Клятва гиппократа

Никузькин
Небо заволокло облаками… Аркадий шел по центральной улице города облаченной в какофонию новой и старой архитектуры. Он родился в этом городе, закончил Медицинский университет и знал каждый кирпичик улицы. Сегодня, молодой врач шел поглощенный только ему ведомыми тягостными раздумьями, не замечая встречных пешеходов…

- Аркадий, проснись! – разбудил его от раздумий знакомый голос.
Аркадий наткнулся взглядом на лицо улыбающегося соседа по дому.
- Виталий? Не ожидал тебя встретить здесь, – произнес Аркадий, радуясь внезапной встрече, - ты кого-то поджидаешь?
- Жду компаньона… А с выше шепчут мне – вот идет он, вот идет он – и перстом указывают на тебя, желающего попить пивка. – улыбнулся своей шутке Виталий.
А что, неплохая идея – попить пивка, подумал Аркадий. Предложение понравилось, и он явно оживился, выдержав небольшую паузу, посмотрел Виталику в глаза, улыбнулся и сказал
- От такого предложения не откажусь!
- Вот это другое дело, пошли, а то заждался тебя, - продолжал Виталий

Они спустились в пивной бар по ступенькам. Открыли массивную входную дверь, и вошли в слабо освещенный сводчатый зал. Вдоль стен стояли дубовые столы. Каждый стол, имел четыре стула, в виде пеньков, гармонично вписывающиеся в дизайн бара. Тихо играла музыка. Они осмотрелись и заметили, что из темноты вынырнул человек и направился в их сторону. Когда он приблизился, то стало понятно – шел официант.

- Добрый день, Аркадий Николаевич. Решили отдохнуть у нас? – спросил подошедший официант.
- Добрый день Валера, как здоровье отца?
- Спасибо, уже выходит на уличные шахматные турниры, помогает по хозяйству...
- Рад, что он после тяжелой болезни быстро вернулся в строй.
- Вы с другом?.. Могу предложить уютный столик, - сказал официант и указал в сторону отдаленного стола.
Столик, действительно, стоял в уютном месте, согласие на предложение было единогласным. Аркадий утвердительно кивнул официанту
- А что будете заказывать? - спросил официант и вопросительно посмотрел на них, - может живого пива?
Друзья переглянулись и, только им понятной мимикой, договорились выбрать живое пиво…
- Для начала, два бокала живого пива и две твои средние воблы, – заказал Аркадий, подчеркивая последние слова. Он хорошо помнил превосходную рыбку, которой угостил его Валера в прошлое посещение бара и не прочь был повторить удовольствие в компании с другом-соседом..
- Как для вас, то все есть, - любезно ответил официант и ушел выполнять заказ.
- Тебя все знают. Ты здесь завсегдатай? - спросил Виталий.
- Я его отца лечил в интернатуре. Больше года прошло, а помнит.
- Хорошая у тебя профессия – людей лечить, не то, что моя – продавать не всем понятную технику…

Аркадий знал, что Виталий, лет семь тому назад, окончил университет, но по специальности не работал. Устроился менеджером по продажам в торговую фирму. Последнее время, просил Аркадия передать начальству рекламные брошюры с новой техникой. Аркадий передавал брошюры заведующему отделением, хотя работал там недавно, и побаивался входить к грозному начальству.

Официант очень быстро принес пиво и, в меру, вяленую рыбу, выложил заказ на стол.
- Приятного аппетита, если понадоблюсь, Аркадий Николаевич, зовите, - сказал мило официант, улыбнулся и ушел.

