Галопом-автостопом. Гл. 3

Анастасия Игнашева
   Глава 3. Год 2008. Питер-Вытегра-Архангельск-Сыктывкар.
           Ну да. Опять он. Хомке понравилось в прошлый раз и решила она  снова туда наведаться.
    На этот раз записи пойдут в виде дневника. Это первый год, когда я решила вести дневник. Не полагаясь на память.
  18.06.2008. 8-25 утра. Ст. м. "ул. Дыбенко". Довольно-таки прохладно. Мокрый после ночного дождя асфальт. После вчерашней летней жары грустно((((.
"А если дождь опять?" - подумала я.
    Мы с Хомкой бродим по площадке перед метро в поисках маршрутки на Кировск. Уходить из города решили на маршрутке - на месте нашего стопного места построили дурацкую развязку КАД, ведущую к ИКЕЕ. Маршруточники-кавказцы, отчаянно зазывавшие нас, были отвергнуты молчаливо-вежливо, но твёрдо. И вот мы, наконец-то сидим в автобусе. "ЩАСЛИВА АСТАВАЦЦА!" Бидва на мою СМС-ку ответить не пожелала, все прочие откликнулись.
          Доехали до пос. им. Морозова. И стали на трассу. Ха! Тачки мимо. Стояли минут 40. Наконец застопили мини-вэн до поворота на Кировск. Почему-то, когда мы уходим из города — первая тачка всегда до поворота на Кировск.
- Наверное, потому, что в Кировске хорошие люди живут. - сказал однажды подвозивший нас парень на «Жигулёнке».
          После небольшого дождичка и ещё, примерно, получасового зависа, Хомка сказала:
- А может, я постоплю?
- А попробуй! - сказала я.
    У неё, неожиданно хорошо пошло. И минут через 10-15 остановила ещё один мини-вэн. Мужик довёз нас до поворота на Жихарево. Мужичок оказался на редкость приятный. Всю дорогу развлекал рассказами про местные достопримечательности. Про древний каньон в Жихареве, про «Петровские ели» - остатки древней корабельной рощи, посаженной по приказу Петра Первого.
      У Жихарева  Хомка опять подняла руку. Грузовая "газелька". Ловись тачка, большая и маленькая. Мужик ехал в Тихвин. Он довёз нас  до Иссада...
          В Дусьеве стоит памятник блокадной полуторке. Водители сигналят, проезжая мимо.
   В Иссаде была «буханка» до Сясьстроя. Посёлок Сясьстрой был основан п годы первых пятилеток. Строили там первый в Советском Союзе целлюлозно-бумажный комбинат,он находится в 136 километрах от Санкт-Петербурга. Обыкновенная большая деревня.
            "Камаз" до Подпорожья. Дождь то идёт, то прекращается. Отныне наши обязанности распределены так: Хома стопит, я договариваюсь с водилами. 
     За Лодейным Полем, сразу за развязкой и поворотом на Подпорожье хорошая дорога кончается и начинается убитый в хлам просёлок без асфальта. А если асфальт и есть, то его немного и он весь в рытвинах, выбоинах и ямах. Особо крупные ямы стыдливо присыпают песочком...
  До Петербурга 280 км...
       За Подпорожьем начался дождь. Вернее - ливень. Успели основательно вымокнуть, прежде чем Хомка застопила джип "Ниссан". С эстонскими номерами. Водила-эстонец ехал в Вытегру по делам. Они там лесозаготовками занимались.  Дорога идёт "пунктиром": асфальт-грунтовка-асфальт-грунтовка. Дождь то прекращается, то начинается снова. Водила балакает по-своему по трубе...
