беседы о деньгах. часть 9

Валерий Чернышов
Однажды мы с Азой пошли к одному другу ее папы, который раньше имел свой бизнес. В Лондон он переехал несколько лет назад и устроился на работу. Мы очень тепло отдохнули у него, попили чай, и Аза завела разговор на тему денег, спросив его
- дядя Марат, а как вы сохраняете деньги на будущее, что вы делаете, или делали бы, что бы деньги сохранить на долгое время, что вы считаете надежным…
Конечно, бизнес надо делать, это единственное, как можно создать себе будущее. У бизнесменов карманы пухнут от денежных купюр, а все остальные только мечтают об этом.
- Почему вы так думаете, спросил я,
- потому, что у меня раньше были прибыли не только в сто процентов, а намного больше. Мой знакомый тоже когда имел бизнес, у него прибыли были такими… Марат после этих слов стал мечтательно вспоминать то время.
- а почему только бизнес, как же накопления, банки, образование, стал говорить я, и понял, что зря это сделал. Я надавил на больной мозоль Марата, и он начал, вскипая, говорить о том, как проворовалось правительство, как надеялись на Путина и теперь все пошло прахом. Он приводил аргументы, он показывал конкретные факты, он долго не мог закончить говорить на эту тему. Я просто слушал, без эмоций, а он не мог остановиться. Он рассказывал, как после слов Путина, на следующий день происходят события, которые показывают делами, что его слова пустой звук.

Когда мы вышли от него, Аза спросила меня
- почему ты с ним не поделился своими мыслями, ты все время молчал,
- а разве ты увидел, что ему нужны мои мысли. Понимаешь, сказал я, поправляя свой воротник, если человек что-то утверждает достаточно категорично, то у него закрывается канал, который его связывает с миром, он начинает вариться в себе, и перестает воспринимать новую информацию. И если я ему бы начал сейчас говорить, это было бы совсем не вежливо с моей стороны, я бы спровоцировал новый спор, который ни к чему бы хорошему не привел. Зачем, ведь он такой гостеприимный человек.

- знаешь, а я во многом с ним согласна, ведь Россия, это не Англия и не Америка, там другие правила, там могут не прокатить такие схемы и рассуждения, которые могут быть полезными там. В России плохо все сейчас, действительно, многие сейчас недовольны и правительством, и Путиным твоим любимым, и вообще системой всей. Аза задумалась о чем то грустном, о своем.
- ведь легко рассуждать нам с тобой тут, когда мы не там, ты сам хоть там жил при том же твоем Путине, чтобы прочувствовать все это на себе. Аза говорила все это спокойно, без эмоций, ей было грустно, что все так.

- ведь ты не можешь рассуждать о том, что не знаешь, она взяла меня под ручку, показывая, что она не собиралась ссориться из-за этой темы, но что ее мнение на этот счет определенное и непоколебимое. Особенно относительно России, когда ты сам там был в последний раз…
- уже около двух лет, Аза, даже больше уже,
- вот видишь, ты ведь смотришь на все по телевизору, а изнутри все смотрится по-другому, и если ты сейчас все говорил бы в России, тебя еще поколотили бы за симпатии к Путину, и я бы тоже сзади хлопнула по попе, Аза улыбнулась своей красивой улыбкой, и вздохнула.

