Словарь. Часть 3

Александр Иванович Алтунин
                Самообладание
Способность владеть собой, сохранять выдержку и хладнокровие в любой самой сложной и замысловатой, щепетильной и неоднозначной, опасной и непривычной ситуации. Проявляется в том, что на лице человека нет испуга или растерянности, его голос сохраняет прежнюю громкость и тембровую окраску. Человек спокоен, серьезен, сосредоточен, иногда внешне может изображать легкость и непринужденность, расслабленность и комфортность. Самообладание помогает в конфликтных ситуациях сохранить чувство достоинства, в опасных ситуациях спасти не только себя, но и других людей, с честью выйти даже из пикантного и щекотливого положения.

Самообладание можно развивать в себе сознательно, получая  таким образом возможность более устойчиво воспринимать жару и холод, жажду и голод, неприятные и болевые ощущения, проблемы и неприятности, страдания и переживания, различные сильные и длительные ограничения в физическом и психологическом, умственном и нравственном плане (человек попал в плен, на необитаемый остров, заблудился в лесу, заболел тяжелой болезнью, утратил близкого и дорогого человека и т.д.).               

                Самоутверждение
Утверждение себя, значения своей личности в глазах других людей.  Особенно  распространено в подростковом и юношеском возрасте. Человек старается сделать что-то такое, что привлечет к нему внимание окружающих, вызовет в них восхищение и восторг, симпатию и уважение. При этом очень важно правильно выбрать "арбитров". Потому что у большинства подростков объем знаний психологии и философии жизни минимален и нередко в значительной степени искажен.

Поэтому то, что может порой вызвать восхищение и удивление  у их  ровесников  (серьга в носу, зеленая прическа, голый живот, экстравагантная одежда и т.д.), оставит безразличными остальных или вызовет в них отрицательные мысли и чувства. Скорее всего они подумают, что данный человек не только не умен, но еще и с чувством прекрасного у него проблемы.

Существует бесконечное множество возможностей удивить и потрясти не только ровесников, но и всех, самых строгих и придирчивых "критиков". Это развитие в себе (и соответственно проявление) классических человеческих добродетелей, тренировка зрительной и слуховой памяти, способность делать сложные расчеты в уме, виртуозно владеть иностранным языком или тригонометрией, победить в олимпиаде, сделать сногсшибательный доклад, научиться какому-либо боевому искусству, развить в себе парапсихологические способности, например, определение характера человека по фотографии и т.д. Тогда и "волки будут сыты и овцы целы". И будет за что любить и уважать себя.
               
                Светскость
Качественная характеристика чего-либо, отвечающая понятиям и требованиям светского, высшего общества. Это манера вежливо и доброжелательно, тактично и деликатно вести себя, сохраняя в любых ситуациях спокойствие и выдержку, умеренность и терпимость, внимательность и предупредительность в мимике и жестах, словах и выражениях, интонациях и эмоциональном подтексте своих слов.

Светский человек не кричит и не делает резких движений, его юмор мягок  и  безобиден, утончен и изящен. Его прическа и одежда соответствуют общепринятым нормам, лишены чрезмерной экстравагантности и демонстративности, вызывающей вычурности.

                Сдержанность
Способность владеть собой, быть всегда ровным, без каких-либо резкостей и крайностей. Является признаком хорошего воспитания, элементом светскости и благородства. Сдержанный человек не позволит себе резких интонаций в голосе, оскорбительных или унизительных эпитетов и выражений в чей бы то ни было адрес. Даже если с формальной точки зрения другой человек этого и заслуживает.

Сдержанный человек менее склонен к растерянности в неожиданных, опасных и неприятных ситуациях. Его мимика и жесты, движения и все поведение в любом случае заставляют окружающих проникаться к нему искренним и большим уважением. Ибо чувство меры со временем становится естественной чертой характера и привносит в жизнь такого человека особую психологическую и нравственную эстетику, которая при сочетании с другими положительными качествами может вызвать восхищение и восторг, преклонение и почитание.

                Смирение
Отсутствие внешнего проявления гордости и готовность подчиняться воле другого человека. Или это отсутствие внутреннего чувства амбициозности и готовность подчиняться воле Высших Сил. Большим искренним смирением отличаются православные священнослужители, особенно монахи и люди, признанные святыми. Понимание необходимости  смирения возникает у человека, когда он попадает  в безвыходное положение, т.е. знает что и как можно было бы изменить, но не имеет возможности это на деле осуществить.

