Зеркало

Марина Аркатова
        Этой проклятой богом, разбитой дороге не будет конца. Мне смертельно надоело таращиться в окно автобуса, катившего куда-то, где меня ждала неизвестность.
Собственно, не неизвестность, а человек. Человек, очень мне близкий и дорогой, но вот ждёт ли он меня и нужна ли я ему? Этого я не знала, хотя и очень надеялась, что моё неожиданное появление не станет для него громом среди ясного неба и мы, наконец-то, разберёмся в наших окончательно запутанных отношениях.
               Все наши встречи были какими-то странными и нереальными. Почему-то когда он неожиданно появлялся с цветами и вином на пороге моей одинокой и до тошноты тихой, уютной квартиры, у меня, как назло накапливалась масса неотложных дел. Послать которые "к чёрту" мне не хватало мужества. И, сидя за поздним ужином с бокалом шампанского я, усталая и измотанная, сонно слушала его рассказы, мысленно ужасаясь - сколько всего я не успела сделать.
                Разумеется, я прекрасно понимала, что однажды ему надоест приезжать из своего чёткого и отлаженного, как часовой механизм -  мира другого города, в мой немного суматошный, расхлябанный мирок. В котором сломанный каблук туфли или выговор начальства равнялись по масштабу с мировой катастрофой, но ничего не могла с собой поделать. Его любовь и терпение заставляли меня изменить свою жизнь, а я никак не могла на это решиться.       По своему легкомыслию, я не предала значения печальному прощальному поцелую, когда он уезжал. И какой-то обречённости в движениях, но вот уже несколько месяцев он не звонил. А его телефон или был занят, или тупо требовал оставить сообщение.
              Я очень боялась потерять этого человека, но с каким-то маниакальным упрямством крутилась в своём никому не нужном водовороте дел и событий, по-детски пытаясь отложить серьёзное решение наших отношений на потом. На завтра...
              И вот теперь, мысленно проклиная своё сумасшествие и, где - то в душе восхищаясь, как это я решилась всё бросить, взяв сумку, набитую до отказа самыми необходимыми, как тогда казалось, вещами; купив билет на междугородный рейс автобуса, вот уже пять часов ехать неизвестно куда и зачем, рассматривая мир через пыльные ШТОРКИ видавшего виды "Икаруса". Но, когда прошел первый порыв восхищения от собственного мужества, я стала подсчитывать неприятности, которые обязательно обрушатся на меня при возвращении. Фантазия рисовала неизбежный выговор, перешептывание подруг и недоумение знакомых.
            От ужасов грядущей расплаты меня вернул в действительность тот факт, что автобус достаточно долго стоит на обочине, а измученные долгой ездой и жарой пассажиры потихоньку выходят из автобуса, чтобы размять ноги, и подышать свежим воздухом.
Вот только этого мне ещё и не хватало!
               Неловко переступая через полосатые набитые дорожные сумки, некстати растыканные в проходе, я пробралась к водителю, матерившему с завидным трудолюбием правительство и бестолковость ремонтных служб своего автопарка.
Мой робкий вопрос "Надолго ли мы застряли?" - казалось, разозлил его больше, чем поломка автобуса. Он смерил меня взглядом, почему-то остановившись на созерцании моих ног, сердито рявкнул, что поломка серьезная, и мы простоим не меньше часа, а то и двух, - отвернулся, давая понять, что моё любопытство не ускорит ремонт.
              Господи, ну какая же я дура! Надо было ехать поездом! Теперь нечего делать, придется осматривать местные достопримечательности. Выбор был невелик. Старый покосившийся домик с заброшенным садом недалеко от обочины дороги и необъятное поле, которое начиналось и продолжалось сразу за неизбежной лесопосадкой. Вдалеке сквозь голубую прозрачную дымку сумерек синела небольшая рощица.
            Пассажиры автобуса разбрелись кто куда. Некоторые, сплотившись небольшими группками, обсуждали насущные проблемы, а кто-то полез помогать водителю, выкладывая свои познания автомобильного дела и пытаясь произвести впечатление на женщин.
Нет! Это только такая неудачница как я, могла оказаться где-то у чёрта на куличках, рядом со сломанным автобусом и заброшенным домом. В таком доме наверно живут привидения или с ним связаны жуткие рассказы о висельниках и ведьмах?! Но я тут же отогнала эти глупые мысли. Вот, что значит просмотр фильмов-ужасов по вечерней программе нашего телевидения. Ладно! Не сидеть же в душном, пропахшем потом и пылью автобусе. И я с видом первооткрывателя храбро отправилась к дому.
           Остряки из тесной мужской компании моих попутчиков предложили мне своё общество, но, наткнувшись, на мой взгляд, замолчали и минут через пять до меня донёсся их дружный гогот.
