Власть, спецслужбы и криминал

Анатолий Клепов
  Посол Кыргызстана вручает А.В. Клепову благодарственное письмо и ценный подарок от руководства Кыргызстана за оказанное содействие в борьбе с терроризмом.
По данным модератора сайта проза фотография была удалена в результате сбоя сайта проза. Возможно ли подобное? В статистике такие случаи характеризуются как маловероятные. 



               

Что заставило меня написать эту статью да еще с таким, на первый взгляд, вызывающим  и противоречивым названием? Может ли такое быть, что государство могло предавать свои собственные спецслужбы? Ведь в общественном сознании народа, благодаря усиленному пиару, развернутому в СМИ, сложилось устойчивое мнение о том, что спецслужбы могут всех контролировать. Но обычно забывают о том, что они должны делать это в соответствии с действующим законодательством в стране. А если кто-то из сотрудников спецслужб нарушает законодательство, то этот «оборотень» - преступник.

И вот здесь возникает тончайшая грань между законом и властью. Если государственный чиновник - не важно какого он уровня - считает, что он выше закона, то он становится на преступный путь, какими бы благими целями он свои действиями не объяснял.

Можно привести в качестве примера действия Председателя КГБ СССР В. Крючкова во время ГКЧП. Приведу выдержку из его допроса 17 декабря 1991 г. «15 или 16 августа (1991 г.  – прим. А.К.)  я (В. Крючков – прим А.К.) пригласил Е. Калыгина, бывшего начальника подразделения, которое осуществляет слуховой контроль. Он был в отпуске. Я попросил его (это равносильно указанию) продумать вопрос о телефонном контроле следующих лиц: Ельцина, Бурбулиса, Хасбулатова, Силаева. Калыгину я пояснил, что контроль за отдельными руководителями нужен для того, чтобы знать об их передвижении.

Каких-либо сводок, справок о содержании разговоров я не получал. Были взяты также на контроль телефоны Янаева и Лукьянова (соратники В. Крючкова по работе в ГКЧП – прим. А.К.). Цель фиксирования – возможные угрозы, запугивания, шантаж, провокация, и тут важно знать, от кого это происходит. Мы об этом даже договорились – Янаев, например, знал об этом. Мы с ним условились 18 августа. По-моему, я предупреждал об этом и Лукьянова…». 

Можно сделать заключение из этой цитаты, что всесильный Председатель КГБ СССР, нарушая закон,  контролировал не только своих потенциальных противников, но и своих соратников?  А если всерьез принимать его объяснения о том, что контроль телефонов нужен только для того, чтобы знать о передвижении людей, то следует признать, что на тот момент у В. Крючкова от испуга было заметное помешательство, которое было явно не совместимо с занимаемой им должностью.

В конечном итоге подобное незаконное прослушивание без санкции суда должно квалифицироваться как превышение должностных полномочий.

И это действительно так,   если бы дело не касалось одного из самых могущественных людей в Советском Союзе – Председателя КГБ СССР.  Кто знает, как могла искажаться в те смутные времена информация, которая  поступала Председателю КГБ СССР В. Крючкову?  Может быть,  её специально кто-то искажал, чтобы дезинформировать его.  Он не доверял даже своим ближайшим друзьям и соратникам, а его подчиненные, в свою очередь, вероятно, тоже не доверяли ему или сотрудничали с теми, кто потом захватил власть.  Потеря доверия  сотрудников правоохранительных органов друг другу в конечном итоге и стала одной из решающих причин распада СССР. 

Это недоверие и было обусловлено тем  огромным значением, которое руководство КГБ СССР  придавало информации, полученной из прослушанных  телефонных переговоров. Оно было  уверено, что полученная таким образом информация - самая достоверная. При этом они не учитывали то, что эта информация могла быть умышленно искажена не только недобросовестными сотрудниками, но специальными техническими средствами противника, чтобы ввести  хаос в систему управления правоохранительных органов. Что, в принципе, мы и наблюдали во время очень странного путча в августе 1991г.

Невольно задумываешься над  интереснейшим философским вопросом, который всегда волновал общественное сознание России многие века - что выше власть или закон? На него прекрасно ответил А. Пушкин  в  Оде «Вольность»:
Владыки! Вам венец и трон 
Дает Закон — а не природа; 
Стоите выше вы народа, 
Но вечный выше вас Закон.»

А теперь немного отойдем от дней давно минувших и посмотрим, что же творится  в наши дни, и что происходит в государстве, когда цари ставят себя выше закона.

Читаю информационное сообщение ИТАР ТАСС от 23.05.2010 г.  с сенсационным названием «Новая власть Киргизии подозревает иностранные спецслужбы в прослушивании». 

Кто же сделал это заявление?  Оказывается, Первый вице-премьер правительства Киргизии Алмазбек Атамбаев обвинил  иностранные спецслужбы в прослушивании телефонных разговоров членов временного правительства республики. Он нашел великолепное объяснение этому: «Меньше всего "прослушкой" сейчас занимаются сотрудники нашей государственной Службы национальной безопасности, где все оборудование было разгромлено. Нас слушают как иностранцы, так и "бакиевцы».

Удивительно, что подобное заявление сделал Первый вице-премьер правительства. Ведь всем известно, что члены правительства должны иметь свою собственную защищенную правительственную связь, которая гарантирует безопасность их разговоров, а также передачу секретной информации. И причем здесь аппаратура прослушивания телефонов Службы национальной безопасности?  Вот в этом и заключается главный вопрос, который, вероятно, привел к кризису и даже смене власти в Кыргызстане: незаконный контроль органами национальной безопасности всех телефонных разговоров тех, кого они считали потенциально опасными для власти Кыргызстана, а также наличие у криминала систем прослушивания телефонов.

Но было ли только прослушивание телефонов? Анализируя публикации, которые поступают из Кыргызстана в последнее время, все больше и больше убеждаешься, что там идет настоящая информационная война. В прессе есть множество подтверждений этого. Алмазбек Атамбаев на пресс-конференции, состоявшейся 25 мая 2010 г. в Бишкеке, заявил, что он не намерен сидеть в правительстве «рядом с ворами».

Его заявление связано с появлением в Интернете аудиозаписей телефонных разговоров некоторых членов временного правительства Атамбаева, чей голос также прозвучал в записи телефонного разговора. На одной из этих аудиозаписей член временного правительства Азимбек Бекназаров обвиняет некое лицо в том, что он взял взятку в 400 тысяч долларов, чтобы назначить кого-то «из своих» в таможню. «Если гражданин Кыргызстана, даже если он первый заместитель председателя ВП, берет взятку в размере 400 тысяч долларов - его надо закрывать, арестовать сразу же», - цитирует А. Атамбаева Азаттык (киргизская служба Радио Свобода). 

По поводу другой аудиозаписи, в которой Темир Сариев и Азимбек Бекназаров обсуждают, как распорядиться одним миллионом долларов, чтобы эту сумму не фиксировать в казначействе, А.Атамбаев высказался еще жестче: «95 человек погибло для того, чтобы была прозрачная страна, чтобы люди знали, куда идет каждая копейка, а не так, чтобы сегодня $1 млн. распилили, завтра - $10 млн. Сариев говорит: «Чтобы передать эту сумму, надо провести через казначейство, тогда сумма зафиксируется, а это нежелательно».

Почему нежелательно? Это поясняет  Бекназаров: «Ладно, проведите с минусом, а на минус выпишем постановление, что получено от того-то. Ведь мы в прошлый раз делали так». Получается, не в первый раз, может, это десятый раз, потому что минфин - частная лавочка Сариева, я об этом уже сказал на заседании временного правительства.»

