ЮРКА

Никузькин
Юрка… Юрка… Не знаю, реальный ты или я тебя выдумал: кудрявого высокого сухопарого шатена с красивыми чертами лица и глазами , по-детски искрящимися, когда звучит разговор о любимом деле.

Глаза загораются тысячью огоньками и руки произвольно рвутся показать только-только смонтированный кусок железа, который очень скоро будет… Будет и точка, а если вам, дорогой читатель, не понятно что это будет, тогда вам Юрка объяснит с помощью карандашного огрызка и куска бумаги, случайно оставленных на рабочем столе. На вас постепенно опустится ураган слов «будет» в рассказе, изобилующем терминами, и если вы задали уместные вопросы, то как закадычному другу он достанет из разных щелей схемы, чертежи.

...Быстро набирается стопка с тетрадными листками. Здесь чертежи конструкций, которые устарели на пятый день после своего рождения, а есть и долгожители. Но вам выделяют небрежно нарисованный эскиз и взахлеб рассказывают о том, что родится в скором будущем. По тональности изложения вы понимаете, что речь идет о гениальном проекте: речь льется нескончаемым потоком терминов и об устройстве говорят так, будто оно давно сделано. Некоторому слушателю может стать стыдно, так как до сих пор не знает о существовании такого устройства. Редко в рассказе бывают паузы, и если вы в этот момент стремглав рассказали свое задуманное (но пока в стадии изготовления), то Юрка вспыхивает волной уточнения начатого рассказа о своем детище.

Когда ему было немногим более двадцати, мог поступить в институт, но пошел работать телемастером. Телемастер был, как говорят, от Бога, хотя мог по окончании института работать инженером с большой буквы. Может ранний брак? Ну, какой же он ранний, если любовь поглотила его с головой, и ребеночка Бог дал от любви – все как у людей… Все как у людей….

Заметил, когда прихожу в гости, то хозяева ведут к месту самому дорогому для наших отношений - к тому, что нас объединяет. Юрка ведет в свою мастерскую, условно отгороженную от маленькой квартирки - небольшой угол с нагромождением корпусов «бывших устройств» и рабочим столом. На столе обрывки проводов, паяльник, молоток и ключи мелкого размера, испытанная временем лампа и чуть подальше - электродрель с разбросанными сверлами... Отдельно, чуть выше, находится испытанный временем осциллограф. Он составляет особую гордость хозяина. Все это, вперемежку с идеями, записанными на клочках бумаги, и составляет Юркино рабочее пространство, которое плотно ограничивается кучками и кучами: трансформаторов, габаритных конденсаторов, электромоторов и другими едва различаемыми узлами.

Квартирка небольшая, но Юрка вместе с музой-женой и ребеночком счастливо помещались. Зарплата телемастера не маленькая, и он ее приносил до копеечки. Лишь иногда, с порога светясь всем своим взором, сообщал музе о покупке редкой детали, на которую ухайдакал две трети зарплаты. Муза, глядя в искрящиеся счастьем глаза, выслушивала очередной жуткий технический термин узла, понимала, что узел действительно дефицитный и быстро убеждала себя, что шуба у соседки-Лили гроша ломанного не стоит. "Но как же ребенок"? - спросите вы. Вот за ребенка она готова была драться, и дралась, как советовала ей материнская любовь. Как можно обижать взрослого ребенка-мужа, ради маленького лично выношенного? Вот и она не знала, жила в сложном мире любви, иногда танцуя с мужем, от технических терминов новой купленной детали, а иногда роняя слезу, от не купленной детской распашонки.