Друзья-соседи обратили свои взгляды на бокалы с прозрачным пивом. По запотевшему стеклу бокалов легко предсказывалась прохлада содержимого. Струи мелких воздушных шариков янтарного напитка поднимались со дна бокала к белой пенной шапочке. Шапочка благоухала свежим солодом и медленно таяла, издавая едва слышное шипение. Пиво постепенно заполняло своим ароматом окружающее пространство, соблазняя друзей пригубить напиток. Аркадий взял ближний бокал и слегка подул на пивную пенку. Она проворно сбежала по запотевшему стеклу и упала в тарелку.
- Хорошее пиво, прохладное и пенку держит, - сказал Аркадий, - но главное, прозрачное - значит свежее.
- Ты прав, пиво, как всегда, здесь отменное, - поддержал Виталий и поднял свой бокал. Покрутил его немного на свету, раздумывая сдувать пенку или нет, и, не желая тратить время на сдувание пенки, торопливо предложил
- Давай выпьем за удачу.
- Давай, - откликнулся Аркадий, и чокнулся бокалом о бокал соседа.
Они выпили по паре мелких глотков, осторожничая с прохладностью напитка.
- Вот это пиво! – восхитился Виталий, - совсем не горчит. Превосходный вкусовой букет, впервые пью пиво столь высокого качества… Интересно, а они разбавляли пиво в другие мои посещения?
- Не знаю, сколько раз заходил, пиво всегда такого качества.
- Разбавляют, - заключил Виталий, вытирая с губ пивную пенку, - а тебе приносят не разбавленное пиво, как своему.
Аркадий решил не реагировать на заключение соседа и чтобы уйти от разговора взял воблу.
- Постучать бы ей по столу, но боюсь, меня не поймут.
- Столы позволяют, но хозяева не позволят такого, - пофилософствовал Виталий, глубоко вздохнул и принялся оголять свою не размягченную воблу. Кожура отделялась легко, друзья увлеклись своим молчаливым занятием. Вскоре, Виталий полностью очистил рыбу и любуясь работой заговорил…

- Я тебя не узнал, Аркадий. Вижу, идет вроде бы знакомый молодой человек, но какой-то уж задумчивый, не похожий на тебя – весельчака и заводилу. Что-то у тебя случилось?
Аркадий выдержал паузу, отделяя остаток кожуры рыбы. Примерился с ответом, обстановка располагала, решил выпустить пар и по откровенничать...
- Больной попался догадливый, не удалось его обмануть – получил выговор…
- Ничего не понял - кого обманывал, за что и почему тебе выговор? – переспросил Виталик, не переставая вытягивать икру из брюха рыбы.
- Зашел к больному в палату, развернул его карту с новыми анализами, и увидел очень плохие анализы - ужас. Это настолько меня расстроило, что я побледнел и закашлялся. Закашлялся не нарочно, так получилось, но больной тотчас засуетился и спросил об анализах. Что мне оставалось делать, если диагноз вымолвить не решался - хотел посоветоваться с опытными врачами? Конечно, я сказал, что ничего страшного, мол, нужно сдавать дополнительные анализы, надеялся потянуть время и сообщить позже. Выписал ему тогда пару анализов, якобы для уточнения диагноза, а утром следующего дня мне сообщили, что у него ночью был сердечный приступ. Заведующий отделением меня вызвал в кабинет и отругал за то, что я чрезмерно откровенничал с больным, довел его до сердечного приступа.
Он прав, я нарушил врачебную этику и клятву Гиппократа, пообещав не причинять больному вреда...
- А у вас есть отдельная, врачебная, этика? Интересно, что это такое, - вклинился Виталий своим любопытством, положив в рот добытый сочный кусок икры.
- Например, медсестер обучают уходу за больными по правилам, где указано, что медсестра не должна показывать своего негативного отношения к больному. Многие больные комплексуют из-за возникшей беспомощности, хорохорятся, скрывают симптомы болезни… Врачам же важно доверие больного, его откровенность - только в этом случае диагноз ставится наиболее точно.