«Слушайте, мы для чего убирали Бакиева? Мы что, опять возвращаемся к бандитской стране, где можно спокойно распиливать один миллион долларов? А в прошлый раз сколько они распилили, может быть, десять?» - восклицает А. Атамбаев и добавляет, что «по этим двум фактам должно быть возбуждено уголовное дело».

К сожалению, уважаемому  Алмазбеку Атамбаеву не может прийти в голову, что записи телефонных разговоров, которые попали в Интернет, могли быть фальсифицированы криминалом, чтобы опорочить честных людей. В соответствии с законом, прослушивание телефонных разговоров должно санкционироваться законом. Но на это, к сожалению, не обращают внимание. Главное, как всегда, на первое место выходят «национальные интересы государства».

Но на этом информационная битва в Кыргызстане не закончилась. В Интернете  появились расшифрованные переговоры не только сына экс-президента Максима Бакиева со старшим братом Курманбека Бакиева Джанышем, раскрывающие суть организованного заговора реваншистов на юге страны, но и не менее интересные переговоры самих членов временного правительства, из которых следовало, что “команда победителей” делит власть и деньги в стране.

Люди с голосами, похожими на голоса заместителей Алмазбека Атамбаева Розы Отунбаевой, Азимбека Бекназарова и Темира Сариева, обсуждают по телефону должности и распределение одного миллиона долларов. Причем все участники прослушки так или иначе признали подлинность этих телефонных разговоров. Более того, возможно, что именно прослушивание и запись телефонных разговоров руководства Кыргызстана, а потом несанкционированный выброс их в Интеренет и привели к острейшему политическому кризису в стране, в результате которого был свергнут Президент страны.

Так 14 мая РИА «Новости» сообщило, что "Генпрокуратурой возбуждено уголовное дело по статье 133 УК Киргизии - организация массовых беспорядков. В рамках расследования данного уголовного дела задержан экс-руководитель администрации президента Киргизии Усен Сыдыков, в настоящий момент проходит допрос Исхака Масалиева (лидер коммунистов)". 

Генпрокурор подчеркнул, что сегодняшние события на юге республики, в частности, в Джалал-Абаде, - это "продолжение вчерашних планов, которые были озвучены контрреволюционерами во время телефонных переговоров».  Он пояснил, что в рамках расследования данных уголовных дел была установлена прослушка телефонов ближайших соратников Бакиева, во время которой удалось выяснить их планы по дестабилизации ситуации в стране. Генпрокурор сообщил, что в настоящий момент данные уголовные дела расследуются специально созданной группой из числа сотрудников госслужбы нацбезопасности, МВД и генпрокуратуры Кыргызстана.

Напомним, что 6 апреля в Кыргызстане начались массовые волнения, охватившие на следующий день почти всю страну. Жертвами столкновений сторонников оппозиции с силами правопорядка стали более 80 человек, более 1500 получили ранения. Президент Курманбек Бакиев, пришедший к власти после "тюльпановой революции" 2005 года, покинул Бишкек, а оппозиция сформировала временное правительство. Новая власть страны выдала ордера на арест родственников Бакиева, занимавших высокие посты в государстве.

Эти  заявления еще раз  подтверждают, что одной из главных  причин политического кризиса в Кыргызстане и последующих беспорядков было размещение в Интернете Кыргызстана различного рода компромата, причем как на противников свергнутого Президента Кыргызстана, так и на его сторонников.

Фактически Кыргызстан погружается  в информационный беспредел компромата, который не только разрушает единство народа, но и может привести к разделу страны на южную и северную часть. Почти, как в СССР.  Но, в отличие от Кыргызстана, Советский Союз имел намного большую территорию, поэтому и распался не на две части, как это возможно случится в Кыргызстане, а намного больше.   
Чтобы более четко  объяснить  обстоятельства  информационной войны в Кыргызстане, следует  проанализировать драматические события, произошедшие  там почти десять лет назад.

Вероятно, они и явились тем катализатором, который в конечном итоге привел к информационной войне в Киргизии, которую мы наблюдаем в настоящее время. Этот инцидент всколыхнул Киргизию и все мировое сообщество. Он был связан с захватом террористами  четырех японских геологов и их переводчика в августе 1999 г в Баткенском районе Киргизии. Немного позже был захвачен  генерал-майор А. Шанкеев и один солдат - срочник.  Причем захват Александра Шанкеева,  генерал-майора, командующего бригадой внутренних войск МВД республики, был связан с тем, что террористы заманили его в нужное для них место с помощью ложного вызова по радиостанции, подделав с помощью электронного устройства голос  его сослуживца, а затем захватили в качестве заложника. 

Сразу же в район этих событий выдвинулись подразделения ВВ и МВД республики, однако без оружия и боеприпасов, так как материально-техническое снабжение запаздывало. О системах связи я уже и не говорю: они полностью отсутствовали. Вероятно, такая «боеготовность» киргизских вооруженных объясняется тем, что незадолго до вторжения  террористов Кыргызстан подписал договор с Россией о передаче границ в полное ведомство республики. 

Передать-то границу передали. Российские пограничники покинули границу, а киргизские власти вовремя не направили туда своих пограничников. Несмотря на очень громкие заявления о суверенитете и самостоятельности министерства обороны и национальной безопасности Кыргызстана оказались не готовыми принять на себя все заботы по охране границ собственного государства.

Вот этим и воспользовались боевики, взявшие в заложники четырех японских специалистов и генерала МВД. Однако этими действиями бандформирования не ограничились. Вооруженные боевики появились в соседнем Чон-Алайском районе Ошской области, где они тоже захватили заложников, а в одном из сел подняли над сельской управой зеленый исламский флаг. 

Тем временем обстановка в Кыргызстане накалялась. 25 августа радио Би-Би-Си сообщило, что по решению командующего узбекскими боевиками в Таджикистане Тахира Юлдаша "священная война" (джихад) объявлена всем, кто предал исламскую религию. Тем самым автоматически бандиты отнесли в разряд "предателей"  всех жителей юга Кыргызстана, которые пытались препятствовать свободному перемещению "воинов ислама" по территории Кыргызстана.  В результате на юге страны началась паника, и тысячи людей устремились в центр, спасаясь от боевиков.

Многие военные считают, что положение на южной границе Кыргызстана было почти катастрофическим. Дело в том, что боевики хотели поставить под свой контроль путь, по которому шел огромный оборот нелегальных наркотиков из Афганистана и Пакистана, достигавший по сведениям МНБ (Министерство Национальной Безопасности) Кыргызстана  130 миллиардов долларов в год.  Конечно, уход русских пограничников с границ Кыргызстана и спровоцировал это выступление боевиков. Они рассчитывали, и не без основания, что власти Кыргызстана  не смогут оказать им эффективное противодействие. 

И во многом они были правы. Численность вооруженной  группы боевиков достигала  двух тысяч человек. В специализированных  лагерях в Афганистане они прошли прекрасную подготовку в области проведения диверсионной деятельности, в том числе в горной местности. 

Организация «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ) координировала деятельность боевиков. В неё входили непримиримые исламские фундаменталисты различного этнического происхождения, которые стремились создать в Ферганской долине единую исламскую державу из частей трех государств Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Планировалось, что эта страна будет получать основной доход от незаконной транспортировки наркотиков из Афганистана в Европу, Россию  и другие страны. Эти басмачи XXI века оправдывали незаконную торговлю наркотиками на государственном уровне «философским» рассуждениями о необходимости развращения христианского мира и воцарения экстремистских течений ислама во всем мире.

