Из записной книжки штурмана отцовские дневники 7

Сергей Данилов-Ясинский
17-50
Выходим из пролива Босфор в Чёрное море.
Более двух часов шли проливом и на протяжении всего пути все берега застроены городками. К нашему крейсеру очень близко – на расстоянии 15-20 метров – подходили быстроходные катера без флага нации всё время фотографировали нас и ЭМ (эсминец) «Буйный». Позже подошёл наш катерок с представителями советского посольства. Они долго нас сопровождали и махали нам.
Прошли мимо здания, в котором размещено наше посольство. С его балкона нам махали государственным флагом. Дома в Стамбуле 2-3х и более этажей. Все дома окрашены в яркие светлые тона, имеют большие балконы, на которых много публики. Некоторые нам машут платками, но есть и такие, которые повернулись спиной во время нашего прохода. В городе видно много такси, автобусов, как у нас. Такси похожи на «ЗиМы», окраска их различна. По правую сторону пролива местность гористая. У берега полоска земли вся застроена домами и утопает в зелени. Видны дачи и на склонах гор. Дома, что стоят на берегу, сделаны прямо над водой, и вместо наших обычных ворот у них туннели, в которые заходят лодки-моторки. Их имеет каждый дом – своеобразные гаражи!.. Поэтому по берегу лодок не видно. Хорошо видно, как они стоят в этих своих гаражах.
По берегу тянется широкая асфальтированная дорога. Людей на улицах не много – зато видно, как публика сидит за столиками в открытых ресторанах.
На берегу построены открытые купальные бассейны. В них много купальщиков всех «сортов».
Между берегами курсируют комфортабельные паромы, на которых перевозят и машины и людей. На пути в проливе стоит американский фрегат или СКР (сторожевой корабль). Цвет окраски корабля под слоновую кость.
Всё побережье пролива, особенно в черте города, имеет хорошие стенки-набережные. Возвышенности хорошо укреплены.

Как отмечал отец в своём штурманском дневнике, в Босфоре в то время «курсировали только комфортабельные паромы». А в своих рассказах он упоминал, что самый первый (временный) мост, связывающий два берега пролива, построил ещё персидский царь (кажется, Дарий) примерно 500 лет до н.э. Его солдаты (много тысяч солдат) перебрались по нему с одного берега на другой, и состоял тот мост из огромного числа обыкновенных лодок.
Кстати, ещё один интересный факт: когда мы с отцом дома двигали по карте свои корабли-пёрышки через Босфорский пролив, он говорил: – Не задень Девичью башню!..
Он рассказывал, что в самом проливе, около 200 метров от берега, на скалах, находится всему миру известная Девичья башня, о которой существует много легенд. Наиболее известная турецкая легенда гласит: турецкий султан безумно любил свою дочь. Какой-то ясновидец напророчил, что, когда дочери исполнится 18 лет, она умрёт. После того, как башня по его приказу была построена, султан приказал перевести дочь в неё, чтобы уберечь от возможной смерти. Но всё же, когда дочери султана исполнилось 18, ей подарили горшок с фруктами, В нём и оказалась ядовитая змея, которая укусила девушку, от чего она и умерла. По другой легенде – девушка осталась жива, её спас принц, высосав яд змеи. Отсюда и название – Девичья башня.
В дополнении к его воспоминаниям узнал, что за свою долгую историю башня побывала в качестве маяка, тюрьмы и карантинного изолятора. В 1943 – 1945 году башня была восстановлена по образцу, соответствующему её облику в XIX веке. В настоящее время в башне располагается ресторан.

В 21-30 дали ход 28 узлов (почти 52 км/час). Всю ночь корабль занимался «игрой».

Отец говорил, что в это время не было возможности что-либо записать, т.к. «проигрывались» различные варианты «неоднозначных» ситуаций. Да и писать об этом было нельзя. Но то, что они удачно решили все поставленные задачи, это он отмечал позже в воспоминаниях.

24 июня 1959г.
В 09-30 утра встали на якорь на рейде города Бургас (Болгария). На борт крейсера прибыл командующий флотом Болгарии.
В 11-00 подошли два танкера – танкер с горючим и «водолей», стали пополнять запасы.
В 14-00 сделали баню – дали пресную воду. Вдоволь напился воды, постирал рубашку, бельё, полотенце. Хорошо выкупался под душем.
22-00
Стоим на рейде Бургаса – всё ещё принимаем воду. Танкер с горючим отошёл в 21-30.
Обедать к нам приходили болгарские офицеры. Одеты скромно: синий х/б (хлопчатобумажный) китель, шёлковые погоны, звёздочки, как у нас. Белые кителя такие же, как у наших офицеров. На рейд пришёл крейсер «Керчь» (итальянский) – похож на КРЛ (лёгкий крейсер) «Макаров».

25 июня 1959г.
В 13-30 на болгарском катере пошли в Бургас. Группа офицеров – слушатели академии и я с ними – были отпущены на берег. Бургас – пятый город по величине в стране, крупный промышленный центр. Население Бургаса – около 80 тысяч. Вагоностроительный завод, консервные заводы, много виноградников, ткацкие фабрики. Костюм в магазинах стоит на наши деньги 400 рублей, масло – 9 рублей. Самая низкооплачиваемая должность – 380 левов (1 рубль – 2 лева). Прожиточный минимум на одного человека – примерно 350 левов.
В городе ходят автобусы, трамваев – нет. Бургасский командир базы – капитан 1 ранга – распорядился снабдить наш корабль овощами. К вечеру нам привезли в ящиках свежие огурцы, много зелёного лука, моркови, чеснока, петрушки и другой зелени (кабачки и т.д.). Поэтому и обеды стали готовить вкуснее и разнообразнее. Стали давать салаты, лук, чеснок.

26 июня 1959г.
Весь день «воевали», бороздили Чёрное море, отбивали нападения ПЛ (подводных лодок) и т. д.
Тоже самое было и 27.06.159г.

27 июня 1959г.
В 17-00 подошли к Алупке. Ялта осталась справа за мысом.
Подошли к своим родным берегам.
В 20-00 вошли в Севастополь, стали на бочку в  Минной гавани.
На борт приезжал командующий (Черноморским) флотом (В.А.) Касатонов. Поздравил с благополучным  возвращением, дал команде крейсера 5 суток отдыха. (Продолжение следует)