Луч света с диска луны. Застава. Глава 36

Анатолий Бахкачун
Глава 36. Преддверие.

Засобирался, попрощался, оставив Куливас-а договариваться с Кентир-ом, кого он возьмет с собой на схватку. Город еще не успел исходить вдоль и поперек, но теперь начал понимать, насколько тот велик. И только поэтому — следует поторапливаться.

Стражи чересчур часто попадаются на глаза. Наверно здесь все: и те кто дежурил у деревень, и те, кто несет службу на башнях у ворот. Надо помнить, что голова должна быть вжата в плечи, как у того дремучего мужика. Как у него шея так гнется? Главное не пропасть сейчас по какой-то глупости.

Дошел до Дубовой Бочки. У одного из столбов стоял на привязи Черный Огонь, недовольно рыл копытом землю под столбом. Почуяв мое присутствие, заржал. Да, соскучился, как и я по нему. Однако новости такие, что долго тут стоять не могу.

В таверне народу поубавилось. Спящих вовсе не оставалось. Нашел стол, за которым сидели Шакал с сыном.
-- Где тебя леший носит?
-- Я поговорил с одним человеком. Через два дня вечером выбрасывают красный флаг.
-- Что-то мне не нравится обстановка. Тот человек, из-за которого мы сюда добирались, беспробудно пьет, вместо того, чтобы проводить весь день в тренировках со своими солдатами. А тот человек, который поразил Гас-Лусисто, оказывается — Нр-Эн-Хан. Насколько я знаю — это ведь ты? Или что я неправильно понимаю? - Нехорошо получилось. Но теперь что, мне каждому представляться монстром?
-- Об этом многие знают, да и не особо скрываю. Поэтому ничего и не говорил. И что теперь?
-- Так... Ничего у нас не выйдет, вот что я скажу! Зря мы сюда приехали, и зазря пропадем, если пойдем на поводу у... десятника Куливас-а.
-- К Куливас-у так же подозрительно относятся многие, оказывается не был признан достойным, до сегоднешнего дня. Мы же с вами были заявлены как достойные. Некто Кентир вас хорошо знает.
-- Кентир! Да, я с ним очень хорошо знаком — он ходил под моим командованием незадолго до того, как я стал жить на Двух Холмах. Тогда он был еще молодым мальчишкой, но уже с характером. Где он живет? Хотя я знаю, как его найти. Через два дня, стало быть. Вечером. Пойдем пока, определим коней на выпас. Здесь нам больше делать нечего.

Покинули город без происшествий. Остановились у одного из сел, подальше от основной дороги. Населенные пункты в окраине города густо раскиданы. Мы выбрали не самое удаленное, но в той мере, чтобы не было видно белой башни Чейндра. Или были как-то другие соображения у нашего вожака.

На постой нас пустили почти даром. Село десяти дворов — часть из них пустовала. Староста села, мой ровестник, назвался Бэлкат-Разумным. Они о чем-то шушукались с бывшим сотником, пока я был занят лошадьми.

---

Пустив на выпас, перестал ощущать усталость и разбитость, наблюдая, как резвится Черный Огонь. Долго стоять в стойле он не мог. Подошли мои попутчики, отказав себе в еде с дороги, от которой я отказался еще раньше — мы в городе успели подкрепиться незадолго, чтобы полностью воспользоваться щедростью хозяина Дубовой Бочки.
-- Сейчас подойдут мужики, помогут нам с подготовкой. Снимай мечи и кинжалы, чтобы в запарке никого не поранить. Будем сражаться деревянными мечами...
-- И скакать на игрушечных лошадях?
-- Ты меня сейчас будешь только слушаться, ибо так я привык и другого — не потерплю. Вот меч, а щиты и другое снаряжение сейчас принесут. Собираемся вон на той поляне у молодого еловника.
-- Будет исполнено в точности!
-- Так-то лучше!

Шакал что-то невеселый какой-то. В смысле до этого он был сосредоточен, а сейчас вроде как замкнулся в себе. Неужто все так плохо. Что он еще успел узнать, пока я отсутствовал. Или то, что я признался в оборончестве, так на него повлияло. Смена настроения, определенно, наступила. Это произошло, когда мы  прибыли сюда. Значит дело не во мне... Черт, лучше заняться делом, чем столько соплей разводить.