Как хорошо ей стало, когда они переехали в другую квартиру, и при переезде Юрка выбросил большую часть электронных железяк. Она ожила, появились мечты о женском... Она горделиво дефилировала мимо соседки в новом платье или пальто. Но все как-то исчезло, после того, как Юрка захотел перед всеми соседскими шикануть. На деньги, вырученные от распродажи (так и не распаянных) электронных узлов из прошлого, он купил автомобиль. Денег было немного, поэтому машину купил он очень старую - старую настолько, что ее еле-еле доставили во двор. Его не пугало, что днище машины было насквозь проедено ржавчиной, что мотор не работал лет пятнадцать, что ходовая ходила, но не туда, куда хотелось водителю. Он знал и был уверен, что все сделает своими руками. И действительно, через два года ремонта, ему удалось продемонстрировать другу свою работу живьем…

На момент показа, сиденья в салоне Юрка не установил и предложил другу сесть на фанерку. Дно тоже не успел залатать, поэтому нужно было опереться ногами в несущие конструкции корпуса. Но это ерунда, главное – что она ездит…

Когда ритуальная часть посадки пассажира была позади, Юрка гордо замкнул пару проводов в зоне замка зажигания. Машина чахоточно зачихала, но завестись не захотела. Он вышел из машины, открыл капот, чем-то там по колдовал, вернулся и попробовал завести двигатель. Двигатель не завелся и после третьей попытки, но на четвертой попытке, двигатель нервно взревел, как бы умоляя, чтобы его больше не трогали, и он теперь будет делать все, что от него требуется.

На рев двигателя из близлежащих окон вынырнули испуганные лица соседей. Рев стоял неимоверный, поэтому Юрка пояснил другу: «Глушитель пока не установил, но я тебя и без него прокачу». Друг в растопырке, над дыркой в днище, ждал окончания поездки и иногда посматривал на часы. Вскоре, в дырке замелькал асфальт, теперь нужно было крепко удерживать дверь, они поехали, обоюдно накапливая адреналин. Юрка торжественно объехал квартал, приехал на место старта и спросил у слегка запыхавшегося друга: « Ну, как тебе моя машина?» Друг отпустил дверь и радостно ответил: «Отличная машина». На том и поладили.

Где ты Юрка? Реальный ты или я тебя выдумал? Ведь, когда вся страна пробовала себя в предпринимательстве, и тебя потянуло туда же. Муза, с уже взрослым ребенком, покинула тебя, и ты ринулся в неведомое бушующее море предпринимательства, без ее поддержки. Я знаю, ты дрался за мечту изо всех сил, но наверное силы были неравными - какого-то узла не хватило… Понимаю, ты остался без квартиры… Знаю, у тебя золотые руки… Понимаю, что не голодный, но тебя же это время носило по всему белу свету…

И вот, ты в пригороде родного города. Юрка, как ты оказался в этом сарае, который уже не первый год называешь своим домом. Это ведь не дом, а автомобильная мастерская в железном гараже. Понимаю, что здесь есть кровать; понимаю, что газовые баллоны сбоку тебе не мешают, а горелка подушкой; понимаю, что ты легко ориентируешься между промасленных запасных автомобильных узлов; понимаю, что у тебя есть калорифер, который греет тебя зимой. Юрка, но где же те, кто тебя любил - жена и ребенок?.. Неужели из тех, кто тебя любил, остались верными: мечта и творчество?..

…И ты уже седой, а не шатен и не всегда стоишь в полный рост, пользуешься палочкой, но глаза как прежде горят, и при встрече ты зажигаешь слушателя новым гениальным планом
-Давай дружище, замутим фирму, я придумал такое устройство… Разбогатеем…- говорит Юрка …
Нет того с кем замутим, нет его в живых, но как же ты теперь, Юрка ? Руки ведь у тебя золотые: любые виды сварок, слесарка, отличное знание автомобиля и сложной электроники, - и голова у тебя тоже золотая и глаза все с той же детской надписью - есть отличная идея. Ты, как всегда, не принимаешь алкоголь, но пьян идеями. Их много, и это то, что никогда не предаст тебя.

Где же ты Юрка? Как перезимовал суровую зиму... Реальный ты или я тебя выдумал... Неужели я тебя выдумал?... Неужели?… А если даже выдумал, то помоги тебе Бог, Юрка!

26.05.10