         Вытегра. 426 км от Петербурга. Северо-запад Вологодской области. В городе были в 18-00. Хома настроена идти дальше, хотя яснее ясного, что до Архангельска в этот день мы не доедем. Но мы решили двигать дальше. Хомке словно в одном месте зудело... Итак, в Вытегре мы оказались ровно в 18-00. Мама как раз звонила. Она вообще регулярно нам названивает, когда мы с дочкой пускаемся в странствия. Водила-эстонец, про которого я рассказывала в прошлом посте, высадил нас на въезде в Вытегру, а сам укатил в другую сторону. Хомка застопила очередной "ВАЗ"- "батон". Мужик довёз нас до выезда из городка. Дальше ему было нужно в другую сторону. На прощание он что-то сказал  новой дороге, построенной на Архангельск. 
          Это был мой "косяк". Блин... Я ведь распечатала маршрут, где русским по белому было А мы с какого-то перепугу попёрлись не на север, как нам было надо, а на юго-восток - в сторону Девятово-Белоусово-Прокшино! Там старая грунтовка, по которой почти никто не ездит!!!! Сначала мы застопили "Уаз-Патриот", водила довёз нас до Белоусова. Потом - полуразвалившийся "Фольксваген-Гольф", на котором местные пацаны ехали в соседнюю деревню "Волоков Мост". Это как раз на канале. Потом мы долго топали по грунтовке и кормили комаров. Хомка начала хныкать.
- Погоди! Щас найдём место и поставим палатку. - сказала я. Я уже поняла, что  сегодня нам уже ничего не светит. И вдруг где-то за поворотом послышался шум мотора, а потом появился небольшой автобус- "пазик". Какая-то развозка! Везли рабочих на ночную смену. Что они там ночью в лесу делали - я так и не поняла, но нас посадили. Местные мужики очень удивились, увидев нас в этих местах - не часто сюда туристы забредают! Ещё больше они удивились, узнав, что мы собираемся добраться до Архангельска! И именно по этой дороге! Вобщем, мы вернулись в Вытегру. И весьма кстати, ибо стоило нам сесть в автобус, как припустил такой ливень...  Водитель автобуса-развозки сперва привёз нас к себе домой. Всё-таки в провинции люди остались какие-то неиспорченные... Совершенно незнакомые люди искренне предлагали нам заночевать у них дома! Но мы решили отправиться в гостиницу. Гостиница, кстати, хорошая. Один минус - прямо перед нашим приездом отключили горячую воду. 
         Вытегра - очень интересный городок. Я бы с удовольствием осталась там на денёк - осмотреть всё. Жители городка сами себя называют "вытегоры". Кроме краеведческого музея и системы шлюзов канала "Волго-Балт" в городке есть ещё музей "Подводная Лодка". С чем связано его появление - я не знаю. Я бы с удовольствием сходила туда, но Хомка была против. Ей на трассу не терпелось... Ещё там есть музей боевой славы и несколько памятников - Вытегра - единственное место на Вологодчине, куда дошли немецко-финские войска в 1941-м и где они были остановлены. Именно через Вытегру должно было пройти второе кольцо блокады Ленинграда. Оно так и не было создано... После этого Гитлер планировал занять Вологду, откуда открывался путь на Север - к портам Архангельска и Мурманска и на восток - к заводам Урала...
                День второй. 19.06.2008. Вытегра-Пудож. Как мы зависли.
        Утром мы тронулись дальше. Стопила опять Хома. Стояли, впрочем, довольно долго. Почти час. В сторону Вытегры машины шли одна за одной, а вот из Вытегры... Снова пошёл дождь. До Архангельска он нас преследовал довольно упорно.
          Наконец показалась какая-то тачка. Мужик ехал, правда, недалеко - километров за 20 от Вытегры, в Андомский Погост. Но нам было совсем в лом стоять - тем более тучи опять набежали. Чёрные такие, страаашныееее...
          Вообще водители бывают разные. Одни любят поговорить, другие послушать, а третьи вообще предпочитают молчать. Этот был из любителей поговорить. На редкость приятный дядька оказался. Я рассказала, как мы заблудились вчера.
- Ну вы даёте! - сказал водитель, - Там же за Волоковым Мостом дорога ещё километров пять идёт и всё - обрывается!