Еловник хорошо закрывал темной зеленью от посторонних глаз. Неподалеку виднеющийся лес с уже опавшей листвой, и частью — желто -красный, наоборот подчеркивает редкие человеческие силуэты на своем фоне. Несмотря на то, что холода пока отступили, уже скоро наступит белая полоса и в моей жизни, и в жизни этого леса.

Пока мы ожидали людей из села с учебной экипировкой, я временно позабыл — зачем мы здесь. Сейчас я отдыхал и телом, и душей, впитывая окружающую красоту, избавляясь от безрадостного гнета. Многообразие цветов, в сочетание с лазурью неба переливается всеми красками, подпитывая то самое ощущение из детства, что говорит о сказочности этого мира.

Маленькие люди появились на горизонте, один из них вел лошадь, груженную с верхом.
-- Сейчас разомнемся. Поскольку нам предстоит выступать вместе, то и деремся — вместе. Против нас будут выступать четверо, как и на предстоящем поединке. Сейчас, эти четверо будут постоянно меняться. Они дерутся так, как умеют. Элкон, Хагич — вам тут не нужно впадать в боевой раж, и распарывать брюхо — осторожнее с этим деревянными подобиями меча! Уколы наносите так, чтобы в любое время можно было их направить по касательной! Если есть хоть какие-то сомнения в этом, тогда наносите только рубящие удары. Одевайте кольчуги и шлемы, мечи и щиты в руки, и — начинаем.

Одел кольчугу и подпоясался веревкой.
-- Чего возитесь? Думаете там вас будут ждать? А ну, становись в ряд. Хагич, кто тебя так учил становиться в боевой порядок? Так выстраиваются, когда солдат сотня, или более. Заступами становись. Один всегда впереди. Двое прикрывают щитами его отход. Так близко не подходи, в самом деле — тут важно пространство вокруг.
-- Это ты кому говоришь?
-- Тебе, кому еще! Когда людей много, тут важен напор строем через единый шаг, а когда людей мало — здесь все дело в скорости передвижения, смены друг-друга, так, чтобы даже оставшись вдвоем поодиночке выводить из противостоящего звена людей, в положение, удобное для твоего удара, прикрывая щитом и свой тыл и тыл твоих людей. Пробуем!

Против нас вышли облаченные в кольчугу и шлемы мужики. Деревянный меч — игрушка. Ведь бой, это не тогда, когда рубишься мечем против щита, а когда касаешься меча своего противника лишь вскользь, или его щита или кольчуги, и даже не видя, уже знаешь его следующий выпад. Так можно биться и в кромешной темноте — меч, тут он становится твоими глазами и ушами — одновременно. А деревянный меч разве может приблизиться к такому? Так —  неправильно!
-- Начали!

Мужики видать раньше не сильно занимались воинским ремеслом, поэтому у нас была ленивая махалка мечами, когда только идешь на них, они начинают разбегаться. Бегать, немного утомляет.
-- Если собираешься выстоять с кулаками, или мечем, ни в коем случае нельзя долго преследовать. Обычно в беге копишь силу для удара, а не для бега, оттого начинаешь отставать. Когда ж настигаешь, то для удара уже не хватает сил. А противник ведь бежал, не чтобы ударить — он то как раз будет не так сильно выжат, как ты сам. Когда это понимаешь, то уже наполовину победил — независимо то того: догонял ли ты или убегал. Важно лишь если ты убегаешь, то чтобы тебя не догнали как можно дольше. Лошади нужны именно для того, чтобы сберечь силы для удара.

Побегав так с десяток раз, мы уже начали немного выдыхаться. Да и наши тренера, стали быстрей сдаваться, что в общем стало превращаться в соревнования по спринту.
-- Прекратим пока! Вы что это все время пускаете наутек? Если на вас нападут, то за вашими плечами окажутся дома, дети, жены и старики — от них вы тоже убежите?
-- Мы просто непривычны к такому делу. - Запротестовал Бэлкат-Разумный.
-- Да, тренировка у нас так не получится. Что ж, тогда нападайте всемером. Это должно помочь нам показать, как мы умеем держаться втроем. Пока же я видел, как мы по одиночке бегаем друг за другом.

Начали цикл тренировок по новой. В одной из пауз:
-- Расстояние между вами — следите за ним! - Шакал полоскал рот водой из походного кувшина.
-- А что с ним?
-- Оно — ваша единственная защита со спины. Если почувствовали, что за спиной расстояние сократилось, то значит кто-то напал либо на тебя, либо теснит твоего друга — нужно попробовать оттеснить своего противника в противоположную сторону. Таким образом откроешь путь для отхода своему напарнику. Нам повезло, что мы все правши, поэтому и техника отхода у нас будет мало отличаться друг от друга. Начали по новой?
-- Продолжим! - Бэлкат-Разумный будучи не единожды отшлепан деревянными палками, кажется вошел в раж.
-- Не боись — мы и так будем продолжать, пока не стемнеет. Потом еще факела зажжем.

