Пост четвёртый романтический демонизм...

Владислав Звягин
ПОСТ ЧЕТВЁРТЫЙ         "романтический демонизм..."
 

В этом ЧЕТВЁРТОМ ПОСТЕ (смею надеяться - предыдущие три вы уже прочитали), я - обходя заумные, сложные и специфические термины (дабы не усугублять...) - попытаюсь вкратце дать понятие «РД» - «Романтического Демонизма». Расширить немного кругозор неискушённого читателя.

Всё это делается ради подводки к основной - мною задуманной теме - максимально полное раскрытие образа, одной из таинственнейших личностей метаистории - образа Лилит.

Мы так же разберём «романтический демонизм», как литературное явление... Не пугайтесь! Шучу... Мы ничего не будем разбирать, а токмо приоткроем...Чуть - чуть! ...Всего общего культурного наследия - касаться не будем, ибо эта тема, на целый «диссер».



Мы так же, не будем углубляться в эту тему настолько, что бы освещать вопросы зарождения «РД» на рубеже 18-19 веков, коему способствовала - и французская революция, с подменой понятий добра и зла, и новаторство английских литераторов (одно из ярких имён - Уильям Годвин, чьим поклонниками были Байрон и Шелли), которое приблизилось к обостренной постановке «основных вопросов» человеческого существования, и даже раннего «РД» германской мистики, вылившемуся, в конечном счёте - сначала в легенды о докторе Иоганне Фаусте, описанному Гёте, а затем в роман «Доктор Фаустус» Томаса Манна.

Мне бы оч-чень хотелось, но всё же мы не коснёмся философско - религиозного пласта, который оставил нам величайший русский мыслитель Вл. С. Соловьёв и проведший много лет спустя, оценку его эсхатологического предания - философ Г.П. Федотов... Тем более мы не будем касаться революционно - романтического демонизма, который нам подсунул - неизвестно чей и неизвестно кому - товарищ, Маркс.

 Хотя он и создавал своего демона-разрушителя в образе пролетариата, примерно в том же возрасте, что и Лермонтов создавал свой образ «РД» - образ возвышенной поэтики. Но вот, как раз, Лермонтова мы и коснёмся, ибо Лермонтов был голосом непреображенного бытия, талантливо отражающим и красоту Божественного творения, и его падшесть, и борьбу мировых сил в душе человеческой. Его можно назвать великим созерцателем "обеих бездн", бездны горнего мира и бездны слоёв демонических, что явно отразилось на творчестве Поэта, в котором различаются две противоположности - богоборничество и светлая, задушевная, тёплая Вера и Любовь к Господу...

 А ещё в Лермонтовской "демонологии" присутствует тема, которую мы привыкли сравнивать с Булгаковской. А Булгаков это...ого - го! Его роман «Мастер и Маргарита» своей притягательностью, мистичностью и возвышенностью мог бы претендовать, на лучшее, что было написано в прозе метафизических изысков. Но об этом чуть позже... ...Вообще «РД» это из области чего то - иррационального, экспериментаторского...взятого из различных областей культуры и искусства. Ибо человеку свойственно экспериментировать, даже с собственной душой!

 С предалёких времён зарождения «РД», прошло несколько эпох романтизма - эпох разочарования в прогрессе, жажды глобальных изменений и в то же время растерянности во враждебном мире, породившей, так называемый - индивидуалистически - метафизический бунт. Так вот... что бы понять, что такое «РД», надо понять, что такое - «Д», то есть непосредственно - сам демонизм.... Ну так - кратенько...

 Чистый воды демонизм, можно представить, как предельное разочарование в мире, доставшемуся нам от грехопадения, а демонической личностью, можно считать ту, которая в своем личном опыте пережила травму грехопадения (она как будто знала состояние до грехопадения и потому, в отличие от большинства из нас, получает возможность сравнивать и ужасается этому сравнению).

 «РД» я сравнил бы с чувствами, что испытывает романтическая личность, как невыносимую, острую ностальгию - по миру, ещё до грехопадения, по небу, безвозвратно удалившемуся от земли... У дотошливого читателя может возникнуть вопрос - в чём таки разница романтизма и романтического демонизма?

 В основе демонизма лежит ярко индивидуалистическое отталкивание от действительности, «анархический бунт». «Демонизм», представляет собой, часть романтизма (в силу трагически - метафизического мироощущения). В принципе это звенья одной цепи - богоборничество, выраженное в неприятии тех, так сказать, правил игры, которые им навязали высшие творческие силы вселенной и та доля, что уготована им в этой «игре», соответственно - кажущаяся им несправедливость миропорядка, да и самого миросоздания и конечно же эгоизм, даже - я сказал бы - эгоцентризм своего мироощущения.

 Разница же в том, что приверженцы «РД» в отличие от романтиков, как бы кичатся своей пагубностью и греховностью, осознавая свою падшесть - получают некое мазохистское удовольствие от этого и непримиримо бунтуют против самого Творца, выражая этим протест против «несправедливого Мира». Хотя, конечно же, испытывают в глубине своей тёмной души щемящую тоску по Небу. Вспомнить хотя бы Булгакова и его героев из романа «Мастер и Маргарита»...

