Доросли или недоросли?

Лев Совин
Помню в советские годы частенько руководители, боссы и даже местные шишки говаривали о том, что, дескать, наш народ еще не дорос до определенного уровня. Вот когда дорастет, тогда мы ему и позволим , дадим, разрешим. А пока он еще незрелый, понимаешь ли, надо нам самим управлять, потому что мы-то наверху знаем , как надо и что надо, а внизу пусть они пока выполняют наши мудрые указания. А вот когда дорастут, тогда и им дадим больше прав  - избирательных там, всяких там других каких-нибудь. Дадим, обязательно дадим, но не сейчас, сейчас еще рано.

Проходили годы, десятилетия, совершались коллективизации и индустриализации, люди получали образование, учились в институтах. Начались новые времена, перестройка, слом общественного строя, и вот уже двадцать лет люди живут в новых условиях открытого мира. А все равно народ еще не дорос. Путин, например, говорит, что нужно развивать зрелое гражданское общество. По его мнению, оно пока еще не поспело. Ну, не созрел еще народ для зрелого демократического общества. Не созрел мой отец, который по мудрости и глубине понимания проблем, хотя он и простой крестьянин и всю жизнь прожил в деревне, не уступит иному государственному деятелю. Никто не сможет меня убедить, что такой человек не созрел для страны, для какой угодно общественной деятельности. Я встречал в деревне таких мужиков, которые не только были мастерами на все руки, но и рассуждали и мыслили на уровне государственных мужей.

Откуда у больших начальников столько пренебрежения к  своим же согражданам и неверия в их возможности, способности, высокие чувства и нравственные качества? Мой отец всю жизнь переживал за страну, жил этим, болел этим. Это для него вся жизнь. Он стремился жить и работать так, чтобы быть полезным обществу. Его уровень самосознания нисколько не ниже уровня политика и общественного деятеля. А ему говорят, что он живет в таком обществе, которе еще не доросло до чего-то там зрелого. Но ведь общество – это не просто какие-то организации. Это люди прежде всего, каждый конкретный человек.

А возьмите безземельных крестьян, которые переселились в Америку после Колумба. Они доросли до чего-то? Они до чего доросли? Если бы они ждали, когда они дорастут, то они до сих пор бы строили свой СССР. А  они поехали на новые земли и стали там хозяйничать, основали новую страну, приняли самую демократическую в мире Конституцию. И все это сделали безграмотные и безземельные крестьяне. Первый президент США Джордж Вашингтон был простым фермером, который, кстати, не умел ни читать, ни писать. Но это не помешало ему «дорасти» до поста главнокомандующего  американской армии и победить англичан в войне за независимость США, а потом «дорасти» до должности первого Президента США.

До двадцатых годов прошлого столетия женщины не имели избирательных прав. Почему? Считалось, что они не способны принимать разумные решения, правильно проголосовать и так далее. Сейчас это кажется просто нелепым и смешным. А тогда cчиталось, что они не доросли А у нас, в Латвии, до сих пор распространено мнение о том, что, если русские придут во власть, то все, наступит чуть ли не конец света. Хотя сейчас русский мер управляет Ригой,  справляется вполне успешно, и никакого конца света не наступило.

Откуда у этих начальников такое высокомерное отношение к таким же людям как они сами? С чего это они взяли, что простые люди (не люблю это слово) находятся ниже их по уровню самосознания и патриотизма, любви к стране, желанию сделать для общества как можно больше и лучше? Откуда это фанфаронство – я дорос, мы, небольшая кучка, доросли, а вся масса еще нет, ей еще долго нужно доростать?

Вообще-то это все просто возмутительно – такое недоверие, неверие и непонимание своего народа, своих сограждан. Непонимание того, какие могучие силы заложены в народе, какой огромный потенциал имеется в людях.
Но именно из-за этого отношения и непонимания этот потенциал не используется на всю мощь. Он использовался и используется на Западе. Именно поэтому Запад сумел создать такие материальные и духовные ценности. Нужно понять руководителям, что они одни, без народа, не справляются  и никогда не справятся, не вытянут они страну, не смогут выдержать конкуренцию и соперничество в борьбе цивилизаций.