Смирение у верующих людей возникает от понимания того, что  все во власти Бога, который дает людям здоровье и болезни, счастье и горести, успехи и неудачи, находки и потери по своему усмотрению, в зависимости от того, что и в какой степени конкретный человек заслужил своими мыслями и чувствами, желаниями и стремлениями, словами и поступками.

                Снисходительность
Свойство характера, заключающееся в том, что человек, зная о своем личном несовершенстве и о своих многочисленных недостатках (которые есть у всех), уважительно и доброжелательно относится к ошибкам и заблуждениям, слабостям и недостаткам других людей. Даже если человек видит, что другой имеет значительно меньший уровень умственного развития и культуры, более беден или менее воспитан, он все равно не предъявляет слишком строгих требований к обладателю этого несовершенства. 

       Снисходительность – это неотъемлемый элемент благородства и мудрости. Снисходительность к физическим или умственным недостаткам необходима, но в большей степени нежелательна к сознательным нравственным порокам (грубость, дерзость, наглость, хамство, жестокость, равнодушие, высокомерие и т.п.), с которыми их обладатели сами не желают бороться.

                Сопереживание
Искренний настрой души одного человека в резонанс другому.  Очень важное и ценное свойство личности. Сопереживание предполагает  доброту, душевной щедрость, альтруизм, эмоциональную утонченность, чуткость,  внимательность, способность уважать и любить других.  Два человека находятся вместе. У одного из них неприятности или горести, заставляющие его переживать и страдать, грустить и погружаться в свои чувства и мысли.

Другой человек, если он на самом деле уважает в первую очередь самого себя, считает себя приличным, то не будет перед ним первым высказывать своей какой-то особенной радости, даже если для этого имеется существенный повод. Он постарается расположить к себе первого, завоевать  его доверие и узнать причину его плохого настроения. После этого он постарается успокоить и утешить, ободрить и вселить надежду на лучшее будущее. 

Всеми доступными средствами он покажет, что душевное состояние другого человека ему не безразлично. И что он готов разделить неприятности порой даже совершенно незнакомого человека. Порядочный человек способен не только грустить
из-за чужого горя, но и радоваться победам и достижениям других людей, даже если оказались более значительными и эффектными, чем его собственные.

                Сочувствие
Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. Одобрительно-благожелательное отношение к чьим-то интересам, делам, проблемам, событиям и явлениям, мыслям и чувствам, желаниям и стремлениям, взглядам и представлениям. Проявляется в мимике и жестах, словах и выражениях, интонациях голоса и в поведении. Если человек искренне сочувствует, то он постарается помочь не только словами, но и делом. Например, даст денег нищему, покормит голодного, приютит бескровного,  практически поможет преодолеть трудности и неприятности, опасности и горести.

Однако сочувствие не обязательно распространяется на интриги и авантюры, сознательную страсть к различным нравственным порокам (воровство, насилие, разврат, пьянство и т.п.). Настоящее сочувствие всегда по форме и сути доброжелательно и вежливо, тактично и деликатно, уважительно и корректно.

                Справедливость
Это беспристрастное отношение в соответствии с законом и честью. Справедливость имеет две основные грани своего проявления: юридическую и нравственную. Юридическая справедливость основывается на том, что перед законом все равны, все имеют равные права и обязанности.  Если ребенок  рядовых родителей вместе с ребенком начальника совершили проступок, то наказание они должны получить равное. Как и равное вознаграждение за свои успехи. Справедливость нравственная предполагает то, что человек или группа людей поступает по совести, никого не выделяя и не обделяя из особых корыстных соображений.

Иногда   справедливость  нравственная  вступает  в противоречие с юридической, т.к. большинство законов весьма несовершенны по своей сути. Порядочный человек старается ориентироваться на свою совесть в первую очередь. И даже там, где он по сути по закону не может ничего сделать, он старается или найти приемлемый компромисс между совестью и законом или стремится облечь негативное решение в максимально приемлемую, уважительно-доброжелательную форму.

