Ивушка

Николай Белесов
Новелла

   Под Маринкиным окном стоит засохшая ива.  Уныло торчат в разные стороны обломанные ветки.  А совсем недавно  дерево украшало дом.   Его крона шатром опускалась до самой земли.  Она манила к себе детвору.  В жаркий день малыши прятались в прохладе густой листвы от палящих лучей солнца.  Здесь они часто укрывались и от внезапно  налетевшего летнего дождя.
   Но если над селом начинал громыхать гром, и по бурлящему небу метались молнии, все разбегались по домам. В окошко Марина наблюдала за ивушкой.  Та преображалась.Каждый листок трепетал в порывах налетевшего предгрозового вихря. При очередной вспышке молнии ивушка сияла фосфорическим светом на фоне черного неба. Потом все затихало, словно прислушиваясь к нарастающему шуму приближающегося ливня.
   После дождя ивушка хорошела.  Листва, омытая им, сверкала разноцветным бисером в ласковых лучах солнца. Марина и ее подружки, как по команде, вновь собирались к ивушке.  Разгорались шумные, беззаботные игры. Дети  пробегали под еще не обсохшими  ветвями, и ива, как бы в шутку, обдавала шалунов потоком дождевых струй.
   Стремительно пролетело время. По дороге в школу девочки каждое утро собирались у своего заветного места. Ивушка, словно оживала, она что-то тихо, приглушенно шептала, как бы поддерживая разговор девочек. Потом провожала и встречала ватагу из школы, приветливо помахивая ветвями.  А Марину ивушка не забывала и поздними осенними вечерами.  Когда на дворе начинался сильный ветер, она стучала в окошко и как бы говорила:
   -Марина, мне холодно, согрей меня!
   Девочка ставила настольную лампу на окошко – яркий свет падал на шевелящиеся листочки, и вновь ивушка стучала в стекло  в знак благодарности.  Марина просила маму не гасить  лампу  до  утра. И, уже  засыпая, она  слышала  голос ивушки:
   -Спасибо, Марина, мне стало теплее…
   Однажды, проснувшись, Марина выглянула в окошко и не узнала  ивушку. На фоне хмурого  серого неба  она стояла, закованная в ледяной панцирь. Пышные гирлянды инея придавали ей сказочный вид. Она была удивительно хороша. И девочка в восторге закричала:
   -Мама! Мама! Посмотри, какая красота!
   Мама посмотрела в окошко и с грустинкой в голосе сказала:
   -Это, доченька,  мертвая красота, лед сковал ивушку, мо-роз заморозил ее «кровь».
   -Какую кровь? – не поняла Маринка.
   -Каждое дерево питают соки, которые добывают корни из почвы.  Эти соки, словно кровь человека, текут по стволу,
по каждой веточке, в каждый листочек. Так что не радуйся такой красоте, она  для  нашей  ивушки  губительна.
   Марина выбежала на улицу, стала сбивать иней, обламывать толстый ледяной  покров с тонких  веточек. Но стихия бесновалась  еще  не  один день. Под тяжестью льда и инея ветви  ивушки  с хрустом  ломались.  Этими  тревожными ночами  девочка  подолгу  не  могла  уснуть. Треск  сучьев отдавался в детской душе, и ей казалось, что ивушка стонет и вскрикивает от боли.
   Прошла зима. Ранней весной Марина с каким-то тревожным  волнением  наблюдала  за  ивушкой. И вот на  самом верху одна небольшая веточка распустила листочки. С этого дня почва под  стволом  ивушки  не  просыхала.  Веточка  все зеленела. Но в один из солнечных дней листочки поникли,   и засохли. От  горя  Марина  склонилась  к  ивушке, обняла   рыхлую, отставшую  от  ствола  кору  и  заплакала. Слезы покатились по ее щекам, упали под самое основание дерева. И  вдруг там, где  упали  слезинки,  Марина  увидела  зелененький нежный листочек, чем-то напоминающий листок ивушки. Девочка  стала  на  колени,  осторожно  разгребла  почву и… о чудо! Из земли выбивался небольшой побег. Он тянулся к ней и трепетал от малейшего ветерка. Сердце переполнилось  радостью,  ей  показалось, что  это  слезинки возвратили жизнь ивушке. Марина ликовала. Чтобы кто-то случайно не сломал  нежный  побег, она огородила его колышками, и каждый день стала ухаживать за ним.
   К  концу  лета  выросло  небольшое  деревце. Оно  еще маленькое, но Марина уже знает, что пройдет несколько лет и из него вырастет такая, же раскидистая плакучая ива.
   Дочь упросила родных не рубить засохшее дерево. Оно и сейчас стоит под ее окном, напоминая о той страшной  осени. А у  подножья, радуясь солнечному свету и по взрослому шевеля листвой, набирает силу молодая ивушка.