По скорости схватка не дотягивала до поединка на стальных мечах. Все же мы смогли почувствовать плечо друг-друга. Теперь понятно, насколько это было сложно сделать непосредственно в схватке — нас бы всех порешили. Ну или я один остался бы в живых. А мне к чему становиться властителем по праву? С другой стороны, из десятка поединщиков нас могут и не выбрать. Но лучше рассчитывать не на это, а на собственную силу и слаженность.

Под конец тренировок, вечером, Шакал заявил:
-- Теперь можно считать, что мы видели в драке, кто на что способен. Хагич, теперь я верю, что ты одолел Уши-Градобоя!
-- Я же начинаю верить, что мы победим и Поэнон-Вкрадчивого. С сотником его я уже бился, и он скорей всего выступит вместе с ним. Правда двух других пока не знаю.
-- Как его звали?
-- Как-то забыл спросить. Тот, кто задиристей всех... - Прямо после охоты на Гас-Лусисто, именно он толкнул меня ногой, проезжая мимоходом на лошади. Насчет охоты, тут правда большой вопрос, кто на кого охотился. Важней то, кто ушел стриженным.
-- Ты считаешь, что раз одолев его, то уже победил его навсегда? Подумай о том, как нам выжить, а не хвастай своими былыми подвигами. Спору нет — ты сильный воин. Однако если думаешь, что этот поединок будет проще остальных, то ты сам себя обманываешь. Так недолго и погибнуть зазря. - Что это он так заговорил — еще сглазит, чего доброго.
-- Я не думаю, что поединок будет прост. Скажи лучше, что тебя больше всего беспокоит?
-- Слух нехороший прошел. Будем надеяться, что это всего лишь слух — не мог же решиться на это властитель по праву?!
-- О чем, вообще, речь?
-- Имея под рукой Гас-Лусисто и отлично понимая, что в эти дни будет брошен флаг вызова у Поэнон-Вкрадчивого будет очень велик соблазн воспользоваться куском змеиной кожи для увеличения собственной силы. Слухи ходят, что он не устоял, позвал колдунов рыжей скалы, чтобы они помогли ему в этом.
-- Вроде речь была о плоти, хотя я ни в чем не уверен.
-- О плоти змея — это само-собой. Тут другое дело — долго объяснять.
-- Ну посвяти все же! Я понятливый.
-- Куски кожи вживляются по разному. Есть несколько запретных областей — в том числ чело, и внутренняя сторона плеч и предплечий — там, где мало волос.
-- Есть еще одно место, где мало волос! - Шутка должна разбавить напряжение.
-- Вот туда, обычно, их и вживляют. Запрет касается лишь священного места на теле человека — чело и руки.
-- И что в этом такого? - По прежнему ничего не понял.
-- Как гласит легенда, нарушившие табу обретают страшную силу. Они получают возможность действовать как единое целое с нарушившими запрет, подобно и им самим.
-- Это как связь между Нр-Эн-Хан-ом и Нр-Саурит-ами?
-- Похоже на это. Только Нр-Саурит-ы теряют свой разум, превращаясь в зверя, который действует по воле хозяина. Тут же человек в большей части остается собой, но теряет свое «Я». Происходит как бы объединение и переплетение душ. Говорят, что тот, у кого кожа вживлена на лоб получает большую власть над остальными.
-- Он умный человек, вряд ли он стал бы затевать такое. - Тоэнон-Вкрадчивый не производил впечатление человека, для которого смысл жизни был бы в получении все большей власти.
-- Умные, те из них, кто думает, что обхитрят любого — часто обманывают и сами себя.
-- Нет, не верю, чтобы кто-то пошел на такое добровольно. - Мне не понятно, почему Нр-Саурит-ы вообще существуют, хотя это еще можно объяснить чем-то врожденным. Тут же разговор про абсолютно сознательных людей, которые стремятся к подобного рода уродству.
-- Молод ты, и многого еще не понимаешь. Люди всегда стремились стать сродни богам. И стать частичкой чего-то великого, с их точки зрения, для них гораздо больше значит, чем быть самостоятельной личностью.
-- Опять же, это всего навсего — слухи. Это просто озвученные страхи кого-то из его врагов.
-- Ты в этом уверен?
-- Уверен?! Да мне все равно, даже если это и так! Ведь если все так скверно, то люди не станут на такое смотреть сквозь пальцы. Вон, против обычного Нр-Эн-Хан-а столько предосторожностей, что будь слухи правдой — люди уже вышли бы как один, чтобы только извести со света такого монстра.
-- Насколько я знаю, Нр-Эн-Хан — просто невинное создание, по сравнению с... этим. Твое мнение о том, как это было бы, скоро переменится, если дела обстоят именно так, как описывают слухи. - Опять опустев во взгляде подытожил Шакал.