Виталик внимательно слушал соседа, аппетитно пережевывая икру, иногда кивал головой ... потом потянулся к бокалу…
-Что тебе сказать Виталик, я понял - не умею я скрывать своих эмоций, у меня все на лице написано. Может, я не ту специальность выбрал? А возможно, мне судьбой предначертано работать грузчиком, а я полез в врачи... - Грустно заключил Аркадий.
- Ну ты даешь, дружище – не ту специальность… А ты мне назови другую специальность, где можно обойтись без лжи. – Возмутился Виталик .
- Для примера возьмем твою специальность менеджера, - предложил Аркадий. - Разве менеджер обязан скрывать правду?
- Еще как. Моя зарплата и карьера зависят от объема продаж. Много продал – зарплата и карьера в порядке, в другом случае – ищи новую работу. Я вынужден расхваливать свой товар, хотя знаю, что он не идеален. Иногда так расхваливаю, что потом жаль продавать гениальное творение человеческого разума. Я вынужден так поступать, чтобы принести кусок хлеба в семью, чтобы она не нуждалась. А ты думаешь, что другие не лгут? Да ты посмотри вокруг… Школьный учитель убеждает учеников, что его предмет самый важный в их будущей жизни. А что мне дал монолог Чацкого, который я заучивал наизусть несколько дней или что мне сейчас дает квантовая теория? Как не говори, но каждый преподаватель старался преподнести нам свой предмет, как особенно ценный, особенно нужный.

- Да, ты прав, нам не все изученные предметы пригодились, но и хуже от полученных знаний не стало, - заступился Аркадий, отделяя от скелета рыбы увесистый золотистый кусочек мяса. – Предположим, тебе заранее сказали бы, что всю жизнь будешь работать менеджером, учил бы ты тогда монолог или тебя освободили бы от ненужного? - Положил мясо в рот и принялся пережевывать, заключая
- Если бы ты знал правду, то не учился бы по отдельным предметам и учителям трепал бы нервы.
Виталик внимательно выслушал Аркадия, пригубил прохладный бокал, зажмуривая глаза от удовольствия, глотнул напиток и затем разразился,
- Хе.. Прохладненькое, теперь только с тобой буду пить пиво. Без тебя мне бурду здесь подавали, и затих, обдумывая ответ для начатого разговора.



- Что ни говори, но в природе существует дозволенная и недозволенная обществом неправда, и неправда, которая ему безразлична . Ты как думаешь, разведчик имеет разрешение на неправду, или дипломат, или политик? – Спросил Виталий и сам тотчас ответил. -… Им в своей профессии разрешено скрывать правду и лгать, причем лгать на отлично, получая за свою удачную ложь героев, ордена и медали …
Виталий сделал паузу, оторвал с области хвоста значительный кусочек мяса и довольный добычей продолжил философствовать,
- Мы ведь упускаем замалчивание, как возможность скрыть правду… Сокрытая правда позволяет противоположной стороне создавать лживые иллюзии, свою правду, которая в реальности неправда. Вроде бы виновного нет, но ложь налицо. Таким методом пользуются многие: те же дипломаты, священники со своей тайной исповеди.. Люди даже игры придумали, соревнуясь, кто кого красивее обманет. Я говорю о шахматах, шашках, играх в карты и пр.
Довольный своим ответом, он положил добытый призовой кусок мяса в рот и расплылся в улыбке, медленно шевеля челюстями.

В это время, Аркадий налегал на поедание рыбы, но застыл на заключительных словах соседа. Пару раз пожевал - запил пивом - еще пожевал, улыбнулся найденному ответу и произнес
- Тогда дипломатов, разведчиков, политиков и людей, названных тобой специальностей, нужно обучать лжи с детства - иначе ничего не получится. Для правдоподобной лжи нужен особый талант, которому в школе не обучают и…
-А почему уроков лжи нет в школьной программе или детсадовской? - ехидно спросил Аркадий и громко засмеялся, продолжая шутку, - нужно срочно требовать изменение школьной программы, чтобы редкие специальности не перевелись.
- Ага.. А ты войдешь в такой элитный класс преподавать 30 парам лживых глаз? - Съехидничал Виталий, и немного погодя добавил. – Возможно, поэтому нет уроков лжи, так как в этом мире "знаний" ни один преподаватель не выживет..

- Ты прав, как быть с будущими продавцами продовольственных товаров, официантами в пивных барах, которые могут подглядывать в щелку дверей на уроках лжи? Они же после этого будут нещадно обвешивать, разбавлять пиво и пр. – поддержал веселую тему Виталий, - правда, особо одаренные все делают отлично без специальных уроков. Ты же говоришь, что здесь пиво было разбавленное...