И ещё - не путать с современным сатанизмом! В отличие от последнего - для демонизма типично не столько абсолютное приятие зла, сколько раскрытие положительных черт во внешне отрицательном образе... И ещё! Сразу следует оговориться, что понятие демонизма в религиозном значении существенно отличается от понятия демонизма как литературного явления.

Так, если сам дьявол в религии выступает как конкретное, глубоко отрицательное существо (явление), воплощающее мировые силы зла (небытия) и извращающее божественный благой замысел, то в литературном аспекте дьявол выступает, как символ, метафора, олицетворяющая сложную борьбу и взаимную относительность добра и зла в душе человека и представляющая собой начало становления, сопряженное с бунтом против существующего (на данном этапе) миропорядка.

Поскольку в романтизме - бунт обретает вселенское метафизическое значение, вполне понятным становится внимание романтиков к «РД», как олицетворению этого бунта. Оттого Сатана, дьявол у романтиков, выступая в контексте философской и знаковой метафорики, лишен безусловно негативной окраски, которой он обладает в религии. Его можно трактовать как символ сомнения, диалектического отрицания, любознательности, искушения, свободы, гордого непокорства и т.д.

Романтическое двоемирие - типично для всех романтиков. Это противопоставление небесного и земного, которое безусловно, имеет религиозное происхождение. Так сказать - смысловые проявления - этого противопоставления, могут быть разными, но неизменным остается одно - мучительное ощущение таинственной, непостижимой глубины "верха", который чем меньше поддается какому то рациональному пониманию, тем больше наполняется для романтика поэзией тревожного переживания.

Очарование тем, что находится там, что чуждается телесного соприкосновения и постигается только душой, романтика настраивает на враждебное отношение к «существенности», земному бытию... "Кто близ небес, тот не сражен земным"- признается сам Лермонтов. Романтическо-демоническое отчаяние, я бы выразил так - это страдание души, не приспособленной к грешным земным порядкам, помнящей иное, небесное отечество, но потом плененной низменной земной материей.

 Такой тип людей ощущает свою душу как небесную пленницу на безнадежно грешной земле... И такими «отчаянными» романтиками были Блок и Лермонтов. Других фамилий пока приводить не буду, дабы не перегружать вас информацией и не утяжелять - и так непростой мой слог... Отмечу только, что «РД» был близок Лермонтову раннему, а Блоку - позднему. Конечно же, с точки зрения Православия - «РД» - бесовство. Литературные увлечение такого рода утяжеляют карму...

И если Лермонтов её - карму свою, в последствии значительно облегчил, то Блок - наоборот - усугубил, опускаясь по лестнице мистических подмен и слишком поздно понявшим это... И в этом его трагедия. Кто интересуется - читайте книги, «качайте» с «инета», я же только обозначил это вопрос. Итак, это один тип поэтов - искренних в своих отчаянных попытках бунтовать против разочаровавшего их Мира.

Другие же - считают себя модернистами и эстетами. Их отличает страстное тяготение к добру, но они вовсе не считают конечную победу добра и его права в мире гарантированными - ни в объективных законах внешнего мира, ни в законах человеческой субъективности - гарантий для победы добра они не видят. Во внешнем мире добро проигрывает злу по законам эффективности - зло, как правило, лучше вооружено в прагматическом смысле. А во внутреннем мире оно проигрывает по каким-то таинственным психологическим и эстетическим законам - добро предстает перед нами, как нечто более скучное, традиционное по сравнению с модернистскими потенциями зла, не на шутку претендующего стать главным выразителем самого духа современности.

Многие умы обращались к теме «РД» именно в таком варианте (обращались, но не все были, так сказать, приверженцами). Вот лишь некоторые - Жуковский - (который, кстати был предшественником и вдохновителем Блока), Вяземский, Баратынский, Гоголь - (при всём моём к нему величайшем уважении - к сожалению, к концу жизни изнемогавший от созерцания своих бредовых химер), Бродский, Гумилёв, Цветаева, Пушкин ...(Не могу не сделать небольшой реверанс в сторону Александра Сергеевича (дабы меня не заклеймили Пушкинофилы) - гений Пушкина, его Высший Дар Духовной Одарённости в том, что Поэт, обращаясь к различным темам - фольклорным, историческим, метаисторическим - и представляя собой личность, исполненную противоречий и совершавшую сложный и излучистый путь развития - оставался светел душой и помыслами.

 Одно лишь его стихотворение - «Пророк», говорит о том, что гением Пушкина двигали Высшие Провиденциальные силы Добра. И его талант - изначально от Бога! Он и сам - солнечный бог нашего русского Парнаса, проходящий, то смеясь, то созерцая, то играя, то скорбя, то молясь, у самых истоков русской поэзии...)