Естественно, перспективность создания такого высокодоходного государства позволила  бандитам получать большую финансовую поддержку от  различных исламских экстремистских источников в разных странах. Благодаря этому бандформирования имели самое современное вооружение, в том числе электронные системы  пеленгации и прослушивания различных систем связи, стоящее на вооружении МО и МВД Кыргызстана. Противостояли же им, как сказал бывший министр национальной безопасности Кыргызстана, «пацаны, которых научили лишь ломать головой кирпичи да разбивать ребром ладони бутылки, а антитеррористические отряды совсем недавно были почему-то расформированы».

Неудивительно, что министр обороны Кыргызстана Мырзакан Субанов, который вначале возглавил борьбу с террористами, не мог со своими войсками даже определить местоположение нарушителей границы. Террористы умело перехватывали все его команды войскам, которые открыто транслировали радиостанции, и уходили от прямого столкновения. Более того, сумели заманить их в ловушку, где киргизские войска понесли потери. В конце концов, министр обороны Кыргызстана был вынужден уйти в отставку.

Однако 24-25 августа 1999 г.  на бишкекской встрече глав государств " Шанхайской пятерки" президент Аскар Акаев на предложение оказать помощь ответил: "Киргизия справится с бандитами своими силами".  Возможно, с одной стороны его позиция определялась тем, что он не полностью доверял своим партнерам по союзу, опасаясь, что они могут воспользоваться кризисной ситуацией в стране и поставить во главе государства своего ставленника.

В основном на встрече обсуждали общие вопросы обеспечения региональной безопасности и совместных усилий по борьбе с религиозным экстремизмом и сепаратизмом. Но конкретными делами эти дискуссии не закончились. Хотя  2 апреля 1999 г. в Москве  на очередном заседании глав государств СНГ были заключены Договоры о коллективной безопасности и  углублении экономической интеграции в рамках СНГ. 

С другой стороны, военная помощь Кыргызстану была крайне необходима. Однако Президент Кыргызстана  А. Акаев отлично понимал, что в связи с чеченской войной у России было не так много возможностей помочь Кыргызстану. В основном помощь сводилась к дружеской дипломатической поддержке. Неудивительно, что в те времена российская армия и МВД не имели достаточно средств для оказания помощи армии Кыргызстана. Например, у них самих не было денег, чтобы закупить достаточное количество шифровальной техники для обеспечения безопасности передачи информации по открытым линиям связи. Генерал Г.Н. Трошев с горечью об этом писал в своей книге «Моя война». Дефолт 1998 г. ударил в первую очередь по бюджету армии и МВД. И  до этого бюджет армии был ограничен, а после дефолта он был просто нищим.

Вспоминаю, что в те годы у МВД России не было денег даже на ремонт шифраторов, которые производила моя компания. Их использовали в войсках, воевавших в Чечне. Моя компания ремонтировала их бесплатно: главное, чтобы они работали, и боевики не могли прослушивать сообщения наших военных подразделений.

Первым, кто оказал действенную  помощь Кыргызстану, было правительство  Германии. Она отправила вооруженным силам Кыргызстана крупную партию медицинского оборудования. Эксплуатировать его можно было как в стационарных, так и полевых условиях. А также воинское обмундирование и криптографическое оборудование для МИД Кыргызстана. Общая стоимость помощи немецкого правительства составляла 150 тысяч дойчмарок.

Возникла интересная ситуация. Вроде был создан союз  «Шанхайская пятерка» и   подписано соглашение о военно-техническом сотрудничестве, а Германия первая пришла на помощь Кыргызстану, хотя и не состояла в этом союзе. Ситуация осложнялась тем, что Президент А. Акаев направил письмо Президенту России Б. Ельцину с просьбой оказать помощь в поставке криптографического оборудования для МО и МВД Кыргызстана. Оно было крайне необходимо для вооруженных сил этой страны, участвовавших в ликвидации террористов.

Нельзя было допустить повторение тех трагических событий, когда террористы полностью контролировали информацию всех правоохранительных органов и Министерства обороны Кыргызстана. Конечно, Президенту России Б. Ельцину было сложно просто отказать в этой просьбе. Тогда у членов «Шанхайская пятерка» мог возникнуть вопрос о целесообразности этой организации, если она не может оказывать помощь в критических ситуациях.

Давайте вернемся на несколько лет назад, чтобы объяснить, почему Президент Кыргызстана  написал такое письмо Б.Н. Ельцину.
В декабре 1996 г. в столице Индии Дели проходила крупнейшая ежегодная выставка, посвященная вопросам безопасности. Сотни фирм из десятков стран мира демонстрировали  свои последние научно-технические достижения в области производства средств безопасности, а также оказания профессиональных услуг в этой сфере. Их спектр был очень широк: от систем пожарной безопасности до современных систем лазерного контроля помещений. Моя компания тоже привезла на выставку новинки шифровальной техники, аналогов которых не было в мире.

Индия, несомненно, - удивительная страна. Древнейшая культура соединяется с современностью, что, естественно, формирует очень своеобразный подход индийцев к развитию своей страны. В настоящее время Индия занимает одно из ведущих мест в мире в области разработки программного обеспечения, одного из главных источников доходов индийского бюджета. Индия всемерно способствует развитию отечественной науки и производства, уделяя особое внимание высокоинтеллектуальным отраслям промышленности. 

В Индии существуют очень строгие ограничения на ввоз зарубежной электронной техники. Это тоже стимулирует индийских производителей. Стоимость индийской электронной техники намного ниже импортной. Поэтому ведущие фирмы мира, которые производят электронику, открывают в Индии совместные предприятия, способствуя тем самым не только развитию производства, но и созданию новых рабочих мест, повышению интеллектуального уровня индийских инженеров и рабочих.

Но порой в Индии это приводит к курьезным случаям. Вот что произошло во время визита в Индию нашей делегации. В аэропорту Дели нас встречал военный атташе российского посольства в Индии. При выходе из аэропорта весь багаж проходил обязательный таможенный досмотр. Он состоял из двух этапов. Если индийские таможенники обнаруживали какие-то запрещенные для ввоза в страну предметы (чаще всего это была электронная техника), они ставили на багаже мелом крест. Это означало, что багаж подлежит более тщательной таможенной проверке.

Естественно, в основном мы везли в Индию экспонаты для выставки, радиоэлектронное оборудование. Поэтому на многих  наших чемоданах  индийские таможенники поставили мелом большие белые кресты.

Военный атташе увидел это, пошел в туалет, намочил тряпку и стер их. Таким образом, мы спокойно прошли через следующий барьер таможенников. В принципе, это было не очень серьезное нарушение. Нашу электронную технику таможенники переписали бы и внесли в наши паспорта, чтобы при выезде проверить, что мы их вывозим. Эта процедура потребовала бы несколько часов, а все сотрудники фирмы после полета и оформления багажа уже достаточно устали. На следующий день много было работы по оформлению нашего стенда, что очень важно для престижа фирмы. Так что нам надо было сэкономить время на оформлении багажа.

Выставка проходила, как всегда очень бурно.  Множество посетителей выставки с огромным интересом ознакомилось с новинками шифровальной техники, которую наша компания демонстрировала на стенде. Самый большой интерес представлял наш «стелс» шифратор. Подобного изделия в мире еще не было. Также большой интерес вызывали произведенные совместно с южно-африканской фирмой разнообразные шифраторы, в том числе шифратор телефонных разговоров, факс шифратор, а также системы защиты связи для различных родов войск.  По своим тактико-техническим характеристикам они не уступали американским шифраторам, которые использовались на государственном уровне.