Мы прошли еще около двадцати минут, молча, изредка поглядывая на проходящих навстречу нам людей. Видишь, Аза, вот тот ларек, где чернокожий продает этих курочек,
- конечно, вижу,
- как ты думаешь, что это,
- коммерческий ларек, сказав эти слова, Аза посмотрела на меня, как бы спрашивая, - ты что меня за глупую держишь,
- да, коммерческий ларек, коммерческая организация. Маленькая такая, но организация. Кто-то от нее кормится и получает прибыль, это хозяин, или организатор. Семья организатора заинтересована в том, чтобы этот проект был успешный, и чтобы прибыль была как можно больше.
- как ты догадался, сказала Аза, смеясь,
- кто-то имеет с этого работу и доход от работы, это бухгалтер, продавец, и их семьи тоже. И возможно, еще работники, грузчики, поставщики, логисты. Рекламщики которые изготавливают плакаты, и так далее.
Банк, если он кредитовал этого человека, так же заинтересован в успешности этого проекта. Ведь и банку хорошо, если им не приходится ждать долго вложенные в этого человека инвестиции, и применять санкции. Хорошо, когда и человек доволен, и банк не в обиде.
Есть также и те, кто сам бы хотел продавать тут курочек, особенно, ели видят, что дело идет успешно. Есть даже те, кому неприятно, если приятно другому. Ведь разные есть люди,
- разные, я знаю это хорошо, Аза стала серьезной и не стала спорить и шутить,
- так вот, есть еще коммерческая организация, это семья. А есть еще, это покрупнее, магазины, фирмы как была у меня когда-то. Есть швейные мастерские, ремонт обуви, и масса других. Есть покрупнее организации, это магазины большие, это церкви, склады, заправочные станции. Есть телефонные компании, гостиницы, электрические компании. Потом организации уже покрупнее, например- Латвия, это тоже коммерческая организация. А есть еще большие фирмы, это уже настоящие страны, в том числе и Россия тоже. У каждой страны - компании - свое позиционирование, свои источники доходов, свои пиарщики и свои бухгалтера. Разница только в масштабах, но суть везде одна и та же. И в каждой такой организации все есть, и те, кто кормится от этой организации, и члены их семей, и свои кредиторы, и рекламщики и пиарщики. Есть опробованные методы свержения хозяина этой организации, а есть те, кто на этом специализируется. Каждый раз, когда я вижу волнение и негодование людей, злость и крики, то понимаю, кто-то грамотно провел свою работу. И потом у человека, или группы людей, появляется свое портфолио. У художника свое портфолио, у ремонтника квартир свое, а у кого-то революция, у кого-то очернение там лидера, или группы. Помнишь Доренко, вот это на мой взгляд, профессиональный политический киллер. Если надо кого-то чпокнуть, то заказывают его. На каждую работу заказывают своего профессионала. Все разговоры про закон только для того, чтобы успокоить курятник, успокоить того, кем манипулируют.

- Валер, а почему ты так сказал на церкви, зачем обижать зря верующих, почему ты на них, ведь они ничего не захватывают, не воюют,
- в том то и дело, что у таких коммерческих организаций, как и у всех, жалко и больно, что используют людей, которые искренние. В каждой коммерческой организации есть те, кто думает только о выгоде финансовой и не думают теме, на которой основана эта организация. Есть те, кто не думают о деньгах, а думают только о идее, о вере в то, какое позиционирование проводит эта организация.

Все это я веду к тому, что это не наша война, не наша организация, мы тут только для того, чтобы ветер наших эмоций привел паруса тех, кто устраивает этот ветер туда, куда поворачивают устроители ветра, если понятно, что я сказал.
Другими словами, все, что говорят и показывают по телевизору, или большую часть, показывают, чтобы поднять ветер наших эмоций, зацепиться за этот ветер, и нестись в ту сторону, какую повернули паруса, а мы только все это впитываем и ведемся на это. Ходим на митинги и кричим - Россия без Путина! А в это время устроители и заказчики этих акций, сидят возле телевизора, смотрят на это и за успешную акции поднимают бокалы, перечисляют деньги на Швейцарские счета. Перечисляют в Австрийские накопительные концерны, и в портфолио появляется новая запись - Грузия, или Украина, и готовят уже и фотографии и историю взятия и России. И все это совсем не политика, а коммерческий интерес, борьба за вот этот ларек. В том то и дело, что страдают простые и честные искренние люди, ведь спор или разговор того же Шевчука и Путина, это просто спор двух порядочных людей из разных коммерческих организаций. Один верит в свою, другой в свою. А люди из-за них готовы поругаться друг с другом. Из-за этих убеждений многие готовы и убить друг друга, и навсегда поссориться. 

