Глава 13

Йездигерд Сасанид
     Следующий день выдался непростым. Пили мы консервированное вино, и вероятно соли-консерванты мне пришлись очень не по нутру. В будущем я старался всячески избегать употребления консервированного вина, отдавая предпочтение свежему пиву, молодому вину и крепкому вину, точнее это даже не вино, а что-то напоминающее виски, коньяк. Крепкие напитки, в тех или иных вариантах, производились во всех провинциях, где было развито виноградарство. Особенно ценными были напитки из Малой Азии и Армении. Что там говорить, продукт из Армении представлял собой добротный коньяк. Но стоил он, мама дорогая, можно было пару бочек или пифосов молодого вина купить. Кроме того, у ряда римлян, из числа высшего руководства и богатейших магнатов, крепкое вино было не всегда в чести. По причине отравлений. Знаешь, ведь подделывали эти вина частенько. Зальют плохонький самогон из ячменной браги в бочку, дадут настояться, потом подкрасят и выдают за оригинальный продукт. Потравиться таким самогоном можно легко. Слышал о случаях с очень тяжёлыми последствиями.
     В силу тяжкого похмелья ознакомление с городом и деловые разговоры мы, с Тиграном, перенесли на следующий день. А до этого Тигран распорядился вызвать доктора, чтобы поправить моё нелёгкое состояние. Доктор пришёл ещё до полудня. Осмотрел меня. Хотел сделать кровопускание, но я отказался. Тогда доктор, а был он ещё и с помощником, сделал мне промывание желудка и кишечника. Знаешь, как-то действительно полегчало мне от этого. Потом он дал мне какой-то травяной настой, от него перестала болеть голова и суставы. А в конце, перед тем как удалиться, он посоветовал мне принять к вечеру водные процедуры и совершить половой акт. Да, так и посоветовал, мол вступите с кем-нибудь в половые отношения, партнёра избирайте по вкусу, но обязательно будьте в активной роли. Ну, с активной ролью и партнёром по вкусу он явно переборщил. Прекрасно ведь знал, что имеет дело с провинциальным воякой-хозяйственником, у которых педерастия и скотоложство не в чести. По мне, так просто сам он был какой-то не такой, вот и воспользовался случаем, прорекламировал свою как бы альтернативную сексуальность. Кстати, имени его не помню, но помню, что он и его помощник были греками. Греки вообще в плане сексуальном очень извращены были.
     Когда медики ушли, Тигран заявился ко мне. Я ему рассказал про рекомендации, ну, думал чисто в шутку будет. А тот спохватился, да мол, есть у меня на примете несколько умелых женщин, которые не за деньги, а так, из любви к самому процессу. А если им, мол, не понравится, не захочется, то он может и из обслуги девчоночку прислать.
     Девчонки у него, кстати, весьма приличные в обслуге. Мне вот одна так вообще очень понравилась. Хорошая такая брюнетка, стройная, лицом приятная. И решил я не рисковать с этими умелыми женщинами. А то знаешь, с венерическими заболеваниями дела обстояли весьма невесело. В столицах особенно. И гонорея была, и разные опухлости, припухлости и воспаления. Страшное скажу, был и гепатит, и похоже даже СПИД. А вот про сифилис ничего не слышал. По ходу его и правда в Европу моряки Колумба завезли. Кстати, по возвращению я наградил свою здешнюю жену хламидиозом. Где-то всё-таки успел подцепить.
     Боялся я этих болезней даже больше чем остальные там. Просто потому, что знал – лечиться тупо нечем от них. Видал больных хронической гонореей. Это очень несчастные люди. А вот среди гомов, и особо мощных развратников, частенько случались смертности в молодом возрасте, от пневмоний. И гепатитами вышеуказанные личности болели тоже очень часто, и тяжело, были и смерти. Я прекрасно понимал, что это за гепатиты. И что выздоровление от них мнимое.
     Интуиция мне тогда подсказывала, что в столицах и крупных городах иметь половые связи нежелательно. Это у себя в селе я мог достаточно свободно позволять себе связи. Был период, я не очень то зацикливался на Стелле. Позволял себе связи с симпатичными селянками из числа колонов, арендаторов. Как-то раз, на день рождения, Гай Констанций подарил мне одну симпатичную бургундскую пленницу, дочку одного из их вождей. Люди Констанция постарались и поймали её для меня в Верхней Германии.
     Тигран, услышав о симпатичной брюнетке, оказалось, её звали Елена, приказал ей обслужить меня. Ну, если это можно назвать обслуживанием. Душевно всё так получилось.
     Следующий день был насыщен деловым общением. До полудня Тигран рассказывал мне возможные схемы поставки товара и оплаты. Каждая из них предполагала разный ценник и условия. В конце концов, я остановился на компромиссной схеме. Снаряжение идёт по морю, а лошади идут своим ходом через Норик и Рецию. Оплата осуществляется по половинной схеме, так её обозвал Тигран. То есть, половина вносится предоплатой, прямо вот в эти дни. А остальное доплачивается по факту получения. Причём платить надо было уже не Тиграну, а тем, кто доставит товар. Предоплатная часть стоимости была фиксированной, а постоплатная рассчитывалась исходя из количества полученного товара. Короче, как я понял, предоплата шла как раз таки Тиграну, и покрывала, в том числе, его расходы, связанные с подкупом должностных лиц. А остальное было платой за собственно доставку. 