Для защиты информации коммерческих  структур мы демонстрировали криптографическую  электронную почту, нашу совместную разработку с южнокорейской компанией «Самсунг». Этой почтой очень заинтересовались сотрудники секретариата  Премьер-министра Индии.

Во время  выставки на нашем стенде побывало множество посетителей: от официальных государственных делегаций до представителей различных коммерческих фирм и организаций. Посетил стенд Премьер-министр Индии,  высшее руководство Министерства обороны Индии, а также сотрудники многочисленных индийских правоохранительных органов. Интересно было беседовать с представителями делегаций, в основном военных, из соседних с Индией стран. Их привлекало то, что изделия нашей компании были сертифицированы правительствами нескольких нейтральных стран, в том числе и европейских.

Подобных криптографических изделий на крупнейшей международной выставке в Индии не было. Уровень технических систем и изделий, которые демонстрировались на выставке, а также многочисленные конференции и встречи  показали, что страны Юго-Восточного региона уделяют большое внимание к проблеме безопасности.

У сотрудника моей компании Дмитрия T. был старый приятель М. Он исполнял обязанности посла Кыргызстана в Индии. Точно не помню, но, по-моему, он был Чрезвычайным и полномочным послом. Так вот, Дмитрий предложил с ним встретиться.  Один из вечеров у меня был свободный, и мы поехали вместе с Дмитрием на встречу с послом Кыргызстана.

Он оказался очень любезным человеком. Мы пересели в его машину с флагом Кыргызстана, и он решил показать на вечерний Дели. В Индии он был послом уже несколько лет и хорошо знал город. После ужина в чудесном китайском ресторане, в котором готовили экзотические блюда, мы  поехали в киргизское посольство обсудить некоторые вопросы. Оказалось, что оно размещалось в квартире, в которой жил посол М. со своей семьей. 

Для меня это было новостью: посольство страны - и размещается в обычной квартире, правда довольно большой. Всякое бывает в нашем мире, но такого я не ожидал. Вот к чему привел раздел СССР.  Я спросил у посла М., как же в таких условиях можно вести секретное делопроизводство и секретную переписку. К моему большому удивлению, он ответил мне, что он не ведет её, так как в этом нет необходимости, и у него нет даже секретной связи с МИД Кыргызстана!

Он объяснил, что у Кыргызстана нет секретов от правительства Индии, да и средств на шифровальную технику и её обслуживание тоже. Вот идеал демократии! Если бы все посольства всех стран пошли по пути киргизского посольства в Индии, то, вероятно, в мире не было бы конфликтов. Всем было бы заранее обо всем известно.
Но все же необходимость в шифровальной технике для ведения конфиденциальных переговоров была. Конечно, у посла Кыргызстана были важные вопросы, который он должен был предварительно обсуждать со своим руководством в МИД. Отсутствие шифровальной техники заставляло посла М. летать в Бишкек для консультаций, что было чрезвычайно неудобно и самое главное задерживало срочное решение важнейших вопросов.

Я пригласил посла Кыргызстана  на выставку, чтобы показать ему экспонаты моей компании. Он пришел и был удивлен высокой эффективностью нашего криптографического оборудования. Посол сказал, что сообщит о нем руководству МИД Кыргызстана. Мы также договорились, что, когда он будет в Москве, он зайдет в мой офис.

Через год мы встретились с ним  в Москве. Его назначили послом в другую страну. Он  встречался с Министром иностранных дел Кыргызстана и рассказывал  ему о шифровальной технике, которую выдел на выставке в Дели. Кроме того,  посол   встречался с некоторыми влиятельными лицами в правительстве Кыргызстана, и они тоже очень заинтересовались шифровальной техникой моей компании.

Посол предложил мне написать письмо Президенту Кыргызстана А. Акаеву, министру обороны Кыргызстана, министру внутренних дел Кыргызстана и министру иностранных дел Кыргызстана, в котором будет обоснована необходимость применения шифровальной техники в государственных организациях страны. Конечно, в письме всё не опишешь, не тот формат. Поэтому решили, что целесообразнее подготовить письмо и дать краткий анализ возможных угроз государственным информационным системам связи со стороны возможного противника. Необходимо было также обосновать использование шифровальной техники каждым ведомством, а особенно для защиты связи Президента Кыргызстана. 

Задача была непростая, но моя компания за несколько месяцев с ней успешно справилась, и я послал письма с анализом и обоснованием адресатам, указанным послом. Ответа не было больше года. И вот в августе 1999 г. мне позвонили из посольства Кыргызстана в Москве и попросили срочно подъехать и встретиться с послом Кыргызстана в Москве господином Т.

На следующий день я встретился с ним в посольстве Кыргызстана. На встрече присутствовал новый Министр обороны  Кыргызстана, срочно прилетевший в Москву для согласования оказания военной помощи Кыргызстану.  Посол сообщил мне, что Президент Кыргызстана  рассмотрел мое письмо, а главное анализ и обоснование, и  подтвердил, что сложная ситуация в Кыргызстане во многом совпадает с прогнозами, приведенными в аналитическом обзоре моей компании. Он сказал, что Президент Кыргызстан  А. Акаев написал письмо к Президенту России Б. Ельцину об оказании срочной помощи в поставке моего криптографического оборудования в Кыргызстан для армии и МВД. 

У меня сразу возник вопрос  об оплате, так как стоимость криптографического оборудования могла быть высокой. К тому же необходимо было согласовать поставку шифровальной техники в соответствии с российскими законами. Посол сказал, что Б. Ельцин уже дал указание своим советникам  оказать помощь Кыргызстану, и все вопросы должны быть быстро улажены.

Действительно, всё быстро «уладилось». Со мной встретились ответственные чиновники из аппарата Президента России и некоторых других государственных организаций. Все их разговоры свелись к тому, чтобы воздействовать на мои патриотические чувства и убедить в важности выполнения государственной задачи, которую поддержал Президент России. Потом я узнал, что Б. Ельцин пожелал, чтобы размер помощи Кыргызстану от правительства России был по масштабам не меньше помощи правительства Германии. Таким образом, речь шла о подарке правительству Кыргызстана шифровальной техники почти на $120.000.

Сумма для моей компании немалая. Чиновники обещали компенсировать мои затраты, связанные с поставкой криптографического оборудования в Кыргызстан, предоставляя моей компании новые перспективные и выгодные государственные заказы. Но, как всегда, обманули. Не в первый раз.

То же происходило и в начале 1990-х годов, когда придумали разорительную для производителей военной техники систему закупки вооружения. Тогда производитель должен был отгружать свою продукцию заказчикам, а денег взамен не получал. Вместо оплаты выдавали какие-то сертификаты, которые необходимо было предъявлять в определенные банки. Эти банки должны были выкупать эти сертификаты, тем самым компенсируя предприятиям понесенные затраты за поставленную военную технику. Но выплаты производились по определенному курсу, который каждый банк устанавливал самостоятельно, что иногда уменьшало сумму возвращенных денег. Иногда банки отказывались платить, и никто не мог их заставить их выплатить деньги.  В результате производители военной техники несли большие финансовые потери.

Пока шло согласование покупки криптографического оборудования, террористические банды, к счастью, ушли с территории Кыргызстана и вернули заложников, получив за это немалый выкуп: за четырех японских геологов было заплачено три миллиона долларов США, за генерала МВД – пятьдесят тысяч долларов США.