В Лондоне часто, проходя утром по Оксфорд стрит, я вижу, что многие витрины за ночь полностью переделали. Я не видел как договаривались об этом, за какую сумму, кто нанимал и кто работал, я вижу только результат. Точно также и делается с любой организацией. Мы видим результаты, но не видим закулисной работы.

Понимаешь, все что я хочу, это не отдавать свою энергию для парусов какой-то организации, а создать свою в рамках другой. Говорить, что ничего не получится, это значит просто закрыть свой разум для развитии мыслей - КАК это сделать.

- помнишь, Валер, фильм собачье сердце, там доктор Блументаль сказал - революционные вещи говорите,
- нет в них никакой контрреволюции, есть только жизненная опытность и здравая логика, улыбнувшись, сказал я.

Войны, это видимая часть этой борьбы за свою коммерческую организацию, опять же, НЕ НАШУ.
- так за кого ты вообще, Валер…
- за тебя, за себя, за Путина, за Шевчука. За читателя, который читает мои заметки и рассуждения. Не за коммерческую организацию, как бы она не называлась, а за конкретных людей. Я не верю в хороших и плохих. Все хорошие, только каждый для своей коммерческой организации. И самое главное, уверен, что мы не должны давать себя втягивать в такое, где мы испытываем злость и ненависть к кому бы то ни было.

Пойдем, присядем, я тебе расскажу случай из жизни, после которого я начал разбираться в подобных кухнях.
 Видишь, мы все часть одного целого, как может одна рука пойти с войной на другую руку только потому, что одна левая, а другая правая.
Был один случай, после которого я начал открывать глаза. Дело было давно, в 1997 году.
Чтобы рассказать, надо рассказать и предысторию тоже. Мы занимались в моей коммерческой организации посредническими сделками с недвижимостью, квартирами. Тогда работа шла таким образом, что продать квартиру было нельзя, можно было только обменять.
- это почему это,
- потому что тогда квартиры все принадлежали государству, а продать то, что принадлежит не тебе, нельзя. Но зато можно было обменять. Так вот что мы делали, всего я тебе не буду рассказывать, это утомительно, я расскажу только об одной, фигурирующей в рассказе, сделке.
Постараюсь рассказать, чтобы не запутать. К нам обратились люди, живущие в одной квартире, с желанием обменять ее на большую. 
Один из маклеров моей фирмы стал искать для них сразу квартиру, после выбора, остановились на одной. Теперь так, дадим им номера для простоты, была одна двухкомнатная квартира, это номер один 1. Люди, которые в ней жили, захотели трехкомнатную (номер два 2). Те, которые жили в этой квартире (2), хотели только денег, они ее продавали. Деньги формировались из двух сумм, это доплаты, которую делали люди из номера 1, и тех денег, за которые мы продавали саму эту квартиру номер 1. Мы ее поставили в продажу, и нашли покупателя из, так называемого хозяйского дома. Что это значит.

В Латвии с обретением независимости, стали отдавать дома владельцам, которые владели ими до войны или их родственникам, если они доказывали свое родство. И эти хозяева, приходя, пытались получать выгоду от этой недвижимости, но там целый дом людей, много пенсионеров, не все платежеспособные. И к тому же, на государственном уровне не были отрегулированы взаимоотношения этих новых владельцев с жильцами. Ведь владелец получил этот дом законно, по праву, и он не виноват, что там живут люди. А люди тоже получили эти квартиры в пользование законно, и у них на руках договор о бессрочном праве найма этой квартиры.

Тогда многие новые хозяева стали договариваться с жильцами в квартирах о том, что хозяин предоставит им другую жилплощадь, равноценную. Хозяин брал деньги в банке под так называемое, расселение, и покупал им другую квартиру, а эту освободившуюся сдавал на выгодных ему условиях. Лучше всего сдавались квартиры на первом этаже и в хорошем месте, и это со временем окупало взятые в банке средства, а после уже просто приносило чистую прибыль.
Делали эту процедуру так называемым, путем обмена, потому, что купить квартиру государственную, нельзя.

