Смысл жизни - искать или не искать?

Николай Мурашев
               
    Словосочетание смысл жизни нередко является подлежащим в предложениях самого разного толка. Его можно встретить в названиях тем семинаров, дискуссий, в художественной литературе.  Оно, порой, становится в центре возникшей мысли, то ли адресованной самому себе, то ли в размышлении о ком-то. Часто возникают вопросы: Что такое смысл жизни? Надо ли его искать? Как его найти? Какое значение для человека имеет правильное представление о смысле жизни?  На  вопросы даются ответы: Это нечто такое, ради чего стоит жить. Его нужно искать всю жизнь. Его не нужно искать, так как невозможно найти. Он у каждого человека свой и его формула невозможна.  Одни люди говорят, что смысл жизни того или иного человека можно установить только по факту прожитой им жизни, то есть определение его на перспективу невозможно. Другие же не соглашаются с первыми – они хотят видеть перспективу жизни, но обосновать свои аргументы не могут, так как для разных возрастных этапов им представляется разный смысл: для юности – образование, для зрелого возраста – достижения в профессии, для старости – здоровье. Но это тут же оспаривается, так как одним понятием не исчерпывается всё, что изначально  подсказал интеллект. Образование очень важно. А Любовь? Успехи в профессии тоже очень важны. А Любовь? А дети? А внуки? А друзья? И многое, многое другое.
    Иногда под смыслом жизни люди понимают ответы на вопросы: Для чего рождается человек? Во имя чего он живет? Одни рассуждают в масштабе Вселенной: «Чтобы преобразовать её!»,- другие всё подчиняют религиозным догмам или какой-либо плотской идее. Каждый отвечает по-своему; формулы нет; есть тупик.             
    Учитывая то, что дороги часто приводят в тупик, когда отсутствует системность в суждениях, давайте начнём с системности, с программы, с порядка предстоящего движения мысли.
    Прежде всего, необходимо договориться о том, что человек – это макросистема, состоящая из двух систем: биологической и интеллектуальной. Говоря о жизни макросистемы, мы обязаны рассматривать одновременно две жизни, составляющие её: биологическую и интеллектуальную. Для этого анализа нам необходимы представления о сущности этих систем и  задачах, которые они выполняют. Исключение из рассмотрения какой-либо системы или задачи, решаемой  ею, неизбежно приведет к ошибочному результату в определении смысла жизни.
    Начнём с биологической системы.
В самом кратком изложении основными элементами её структуры являются: головной и спинной мозг, блок датчиков состояния внешней среды, предоставляющий нам наши ощущения, блок обеспечения жизнедеятельности мозга и блок репродуктивной функции. Подробно биологическая система описана в публикациях по физиологии человека. Основными задачами этой системы являются: сохранение стабильности состояния внутренней среды, обеспечение функции сознания информационно-интеллектуальной системы, рождение потомства и сохранение человека как вида на Земле.
    Информационно-интеллектуальная система.
В головном мозге элементами её структуры являются: рассудок, разум, память и психическая подсистема. Рассудок – это кибернетический комплекс, преобразующий сигналы внешнего мира в новое качество, формирующий образы и признаки  объектов на нейронах памяти. Разум – это системообразующий кибернетический комплекс, осуществляющий адресацию и кодирование данных, представленных рассудком; занесение этих данных  в память; извлечение их из памяти при осуществлении функции мышления; взаимодействие с биологической системой и др. Благодаря разуму, мы знаем слова – коды объектов, явлений  и их признаков; он формирует нейронную речь (мы её не ощущаем), которая затем им превращается в мысль, а далее передаётся биологической системе для голосового, письменного или другого способа отражения. Память – это комплекс нейронов мозга, хранящий и представляющий информацию по командам и запросам разума. Психическая подсистема – это тоже кибернетический комплекс, усиливающий или ослабляющий мощность нейронных сигналов, создающий чувства и эмоции как особенные реакции на информацию мышления.
    Информационно-интеллектуальная система (при нормальном мышлении) решает следующие задачи:
- бережет биоинформационную систему, на которой она базируется;
- познаёт реальную действительность и, прежде всего, среду обитания;
- находит средства обеспечения биологической системы;
- определяет отношение человека к природе и обществу, формирует его поведенческий кодекс;
- ставит цели и задачи бытия и определяет приоритеты их решения;
- осуществляет информационное взаимодействие с другими людьми;
- формирует душу;
- прогнозирует ситуации и события;
- определяет жизненные ценности;
- решает творческие задачи;
- создаёт семью;
- воспитывает и бережет детей;
- формирует чувства любви, дружбы и другие;
- создаёт орудия труда, средства коммуникации и защиты биологической системы;
- формирует знания и познания, умения и навыки;
 а также решает другие задачи, которые определяет  мышление.
Одной из таких задач для человека является определение смысла жизни.