В октябре 1999 г.  сотрудники моей компании привезли часть криптографического оборудования в Кыргызстан. Другую часть оборудования, производившуюся за рубежом, прислали в Кыргызстан через Мальту.
Когда мы прилетели в Кыргызстан, нас встретил руководитель криптографического отдела Министерства Национальной Безопасности Кыргызстана товарищ Ф. и отвез нас в лучшую гостиницу Бишкека. Кстати, по сравнению с европейскими гостиницами она вряд ли тянула выше трех звезд.  Но и стоимость киргизского отеля была гораздо ниже, чем в Европе. 
За проживание в отеле наша компания тоже сама полностью платила. Это к слову о «гостеприимстве» хозяев, которым сделали дорогой подарок. Как нам позже рассказали, к немецкой делегации отношение было совсем другое. 

Меня сразу удивило то, что криптографическая техника, предназначенная МО, МВД и МИД Кыргызстана, была взята Министерством национальной безопасности Кыргызстана. Через день после беседы со мной одного из руководителей Министерства Национальной Безопасности  господином Т. А. ситуация прояснилась.

Дело заключалось в том, что руководство МНБ Кыргызстана не понимало, как они могут контролировать информацию, которая будет зашифрована моими криптографическими устройствами. Тем более, что она предназначена для войск и подразделений МО и МВД. Вот, оказывается, кого больше всех боялось руководство МНБ Кыргызстана: своих воинских подразделений, а не террористов, которые могли прослушивать  все государственные и военные коммуникации!

Вот почему, как заявил бывший министр  национальной безопасности Феликс Кулов, все антитеррористические отряды  незадолго до вторжения в Кыргызстан были странным образом  расформированы. Это проливает свет на внезапную отставку заместителя министра обороны генерал-лейтенанта Исмаила Исакова, который в разгар боевых действий с вторгнувшимися террористами  подал  рапорт с просьбой освободить его от  занимаемой должности.  При этом И. Исаков  в своем  донесении Президенту Кыргызстана  А. Акаеву, возможно,  подробно доложил о бездействии министра обороны страны. Оно было равносильно преступлению или  пособничеству террористам. 

Правда это или нет, мне было трудно понять. Политическая обстановка в стране была крайне напряженная. После визита в Кыргызстан у меня уже сложилось определенное впечатление, что вся эта заварушка с захватом заложников была спровоцирована кем-то из руководства правоохранительных органов страны. Уж больно быстро террористы исчезли, как только получили огромный выкуп за заложников.
 
Беседа с министром МНБ господином Т.А. растянулась на несколько часов. Как я понял, он  очень плохо разбирался в вопросах информационной безопасности армии, МВД да и своего ведомства. Я уже не говорю об обеспечении информационной безопасности Президента страны. Больше всего его интересовало, производит ли моя фирма различные устройства для подслушивания  или перехвата разговоров, которые ведутся по различным каналам связи, включая спутниковые.

Его очень волновало, что в Кыргызстане некоторые люди используют телефонную спутниковую связь, которую МНБ Кыргызстана не могло контролировать.  Это и понятно. Страна горная и не везде можно устанавливать мобильную связь или прокладывать обычные телефонные линии.  Поэтому многие государственные и коммерческие организации используют  спутниковые телефоны.

В конце встречи господин Т.А. сообщил, что Президент Кыргызстана хочет встретиться со мной в ближайшее время и обсудить оснащение криптографическим оборудованием систем связи Президента.
После этой беседы с господином Т.А. у меня создалось впечатление, что ни наше криптографическое оборудование, ни наше присутствие в Кыргызстане никому не нужно. Моя команда и привезенное нами криптографическое оборудование явно мешали кому-то осуществлять их далеко идущие планы и задачи.

Это стало ясно на следующий день. Высокопоставленный сотрудник МНБ пригласил меня вечером в ресторан на встречу с влиятельными, как он сказал, коммерсантами, которые хотят обсудить со мной возможность закупки оборудования нашей компании.  Скажу откровенно, я был удивлен.

Страна просит помощи у других стран, а коммерсанты свободно могут позволить себе тратить большие деньги за закупку любой, даже дорогостоящей техники. Почему бы тогда Президенту Кыргызстана не использовать патриотические чувства местной аристократии и не попросить у них закупить на их деньги необходимое для МО и МВД оборудование?
«Может быть, на предстоящей встрече  с Президентом Кыргызстана и пойдет об этом речь?» – подумал я.

Вечером к гостинице, в которой я жил, подъехал новый «Мерседес» шестисотой модели. В нем сидел высокопоставленный сотрудник МНБ. Минут через пятьдесят мы подъехали к ресторану, около которого было припарковано много дорогих автомобилей. И это в стране, где начальник отдела МНБ получал около 50 долларов в месяц, если перевести местную валюту в доллары!

Ресторан был действительно шикарный. В отдельном зале нас ожидали шесть мужчин, одетых в современные дорогие костюмы. Золотые массивные часы на их руках, вероятно, были для них символом их большого достатка.

Начало разговора было достаточно туманным. Я, как всегда, представился и передал присутствующим мои визитки. В ответ я не получил ни одной! Они только назвали свои имена. Я понял, что, так как меня привел к ним на встречу высокопоставленный сотрудник МНБ, следует считать, что это очень важные персоны. Почему они держали в тайне свои фамилии, я понял позднее.

После короткого разговора о моей компании и её продукции начали говорить о моем визите к Президенту А. Акаеву. Я был удивлен, почему в ресторане надо было обсуждать подобные дела, да еще в присутствии сотрудников МНБ. Потом я понял, что многие вопросы в Кыргызстане решаются на семейном уровне. Там он называется «клановым». Если ты относишься к семье Президента страны или являешься его дальним родственником, можно считать, что принадлежишь к привилегированному обществу.

Это мне напомнило королевство Саудовской Аравии, где всем приближенным  к королевской семье гарантирован карьерный  рост и богатство. Недаром говорят, что часто названия руководителей государств изменяются (Царь, Император, Генеральный секретарь, Президент), а политический строй в стране от этого мало меняется. Как было автократическое правление, так оно и остается, только появляются ничего не значащие для страны институты «демократических» выборов. 

Я понял, что главной целью нашей беседы было обсуждение моего предстоящего визита к Президенту А. Акаеву и возможности установить криптографическое оборудование моей компании для защиты президентской связи. Они даже пригласили двух инженеров, которые, видимо, обслуживали аппаратуру прослушивания и перехвата систем мобильной и радио связи.

Технических специалистов интересовало, можно ли с помощью их аппаратуры прослушивать разговоры, зашифрованные моими криптографическими средствами. В ходе этой своеобразной технической беседы я понял, что эти «коммерсанты» имеют самые современные системы перехвата и прослушивания стоимостью не менее десяти миллионов долларов США.

Ничего себе, подпольная система прослушки! Вероятно, по техническим характеристикам она лучше, чем государственная.
Впрочем,  стоит ли этому удивляться? В России в 1990-х годах было примерно такое же положение. Олигархи на свои деньги покупали у европейских производителей системы прослушивания мобильных телефонов, а затем поставляли в различные российские спецслужбы. Нельзя исключить, что некоторые сотрудники правоохранительных органов в «благодарность» за такой подарок делились с «добрыми» коммерсантами информацией, полученной с помощью этих специальных средств, которая была им нужна для осуществления шантажа.

В результате в стране разразилась невероятная по своей ожесточенности война компроматов, и с высочайших государственных должностей уволили, казалось бы,  непотопляемых политиков. В подобной ситуации оказался и руководитель  охраны Президента  А.В. Коржаков, который был настолько дружен с Б. Ельциным, что тот никогда не садился без него обедать. Однако ловко сфабрикованная фальшивка якобы прослушанного телефонного разговора Коржакова привела к почти мгновенной его отставке несмотря на многолетнюю дружбу.