                Стереотип
Устойчивое представление человека о чем-либо, которое часто может им использоваться даже бессознательно. Среди наиболее простых стереотипов можно отметить такой: "добрый человек – это хороший, злой человек  - плохой". Стереотипы в обыденной жизни позволяют многие действия совершать без особого сосредоточения умственной и психологической деятельности. Например, зная, что нужно заботиться о состоянии своих зубов, мы утром без специальных и длительных размышлений идем и чистим зубы.

Бывают стереотипы в любой области человеческой деятельности и знания: политике, экономике, идеологии, культуре, медицине, спорте и т.д. Каждому человеку необходим определенный набор простых и сложных стереотипов, иначе он сможет увязнуть даже в повседневных мелочах. Но при этом человек должен  хотя  бы  иногда творчески анализировать себя и окружающий мир.

У нынешних пенсионеров существует масса стереотипов о том, что такое хорошо и плохо.  Например, они считают, что у мужчин должна быть короткая прическа, а у женщин – длинная юбка;  что  нельзя девушке носить слишком облегающую или слишком открытую одежду и т.д. При отсутствии творческого подхода такого рода стереотипы постепенно могут превратиться в предрассудки и предубеждения.

Существуют стереотипы  интеллектуальные, психологические, нравственные, научные, профессиональные обыденные, философские, религиозные, восприятия, мышления, действия и т.д. Человек со стереотипным мышлением чаще всего   консервативно воспринимает что-то непривычное, новое, требующее неординарного, оригинального, творческого подхода.

                Тактичность
Способность человека в обычных и сложных, неоднозначных и щепетильных ситуациях очень бережно относиться к душевному равновесию и комфорту других людей. Он старается избегать ситуаций, когда чье-то самолюбие или достоинство может прямо или косвенно пострадать. Он никогда не будет говорить громко или резко, пренебрежительно или презрительно, он не позволит себе небрежных жестов и интонаций, слов и выражений. Даже если он прав и должен кого-то обвинить или сообщить  кому-то что-то неприятное, он постарается сделать это по возможности мягче.

Если же нежелательная ситуация и возникла случайно, тактичный человек лучше пострадает сам, но не станет причиной волнений  и неприятностей другого. Сложные и конфликтные вопросы он всегда решает доброжелательно и уважительно. Тактичность – признак хорошего воспитания, неотъемлемый элемент истинной светскости. Он великодушен и снисходителен, проявление терпение и терпимость. 

Тактичность -  признак истинной внутренней силы, элемент благородства и мудрости. Она проявляется всегда и везде, к более слабым и младшим, к менее культурным и интеллектуальным. Тактичный человек старается быть сдержанным, не терять самообладания, даже при общении с грубиянами и хамами.

                Тенденциозность
Склонность воспринимать что-либо предвзято, т.е. с заранее определенной для себя установкой. Например, сотрудник,  к которому начальник относится с симпатией, совершил большой сознательный проступок. Начальник, учитывая свою симпатию, лишь слегка пожурит его за это. В другом случае сотрудник, который не нравится по непонятным причинам начальнику, совершил маленький случайный проступок. Начальник гораздо более серьезно накажет его, учитывая свою антипатию. 

Первый сотрудник добился небольшого успеха – ему дают крупную премию. Второй сотрудник получил большие и замечательные результаты в работе – ему начальник выскажет только устную благодарность. Тенденциозность может быть научная, психологическая, нравственная, философская, политическая, идеологическая, т.е. в любой области знания или деятельности.

Представители конкурирующих фирм считают все, что делается в их фирме, хорошим, а все, что делается у конкурента, заведомо некачественным. Даже если в действительности все наоборот. Тенденциозностью отличаются фанатики всех видов и типов. Люди консервативного типа часто не принимают ценные мысли и идеи лишь потому, что они для них непривычны, выходят за рамки их старых стереотипов.               

                Терпимость
Способность спокойно относиться к чужому мнению, характеру и т.п. Терпимость основывается на том, что человек  в  своем отношении к окружающим руководствуется принципом уважения и любви, предполагая при этом, что право на ошибки и заблуждения, слабости и недостатки, неудачи и другие виды и формы несовершенства имеют в равной с ним степени и все остальные. Только у каждого  несовершенство имеет свою величину и характер.  Такой человек не будет навязывать свое мнение и представление, оставив право выбора за другим человеком.