Вообщем, перечислением всех, сиих достойнейших людей, я бы занял не одну страницу! Они тонко чувствовали (да и чувствуют) некую «красоту зла», его эстетическое очарование и соблазнительность. Это они ввели понятие - романтического эроса, столь притягательного и будоражащего умы и души! К тому же у человека, во все времена, было некое «любопытство к злу» и к романтическому образу «демонического героя», который не является внешне отрицательным образом.

Зло было притягательным и пугающим, отталкивающим и манящим, особенно для пытливых, беспокойных и алчущих умов. Романтическая картина мира в основном проецирует субъективные, личностные импульсы, чувства и переживания - мир переживается как ряд психических состояний, и через эти переживания романтик пытается выйти к некоей "определяющей точке" мироздания. Уже наличие таких предпочтений в романтизме, как романтический индивидуализм, романтический демонизм, культ естественной природы, внутренние переживания - свидетельствуют о необычайно разнообразно - хаотичном самовыражении романтической личности, для которой мир так же, как и личность, оказывается лишенным единства.

ТАК В ЧЁМ, ВСЁ ЖЕ, ПОЧТИ НЕПРЕОДОЛИМАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ «РД»?!

Попытаюсь подвести итог и выразить сконцентрированную суть ответа... Итак - Романтизм изначально культивировал поэтику переживания, эмоций, ощущений. Психо-эмоциональные, личностные переживания часто выступали итоговым результатом такого творческого акта. ( Моя Поэма из первого поста - «НАДЕЖДА», где я показываю, как могу, духовные переживания героя - тому пример... И хоть я и не стою, как поэт и миллионной доли ценнейшего наследия того же Лермонтова, но тенденция у всех романтических поэтов одна! И я, в некоторой мере, себя к ним отношу). Далее...

Романтический поэт достигает духовной свободы, через проявления бунта и богоборничества (заметьте - не богоотрицания!), которое выливается в неприятии основ миропорядка, созданного Творцом. Неприятие это - от субъективного, болезненного и гипертрофированного понятия справедливости (мир, как они считают, полон зла и несправедливости...). Окрылённые этой свободой они находят утешение в своём творчестве, ведь духовная свобода и есть цель любого творчества!
Эстетический заряд, пусть и отрицательного порядка - притягателен для любой творческой личности. А во зле, как уже писалось выше, может быть некое очарование эстетизм и даже красота.

Выражение «РД» в художественной литературе, специфично же тем, что использует разнообразную палитру черного и белого, как ипостаси добра и зла. «...И зло одето, в белые одежды!...» (...Мн-да-а...интересное поэтическое сравнение...только что придумал...). Сам - романтический герой - всегда находится «по ту сторону добра и зла», там, где властвует дух бога, демона, дьявола, тайны, т.е. всего того, что иррационально, что невозможно помыслить и высказать, а можно лишь выразить на невербальном уровне.

Как я уже говорил выше - сам Романтизм имеет множество граний или говоря проще - проявлений... "РД" - одно из них. Другие же грани не менее таинственны, привлекательны и ярки -  романтический индивидуализм - с его внутренними переживаниями, романтический культ естественной природы (одушевление, "очеловечевание"природных стихий). Причём грани - соседние, близкие (даже само слово "грани" имеет один корень со словом "граничащие"). И магический свет от одной, переливается на другую, взаимно смешиваясь, инвольтируясь и потенцируясь.

Для меня (не буду отвечать за всех романтиков), всё же большую привлекательность имеет другая грань романтизма, которая кроется в самом корне слова Р О М А Н Т И З М . Точнее - в романтическом Эросе! То есть, во взаимоотношении полов, во взаимоотношении МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО НАЧАЛ! Тем более, если эти начала - из области метафизического, скрытого и таинственного, а оттого ещё более привлекательных! Мужчина влюбился в женщину... достойно описания пера поэта? Конечно... Но, быть может, пресновато, своею некоторой стереотипностью...

А вот (как один из миллиона примеров) мужчина влюбился в некое существо женского порядка не из нашего земного мира, но потустороннего, сверхъестественного - быть может высшего, а быть может и низшего - демонического. Интересно? По мне - так оч-чень! Появилась какая - то «перчинка», «изюминка», «запретная сладость», некая специфическая привлекательность, вроде как в обычное и уже несколько обрыдлое гастрономическое блюдо добавили редкую и ценнейшую специю! И блюдо наполнилось магическим ароматом, который вызвал непреодолимую тягу его попробовать... Может быть и у запретного плода, что вкусили Адам и Ева был тот же волнующий, непреодолимый и запредельно желанный аромат...

...Вот об этом и хочу я написать свою поэму «ЛИЛИТ». Образ которой до сих пор не даёт покоя многим романтикам. Причём каждый видит в нём, в образе, ту драгоценную и сверкающую грань магического алмаза, который максимально близок его пониманию и его духу творчества. Ибо образ этой Женской Стихиали, которую последнюю пару тысяч лет называют не иначе, как Лилит, настолько ярок и многогранен, настолько таинственен и притягателен, настолько противоречив и спорен, что окрылял духовный творческий потенциал великого сонма романтических душ...
Продолжение следует...