, Risialand, Russialand, nuncupant» (Ihre), Истopia довольствуется только Рюриковской Русью. По Саксону Грамматику эти атлеты назывались также Вильцами (Wilze).]). По народным преданиям, древняя Великая Русь ([220 Vilkina land, тоже что Vilzenland — Велька Русь. Слово Land обычно заменяет Rige, Reich — Русь. Vilkina kong значит Великий князь, точно также как Fylkis Cuneg. Vilkinamenn — Великоруссы.
NB. В древнем языке: «велищыи, берется иногда за существительное вместо цари. Матф. 20, 25: «велицыи обладают ими. «См. Церк. Слов. П. Алексеева. В том же значении и название Вильцы т. е. велиции, вместо Великоруссы.]) обнимала первоначально всю Скандинавию, все острова Балтийскаго моря, полуостров Сербский (Chersonesus Cimbrica), и Вендскую землю (Vinland, Vandalorum terra) между Эльбой и Вислой ([221 По Vilkina-Saga: Vilkinaland, т. е. древняя Великая Русь, обнимала Sweathiod (Швецию), Готландию, Sriaveldi, Skaney, Sialand, Jutland и Vinland.]). В то же время известна уже была и Русь Холмоградская ([222 Ulmegard, Holmgard — Холмоград, или Ulme-Rugia — Холмская Русь.]), в последствии Белая, и Русь Кыянская или Kиевская, распространявшаяся на всю Волынь и Украину до Дона и далее.
http://lib.rus.ec/b/199514/read


Саксона, Meypcия Татищев В.Н.
Название История российская
http://www.i-u.ru/biblio/archive/tatishev_ist/03.aspx

В итоге, по германским (и скандинавским) сказаниям, славяне под началом князя Изимир (Ismar) разбили войска отца Яромир (Iarmerio) - Сиварда - и преследовали в Фионию (.после Зеландии самый большой из датских о-вов ).
Малолетный Яромир (Iarmerio) и две дочери Сиварда достались в добычу неприятелю. Послe всех этих неудач, Сивард искал по крайней меpе славной смерти.
Подняв снова войну в Скании, где был посадником Само (Simo; это допущение Венелина понятно в связи с известностью славянского государства Само), он был убить.

«У князя Изимира умер брат, и он устроил в доме брата великую тризну. Яромир, условившись с сопленником своим Гуно (Gunnon), воспользовались этим случаем и, во время отсутствия князя, убили княгиню, перебили стражу, забрали казну, подожгли палаты княжеския, cели на коней и не смотря на погоню, успели домчаться до пристани. Находившийся тут корабль доставил их благополучно на остров Зеландию.»

То есть допускается, что «корабли на всякий случай» могли ожидать у княжеской пристани важных персон.

Яромир овладеть Свавонией. Затем напал на Славян полуострова Цимбрийскаго или Сербскаго, взял в плен сорок князей и повесил их на виселицах с таким же числом волков.
Про волков пока не будем, но казнь напоминает казнь короля антов Божа и его старейшин.
 http://ru.wikipedia.org/wiki/Бож
http://www.rudata.ru/wiki/Бож

Ю.И.Венелин  допускает, что нaзвaниe Великие (князья), велиции, вильки, может сближаться в некоторых наречиях с влк, волк. И это объясняет значение эпизода, касающагося  40 удельных великих князей. Волки повешены как бы в насмешку над статусом этих властителей; но кажется, что в предании 40 князей великих приняты за 40 князей волков.
Если дело касалось до князей пограничных (Фризских, Фряжских, Варяжских), то и здесь Warog (Вартош, Chranec, страж) породило у Готов Warg — latro и Warg — волк.]).


Овладев их землей и устроив в надлежащих местах крепости, Яромир отправился к востоку, покорять Саумов (Semben, Samland, Samogitia), Куров и иныя племена
(Восточную Прибалтику).
Во время этого похода, восставшие Славяне разрушили крепости, напали (своим флотом) на берега Дании ( Зеландии)  и разграбили их.
Яромир, возвратясь из похода, разбил флот Славян и знаменитейших из них, привязав к ногам диких быков, велел травить собаками.

«С этого времени мужество Славян поникло и они принуждены были покориться Яромиру.»

То есть краткая фраза Иордана в сказаниях поздней записи получила такие подробности.
Флот Изимира первоначально победил данов. Затем бежавший Яромир разгромил славян.
Позже флот славян напал на берега Дании. В ответ Яромир разгромил флот славян.
«И знаменитейших из них, привязав к ногам диких быков, велел травить собаками».

Подобное, но с использованием лошадей, если верить Иордану, он применил при казни . Sanielh ( Swanhildы, Swavildы; Cлaвлады, Swavildы, Всевлadы, Свавлadы…?).
Ономастические допуски Ю.И.Венелина могут иметь немало контраргументов, но  эти допуски всё-таки есть и имеют исследовательскую аргументацию.

Князь славян Изимир (Ismar) вызывает разные ассоциации.
http://www.russika.ru/termin.asp?ter=2586
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/002a/02110018.htm
http://www.rawtext.ru/t.php?t=2067
http://ru.wikipedia.org/wiki/Аспар и др.

Если Аспары происходили из аланов, то – стоит помнить, -  часть алан и гора Алан в первые века нашей эры указана Птолемеем ближе к истокам Борисфена (Днепра). По Маркиану (400 г.) «Река же Рудон (Западная Двина) течет из Аланской горы; у этой горы и вообще в этой области живет на широком пространстве народ алан-сармат, в земле которых находятся истоки реки Борисфена, впадающей в Понт. Землю по Борисфену за аланами населяют так называемые европейские хуны» http://ru.wikipedia.org/wiki/Рипы; http://www.russika.ru/termin.asp?ter=2291

Полулегендарный Ismar и реальный Аспар по именам очень созвучны. До сих пор идут споры об этимологии топонима Изборск. Ismar и Аспар здесь смотрятся достаточно привлекательно.
Не с "избами" же топоним Изборск связывать...

По Иоакимовской летописи (ХУШ век)  «  Вандал (наследник Словена)… все земли… себе подчинил и сынам своим передал. Он имел три сына: Избора (заметные аналоги Исмару и Аспару: П.З.), Владимира и Столпосвята. Потом умер Избор и Столпосвят, а Владимир принял власть над всей землей. Он имел жену от варяг Адвинду…»
Отчасти этому сюжету вторит скандинавская «Сага о Тидреке Бернском» (XIII век), известная и на Руси. Она говорит о Гертните, конунге из Новгорода, который завоевал обширные земли и разделил их между сыновьями и другими конунгами.
«У него было два сына от жены, старший звался Озантрикс, младший Вальдимар, а третий сын, которого он имел от… наложницы, назывался Ильей». Во главе всей земли Гертнит поставил Озантрикса, но затем над всей землёй Гертнит поставил конунгом Вальдимара, которому пришлось сражаться с Аттилой и Тидреком за Полоцк и Смоленск.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Иоакимова_летопись
Озантрикс не Исмар (Измар) или Аспар, но тоже Оз (Ас).

Понятно, это не доказательства. Это размышления о возможности отражения в полулегендарных текстах каких-то исторических реалий. И хотя бы кратко эти полулегендарные тексты (ведь эпос, мифы, фольклор нередко отражаются весьма пространными материалами) требуют упоминания при рассказах о реальных событиях с использованием сравнительно общепринятых источников.

Нередко общепринятыми весьма условно…