Терпимость предполагает великодушие и снисходительность, тактичность и деликатность, сострадание и сопереживание. Терпимость является элементом хорошего воспитания, благородства, светскости, мудрости.  Человек спорит с другим, будучи полностью уверен в своей правоте  и неправоте другого. При этом он внимательно и доброжелательно выслушивает мнение другого, уважительно и корректно комментируя выявленные неточности и неправильности. Да и только в том случае, когда   рассматриваемый вопрос представляется ему  действительно важным,  только при такой постановке вопроса человек может выглядеть достойно и красиво, внушительно и эффектно.

Нужно всем понимать, что если они в чем-то лучше или умнее кого-то, то это от того, что природа дала им больше способностей, а судьба – больше возможностей их развить.  Это как две лампочки, к одной из которых подключен ток и поэтому она горит. А  к другой ток не подключен и поэтому она не горит. Но нет никакой особой доблести у светящейся лампочки, т.к. по своей сути она такая же, как  и вторая. У нее нет заслуги в том, что ее, а  не другую подключили в сеть. Это лишь результат стечения обстоятельств.

                Умеренность
Способность находить золотую середину между различными количественными и качественными крайностями (не большой и не малый, не сильный и не слабый). Умеренность – это умение соблюдать чувство меры в работе и развлечении, в радости и грусти,  в сне и бодрствовании, в еде и питье, в любви к себе и к другим людям, в соблюдении своих родных и чужих людей. Умеренность основана на понимании главных законов жизни.  Одним из которых является: "будущее создается твоими руками сегодня".

Умеренность исходит из собственных принципов человека, не зависимо от его окружения.  Даже попав в компанию  любителей спиртного, умеренный человек будет соблюдать свою личную меру, не воспринимая чувствительно комментарии окружающих. Умеренность позволяет человеку находиться выше своих страстей и пристрастий, не позволяя им подчинить себя или существенно влиять на свои мысли и чувства, желания и стремления, действия и поступки.

Умеренность превращает любое качество в добродетель. Так, умеренная скупость является хозяйственностью, как впрочем и умеренная щедрость. Недостатки – это продолжение наших достоинств.  Отсутствие серьезности делает  его  жизнь  пустой  и  бессмысленной, а чрезмерная серьезность может приводить к излишнему аскетизму, холодности и формализму в личных отношениях. Умеренная серьезность  дает  возможность быть человеку гармоничным.       
         
                Уравновешенность
Способность быть ровным и спокойным. Является проявлением хорошего воспитания, элементом духовной и психологической гармонии, внутренней силы и мудрости. Такой человек не теряет самообладания даже в самой напряженной конфликтной и опасной ситуации. Уравновешенный человек не поддается сиюминутным мыслям и чувствам и поэтому редко впадает в крайности.

Уравновешенность помогает человеку с большим достоинством воспринимать и радости и горести.  Поэтому он не кричит и не размахивает руками, не использует оскорбительных и унизительных, высокомерных и пренебрежительных слов и выражений, интонаций и жестов.  Уравновешенность позволяет  выглядеть доброжелательным и уважительным даже по отношению к тем, кого не уважают, презирают и даже ненавидят.

Уравновешенность дает возможность человеку сохранять свое душевное равновесие, а следовательно сохранять и укреплять психическое здоровье. Без уравновешенности не бывает светскости и благородства. Уравновешенный человек способен вызвать любую реакцию у окружающих не столько внешней формой своих мыслей и поступков, сколько сутью и содержанием.

                Фанатизм
Образ мысли и поведение человека, страстно преданного какому-либо делу. Фанатизм, основанный на нравственных принципах может иметь в себе разумное зерно. Он  основан не столько на соблюдении внешней формы, сколько на сути своих принципов и убеждений. Фанатизм, посвященный спортсменам, артистам, политическим деятелям и т.п., чаще всего ориентирован не на вечные законы Природы, а на мелкие сиюминутные интересы отдельного человека или группы людей. Такой фанатизм свидетельствует о наличии дисгармонии личности фанатика, т.к. он не только не способствует повышению гармонии в личности фаната и окружающей его действительности, но уменьшает даже то относительное совершенство, что было в нем и вокруг него прежде.