Кстати, как позже выяснилось, поставляемые в Россию специальные системы прослушивания телефонных разговоров позволяли западным спецслужбам прослушивать все контролируемые телефонные разговоры! Вот что происходит, когда в стране нет своего производства высокоинтеллектуальной техники: такая  страна может полностью оказаться под информационным контролем индустриальных держав. Все это очень напоминало мне и киргизские события, в том числе и внезапные отставки высокопоставленных руководителей силовых ведомств.   

Когда приглашенные технические специалисты убедились, что с помощью их оборудования они не только не смогут расшифровать информацию, зашифрованную моими криптографическими средствами, но иногда даже не смогут перехватывать её, они удались. Вместе с ними вышли «коммерсанты» и сотрудник МНБ.  Они отсутствовали примерно полчаса. За это время я успел хорошо поесть. Ничего не скажешь, еда была замечательная, и вина хорошие известных французских и итальянских марок. Чувствуется, что люди стремятся приобщиться к европейским традициям.

 «Коммерсанты» вернулись. По их лицам было видно, что они приняли какое-то решение, которое, видимо, нелегко далось им в серьезных спорах.  Они предложили мне при встрече с Президентом Кыргызстана А. Акаевым отказаться от его возможного предложения создать для него информационную систему, обеспечивающую безопасность его президентской связи.
Я понял из их разговоров, что их почему-то волновала личная информация Президента. Вероятно, служебную они могли как-то  эффективно контролировать. Они готовы были заплатить вдвойне за криптографическое оборудование, которое я  привез в Кыргызстан, в качестве платы за мой отказ от предложения Президента.

Криптография и так достаточно загадочная и таинственная наука, а теперь она давала возможность и зарабатывать, ничего не производя. Но все знают про сыр в мышеловке, поэтому лучше в такие дела не ввязываться. Чужая страна, чужие нравы.

Я категорически отказался от такого «лестного» предложения, объяснив, что занимаюсь наукой и производством, а политические дела меня не интересуют. Если глава государства посчитает нужным закупить мое оборудование, я продам его Президент Кыргызстана.

Мой ответ вызвал явное раздражение у присутствующих, и разговор перешел в сторону откровенных угроз в мою сторону. Внес свою лепту и высокопоставленный сотрудник МНБ, который сказал, что в России он имеет своих людей в структурах, которые могут запретить поставлять криптографическое оборудование за рубеж.
Это уже был весомый аргумент, так как всем известна продажность некоторых государственных чиновников. Спорить мне не хотелось. Я сказал, что контракты с их нищими государственными организациями меня не очень интересуют, так как я выполняю намного более выгодные контракты с правительствами некоторых крупнейших мусульманских стран. Я встречаюсь там без всяких посредников с первыми лицами страны, которые хотят обеспечить для своей страны реальную, а не мифическую информационную безопасность.

В этих странах контроль информации руководителя государства может строго караться законом. Мои собеседники были крайне удивлены, что я работаю с крупнейшими мусульманскими странами.  Вероятно, для них эти страны были идеалом, к которому они так своеобразно стремились.

Ситуация сложилась очень «деликатная». Присутствие высокопоставленного чиновника  из  МНБ придавало разговору официальный оттенок, но место встречи подчеркивало, что это частный разговор, и сотрудник МНБ мог выступать тоже как частное лицо.  Естественно, тема разговора могла быть представлена в некотором смысле как действие, направленное, мягко говоря,  против Президента страны, какими бы благими намерениями оно ни обосновывалось.
Чтобы расставить все точки над «i», я заявил, что считаю разговор законченным, и мне нужно ехать в отель отдыхать, так как предстоял сложный день. Я планировал прочитать  несколько лекций о работе нашей криптографической техники. 

По лицу высокопоставленного сотрудника МНБ было видно, что он не ожидал такого поворота дел и был абсолютно уверен, что я соглашусь на очень выгодное для меня предложение. Может быть, он опасался, что я передам этот разговор кому-то из руководства МНБ? Хотя это было почти полностью исключено. В здании МНБ,  где мы читали лекции о нашей криптографической аппаратуре, мы были под постоянным наблюдением. Даже в туалет ходили в сопровождении сотрудника МНБ. Как же в такой обстановке пройти куда-то? Вероятно, на это мои собеседники и рассчитывали.

На том же «Мерседесе» меня доставили обратно в отель. Прошло несколько дней. Мы читали лекции сотрудникам МНБ в их здании. Обычно заканчивались они вечером, так у слушателей было много вопросов. К тому же приехали представители Министерства иностранных дел Кыргызстана, которые забрали часть нашей аппаратуры для себя. Как я потом узнал, они установили её на линиях связи МИД с их посольствами, в том числе с посольством Кыргызстана в Москве.

Представители МО и МВД Кыргызстана так и не появлялись. Я понял, что технику им так и не передали.

Наша поездка близилась к концу, но встреча с Президентом А. Акаевым не состоялась. Возможно, он был очень занят государственными делами, а может быть «коммерсанты», которые беседовали со мной в ресторане, сделали все, чтобы встреча не состоялась. Видимо им было очень важно иметь возможность контролировать всю информацию Президента страны и быстро реагировать на любые изменения  в его политических решениях, чтобы предпринимать выгодные для них действия. 

Невольно задумываешься, что произойдет со страной, если криминал объединится со спецслужбами, чтобы захватить верховную власть в стране. Я думаю, в первую очередь такой конгломерат будет стремиться установить тотальный контроль над информацией важнейших лиц государства, в том числе и Президента страны. Более того, при таком всеобъемлющем контроле Президент страны попадает в полную зависимость от этого преступного конгломерата, так как он не сможет определить, где реальная, а где фальсифицированная информация.

Вот что страшно. А криминал, имея на вооружении современные системы перехвата и прослушивания систем связи,  при поддержке преступных элементов, «работающих» в правоохранительных органах, может создать компромат на любое лицо в государстве независимо от занимаемой должности.

Я вспоминаю беседы в Кыргызстане с некоторыми моими давними друзьями, которые рассказывали мне, как сажали в тюрьмы людей или разоряли конкурентов с помощью прослушки. Фальсифицировали несколько слов в речи неугодных людей, а потом отдавали записанные разговоры на техническую экспертизу, которая выдавала заранее заказанные результаты, так как состояла в единой преступной цепочке правящего клана.  И на этом строились обвинительные решения судов, которые заканчивались конфискацией имущества или тюремным заключением невинно осужденных людей.

Конечно, мы, встречались с сотрудниками МНБ не в здании министерства. Они много рассказали нам о беспределе в недрах службы МНБ, и особенно о прослушивания телефонных разговоров. Складывалось впечатление, что Президент Кыргызстана был заложником информационного беспредела в стране. Вероятно, уже никто не узнает, какую ему предоставляли информацию, и насколько она была правдивой или ложной.
Как я узнал после нашего отъезда, все сотрудники МНБ, которые с нами общались и проходили обучение, были уволены. В первую очередь уволили сотрудников русской национальности. 

Через месяц после моего возвращения в Москву Посол Кыргызстана торжественно вручил мне благодарственное письмо от руководства республики Кыргызстан за оказанную помощь.  Когда я спросил у посла, дошли ли мои криптографические устройства до МО и МВД, он дипломатично ответил, что не знает, но принято решение на некоторых линиях связи МИД использовать криптографическую аппаратуру моей компании, а не немецкую.