     В подробности схемы меня особо не посвятили, но потом я узнал подробнее уже сам. Снаряжение, украденное из арсеналов Паннонских воинских частей, доставлялось на побережье Адриатики. Там его грузили себе пираты тамошние, и везли его к побережью Африки. В тех местах груз принимали уже пираты-вандалы. Они доставляли его, в свою очередь, к лигурийскому побережью. А оттуда мы его уже забирали сами. Перегонка лошадей осуществлялась лицами аффилированными с группой сарматских магнатов, к которой принадлежал и сам Тигран. А вот комплекты снаряжения для пехоты доставлялись из италийских арсеналов, напрямую. Мне нужно было лишь указать Альрику место на побережье, у Лация, куда надо было подойти за товаром.
     Во второй половине дня я отправил гонца в Остию, с запечатанным письмом. В нём я просил Паулоса прибыть ко мне, в Рим, в сопровождении нескольких бойцов, наиболее крепких и ответственных. Прибыть, и доставить всё имевшееся на корабле золото, выданное магнатом для оплаты услуг Тиграна. Гонец вернулся ближе к закату, доставил мне вощёную табличку. На ней было кратко, лаконично, написано: «Жди завтра», и стоял оттиск перстня Паулоса.   
     До завтра было ещё время. Мы поужинали. После ужина я решил умыться. Как оказалось, для моего обслуживания Тигран прикрепил Елену. Она помогла мне умыться, осторожно рассматривая все мои свежие шрамы и рубцы. Ну, а после мы с ней повторили вчерашнее, к обоюдному удовольствию.
     Паулос прибыл в сопровождении десяти бойцов уже рано утром. Чтобы не затягивать дело, мы быстро рассчитались с Тиграном. В процессе я побеседовал с Паулосом. Тот пояснил мне, что наша задержка продлевается ещё на три дня. Таким образом, получалось, что мне предстоит пробыть в Риме ещё пять дней. Тигран вежливо предложил мне пользоваться все эти дни его гостеприимством. К концу того дня я уладил все дела связанные с покупкой снаряжения. Определились с местом встречи в море. На этот счёт я письменно известил Альрика. Также решили, что лошадей мне доставят прямо на поместье. А вот со снаряжением кавалерийским мне предстояло ещё решать проблему, уже дома. Мне сообщили только место и время встречи. Забегая вперёд скажу, что всё прошло успешно. Вандалы подошли с моря точно в срок, мы тоже не подкачали.
     Вечером у меня состоялся с Тиграном интересный разговор. Речь зашла о пиратстве. Он предложил мне интересный договор. Нечестный, по отношению к Кальпурнию. Тигран имел отличные связи среди вандалов. Ими и предлагалось воспользоваться. Доход от этого договора получали мы, с Тиграном, и Альрик. Сармат давал нам медную табличку, со своей печатью. В ней имелась надпись латиницей, на вандальском языке. Эта табличка служила охранной грамотой от пиратов-вандалов. А других и не было в западном средиземноморье. Тиграну эта грамота ничего не стоила. Он её получил вполне официально от руководителей вандальского государства. Ну, официально, но без лишнего шума. Любой груз, важный для сармата, перевозился морем под защитой этих табличек, копий с оригинала, присланного из Карфагена, дополненных печатью Тиграна.
     При столкновении с пиратами-вандалами, полагалось остановиться, сблизиться и продемонстрировать табличку вандалам. Те после этого, пожелав успехов, отчаливали на поиск новой добычи. От меня требовалось подать это дело Кальпурнию как платную эксклюзивную услугу. Тот будет регулярно отслюнивать солиды Альрику, полную стоимость якобы услуги. А тот, в свою очередь, будет заносить деньги мне и Тиграну. Делить решили, немного поторговавшись, поровну. Я убедил Тиграна, что Альрик наш человек, и через это ему необходимо помочь деньгами. К тому же, имелся фактор такой, что Альрик, поняв, что ему достаётся минимум, просто сдаст нас Кальпурнию. А это было незачем.
     В довершении вечерней беседы мы затронули тему военных действий. Я поведал Тиграну о недавних передрягах, о том, как нехорошо с нами обошёлся Нумерий Грациан. Вот тут то я и узнал, что буквально на днях в Равенне был казнён один римский офицер из провинции. Но точно сармат ещё не знал, Грациан это или нет. Обещал уточнить. И в случае подтверждения информации настаивал на моей личной встрече с Эцием Флавием. По мнению Тиграна, эта встреча могла помочь мне в дальнейшем росте моего положения. Я, по установившейся уже привычке, решил не отказываться. Встреча с Эцием конечно заняла бы некоторое время, но время не торопило. Задержка в неделю была допустима. В Равенну мы решили направиться послезавтра. А завтрашний день было решено посвятить осмотру старой столицы.