          После этого он рассказал историю села Девятово, которое мы проезжали вчера. Когда-то, в давние времена, жили в этих краях разбойнички, промышлявшие нападением на купеческие баржи и лодки, шедшие через Мариинский Канал. А потом началась война с Наполеоном и в разбойничках взыграл патриотизм. Что само по себе очень даже неплохо. И отправились эти самые лихие ребятки воевать. Со своим оружием, на своих конях пришли они в ставку к командующему русской армией Кутузову и сказали, что желают Родину защищать. Кутузов и отправил их партизанить. А что ещё они умели? Вобщем, воевали они храбро. И под конец войны из 250 человек их осталось всего 9... За их службу царь личным указом даровал им вольную волю, освобождение от всех налогов и податей и пожаловал землёй на берегу Мариинского канала.
          Высадили нас на горке, а там ветер такой, что с ног сбивает. И холодный, как осенью...
  Дорога, как я уже говорила, - "пунктир" - асфальт ( местами очень даже неплохой)-грунтовка-асфальт-грунтовка...  Стояли мы опять довольно-таки долго. Потом появился хлебный фургон с карельскими номерами. Пудож - это уже республика Карелия. Примерно половина пути пройдена. От Питера - 531 км. Ещё в Пудожи самые злые гаишники. Остановили они нашего водилу и штрафанули. Из-за нас.
          Когда подъехали к Пудожи - показалось солнце и потеплело почти по-летнему. На выезде застопили огромный грузовик-"американец". Из тех, кого зовут "пожиратель километров". Кабина - дом на колёсах. Нам повезло - водила ехал в Архангельск. Но ночь предстояло провести в грузовике. По грунтовке, особенно после дождя, не очень-то разгонишься, так что тащились мы максимум 40 км/час... Общее впечатление - всюду один огромный Сямженский район Вологодской области - разбитые просёлки, полузаброшенные деревни... Машины навстречу, из Архангельска, попадались довольно часто. А вот в нашу сторону почти никого.
  Самое прекрасное зрелище - уходящая вдаль трасса.
                В Ватаманове, это уже Архангельская область, остановились перекусить в придорожном кафе. Водила заказал полный обед, а мы с Хомой оценили тамошние восхитительные блины и местные "калитки" - пирожки типа ватрушек, но с кашей.
        Когда проехали Каргополь - появилось солнце. От Питера - 694 км. До Архангельска - около 500.       Вечер был сказочно хорош. Дорога относительно хороша... Снова позвонила мама. Для того, чтобы обозвать нас ненормальными. Она вообще названивала нам каждый час.Да! Для того,чтобы ходить по этой трассе - нужно иметь очень большой фарт на тачки... Ибо после 8 вечера застопить что-либо здесь нереально. Дорога местами не просто плохая - ужасная. Но зато сотовая связь устойчива почти везде - вышки стоят почти в каждой деревне. Ехали всю ночь с парой остановок на чай. Водила непрерывно курил, а у Хомки аллергия на табачный дым, так что окна не закрывали. А на улице - холод и дождь. Перемёрзли и почти не спали... Я порадовалась, что взяла тёплые штаны и свитера... Вот тебе и лето!
               День третий. 20.06.2008. Архангельск. 1138 км. от Питера...
      Итак, я сказала уже, что ехали мы всю ночь. Поспать, вобщем-то не удалось. Так, подремали... Часов около 11 утра были в Архангельске. Было сыро, серо и пасмурно, но тепло. Теплее, чем вчера. Водила объяснил нам, как найти гостиницу для дальнобоев на Окружном шоссе и мы расстались. Шли-шли, шли-шли... какие-то магазины, оптовые базы, автомобильные стоянки... виадук, потом  - бац!- онкологическая больница и стало ясно, что мы в самом городе. В Архангельске я до этого ни разу не была. Куда идти - не знаю. Хомка в с недосыпу хмурая и злая - бухтит и капризничать пробует. Город ей активно не понравился с первого взгляда.
- Гадкий город! - возмущённо вещала дочь, - И люди мрачные! Неприветливые! Вологда лучше! Я тут не останусь! Идём на трассу и едем дальше! Я в Сыктывкар хочу!
