Мама, я приехала

Леонид Аронов
     - Нет, нет и нет! Мама, не уговаривай меня! - со слезами на глазах выкрикивала дочка. - Я ни за что не останусь здесь, в деревне! Куда тут можно сходить вечером? В наш грязный клуб? Смотреть, как подскакивают в танце девочки-малолетки, и на пьяные рожи парней!

     - Но, Леночка, чтобы перебраться в город нужно много денег на покупку квартиры. Ты знаешь, отец работает в колхозе на старой технике и больше времени простаивает на ремонте, чем пашет или сеет, поэтому мало зарабатывает, и у нас нет возможности оплатить твою учёбу в институте, - пыталась мать внушить суть дела своей восемнадцатилетней дочери.

     - Ну и что? Я окончила школу, меня возьмут на завод ученицей по любой специальности, предоставят место в общежитии. Я поступлю на заочное отделение института туда, где не требуют оплаты.

     - Дочка, ты что - с ума сошла? Ты не имеешь специальности, и тебя, конечно, с удовольствием возьмут на самую тяжёлую чёрную работу, где требуется большая физическая сила и, где минимальная оплата. Тебе это нужно?! И потом, тебя морально изуродуют в общежитии, ты сама не заметишь, как станешь совсем другой, чем сейчас, втянешься в пьянство, разврат. Ты погубишь свою жизнь!

     - Мама, ты не права. Я все трудности выдержу и не поддамся никаким порокам. Я - морально устойчивая. Я здесь, при родителях, живу скромно и не гуляю, с кем попало, как некоторые мои бывшие одноклассники и одноклассницы. Ну, а если мне не удастся закрепиться в городе, я всегда смогу вернуться в свою деревню…

     Поздно вечером вернулся с уборки зерновых отец. Лицо, шея, обнажённые руки почернели от солнца и пыли. Он умылся и принялся ужинать. Мать с дочерью давно поужинали и смотрели телевизор. Через некоторое время к ним присоединился отец.

     Хозяйка, чуть не плача, заговорила о желании дочери уехать в город, устроиться на заводе на непрестижную работу, получать гроши и жить, как сирота, в общежитии.

     - Вот что, дочка, - начал излагать свои соображения отец, тщательно обдумывая каждое слово. - Мы с матерью любим тебя. Это слабо сказано. Ты для нас - всё. Твоё счастье, твои неудачи, твоя радость и твоя боль - в наших сердцах. Мы, родители, обязаны рассказать о своём понимании жизни; если мы этого не сделаем, то не выполним свои обязанности перед тобой. Тебе следует хорошенько подумать над тем, что тебе сказала мама и, поскольку ты - взрослая, принять решение о своей дальнейшей жизни. Но помни, что у тебя есть мать и отец, которые любят тебя, всегда ждут твоего возвращения. В случае, если ты будешь в себе чувствовать ребёнка, и тот, от которого этот ребёнок, не дай Бог, подло тебя оставит, - не делай глупости: не причини вреда своему здоровью, не убивай ребёнка, а, если родится, то не бросай, а немедленно приезжай с малышом к нам - воспитаем. Я лично желаю, чтобы каждый день приносил тебе радость.

     Отец никогда не говорил с ней так. Лена покраснела, возмутилась. И пыталась возразить:

     - Папа, почему вы с мамой твердите одну и ту же несуразицу - у меня может быть внебрачный ребёнок?

     - Доченька, мы знаем жизнь, - за себя и за мужа угнетённо ответила мать.

     Через полторы недели Лена уехала в город. Это было в августе 1993 года. Родители провожали её на железнодорожном вокзале. Они тревожно смотрели на её светлое личико, запомнили сияющие счастьем карие глаза дочери, понимали, что она рада тому, что у неё начнётся самостоятельная жизнь, верила в свои силы и, что её ждёт прекрасное будущее

     Словно в мультиках замелькали годы жизни у Лены. Она встречалась с замечательным, прекрасным парнем Гришей. Сыграли весёлую, красивую свадьбу. Через два месяца после свадьбы у неё родился сын. Назвали Сашей. Она с грудничковым мальчиком и с мужем приезжала к родителям в деревню. Это были счастливые дни. Однако Гриша повёл себя так, что Лена рассталась с ним. Трудные наступили времена. В деревню у неё не было желания ехать: сбывались мрачные опасения родителей. Через год вышла замуж за очень богатого, но немолодого человека. От второго мужа родила девочку. Назвали Юлей. Но жизнь заставила её развестись и со вторым мужем, и Лена с двумя детьми кое-как устроилась жить в семейном общежитии и работать уборщицей в административном здании завода.

     Осенью 1998 года отец Лены заболел, его положили в больницу.

     Был уже глубокий вечер. На улице - морозная темь, чёрное, безлунное, мрачное небо с тусклыми холодными звёздами. Управившись с делами, натопив печку, мать Лены в тоскливом одиночестве, не раздеваясь, лежала на диване и безучастно смотрела кино по телевизору. Её ничто не радовало, не интересовало. В окошко постучали. Она испугалась, так как никого не ждала, и в смятении вышла в сени, зажгла свет, спросила:

     - Кто там?

     И услышала голос дочери:

     - Мама, открой, это - я.

     Мать торопливо откинула запоры и распахнула дверь: на крыльце, освещенном прямоугольным потоком света, льющимся из дверного проёма, стояла серьёзная женщина в приталенном пальто, на голове - скромная чёрная шляпка. На лице дочери - неизгладимый отпечаток пережитых невзгод; у глаз и возле уголков губ сквозь слой крема просматривались морщины; грустные карие глаза холодно светились огоньками отражённого света. Слева от неё стоял мальчик, справа - крошечная девочка. Лена решительно вскинула голову, широко улыбнулась и легко промолвила:

     - Мама, я приехала. Навсегда.

     Мать, потеряв дар речи, принялась неистово обнимать, целовать своих любимых дочь и внучат.