Новая Теория Литературы

Атаев Роман
Ауффенберга я не читал. Полагаю,
что он напоминает Арленкура,
которого я тоже не читал.
Генрих Гейне
Что хотел этим сказать немецкий поэт и критик? Вспомним «Фауста», «Мастера и Маргариту», «Войну и Мир»… Казалось бы, великие произведения великих людей, но на самом деле, это не так.
Люди эти были великими лишь благодаря авторитарной системе школьного образования, что существует в России уже около 100 лет, а в остальном мире и того больше. И никто вовсе не собирается менять что-либо в нашем образовании, оставляя «полуфабрикаты» Толстого и Булгакова на троне мировой литературы.
Пятьдесят лет назад были плохие телефоны и автомобили, самолеты не могли летать далеко, а телевидение не было цифровым. Так и с литературой, сто, двести лет назад писатели не понимали, зачем, куда и почему.
Во все времена всегда писали одинаково. Совсем не имеет значения, пишешь ты триллер, фантастику, классическую прозу или детектив – суть литературы вовсе не в этом. Писатели создавали лишь псевдолитературу потому, что не понимали, какие возможности им даны.
Когда человек находится в процессе какого-либо действия (полета с крыши, поцелуе, вы подводной лодке за миг до попадания в нее торпеды) у него нет времени осознать, что он чувствует, о чем он думает и почему он совершает то или иное действие. А вот как раз у писателя есть время, и уровень мышления, чтобы задуматься, углубить и написать не действие, не повод для него, не причину, а чувства, которые заставляют делать именно это. У писателя есть возможность осознать, так сказать, изъяны логики. И именно поэтому настоящий писатель напишет о чем угодно лучше и, что важнее, более подробно и правдиво о чем угодно, нежели человек, который испытает это на себе.
Литература – зеркало общества… Это абсолютно неверно! Литература не должна отображать общество современников писателя – это не более, чем публицистика. Литература должна показывать суть каждого человека, и человечества в целом. То есть, как уже было сказано, литература должна показывать не причину, не действие, а смысл, который преследует логика этого человека в данную секунду в данном положении.
Да, конечно, любой писатель это и показывает читателю. И двести лет назад так было, и сто, и сейчас точно также… В том-то и проблема, что уже тысячи лет не хватает, простите, ума писателям дойти в размышлении до этого самого смысла, всегда получается только причина и следствие, вот прямо как «Преступление и наказание», даже звучит одинаково.
Писатели, они ведь, по сути, те же философы, и каждая их действительно стоящая книга почти что художественный философский трактат, но, как и всей мировой философии, не хватает, не получается докопаться до той глубины, откуда все и началось. И в поэзии та же беда, только поэты не докапываются, а, как им многим кажется, взлетают. Разницы, на самом деле, никакой, ибо нет во Вселенной ни пола, ни потолка…
Никогда еще за всю историю существования литературы писатель или поэт не воспользовался своими мозгами и временем полностью. Один великий человек писал (не помню, кто именно), что истинной книги еще не было написано, как и картины, скульптуры…
Но, вернемся к литературе. При осознании того факта, что, если углубиться в суть, все произведения одинаковые, вернее, ни в одном нет ничего нового, появляется отторжение к литературе, как к «усилителю мыслительных процессов для читателя», и приходится лишь развлекать себя чтением.
О, как часто на это приходится слышать от людей (особенно преподавателей литературы), что, мол, да ты просто не читал Толстого, да ты не понял Лермонтова… Какая чушь… После таких слов так и хочется отправить этих людей с их авторитарным взглядом на искусство и традиционному мышлению «сказали, значит надо» куда подальше. Извините, читал и понял, и ничего там нет. Абсолютно ничего – пустая трата бумаги и типографской краски.
Литература способна управлять умами гораздо сильнее и эффективнее, чем любая политика, так как искусство несет в себе идею, идеологию, мысль. Но, простите, такого никогда еще не было, потому что всегда в любом творчестве максимум, что было, это лозунги. Нет, не в прямом, конечно, смысле. Под лозунгами в данной ситуации я понимаю «идеи» типа «за добро», «мир должен быть прекрасным и чистым» и тому подобная банальщина…
Многие из вас могут обвинить меня в равнодушии, в цинизме, еще в чем-то… Да, пускай это так, но ведь только так можно смотреть на мир трезвым взглядом, без пристрастия, без принципов. Если человек неравнодушен к девушке, если он ее любит, то не будет замечать минусов, или, по крайней мере, замечать будет, но не все. А ведь минусов в любом человеке тысячи, и если вы нашли в себе три-пять минусов, значит, вы жутко самолюбивый человек.
Так и литература, должна быть беспристрастной, беспринципной и равнодушной, ведь только тогда она будет истинно честной, и сможет, наконец, докопаться до природы человеческих поступков, а не лишь показывать нам их и называть причины… Простите, но этого мне и в программе новостей хватает.
«Не было еще в мире истинной книги»… Я вам так скажу: «Не было еще в мире искусства».
Роман АТАЕВ