Фанатик первого рода может временно поступиться своими желаниями  исходя из еще более высоких духовных целей и ценностей. В то время, как фанатик второго рода готов пожертвовать любыми ценностями, в том числе и духовными, ради своей слепой преданности кому-либо или чему-либо. Первый фанатик стремится узнать максимально  не только область своих интересов и пристрастий, но и многие смежные области знания. Другой, наоборот, категорически отвергает все, что расходится с его представлениями или выходит за их формальные рамки.

                Ханжество
Это лицемерие, прикрытое показной добродетельностью. Так человек, имеющий множество крупных недостатков и пороков, страстно и вроде бы убежденно будет обличать другого за гораздо меньшие прегрешения. Так женщина вольного поведения будет проповедовать нравственность перед теми, кто в десятки раз более целомудренен, нежели она сама.  Те, кто ворует миллионы, осуждает тех, кто ворует тысячи. Те, кто жестоко обращается со своими детьми, обличает малейшую жесткость и строгость других. 

Ханжа только внешне изображает добродетель, оставаясь при этом безнравственным человеком. И чем больше его порочность, тем с  большим пафосом он осуждает всех остальных.  Обличение ханжи имеет своей целью не защиту нравственности вообще, а демонстрацию перед широкой общественностью своей добродетели. Ханжество свойственно людям с низким уровнем гармонии души, обладающими лишь видимостью мудрости. Чаще всего, это рациональные эгоисты, карьеристы, живущие по принципу: "цель оправдывает средства".

Ханжа в своих высказываниях рассчитывает в первую очередь на наивных и доверчивых, впечатлительных и простодушных людей.  Ханжа в своем лицемерии  доходит порой до крайней степени проявления резкости и грубости, пренебрежительности и неуважительности, полного отсутствия  тактичности и деликатности, доброжелательности и дипломатичности, чувства меры и приличия. Ханжа, осуждая других, более порядочных, старается за их счет  нажить себе дополнительный авторитет и продвинуться по административной (или любой другой) лестнице вверх.

                Честолюбие
Это жажда известности, почестей, стремление к почетному положению. Честолюбие, когда оно направлено на  достижение  благих  целей,  является   положительным качеством. Чрезмерное  честолюбие нередко лежит в основе карьеризма – стремления получить любыми путями должность получше и повыше, побольше прав и власти. Если у человека нет самокритичности, скромности, то честолюбие может сделать из него эгоиста, амбициозного и спесивого.

Честолюбие помогает  человеку преодолевать большие трудности и преграды на пути к достижению поставленной цели, справляться с горестями и неприятностями, неудачами и поражениями. Честолюбие делает человека организованным и собранным, целеустремленным и упорным. Истинному честолюбию чужда зависть и ревность.

Честолюбивый человек, видя большие успехи других, старается узнать больше, научиться как можно большему, достичь максимальных творческих высот, чтобы плоды трудов его со временем становились все больше и совершеннее. Карьерист же не столько занимается собой, сколько интригами против более способных и талантливых, чтобы скомпрометировать как обладателей таланта и добродетели, так и результата их работы.

                Честь
По отношению к личности человека это его достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы. В общественном мнении это хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Честь предполагает наличие порядочности и благородства, честности и ответственности, чувства долга и добросовестности,  трудолюбия и исполнительности, тактичности и деликатности, великодушия  и  снисходительности.

Существует множество самых различных понятий, связанных с честью. Это честь производственной марки, когда производители той или иной продукции стремятся к сохранению ее высокого качества. Честь мундира у военных обозначает доблесть и храбрость, выносливость и мужество, верность и преданность стране, обширный комплекс знаний,  навыков и талантов в военном деле.

Существует и нарицательное понятие "честь мундира", когда ее защитник больше заботится о чисто внешнем соблюдении приличий или только о части из них, а все остальное его мало интересует. У девушек честь означает целомудрие, у женщин – непорочность, практическое соблюдение вечных нравственных принципов в общении с мужчинами. Честь – это проявление особого почета и уважения к известной или авторитетной личности (президент страны, талантливый ученый или деятель культуры.

