Не говорите с грустию...

Спекулянтка Ру
                А  потом  заморозили  цены...

Ощущения  краха  или  конца  жизни  не  было.  Работать, точнее, зарабатывать,  стало  труднее: начали   появляться  польские, китайские, турецкие  товары, пока  немного, наши  эксклюзивы  еще  брали  на  реализацию, но  стали  оговаривать  ассортимент.  Другими  словами, я должна  была  шить  на  заказ, что  для  меня  было  совершенно  неприемлемо: я, если  можно  так  выразиться, свободный  художник  по  своему
характеру.

Очень  быстро  настало  другое  время, такие  умельцы,  как  мы, не  могли  выдержать  конкуренции  с  дешевыми  китайскими  и  турецкими вещами, прилавки  стали  ломиться  от  доступных  и ярких  заморских шмоток. Героем  дня  стал  не  производитель, а  продавец, челнок, торговала  на  улицах  уже  вся  страна, теперь это  называлось  бизнесом.

В  моем  же  мозгу  прочно  сидела  советская  установка: спекуляция, нетрудовые  доходы,  тунеядство, обкрадывание  честных  людей  и  много другого  в  том  же  роде. Еще  не  испарились  из  памяти  статьи  в  газетах, доски  позора, суды, аресты, высылки, посадки  и  даже  расстрелы. 
Я понимала, что  все  изменилось, но переломить себя  не  могла. Торговать?!! Я?!! Никогда!!!

         
Настало  время  ратерянности  и  не  очень  удачных  поисков,к  тому  времени  судьба  дочери  определилась  в  дальнем зарубежье,не  очень  удачно, но  по  нашим, особенно  тогдашним,  меркам совсем не  плохо.
У  меня  хорошая  пенсия, существовать  на  нее  с  моими скромными  запросами  можно  и  с  бизнесом  было  покончено.

Я  долго  как-то  не  очень  ощущала, что  мои  доходы  сильно  отстают  от  быстрорастущих  цен. И  только, когда  на  тумбочке стали  залеживаться  неоплаченные  счета, я  как  бы  очнулась  от спячки.  Свой  первый  выход  в  качестве  спекулянтки  я  уже  описала.  ("Мой  первый  выход").

Мой  рассказ  порядочной  советской  женщины, сотрудницы серьезного  "ящика"  о  переходе  к  новой  жизни  занял  всего-то  несколько  страниц, а  в  моей  жизни - 10 лет, с 1987-го  по  1998, год дефолта, после  которого  я  вынуждена  была  изменить своим  принципам, но  это  уже  другое  время  и  другая  жизнь.

"Лихие  90-е",  на  которые  сейчас  принято  списывать  все наши  беды, вспоминаю  как  о  лучших  годах  своей  жизни. Мне  еще посчастливилось  жить  в  шестидесятые, это  тоже  подарок  судьбы, но
для  меня  это  было  время  почти  бессознательной  эйфории  молодости, когда  все  воспринимается  не  так  остро: все  только  начинается, все  еще  впереди.
А  90-е,  я  знала  точно, это  мой  последний  единственный  шанс  хоть  сколько-то  пожить  своей  жизнью, я  его  не упустила.

Это  было  мое  время, я  не  проспала  из  него  ни  одного дня, я  искала, работала, ошибалась, теряла и  снова  находила, но никогда  не  искала  виноватых  в  моих  неудачах. Я  не  верила  тем, кто  обещал  нас  накормить, одеть, обуть.
Я  знала, эти  благодетели сумеют нас  только  обуть и обязательно  обуют, как  было  уже  не  раз...

Я  смотрю  на  те  годы  из  сегодняшнего  дня  и  с  благодарностью  вспоминаю  людей, которые  что-то  пытались  сделать  для страны, пытались  достучаться  до  нашего  сознания, мы  слушали  их  по телевизору  до  глубокой  ночи, кто-то  соглашался  и  радовался  живому  слову, кто-то  не  воспринимал  в  принципе, но  мы  слушали, пытались  понять, нам  было  не  безразлично, что  происходит в  нашей  жизни.

Имена  тех  людей  давно  не  звучат, новых  как-то  не  очень хочется  слушать, даже  не  верится, что  не  так  давно  мы  боялись пропустить  любую  новость, мы  верили, надеялись, ждали  и, к  сожалению, мало  делали.
Мы, уже  в  который  раз, упустили  свой  шанс. Но он  был! Я  знаю  точно - был!.

        "Не  говори  с  тоской: их  нет...
         Но  с  благодарностию: были!!!"


Фото автора.