            В саду пахло полынью и матиолой, а легкий ветерок тревожно что-то шептал старой груше, перелетая и прислушиваясь к шелесту яблонь. Каблуки моих туфель глубоко грузли в земле. Роскошный куст отцветшего шиповника, раскинувшегося почти посреди сада, умудрился сделать порядочную затяжку на моей новенькой, светлой юбке, когда я по неосторожности обожглась о густую, будто бы нарочно высаженную обширной плантацией, крапиву. Казалось, что сад не пускает меня к дому. Некошеная трава то и дело ловила меня за ноги, запутываясь за каблуки.
         Дом встретил меня неприветливо. Вообще-то это был уже не дом, а обломок чьей-то жизни, брошенный у дороги за ненадобностью. Веранда со сломанными перилами и облупленной краской, отпугивала трухлявыми прогнившими досками пола. Окна перекосились, неровные осколки стёкол словно наблюдали за мной с немым вопросом - "Что тебе здесь нужно?".
И действительно, с какой стати, на ночь, глядя меня, понесло в этот дом? Я толкнула дверь, но эта рассохшаяся старая дверь меня не впускала. Здорово перепачкав руки и рукава летней куртки, я таки вошла в дом, оставив дверь приоткрытой.
         Небольшая комнатка в три окна с таким же гнилым полом, как и на веранде, показалась мне даже уютной, но какой-то пустынной, несмотря на остатки мебели, пахла сыростью и ещё каким-то особенным запахом нежилого дома. Только через разбитые стёкла окон ветер доносил из сада вечерний аромат матиолы.
Летний вечер ещё только вступал в свои права, придавая необычность старому, изъеденному жуком и почему-то забытому комоду, нескольким сломанным табуреткам и тусклому желтому зеркалу в деревянной безыскусной раме с небольшим колченогим столиком.
           Зеркало стояло как раз напротив двери, между двумя окнами мне почудилось, что в его отражении кто-то тоже переступил через порог и стоял в нерешительности оглядывая комнату. Опасаясь сломать ногу и по возможности стараясь не зацепиться за провалившиеся доски пола, я подошла ближе к зеркалу. Рядом на комоде в облезшем, надщербленом, с подтёками парафина блюдце, стоял серый огарок свечи.
          - Надо же, - мелькнула мысль, - кто-то всё же сюда приходит, иначе, зачем здесь свечка? Нащупав с кармане зажигалку, я зажгла огарок, взяв в руки блюдце. Из зеркала на меня посмотрела немного перепуганная женщина с рассыпанными в беспорядке по плечам волосами. В этом зеркале моё отражение было другим, не таким я его привыкла видеть в ярком свете. Женщина выглядела моложе меня, а глаза, мои глаза, смотрели таинственно и отрешённо. Наверно, загадочность им придавали два огонька-отражения мерцающей свечи в зрачках.
            Мне стало жутко, собственно я никогда не боялась зеркал. С детства я любила смотреться в зеркало, ожидая увидеть там что-то таинственное и необыкновенное. Но, кроме своего ненаглядного отражения, не находила там ничего. Мне всегда казалось, что отражение пытливо изучает меня и хочет со мной поговорить но, видимо я, не оправдывая его ожидания, и оно равнодушно смотрит на меня, отворачиваясь, когда я отхожу от зеркала. Неужели и теперь оно мне ничего не скажет? Неизвестно почему я внимательно всматривалась в глаза женщины за стеклом и сказала.
- Здравствуй!
- Здравствуй, - глухо прозвучало в комнате. - Ты боишься?
          Я чуть не выронила свечу. Пламя задрожало и мне показалось, что моё отражение - живой посторонний человек по ту сторону стекла. Несмотря на страх, мне стало любопытно. Торопливо поставив свечу на столик перед зеркалом и придвинув одну из наиболее целых табуреток я села (забыв, что испачкаю пылью юбку) так чтобы отражение было передо мной.
- Ты боишься? - так же глухо прозвучал вопрос. Я отрицательно покачала головой, но услышала, как безумно вопил мой страх.
- Да!
- Почему? Ведь люди бояться того, чего не могут понять. Страх неизведанного заложен у них в генах. Но я только твоё отражение. Так чего ты боишься?
         Здравый рассудок подсказывал, что такого не может быть. Банка коктейля, выпитая в дороге, не вызвала бы настолько опьянения, температуры тоже нет. Отражение с улыбкой наблюдало, как я лихорадочно ощупываю свой лоб. Мне стало смешно. Когда случается что либо неожиданное всегда начинаешь подозревать, что что-то не так с психикой. Но моё любопытство не хотело слушать голос разума. В конце концов, не каждый день говоришь со собственным отражением.
          Пьянящий запах матиолы и атмосфера тайны как в детстве, пустой заброшенный дом, зеркало с говорящим отражением - всё казалось мне нереальным, как будто я, оказалась во сне или сказке. Но мне не хотелось просыпаться.