                Чувство долга
Чувство долга предполагает добросовестное и ответственное исполнение своих обязанностей перед родителями и детьми, друзьями и родными,  учебой и работой, обществом и государством и т.д. Человек с чувством долга проявляет это качество постоянно, не зависимо от того, что, где и для кого он делает. Он не может позволить себе сделать что-то недостаточно качественно или не вовремя. Не говоря уже о том, чтобы не выполнить свое обещание или поручение вообще.

Чувство долга, например, не позволяет человеку с опозданием приходить на работу или уходить с нее раньше положенного времени. Чувство долга основывается на нравственных принципах и убеждениях человека, его самодисциплине и организованности. Оно не позволяет предавать, народ, страну, семью и других людей, которые вверены человеку в силу его профессиональных обязанностей или в результате стечения обстоятельств.  Такой человек всегда признает свои ошибки и заблуждения, недостатки и недоработки, стремится по возможности исправить выявленные минусы.

Чувство долга помогает человеку  преодолевать  длительные  и  тяжелые лишения: и ограничения физического,  психического, умственного и нравственного характера, придает силы и храбрости в трудных и опасных ситуациях, совершать различные подвиги, а порой даже и представляющееся невозможным на благо других людей. Чувство долга обязывает человека уважительно и внимательно относиться к интересам других людей. Без него не бывает честности и порядочности, благородства и гармонии личности.

                Чувство юмора
Это беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо. Оно позволяет легче переносить лишения и ограничения, проблемы и неприятности, неудачи и поражения, помогает снять психологическое напряжение, расслабиться. Поэтому его можно рассматривать как мощный лечебный психотерапевтический фактор.

Юмор дает возможность более основательно и сохранять человеку душевное равновесие, а следовательно – и психическое здоровье.  Чувство юмора помогает людям быстрее узнать друг друга, установить более тесные отношения. По тому, как и что рассказывает человек, можно судить о многих его качествах: уровне интеллекта и культуры, психологической гибкости и изящности, эстетической утонченности, способности вести полноценную беседу, настраиваться в тон мыслям и чувствам собеседника, желании и умении быть приятным, общительности и контактности.

Исходя из  того, как человек воспринимает юмор в свой адрес, можно увидеть его истинную, а не показную уверенность в себе и своих силах, его силу духа и гармоничность натуры в целом. Истинный, полноценный, настоящий юмор предполагает наличие в нем чувства меры, тактичности и деликатности, доброжелательности и уважительности. Резкий и жесткий, колючий и злой юмор является уже язвительностью и злословием, свидетельствуя о примитивности натуры и об отсутствии выше перечисленных личностных достоинств и человеческих добродетелей.

                Чуткость
Это способность быстро и легко воспринимать состояние другого человека, отзывчивое и сочувственное отношение к нему. Например, брат видит, что у сестры плохое настроение. Учитывая этот момент, он постарается со второстепенными вопросами к ней не обращаться, не обременять ее пустяковыми просьбами, сделает ей что-то приятное и по возможности поднимет ей настроение.

      Чуткий человек не обязательно ждет момента, когда к нему обратятся за помощью, - он сам ее предлагает соответственно конкретной ситуации. В семье заболела жена. Муж, если он чуткий, возьмет на себя большую часть домашних забот, не будет упрекать жену за ее пассивное состояние, предъявлять ей обычный уровень требований или тем более высокий. Он будет великодушен и снисходителен, внимателен и заботлив. Принесет жене лекарства, воды, накормит ее, постарается всячески облегчить ее физическое и психологическое состояние.

Чуткость предполагает большую доброту и нежность, предупредительность и терпение, тактичность и деликатность. На работе или в учебном заведении дискомфорт ближнего вызывает искреннее и бескорыстное желание помочь словом и делом или, как минимум, посочувствовать ему. Чуткий человек находит нужные слова и выражения, интонации и жесты применительно к состоянию другого человека, будь то сомнение или отчаяние, грусть или радость, страх или боль и т.д.

Чуткость – это проявление интеллигентности человека. Такой человек способен даже пожертвовать частью своих  интересов, своим временем, силами, если  кто-то    нуждается в его помощи, поддержке, участии.

                Щепетильность
Строго последовательное и принципиальное отношение к кому-либо или чему-либо. Обычно щепетильным называют человека, который  особенно  серьезно и внимательно относится  к максимальному соответствию своей жизни и общению  не только главным принципам и убеждениям, но и многим второстепенным моментам, прямо или косвенно затрагивающим нравственность, порядочность, благородство. В хорошем смысле это элемент педантичности и консерватизма.