Я был удивлен. Возможно, кто-то из руководства Кыргызстана получил положительный отзыв от правительств соседних стран, которые используют мою технику.

Следует отметить, что  внимательно анализируя приведенное выше заявление Алмазбека Атамбаева о том, что телефоны прослушивают спецслужбы, показывает, что он совершенно не понимает внутреннюю политическую обстановку в Кыргызстане.  Политическим лидерам Кыргызстана надо давно понять, что с помощью  современных систем прослушивания и перехвата практически любых линий связи, которые имеются на вооружении у криминала в Кыргызстане, они уже много лет ловко манипулируют не только общественным сознанием страны, но и во многом предопределяют важнейшие решения высшего руководства Кыргызстана. 

Надо отметить, что с развитием электроники системы прослушивания становятся все дешевле, а значит и доступнее для криминала. Необходимо срочно прекратить официальное рассмотрение любой информации в СМИ и Интернете, связанной с нелегальным получением информации от прослушивания телефонных разговоров, и признавать эту информацию фальшивой и направленной на обострение политической обстановке в стране.
Правительство, имеющее  надежную систему защиты своей информации, в том числе  персональной,  не опасается никакой прослушки. А правительство, которое занимается прослушиванием своих граждан и пренебрегает системой защиты информации правоохранительных органов, в первую очередь попадает в полную информационную зависимость от криминала. Он будет навязывать этому правительству выгодные преступникам политические и экономические решения в стране. 

Президент Белоруссии Лукашенко сделал заявление, похожее на заявление Алмазбека Атамбаева.  Информационное агентство УНИАН сообщило 20 апреля 2010 г. в статье «Лукашенко предупредил Бакиева, что российские спецслужбы их прослушивают», что «Президент Беларуси Александр ЛУКАШЕНКО заявляет,  что российские спецслужбы прослушивали все его телефонные разговоры с Президентом Кыргызстана Курманбеком БАКИЕВЫМ, а потом использовали эту информацию для ведения информационной войны в российских СМИ».

Это заявление он сделал в белорусском парламенте,  отвечая на вопросы депутатов после оглашения послания к белорусскому народу. В частности А.ЛУКАШЕНКО заявил:
"Мы говорили по открытой связи, там нет закрытой связи. Я точно знаю, что, видимо, прослушали и прошел выброс через российские СМИ, что БАКИЕВ вылетел из Казахстана в субботу или в воскресенье к нам. Я уже не говорю, что некоторые уже звонили и говорили: "Когда вы заберете БАКИЕВА?". Я понял эту закулисную возню.».

Сразу возникает вопросы к А. Лукашенко: почему между Президентами стран СНГ нет закрытой связи, в том числе мобильной, для решения важных оперативных вопросов?  Вам, господин А. Лукашенко, нечего скрывать от народа или от криминала?

Невольно вспоминаю  разговоры с многочисленными представителями Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, которые приезжали в мою компанию и знакомились с криптографическими изделиями, которые мы производим.

Аналогичная ситуация с Киргизией. Президент Республики Беларусь уделяет очень слабое внимание защите информации своих правоохранительных органов. Таким образом, они становятся практически незащищенными от агрессивных действий превосходно технически вооруженного криминала. Как говорится, на дворе XXI век – век информационный, а мышление некоторый руководителей государств осталось на уровне в лучшем случае середины XX века, когда главной заботой было оснащение правоохранительных органов только стрелковым оружием и средствами физической защиты.

В настоящее время для ведения эффективной  борьбы с криминалом на первое место выходит информационная защита сотрудников правоохранительных органов, в том числе и защита их личной информации. Видимо,  некоторым руководителям государств не известно, что именно из анализа открытой информации в прессе и  Интернете можно получить порой самые секретные сведения.

Аналитики ЦРУ утверждают, что до 90% всей секретной информации они получают из анализа открытой, так называемой «белой», информации. Средства на получение такой информации не жалеют. Недаром бюджет крупнейшей разведслужбы США, Агентства Национальной Безопасности США (АНБ), вероятно, превосходит бюджеты всех спецслужб США вместе взятых. Но какой бы ценной ни была «белая информация», она не может сравниться с «черной», поступающей из нелегальных источников, особенно во время войны правоохранительных органов с криминалом и террористами. Здесь на первый план выходит не объем, а качество получаемой информации. 

Следует учитывать, что криминал тоже использует все современные технические средства для получения «черной» информации о сотрудниках правоохранительных органов, которые с ними борются, чтобы впоследствии использовать её для шантажа, а возможно и для вербовки с помощью методов обольщения или шантажа. Правда, в Библии чаще используется слово «искушение». И это неспроста. Всем известно, что порой властные руководители находятся под «пятой» своих «железных» жен или обольстительных  подруг.   

Слабый пол любит общаться по телефону. Выявляя их слабости и недостатки с помощью анализа их телефонных переговоров, криминал может найти способы подчинить таких «железных» леди, а через них и их мужей или поклонников.

Метод обольщения с давних пор являлся одним из ключевых методов в разведке. На чем же он основан? Несомненно,  на всестороннем знании и анализе психофизического состояния человека и его отношений с близкими и друзьями. О них можно узнать не только с помощью прослушивания мобильных телефонов сотрудников правоохранительных органов,  но и из разговоров, которые они ведут около своих мобильных телефонов, почти всегда находящихся рядом с ними.

Конечно, это вызвано служебной необходимостью, так как сотрудника правоохранительных органов в любой момент могут вызвать на работу. Таким образом,  криминал, используя свои технические возможности, сравнительно быстро может получить исчерпывающую информацию о личной жизни сотрудника правоохранительных органов почти любого уровня, интересующего преступников.

Естественно, это позволяет им максимально использовать методы обольщения для склонения нужного им сотрудника правоохранительных органов на сотрудничество или, в случае отказа от сотрудничества, создавать очень правдоподобный компромат, чтобы компрометировать и шантажировать честного сотрудника. Таким образом, криминал может провоцировать его увольнение и назначение на его место людей, попавших под их влияние.

Спрашивается, а почему же правительства, прекрасно осведомленные о подобных возможностях криминала, не разрабатывают надежные системы информационной защиты для своих правоохранительных органов, в том числе и защиты их персональной информации?  Ответ достаточно банальный, но он, к сожалению, полностью отражает современную реальность.

С технической и финансовой точки зрения создание и оснащение сотрудников правоохранительных органов средствами защиты персональной информации - не такая уж сложная и невыполнимая задача.  Например,  по сведениям, которые сообщил в интервью белорусской негосударственной газете "День" (04.04.2007 г.) бывший управляющий делами президента Иван Титенков, Александр Лукашенко  в последнее  время выделил около 20 миллионов долларов США на закупку аппаратуры для прослушивания телефонных разговоров. Этой суммы хватило бы для оснащения средствами персональной информационной безопасности всех сотрудников правоохранительных органов Республики Беларусь.  Кстати, и самого Президента Республики Беларусь А. Лукашенко. Но это не было сделано. Так что деньги есть, а вот желания нет.

Это объясняется в первую очередь некомпетентностью в этих вопросах некоторых руководителей  государств и их жадностью. Порой на создание всяких сомнительных фильмов или общественных  мероприятий, для создания мифического образа единства своего народа такие правители затрачивают намного больше, чем на обеспечение персональной информационной защиты сотрудников своих правоохранительных органов.

Всем известна простая многовековая истина: на войне, прежде чем наступать, необходимо тщательнейшим образом подготовить свою оборону. Иначе,  какими бы ни были совершенными средства нападения, результат такой войны будет предрешен:  полное поражение.