    В словарях термин смысл трактуется как идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная или высшая цель, ценность чего-то. При этом словосочетания смысл содержания, смысл идеи, смысл предназначения, смысл цели и  смысл ценности  не являются тавтологией.  Под смыслом содержания мы понимаем основную мысль, под смыслами идеи,  цели, сущности, предназначения и ценности – их основные определения и обоснования. 
    Исходя из сказанного, смыслом жизни биологической системы является:
- поддержание стабильного состояния биологической среды при изменении её физических и физиологических параметров, при воздействии на неё внешней среды (изменение температуры, влажности и давления воздуха и др.);
- обеспечение состояния сознания интеллектуальной системы;
- сохранение вида человека на Земле.
    Но постановка вопроса о смысле жизни биологической системы не принадлежит этой системе – она лишена мыслительной функции. То,  что  нас интересует, возникает в информационно-интеллектуальной системе.
    Смысл жизни биологической системы задаётся и реализуется автоматически по заданному от рождения генетическому коду человека. В общем случае смысл жизни биологической системы можно определить как её физиологическое продление на Земле. Это требование матушки Природы, непослушание которой чревато тем, что человек не будет счастливым, его будут преследовать болезни, другие невзгоды и как итог – сокращение  времени жизни.
А что является смыслом жизни информационно-интеллектуальной системы?
    Используя ранее представленную методику, полагаю, ответ должен родиться из совокупности наших ответов на задачи этой системы.
    Когда мышление определяет цели и задачи бытия, оно планирует смысл жизни, который по существу является декларацией. Когда же мышление их решает,  оно демонстрирует то, чем человек живёт в настоящее время, его сущностью являются поиски и преодоления, созидание, заблуждения, разрушения и многое другое. В историческом аспекте смысл жизни человека определяется как совокупность оценок результатов его действий и поступков: как прожил, таков и  был смысл  жизни. Наверно, у читателя не вызовет возражения вывод о том, что всякий раз, когда мы говорим о смысле жизни, мы не в праве игнорировать какой-либо его временной период. Только в совокупности времён суждение о нём может быть правильным и полным.
    Смысл интеллектуальной жизни может быть устремлен к бесконечности, где каждое восхождение к какой-то цели является исходной позицией для нового восхождения. Но этот смысл может быть близок нулю. Чем меньше смысл интеллектуальной жизни, тем ближе человеческая особь к животному, которому никак нельзя отказать в интеллекте.
    От рождения смысл интеллектуальной жизни человеческого детёныша высоко содержателен и характеризуется исключительной целью: за год, два пройти путь, который  человечество преодолело за сотни тысячелетий: научиться ходить, познавать доступный ему мир, мыслить и отражать свою мысль речью. В последующие годы он увеличивает объём познаний и прибавляет к этому умения и навыки взаимодействия с окружающим миром. Ребёнок самостоятельно стремится достичь интеллектуальных высот. К сожалению, это стремление, в ряде случаев, с течением времени угасает. По разным причинам человек как бы останавливается, перестаёт ставить перед собой цели интеллектуального возвышения. Прежде его жизненной ценностью было стать похожим на людей, старших по возрасту, и он интеллектуально рос. С течением лет, сам того не замечая, он приступает к формированию поведенческого кодекса и мировоззрения, а также жизненных ценностей, которые определяют базис порождения целей бытия. Количество целей  возрастает, оценка их приоритетов становится сложной задачей, как для разума, так и для психики. Походить на людей, старших по возрасту, «стало значительно проще»: взял сигарету, выпил зелья, ругнулся матом – вот ты уже почти как взрослый; применила косметику, приняла позу, повторила манеру поведения и ты уже почти как взрослая.  Познание окружающего мира становится полярным: лёгким и трудным для разума, интересным и неинтересным для психики. С этих пор смысл интеллектуальной жизни человека приобретает новые качества: для одних он характеризуется малым интеллектуальным возвышением, для других – большим. Способ познания «походить на людей» переходит в способ социальной ориентации.  Появляются новые способы познания, которые приобретают разные приоритеты. Наиболее сложным из них оказывается способ научного познания, а  менее сложным –  способ созерцания общественной жизни: семья, улица,  телевизор. Постановка целей и их достижение становятся определяющими факторами смысла интеллектуальной жизни человека.
    Но это теория вопроса, давайте перейдём к практике. Если Вы станете письменно отвечать на последующие вопросы и выполнять рекомендации, итогом Вашего труда станет рукопись монографии с названием «Смысл моей интеллектуальной жизни». Главами в ней станут названия задач, а содержанием – Ваша интеллектуальная жизнь. Начнём?
    Начнём с задачи бережного отношения к своей биологической системе. Определите смысл его в прошедшем, настоящем и будущем времени. Оцените своё отношение к собственному здоровью за прошедший период времени. Оцените своё здоровье сейчас и то, как в данный момент Вы к нему относитесь. Какой  цели Вы хотели бы достичь в отношении своего здоровья? Возьмите следующую задачу - постановка целей бытия и определение приоритетов их достижения. Вспомните, какие цели были достигнуты в прошедшем времени; чем Вы озабочены сейчас; к чему стремитесь в ближайшей и отдалённой перспективе.