Аркадий явно повеселел и забыл о своем выговоре. Виталий это заметил и радовался, что ему удается вытянуть друга из тягостного самобичевания. Он понимал, что со временем таких промахов у Аркадия не будет. Все придет с опытом, но… Его все же беспокоила жалоба Аркадия - лицо выдает неправду - он решил действенно помочь другу.

- Аркадий, я хочу тебе рассказать о своих первых менеджерских шагах. У меня тоже многое не получалось, клиенты от меня шарахались как от огня. Мне удалось приобрести несколько книг по психологии лжи. В книгах есть информация о мимических мышцах и их связи с эмоциями. Я с этой книгой работал у зеркала – пробовал вызывать эмоции и различал движения мышц лица. Учился работать определенными группами мышц. Но кроме этих упражнений, в книгах есть много информации о психологическом настрое человека, о мотивациях лжи, о табу на ложь. Думаю, что информация и упражнения смогут тебе помочь избежать выговоров и сердечных приступов больных. Мужик ты хороший и врач отменный, не идти же тебе в грузчики, если ты не умеешь врать больным… Да и кому если не тебе помочь? Помогать продавцам в обвешивании на рынках или официантам разбавлять продукт?..
Озвучил свою мысль Виталий и посмотрел другу в глаза.

Аркадий очень внимательно слушал предложенное. Глаза засветились надеждой и радостью, он стал живее.
- Ты прав, дружище. В грузчики я смогу всегда перейти, но кто будет спасать больных. Я учился более восьми лет, чтобы приступить к самостоятельной врачебной практике. Кое-что рассказывали о характерных мышцах при лжи, но мне этих знаний оказалось мало. Огромный пласт жизни отдал, чтобы после обучения лечить людей… Я буду бороться. Научусь лгать, не моргая глазами, не дергая руками и ногами… После такого обучения, если и уйду в другую специальность, то не грузчиком, а политиком или дипломатом, - пошутил повеселевший Аркадий.

Беседа текла своим чередом, заостряясь на профессиях, где ложь уголовно наказуема. Потом перешли на профессии, где специалист наказывается за не умение лгать. Когда все надоело, то перешли на анекдоты.. Виталий знал много анекдотов и умело их рассказывал. Сейчас он был на своей волне, рассказывая очередной анекдот... Неожиданно раздался телефонный звонок. Виталик достал из кармана мобильный телефон - надпись на мониторе: «Дочурка»…
- Дочка звонит, - сказал он Аркадию и заговорил сахарным голосом, - Алло, доченька, что-то случилось?
- Папка ты обещал купить на завтла билеты в цилк, купил?
Виталий посмотрел на часы, вытер со лба испарину…
- Конечно, купил дорогая…
Значит, мы завтла пойдем в цилк?
- Да пойдем!! – очень сладко произнес Виталий, продолжая вытирать лоб
- Улллла!!! – провизжал радостный детский голосочек в трубке, - а ты сколо плидешь домой?
- Через пару часиков, сейчас я занят, поговорим дома.
- Я тебя люблю, папка!! – послышалось в телефонной трубке, и раздался гудок.

- Вот те на, Аркадий, совсем забыл о билетах в цирк. Слава Богу, еще есть время. Извини должен бежать. Детям лгать нельзя!!!.
Виталик молча проглотил оставшееся в бокале пиво, по пеликаньи заглатывая куски рыбы. Затем вынул из кармана кулек и положил в него останки рыбы, комментируя поступок, мол, потом съедим. Встал и, прощаясь с Аркадием, сказал на ходу
- А книги… Зайди вечерком, я тебе дам почитать, и если нужно будет, то вместе отрепетируем.
Тотчас выбежал из пивного бара по направлению к цирку.
Аркадий за столом остался один. Проглотил немного пивка, посмотрел на почти пустой бокал.
- Интересно.. клятва Гиппократа.. а помню ли я ее сейчас, - спросил сам у себя Аркадий и попробовал вспомнить клятву, тихо бубня ее как мантру...

-«Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому...
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами...
Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

- Да, подзабыл уже... несколько раз останавливался чтобы вспомнить, но помню еще, - сказал он вслух, допил остаток пива, расплатился с официантом и вышел на улицу. Распогодилось, солнце заливало улицу, отменяя дождливые прогнозы…

20.04.10