- Тихо! - скомандовала я, - Боец Хомченко! Отставить нытьё! Я никуда не поеду - у меня ноги болят и голова. И живот. И вообще - я спать хочу. И есть. И помыться. Пошли искать гостиницу!
         Из разговора со словоохотливым местным дедушкой ( почему-то пожилые мужчины испытывают ко мне необъяснимую симпатию) выяснилось, что в Архангельске полно гостиниц. Кроме так и не найденной нами гостиницы для дальнобоев есть ещё "Карнаволок" -5*; "Южная" - 3* и ещё что-то. Я спросила как доехать до Малых Карел. Это музей деревянного зодчества, вроде Кижей, или Витославиц под Новгородом. Дедок объяснил.
- Значит так! - объявила я Хомке, - Сейчас едем искать гостиницу, потом в Малые Карелы. Я только ради них сюда и ехала! Задача ясна?
        По моему виду дочке стало ясно, что спорить с мамой бесполезно. С мамой ( в моём исполнении) вообще спорить бесполезно. По определению. И мы поехали. В "Южную". Которая три звезды. Там на ресепшене на нас посмотрели вежливо ( рюкзаки, треники, камуфляжная жилетка-разгрузка...) и вежливо сказали, что мест нет... Совок, сцуко, вечен... У них там, понимаешь, иносранцы, а тут две какие-то автостопщицы... И мы поехали в Малые Карелы... Пока ехали - тучи разошлись и наступило ЛЕТО!!!!! +25!!!! А я в тёплом свитере...
          У меня с собой было немного наличных - около 3000 рублей, а остальные деньги были на карте. Про отделения "Альфа-Банка" я перед отъездом узнала. В Архангельске их было аж 2! В случае чего - можно было расплатиться картой. В Малых Карелах тоже была гостиница. Вернее - целый комплекс. Самый дешёвый двухместный номер - как раз 3000. Я бы могла. Деньги были. Но с Хомкой случился очередной приступ скромности. Ей вдруг впадлу показалось... Ладно. Фиг с ней. И мы пошли в музей.
          Рюкзаки мы оставили в сторожке охранника и пошли налегке. Настроение у Хомки рвануло вверх. Особенно после того, как выяснилось, что прямо в одном из домов-экспонатов открыто кафе, выдержанное в русском стиле. Подают блюда местной кухни: блины, уже знакомые нам «калитки», квас, чай, сбитень. И всё очень демократично. Официантки в русских костюмах. Мы с Хомой скромно забрались в угол. Кроме нас в избу-кафе зашли два подвыпивших дядьки, потоптались и вышли. А мы заказали блины с чаем и вареньем. Хомка расцветала на глазах. Да и мне уже спать не так хотелось.
         Музей разбит на несколько секторов: Каргопольско-Онежский, Мезенский, Пинежский и Важский( пока только строится).
  После завтрака в виде блинов с чаем Хомка повеселела и позировала с удовольствием.
 Северные крестьянские дома строились так, что  жилые и хозяйственные помещения там помещались под одной крышей - из-за сурового климата. Под поветью-сараем находился двор, где стоял скот. Стены двора сгнивали гораздо быстрее, чем в остальном доме и чтобы быстро заменить гнилые брёвна, не разбирая весь двор - поветь ставили на столбах. В Вологодчине, кстати, так не делают. Приём характерен для Карелии и Архангельской области. Во всяком случае в Сямженском районе я такого не встречала.
  Переход между секторами музея - длиннейшая и крутейшая деревянная лестница...
 Вообще - по Малым Карелам можно бродить целый день. Мы проболтались там часа 4 не меньше... Эх люблю я такие музеи. Кижи, Витославицы под Новгородом, а теперь ещё и Малые Карелы... В Кижах я была в Хомкином возрасте - в 16-17 лет... Надо бы опять наведаться.
          Как я уже сказала - лето наступило внезапно и по заказу. Как будто добрая фея взмахнула над нашими головами волшебной палочкой.