    Обретение чувств также является задачей интеллектуальной системы. Чувства «производит» психическая подсистема, реагируя на информацию,  поступающую к ней от разума. Реакция психической подсистемы на информацию от разума становится известной разуму и оценивается им как благоприятная, вызывающая желание к повторению, или как неблагоприятная, не желательная к повторению. Когда мы говорим о каком-либо чувстве, мы, прежде всего, должны понимать, какой информацией от разума они вызваны психической подсистемой. Оцените, как реагирует Ваша психическая подсистема, когда разум отвечает на вопросы: Как Вы относитесь к себе, к родителям, родственникам, к детям? Есть ли у Вас друзья? Есть ли на Земле человек, который окрыляет Ваш разум? Всё это – Ваши чувства в интерпретации разума.
    Далее, оцените своё отношение к профессии и свой профессионализм. Труд и отношение к нему существенно влияют на определение смысла жизни человека. Оцените Ваши цели и результаты труда. Они тоже отразят смысл Вашей интеллектуальной жизни. 
    Осуществив, таким образом, анализ всех решенных и решаемых Вами задач, стоящих перед интеллектуальной системой, и определив их перспективу, Вы определите смысл своей жизни в прошедшем, настоящем и будущем времени. Общим итогом такого рассмотрения задач информационно-интеллектуальной системы станет сущность её бытия или смысл Вашей интеллектуальной жизни. Определили смыслы?
    А теперь попробуйте исключить из рассмотрения какой-либо временной период. Не получается? И не может получиться. Даже если на каком-то жизненном этапе Вы не ставили перед собой целей бытия, это означает только то, что Ваш смысл жизни на этом этапе был бесцельным, то есть, мягко говоря, не совершенным.
    Идём дальше. Поскольку мы рассматриваем информационно-интеллектуальную систему, то её важнейшей задачей может быть только задача возвышения интеллекта или, другими словами, развитие способностей разума и наполнение памяти базами познаний, умений и навыков. Как Вы её решали в прошедшем времени? Как эту задачу решаете сейчас? Как собираетесь относиться к своему интеллекту в будущем? Дайте ответы на эти вопросы, и Вы без ошибки определите смысл своей интеллектуальной жизни в прошедшем, настоящем и будущем времени.
    Смысл интеллектуальной жизни человека несёт на себе социальные и нравственные признаки, отражающиеся на целях, к которым стремится человек, и на его делах.
    А надо ли искать смысл жизни?
    Прежде всего, обратим внимание на значение слова искать. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова этот термин имеет несколько толкований: стараться что-либо или кого-либо обнаружить; стремиться к чему-то новому. Наверно, постановка задачи поиска смысла жизни посредством обнаружения -  глупость, такая же как, например,  обнаружение вторника или какого-либо другого дня недели. Мы знаем, что любая жизнь человека, в том числе и интеллектуальная, имеет смысл. Так надо ли её (жизнь) искать, то есть обнаруживать? Второе толкование: стремиться к чему-то новому, можно рассматривать, но как частный случай и только. Жизнь многообразна и в ней есть место циклическим процессам, понятие новизны в них относительное. Поиск смысла жизни без стремления к чему-то новому  можно толковать как анализ прожитой жизни. Думается, что в этом словосочетании использование глагола искать, по меньшей мере, неудачно. На мой взгляд, правильнее было бы применять глагол определять, толкуемый в словаре как -  точно установить или раскрыть словами содержание чего-нибудь. В этом случае  словосочетание определение смысла жизни становится ясным и понятным и означает в будущем времени постановку целей бытия, в настоящем – движение к намеченной цели, а в прошедшем – оценку прожитого периода жизни и жизни в целом.
    А вот надо или не надо определять смысл интеллектуальной жизни – это  право каждого человека. Хочет – определяет. Не хочет – не определяет. В независимости от этого его смысл жизни всё равно существует. Однако, если человек любит себя, понимает, что в его жизни всё так или иначе зависит от его интеллекта  или от того, как он развил способности своего разума и какой информацией занял нейроны своей памяти, он будет, до конца дней своих ставить перед собой цели и достигать их. Перечень задач будет очень широким, но важнейшей из них является совершенствование интеллекта. То есть человек будет определять смысл своей интеллектуальной жизни, так как только это условие обеспечит полноту и содержательность его жизни в целом.
    Обобщая смыслы жизней биологической и интеллектуальной систем человека, можно сказать - смысл жизни в целом состоит в её физиологическом продлении и в интеллектуальном возвышении человека.
    Смысл жизни у каждого свой, но формула его возможна и о ней мы только что говорили.