Свихнуться можно! Мы слаженность оттачиваем, пока лишь немного в том преуспели. А если они спинным мозгом будут понимать, когда и кто какой шаг должен сделать, то мне страшно представить, что это будут за воины.

Думать о хорошем уже не получалось, каждый раз скатываясь к новой проблеме.
-- Где в городе найти пошив и кузнецу?
-- Ты чего это решил? Мы сегодня и завтра еще остаемся здесь. Послезавтра же тебе будет не до всего этого.
-- Послезавтра меня может не стать. И тебя — тоже. Так где найти кузню и пошив одежды?
-- В Чейндра этим занимаются в северо-восточном квартале. Мы можем выехать завтра вечером. Ты что, думаешь, мы не выстоим против них? Думаешь, никто не выстоит? - Шакал сказал, что его беспокоило. - Я хочу встретиться с шаманом, тут неподалеку в другой деревне. Пусть он попросит у духов поддержки.
-- Или чтобы нам не пришлось вступать в поединок. Чтобы лошадь Поэнон-Вкрадчивого околела прям под ним, и он сам головой ударился до смерти. Так будет по справедливости.
-- Не святотатствуй! Прародитель из любви к отпрыскам своим выпросил у Великого Духа, чтобы потомки живущие на земле могли сами принимать решения за себя. И только в те решения, которые будут особо не по нраву, царь небесный будет вмешиваться. Судьба — такое наказание для провинившихся. Для тех, кто ропщет на справедливость. Ты хочешь обручиться со судьбой?
-- Судя по твоему тону, совсем нет! - Это слово в моей голове упорно переводилось как «судьба». И здесь считается , что судьба — это наказание?! Интересно, тогда как наказывают тех, кто не доволен своей судьбой?
-- Тогда впредь берегись своих слов, и больше не ропщи!
-- Да и не думал, просто устал. - С чего это он как рясу одел, так резко переменился?
-- Тебе тоже стоит встретиться с шаманом, коли ты про такие простые вещи начинаешь забывать.
-- Однозначно...

В который раз иду на поводу. Напугал сперва, а теперь в религию толкает обратиться, как будто я не заметил этого. Видно, что-то чуждое во мне его настораживает, и он хочет, но не может мне довериться полностью, как того могут потребовать обстоятельства в будущем. Мне это понятно, так как для русских христианская религия стала объединяющей культурой. Не знать молитву «Отче наш», это как не знать гимп России, или интернационал — в прошлом. Ведь объединение земель по большей части стало возможно только за счет единого языка, которым проповедовали основы добра — мерила общечеловеческих ценностей, и объединение происходило именно на основе этих ценностей.

А вот здесь, то есть с тех пор, как попал в другой мир, все еще не разобрался, в чем тут подвох? Что есть игра моего разума, а что — действительность. Вдруг, это загробный мир. Так не видел ни туннеля, ни своих родственников. Все было как-то не так, как рассказывают. И параллельный этот мир, или перпендикулярный — тоже не понятно. Просто механически... ммм... мистически переместился в другое тело. Но тут все то же самое, что в моем мире?! Как такое может быть?!

Вот если подумать как раз с этой стороны, то может будет не так уж и скучно. Ведь два предыдущих шамана оказались интересными собеседниками. Может заглянуть и к этому? Вдруг поможет разобраться что к чему. Даже если только боевой дух подымет, все равно стоит обратиться. Мне не достает веры в себя и в собственные силы. Если б помнил, как обучался всему тому, что знает мое тело, то знал бы предел собственных возможностей и сил. А так все время сомневаюсь, по плечу ли мне еще одно самоубийственное мероприятие? Решено: иду в гости к шаману вместе с Шакал-ом!