Щепетильный человек особенно тактичен и деликатен, предупредителен и ответственен. Щепетильность предполагает определенный уровень интеллекта и культуры, психологической тонкости и изящности. Щепетильность, как самоцель, является скорее недостатком. Ибо все хорошо в меру. Чрезмерная щепетильность резко снижает коммуникабельность человека, приводит к ощутимой психологической изоляции,  уменьшая социальную и профессиональную, семейную и бытовую адаптированность.

Если щепетильность сочетается с эгоизмом, самовлюбленностью и формализмом, то такой человек не только не будет пользоваться симпатией и уважением у окружающих, но будет считаться опасным источником откровенного зла, которого будут сторониться все мало-мальски разумные люди.

                Эгоизм
Предпочтение своих интересов интересам другим людей, пренебрежение ими. Читает человек книгу, а его родственник или друг просит помочь ему в каком-либо деле. Эгоист, заботящийся лишь о своем удовольствии и благополучии, откажет в помощи, придумав какую-то мнимую причину. Или просто скажет, что ему не хочется. Бабушка угостила внучку конфетами, та съела их все, не оставив ничего ни родителям своим, ни братьям и сестрам.

Зимой в сильный мороз едет человек на машине. Его останавливает женщина и говорит, что у нее нет денег, чтобы оплатить в полной дорогу. Эгоист поедет дальше один.  Эгоист  старается всегда и во всем извлекать личную выгоду, живет по девизу: "Хорошо в жизни лишь  то, что хорошо мне" или "цель оправдывает средства". Для получения выгоды эгоист способен на интригу и авантюру, на унижение и оскорбление другого человека.

Ради самой минимальной выгоды он способен причинить самый большой моральный, физический и материальный ущерб любому числу  людей. Эгоист способен долго и упорно настаивать на удовлетворении своих личных капризов и прихотей, мимолетных второстепенных желаний и стремлений даже при условии, что это предельно неприятно или неудобно окружающим.

Эгоисту чуждо искреннее сострадание и сопереживание, доброта и альтруизм, щедрость и сочувствие, скромность и терпение, великодушие и снисходительность, тактичность и деликатность, самокритичность и совестливость, чуткость и раскаяние.

                Экстравагантность
Стремление человека своим видом и поведением удивить и поразить окружающих. Особенно часто проявляется у людей, которые не обладают даже самыми минимальными человеческими добродетелями и не стремятся их развить, за что их можно было бы любить и уважать. Но при этом они желают занимать особенное положение в обществе или в своем окружении. Часто это люди с плохим характером (или не очень хорошим), с небольшим умственным развитием и невысоким уровнем развития культуры и слабым чувством эстетики.

Более часто встречается у представителей женского пола, особенно в подростковом и юношеском возрасте. В более позднем возрасте экстравагантность является проявлением определенной психологической инфантильности человека: его закомплексованности, выраженной неуверенности в себе и своих силах. Человек со вкусом будет стремиться выглядеть скорее элегантным, эстетически изящным и утонченным, нежели экстравагантным. И в этом случае он не только вызовет одобрение, удивление или восхищение, но и уважение к себе, как к личности, которой не чужда  гармония  мыслей и чувств.

         Экстравагантные люди стремятся быстрым и легким путем получить известность в обществе, пытаясь таким образом компенсировать свою душевную и умственную лень, безволие и беспринципность. Восхищение они могут вызвать лишь у столь же легкомысленных и не обремененных ценным внутренним (особенно духовным) содержанием людей. Умный и значительный  человек  в лучшем случае отнесется безразлично к их примитивным изощрениям, а в худшем – у него возникнет негативное отношение.

                Элегантность
Элегантность не имеет ничего общего с демонстративностью и экстравагантностью, т.к. предполагает наличие определенного интеллекта и культуры, психологической утонченности и развитого чувства эстетики. Это позволяет, например, создавать такие ансамбли одежды, когда за счет воде бы второстепенных мелочей удается добиться особой изящности и изысканности. Элегантность основывается в большей степени на классических понятиях красоты.