Испугавшись, что сказка закончится, я хотела, как в детстве рассказать, что мне страшно, а реальном мире, где надо быть сильной и расчётливой, и где я чувствую себя очень одинокой и беспомощной, и совсем не знаю, как жить дальше.
         Отражение, внимательно посмотрев на меня, повторило мой жест. Я снова услышала очень знакомый приглушённый голос.
- Я часто смотрю на людей из зеркал, когда они наедине с собой и вижу их слабости. Я знаю, в чём их беда. Они потеряли веру в жизнь. Поэтому-то многие уходят в иллюзорный мир алкоголя и наркотиков. Самые слабые спасаются бегством от себя. Люди создают себе параллельный мир фантазии, а некоторые - мир амбиций и честолюбия. Каждый по-своему убегает от реальности, которую создаёт сам. Но, создав определённый мир, редко находит там себе место. Многие живут сегодняшним днём, убегая от него.
          Я хотела возразить, но моё отражение перебило меня.
- Вы создаёте свои государства, которые вам не нравятся, придумываете законы, которые потом нарушаете, убиваете, друг друга и ради денег идёте на преступления. В сущности, нормальная по вашим нормам человеческая жизнь. Но вы забываете что она быстротечна. Для чего вы пришли в этот мир?
          Я удивлённо взглянула на неё. Женщина в зеркале больше не повторяла мои движения, а сидела и смотрела мне в глаза, словно желая услышать нечто, что было для неё очень важно.
При всей нереальности ситуации, я не ожидала такого. Чтобы окончательно не удариться в панику, я забормотала.
- Мы живем, как можем. Жизнь нас делает такими. Когда заботишься о куске хлеба, всё равно, какими методами ты его заработал, и кто при этом страдает. Редко кто из нас рождается законченным негодяем, но житейские проблемы заставляют...
Я осеклась. То, что я называла своим отражением, резко встало со своей табуретки и плавно прошло к комоду. Неровное пламя свечи освещало её в точности похожий на мою фигуру силуэт со злополучной затяжкой на юбке, но вела она себя совсем не так как нормальное отражение в зеркале. Она порывисто подошла очень близко к стеклу, разделявшему нас и ещё более приглушённым голосом проговорила.
          - Неужели ты не понимаешь? Вы разучились думать. Думать как вы живете. Дальше закона, что прав только сильный, вы не продвинулись. Вы сами создали свой мир со всеми его глупостями, жадностью и насилием. Вы боитесь вернуться и страшно идти вперёд. Разврат и обман возводите в уровень закона. Вы оправдываете то, отчего потом сами страдаете...
Подул лёгкий ветерок пламя свечи затанцевало. Мне показалось, что эта женщина надо мной издевается. Чего она от меня хочет? Чтобы я кинулась к людям с проповедью, что живут они неправильно? Да, вот моё отражение в зеркале, знает рецепт счастья, утверждая банальные истины. Какое мне дело до того, что люди разучились думать? Они просто люди со своими слабостями и ошибками. Мне бы в своих проблемах разобраться, а отражение, между прочим, могло и подсказать.
          При неровном свете свечи женщина по ту сторону зеркала стала таять, как будто темнота поглощала её, а голос стал звучать тише.
- Ну что же, ты напрасно споришь со мной. Вспомни сильные умы увлекают много глупых и запутанных голов. Этот старый философ-безбожник знал, о чём говорил. От вас, и только от вас зависит, какими вас запомнят и какими эпитетами назовут ваше время. Хотите вы этого или нет, но ваше "сегодня" перейдёт во "вчера", став историей, но что оно оставит тем, кто придёт за вами? Мне не совсем понятно, чего ты ждёшь от меня? Я не стеклянный оракул, чтобы поучать и направлять. Я всего лишь отражение в зеркале. Загляни в свою душу и спроси себя. Мои прописные истины в том, что вы часто сами проходите мимо вашего счастья, а потом проклинаете судьбу, что она жестоко обошлась с вами. Человеку дано право выбора, а сделать правильный выбор или допустить ошибку - это уже ваше дело.
          Как будто проснувшись, я огляделась. Сказка исчезла. В комнате стало совсем темно. Слабый мотылёк свечи бился и освещал часть комнаты. Разбитые оконные стёкла, трухлявая мебель, густой слой пыли на столике местами вытерт рукавами моей куртки. Я ещё раз посмотрела на женщину, сидящую передо мной. Теперь она действительно была только отражением и смотрела отрешенно и безучастно. Острее запахло сырость, а сверчки стрекотали песню уходящего лета.
        Мне здесь больше нечего делать. Я встала и, взяв свечу, пошла к двери. У двери остановилась и оглянулась. Женщина в зеркале тоже уходила но, поймав мой взгляд, грустно улыбнулась.
Задув свечу, я поставила её на подоконник а, выходя из дома, не стала закрывать дверь...