К сожалению, после того, как их разговоры попадают в прессу, многие лидеры различных государств открыто заявляют, что их, якобы, прослушивают зарубежные спецслужбы. Например, подобное заявление сделал Президент Венесуэлы Уго Чавес о своей телефонной беседе с Фиделем Кастро. Он прямо обвинил в прослушивании разговоров  американские спецслужбы.   

Почему же руководители некоторых государств делают в открытой прессе такие громкие заявления о деятельности спецслужб?  Оказывается, ларчик просто открывается. Если руководитель страны скажет, что его телефонные разговоры прослушал криминал, а вернее всего какой-нибудь лихой пиар журналист, как было в деле с прослушиванием телефонных переговоров принца Чарльза, то это будет выглядеть очень несолидно.

Как же главу государства мог прослушать какой-то журналист? Народ может усомниться в компетентности руководителя государства, и не без основания. Поэтому и выдумывают различные версии в оправдание. К сожалению, если руководитель государства в первую очередь тратит государственные деньги не на обеспечение собственной информационной защиты и своих правоохранительных органов, а на прослушивание своих мнимых и реальных противников, то очень вероятно, что в конце концов он попадет в хищные лапы преступников или террористов.

В заключение я хочу привести несколько высказываний бывшего Президента России В.В. Путина. 

Первое прозвучало в его ответах на вопросы россиян в прямом эфире. Вот, что сообщило об этом  информационное агентство ИНТЕРФАКС 25 октября 2006 г.:
- У меня мобильных телефонов много, и ни один из них не работает, и я никогда ими не пользуюсь.

Также  В.В. Путин сообщил, что есть несколько причин, почему он не пользуется средствами мобильной связи:
«Потому что у меня: а) времени нет; б) пока у меня есть другие возможности средств коммуникаций, я их использую.

Вероятнее всего, под «другими возможностями» средств коммуникаций В.В. Путин понимал защищенные системы связи.

Второе высказывание прозвучало, можно сказать, в эпохальном интервью В.В. Путина американскому журналу «Тайм» 12 декабря 2007 года в связи с объявлением его «Человеком года». Не сомневаюсь, что В.В. Путин знал, что каждая его фраза, а возможно и слово, будет самым тщательным образом анализироваться и изучаться его потомками, так же как интервью, данные этому журналу такими известными людьми как, например, Франклин Рузвельт, Гари Трумэн и Уинстон Черчилль. Поэтому вряд ли он стал бы в таком интервью упоминать неважные факты.

Процитирую вопрос корреспондента американского журнала «Тайм» и ответ В.В. Путина:

ВОПРОС: Спасибо Вам. Вы сказали о том, что большое количество телефонов в кабинете у начальника — это старый образ. Насколько технологичны сейчас Вы сами: пользуетесь ли Вы электронной почтой или «блэкбери», есть ли у Вас, например, свой блог и так далее?

В. ПУТИН: Мне очень-очень стыдно, но я ничем этим не пользуюсь. Я даже телефоном не пользуюсь: у меня всё делают сотрудники моего аппарата. Но они делают это блестяще, я им очень завидую.

Вероятно,  В. Путин хотел сказать, что Президенту страны запрещено использовать обычный телефон. Это чрезвычайно опасно из-за возможности не только его контроля, но и специального искажения и подделки его голоса и речи. 

Недаром Барак Обама при вступлении на пост Президента США по соображениям секретности и безопасности перестал пользоваться обычными мобильными телефонами.

Ценность информации Президента страны неизмерима по своей важности. Эту истину и не понимает ни руководство Кыргызстана, ни руководство Республики Беларусь и Венесуэлы, ни многие руководители европейских государств.

За последние пять лет мобильные телефоны около тридцати руководителей европейских государств были прослушаны, что привело не только к острейшим политическим, но и экономическим кризисам. Наглядный пример тому - разразившийся небывалый экономический кризис в  Греции. Его последствия могут поставить под угрозу существование всего европейского сообщества. Вероятнее всего истоки этого кризиса лежали в массированном прослушивании мобильных телефонов, а возможно, и других средств связи, в том числе электронной почты, не только Президента страны и членов правительства, но и мобильных телефонов нескольких десятков тысяч коммерсантов Греции.

Чрезвычайно важно понимать, что, криминал и террористы, используя технические средства прослушивания и перехвата различных видов связи, могут воздействовать на политику и экономику стран и инициировать политические и экономические кризисы.
Победу над ними одержат те правительства, которые надежно защитят не только служебную, но и персональную информацию сотрудников правоохранительных органов. Первым это осознало правительство Германии, начав массовое, а не эксклюзивное, как часто бывает, оснащение защищенными мобильными телефонами сотрудников своих правоохранительных органов. 

Всем известна фраза Натана Ротшильда, одного из самых могущественных людей в мире, который мог управлять королями и императорами: «Кто владеет информацией, тот управляет миром».

Хотя  несколько и лукавил уважаемый Король финансов и, естественно, не хотел давать ключ к такому могуществу, благодаря которому, кстати,  он обогатился буквально за несколько дней, преднамеренно исказив информацию о результате знаменитой битве Битвы при Ватерлоо.

Эта фраза должна звучать несколько иначе: «Кто владеет истинной информацией и может  искажать её так, что все считают её подлинной, тот управляет миром».


Стремительное развитие информационных технологий в XXI веке и их проникновение практически во все сферы деятельности человека, в том числе и в частную жизнь, привело к концентрации колоссальных объемов информации, физически хранящейся в различных ведомствах и организациях.  Хотя юридически она может принадлежать различным государственным, коммерческим организациям или частным лицам, однако, правоохранительные органы всегда могут получить практически неограниченный  доступ к ней.

Вот кто действительно владеет всей информацией о жизни общества. И это правильно. В ином случае правоохранительные органы не могли бы эффективно защищать общество от преступников и террористов.

Известно, что эволюция жизни основана на эволюции систем защиты. Исчезли древние мамонты и птеродактили, потому что они не смогли защитить себя и приспособиться к изменившемуся климату. А какая же главная угроза человечеству в современном информационном мире?  Конечно, информационные войны.  Они ведутся повсеместно: на межгосударственном уровне, внутри государства, между транснациональными корпорациями и обычными людьми за получение более доходного места.  Поэтому, чтобы выжить в этой глобальной информационной войне, нужно иметь свой информационный панцирь для защиты. Как это знакомо! Вероятно, мало кто рискнет войти в Интернет, не поставив предварительно на свой компьютер надежную антивирусную защиту.

Но суть информационной войны более сложная. Она заключается в том, что враг целенаправленно заставляет противника снимать свою информационную защиту.  В результате любой, снявший информационную защиту, почти мгновенно оказывается побежденным. 

Наглядный пример тому - разрушение СССР, который был оснащен самым современным вооружением: ядерным, водородным, космическим, химическим, бактериологическим и многим другим.  Разве все это грозное оружие помогло предотвратить разрушение СССР? Нет. А дело заключалось в том, что основная информация о деятельности СССР концентрировалась в ЦК КПСС и КГБ СССР.

Во время путча в августе 1991 г. Председатель КГБ СССР В. Крючков решил поставить под абсолютный контролировать не только своих соратников, но и все правоохранительные органы и армию. Для этого ему, естественно, пришлось снять с них информационную защиту.   Печальный результат всем известен.
 
В заключение можно предположить, что в современном мире, в котором постоянно происходят различные по форме и содержанию информационные войны, выживет страна с самой надежной информационной системой защиты общества, в первую очередь её правоохранительных органов и персональной информации каждого их сотрудника без исключения.