Элегантность одежды достигается совокупностью многих моментов: фасона и отделки, рисунка и фактуры, сочетания цветов и оттенков,  изящности линий и пропорций, максимальной адаптированности к индивидуальным особенностям фигуры, цвету волос и прическе, возможным украшениям и дополнениям и т.д. Как правило, особенная элегантность достигается при участии специалиста-профессионала (модельера, дизайнера и т.п.). Иногда встречаются люди с врожденным чувством прекрасного, интуитивно чувствующие красоту даже в сочетании на первый взгляд обычных и мало выразительных элементов.

                Эстетичность
Явление, относящееся к чувству  прекрасного,  элемент художественности в оформлении чего-либо. Эстетичность может быть присуща мыслям и чувствам, мимике и жестам, движениям и поступкам человека, в его прическе, отдельных  линиях  и  пропорциях тела, выражении глаз и лица, в одежде, в оформлении интерьера, в исполнении и оформлении любого произведения природы или рук и ума человеческого.

Эстетичность в любом моменте и явлении свидетельствует об эмоциональной утонченности, определенном уровне культуры, элементе интеллектуальной и психологической, нравственной и духовной гармонии личности. Все, что несет на себе печать эстетичности, может вызывать восторг и восхищение, уважение и преклонение, почитание и обожание. Чувство эстетики присуще известным художникам и скульпторам, певцам и композиторам, модельерам и дизайнерам, архитекторам и декораторам,  поэтам и писателям и другим представителям искусства.

Произведение не может стать классическим, если оно не несет в себе элемент эстетики. И чем выше степень эстетичности, тем более талантливым и гениальным оно может быть признано. Эстетичность исходит в первую очередь из классических понятий прекрасного. "Все новое – это хорошо забытое старое". Человек с чувством прекрасного всегда интересен и приятен, эффектен и выразителен.

                Этичность
Это соответствие чего-либо учению о морали – этике (совокупности  нравственных норм человеческой жизни). Этичность может характеризовать мысли и чувства, желания и стремления (по форме и содержанию), действия и поступки, слова и выражения, интонации голоса и логический подтекст, взгляды и представления, принципы и убеждения. Этичность – это степень духовной гармонии человека, проявление его воспитанности, порядочности, благородства, мудрости.

Этичный человек ориентируется в первую очередь на мнение своей совести (при условии, что он достаточно бесстрастно и самокритично, строго и серьезно относится к себе). Это в том случае, когда моральные принципы окружающих менее совершенны, чем его собственные. Если же они выше его личных, он по возможности стремится ориентироваться на общественные. Среди каждой общественной прослойки,  профессиональной  или  возрастной  группы людей существует ряд своих правил поведения, нарушение которых вызывает  у окружающих осуждение.

Понятия о том, что такое хорошо и что плохо у каждого народа могут быть свои в силу исторических и культуральных особенностей. Поэтому, чтобы не попасть впросак, человеку лучше предварительно узнать этические особенности конкретной  группы  людей, прежде чем  начать общаться с ними. Человек не может считаться нормальным, если он неприличен. 

                Язвительность
Злобно-насмешливый юмор, стремящийся любым путем и способом досадить, причинить боль, неприятности кому-либо. Язвительность является проявлением интеллектуальной, психологической и нравственной дисгармонии человека, его неумением и нежеланием работать над собой, развивать свои достоинства и добродетели, способности и таланты.

Язвительность – это способ скрыть и замаскировать убогость ума и души. Это проявление таких черт характера, как злобность и раздражительность, жестокость и агрессивность, равнодушие и формализм, зависть и злопамятность, ревность и мстительность, безволие и неорганизованность, самовлюбленность и эгоизм. Язвительный человек стремится уравнять себя с кем-то, обладающим большими, чем он, достоинствами и добродетелями, не с помощью упорной и серьезной работы над собой (чтобы дорасти до другого), а путем унижения и принижения другого человека и результатов его труда до своего уровня или еще ниже.

Язвительных людей никто не любит и не уважает, их боятся и остерегаются, сторонятся и избегают. У них нет настоящих друзей, потому что они сами себе создают психологическую изоляцию. Язвительность обычно приводит к многочисленным серьезным жизненным проблемам, тяжелым физическим и психическим заболеваниям, психологическому и нравственному разрушению личности человека.