Значит, теперь у нас в обмене появилось недостающее звено, квартира номер три 3, это вот эта хозяйская. В обмен мы подавали на комиссию сразу три квартиры, из двухкомнатной (1) происходил обмен в трехкомнатную (2), а из нее обмен на хозяйскую квартиру, потому, что они хотели только продать, то есть только деньги. Их вообще не интересовало то, каким образом оформим им документы. А из квартиры (3) в хозяйском доме, обмен был на двух комнатную квартиру (1). Цепочка замкнулась на трехкратном обмене, то есть в обмене участвовало три квартиры. И после обмена те, кто шел по обмену в квартиру в доме с хозяином (3), просто выписывались из нее сразу после обмена и все, сделка состоялась. Хозяин получил пустую квартиру, жильцы из хозяйского дома равноценную площадь. Жильцы из двухкомнатной квартиры большую, а те, кто жили в трехкомнатной, продали и получили деньги.

Так совпало, что именно в это время, я купил квартиру и мы делали там ремонт, чтобы работать уже в своем офисе. И опять же, так совпало, что наш офис сожгли хулиганы, я тогда не всегда был сговорчивым с ними.
- твой офис сожгли…
- ага, представляешь, так здорово, столько приключений,
- и был момент, когда пару недель, мы не работали.

В это время, проводник второго девятого вагона…  В это время, продавцы квартиры (3), не поделили друг с другом эти деньги, муж толи и прогулял, не помню уже, но женщина пошла в только что открывшийся в риг центр защиты детей, и сказала, что ее обманули маклера, дайте квартиру, если вы такой центр. Этот центр стал звонить нам, а нас нет, тогда мобильных еще было мало телефонов, в общем, нас нет будто. И тогда они пригласили газету только что начавшую работать в Латвии.

В это время, моя история началась, когда я пришел на работу, проводить первое собрание в новом офисе. Новая мебель, свежий ремонт, фирменные бумажки, то есть теперь мы солидные. Один из сотрудников мне в спешке дает газету, второй выпуск ее,
 - там что-то про маклеров сегодня, я открыл газету и вслух читал слова, которые помню до их пор

- все чаще жертвами маклеров мошенников - кидал, становятся дети. Вот и сейчас президент фирмы BESTS Валерий Чернышов мог быть доволен - дело выгорело.

Дальше дочитывать я не стал, спокойно встал, пошел в машину, домой за договорами и сразу в редакцию. Опровержение вышло через пару недель, и такое маленькое, что меня не удовлетворило. НО! Аза, получилась такая интересная штука. В тот день было пару человек по телефону, которые отказались от работы с нами из-за этой статьи, но самое поразительно, что через пару недель люди забыли, что писали плохо, но помнили, что откуда-то знают название, и нам это получилось на руку этот скандальчик.  А в тот момент я был уверен, что теперь все, нас потопили.

Женщину ту я не обвинял, она всего лишь хотела защитить детей и она не пыталась на меня много ругаться, она просто не сказала правды в этом центре. И центр этот тоже, они делали свою работу, только немного неуклюже, и не разобравшись.

Но я к чему это все, Аза, тогда я понял очень важную вещь. Ведь сама сделка была, суть осталась та же, люди были, все было. Только из контекста что-то убрали, не договорили, что-то добавили, получилось невольно такое блюдо, которое народ с удовольствием скушал, и это при том, что все это было не специально. А теперь представь себе, что было бы, если это все было бы специально, и что можно было бы наговорить и сделать еще визуальные эффекты. Ты посмотри как я фотографии иногда надписываю в жж, что кажется, действительно надписи к этой фото, а ты представь, если за дело берется профессионал, он из любого ангела сможет сделать черта. И люди в это поверят, потому, что сказочник Коперфильд будет собирать стадионы, а простой, честный труженик у станка соберет на свое выступлении только станок.
Сказочник в политике будет успешнее, чем человек, который скажет правду о политике и обо всех процессах.
Тот кто обещает, выиграет, а не тот, кто скажет, что при мне ничего для просто человека не изменится, или почти ничего.