          И гостиница для дальнобоев - та самая, на Окружном шоссе, нашлась моментально. И места там оказались. А администраторша гостиницы встретила нас так, словно ждала всю жизнь. И вот за 880рублей мы с Хомой поимели:
- двухместный номер с бельём и телевизором (ящиком не пользовались);
- питание - два огромных куска курицы - нога+бедро;
- и горячий душ!!!!
         После чего я ещё смоталась в город в отделение банка, сняла с карты немного денег, купила Хомке зубную щётку (свою она дома ухитрилась забыть!!!!!) и оплатила телефон. После чего мы со спокойной совестью завалились дрыхнуть. И продрыхли всю ночь. Снилось что-то хорошее.
            А вот сам Архангельск не впечатлил. В большинстве своём он застроен совковыми многоэтажками, среди которых кое-где попадаются старые деревянные домики. Единственное красивое место - сама Северная Двина. Кстати, в Архангельске, как и в Питере такая же сырость - сказывается близость моря. Белого.
               День 4. Архангельск-Березники, далее везде... 21.06.2008.
          Наутро мы собрались уходить. Хомке не терпелось ехать дальше. Но на Окружном мы застряли. Место какое-то не стопное. Полтора часа проболтались. Наконец парень на грузовой "газельке" подбросил нас до поворота на Новый Мост. Пока шли к мосту - немного побрызгал дождик.  А потом мы шли через мост.
        За мостом сразу же остановилась "Нива". Мужик ехал в Холмогоры и согласился подкинуть до поворота. Это километров 80.
       Снова позвонила мама. Обозвала ненормальными в очередной раз. А мы в очередной раз сказали, что бесполезно нам это говорить.
        Вообще — везёт нам на хороших людей в походах.
              В Сыктывкар было из Архангельска 2 пути - один прямой - через Усть-Пинегу, Паленгу, Пинегу и т.д. и второй - через Березники-Котлас-Усть-Вымь и Визингу. Он подлиннее, но выбрали мы его - там часть пути по федералке. Плюс ко всему - я надеялась заехать в деревню.
           14ч50м.-15ч.40м. Трасса у поворота на Холмогоры. Примерно 70 км от Архангельска. Довольно-таки жарко. Нашли мобильный телефон "Моторола". Кто-то потерял, наверное. Трубка, ессно, не работает.В ремонт отдать?
        Застопили фуру. Водила ехал в Москву. Хомка гордо отказалась ехать в деревню. Доехали до поворота на Котлас за Березниками. До Котласа 300 км. Было уже около 8 вечера. Трасса не очень оживлённая. Мы стояли у самого поворота. Чуть дальше - мост через речку.
- Если машин не будет - пойдём на речку палатку ставить. - сказала я.
           Предложение возражений не вызвало. И вот, когда мы уже совсем собрались идти ставить палатку - появился ОН!!! ПАЗик на Сыктывкар! Вернее - мы не сразу поняли, что он на Сыктывкар! Просто повернул с главной трассы автобус, Хомка машинально махнула рукой. Он остановился. Я увидела региональный код на номерах - 11 - код республики Коми. Спросила:
- Вы в Сыктывкар?
- В Сыктывкар! - ответили нам.
          Зашибись...
            Спортсмены возвращались с соревнований. Блин!!! Они ехали из-под Луги!!!! Афигеть...
  На берегу реки сделали остановку. Ребята пошли ужин готовить, а мы остались.
                День5. Сыктывкар. А мы молодцы! 22.06. 2008.
      Замечено давно - название этого города практически никто, кроме его жителей, не может выговорить правильно даже в трезвом виде. Моя подруга Марго сумела выговорить его только после третьей попытки...
         Ну, вобщем, мы оказались в автобусе с командой спортсменов МЧС. Ночевать пришлось там же. Ночёвка в машине - это, я вам скажу... хуже пытки бессонницей. Пол-ночи водила гнал, как ненормальный, так, что все летали по салону. У меня, кстати, от таких полётов прошёл остеохондроз... Нет худа без добра.
        В Сыктывкаре мы были часов в 11 утра. Правда, водитель довёз нас до школы на противоположном конце города. А оттуда мы уже на автобусе доехали до дома тётушки. Вобщем, около полудня мы к ней ввалились. И дальше всю вторую половину дня и ночь мы ДРЫХЛИ!!!!!! И сны мне снились невероятные! Яркие, как кино! Мне снилось, что я пишу для журнала "GEO". Но мой ник - ZLAYA им не понравился и и дали мне новый псевдоним - ТЕРЕЗА. При этом приключения у меня там были в духе Индианы Джонса. Какой-то подземный храм, озеро, мужик непонятный... Что он от меня хотел - я так и не поняла. Утром проснулась бодрая и счастливая. Обратно решено было ехать поездом - времени на автостоп уже не было. С билетами оказалось туго - с трудом урвала два купейных, но не дорого (опять мне везёт!) - всего за 2800...
   Ну ладно. Это не интересно. Я про город... Сыктывкар - город контрастов. Деревянные домишки разной степени ветхости соседствуют с "хрущобами" и вполне современными высотками. Странное впечатление. Когда я была здесь в 1987г., в Хомкином возрасте, деревянных домиков было больше и городок был таким милым, провинциальным, тихим и уютно-патриархальным. Из-за деревяшек кокетливо выглядывали панельные стены совдеповских пятиэтажек. Правда, уже тогда деревянные домишки начали активно сносить. Сейчас снос идёт ещё более ударными темпами. И городок стремительно превращается в "маленькую Москву",  теряя свою индивидуальность. Сначала нам пытались строить "светлое коммунистическое завтра", теперь - не менее светлое "капиталистическое сегодня", а на выходе... грустно, девицы! Как говаривал Великий Комбинатор.
    Двоюродная сестра рассказывала, что мэр города просто помешался на фонтанах. О их пихает везде и всюду - на всех площадях, в скверах и парках.
- Лавры Петергофа покоя не дают? - спросила я.
- Наверное. - согласилась кузина.
 
                День 6 и все последующие. Сыктывкар
         На следующий день Хомка заявила, что желает гулять. Погода установилась совсем летняя и мы пошли.
  Место всеобщей тусовки - река Сысола у городского парка. Сам парк производит довольно жалкое впечатление и выглядит запущенным и неухоженным - берег медленно ползёт в реку, а сама река меняет русло. И мелеет. Из-за глобального потепления что ли?
 Гостиница "Югор", весьма шикарная и фешенебельная, медленно сползает в реку. Мой покойный дядюшка, муж тёти, предупреждал, что нельзя здесь строить - не послушали... Берег укрепляют, да толку чуть. Москвичи активно скупают в городе участки земли и ведут там практически бесконтрольное строительство, без учёта состояния грунта, подземных вод и так далее...
  Вообще же - жители "деревяшек" относятся к перспективе расселения и сноса весьма неоднозначно. Так, несколько лет назад по частному сектору прокатилась волна самоподжогов - народ надеялся жилищные условия на халяву улучшить. А некоторые наоборот - стоят насмерть, как защитники Брестской крепости и свои развалюхи сносить не дают.  Центральная площадь. Здесь, под бдительным присмотром "дедушки Ленина", именуемого в народе "Ленин с рюкзаком", тусуется городская молодёжь от рокеров до роллеров и скейтбордистов.
            А ещё - в Сыктывкаре есть район под названием Париж. Название появилось после войны 1812г., когда в город пригнали военнопленных французов. Организовали для них нечто среднее между спецпоселением и лагерем для военнопленных. Сколько времени они там провели - неизвестно, как и то - остался ли кто-нибудь из них здесь насовсем...   Так что я могу совершенно спокойно сказать, что я была в Париже. И ничего особенного в этом Париже нет. Всё как у нас.
      Мама, узнав, что я купила довольно хорошие билеты - купе, долго смеялась:
- Что, надоел экстрим и захотели как белые люди?