Неточность художника

Петр Золин
В.М. Васнецов Бой скифов со славянами (эскиз) http://www.nearyou.ru/vvasnetsov/rskif.html
Скифы в округе Воронежа http://www.ostrogozhsk.ru/news/index.php?id=460 и др.

Неточность художника

Интернет на ряде сайтов воспроизводит картину В.М. Васнецов « Бой скифов со славянами (эскиз)».  И всё-таки это бой не с полиэтничными скифами (из которых отчасти происходили и пращуры славян, сколоты), а с какими-то средневековыми кочевниками.

«Повесть временных лет»
http://www.old-russian.chat.ru/01povest.htm
BOT ПОВЕСТИ МИНУВШИХ ЛЕТ, ОТКУДА ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ, KTO B КИЕВЕ СТАЛ ПЕРВЫМ КНЯЖИТЬ И KAK ВОЗНИКЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ
Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи - от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой - Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их "Великая Скифь".
Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые - свой нрав.

В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки "Великая Скифь". И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000.

Если вспомнить самоназвание скифов «сколоты» (Геродот), то никак скифы со славянами (сами с собой) не могли воевать. Славяне со славянами или с кочевниками – да.

На сайтах есть разные комментарии.
В.М. Васнецов
Бой скифов со славянами (эскиз)
Конец 1881, холст, масло,161,5 х 295
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Зал 38

В яростной битве столкнулся русский витязь на черном коне со степным всадником – сей миг будет нанесен решающий удар…. Самым ранним летам нашей земли, периода образования Киевской Руси посвящает свое полотно художник. В старинных летописях набеги кочевников на приднепровские земли называли борьбой Руси “со степью”.

Васнецов непроизвольно допускает историческую неточность. Так как в конце ХIХ века еще не было известно, что скифы жили на несколько сот лет раннее и встретиться со славянами не могли.
http://www.nearyou.ru/vvasnetsov/rskif.html

Бой скифов со славянами (1881)

Богатырская тема
Эта тема - важнейшая для Васнецова, он не оставлял ее всю жизнь. Его и самого, обыгрывая приверженность к "богатырским" образам, называли "истинным богатырем национальной живописи". В своих "богатырских" работах Васнецов наиболее монументален и декоративен, и это многое говорит о пафосе, свойственном картинам этого ряда. Его манера изображения русских витязей была как-то сразу и счастливо найдена и мало менялась на протяжении жизни - это доказывает простое сравнение, например, ранней картины "Бой скифов со славянами" с поздней картиной "Богатырский скок", 1914 (на след. стр.). Быть может, в последней больше элементов лубка, но это объясняется временем ее создания - в 1914 году Россия вступила в Первую мировую войну. По сути, все васнецовские "богатыри" - это все то же, по слову Н. Рериха, "искание Руси, не академической, не передвижнической, а настоящей, затерявшейся в далекой старине". Эти искания и определили непреходящую художественную ценность васнецовского творчества. http://www.artprojekt.ru/gallery/vasnetsov/Vas19.html

И т.д.

Вместе с тем со времён хотя бы Костёнок, например, округа Воронежа играла важную роль в этногенезе россиян. Совокупность античных городищ на месте Воронежа – вполне могла быть античным Гелоном (см. карту)

По мнению краеведов,
скифский период истории (археологически), охватывает 700-летний временной промежуток с начала 1 тыс. до н.э. по III век до н.э. Для мировой истории период мизерный, но, тем не менее, само имя скифы продержалось в письменных источниках более 2-тыс лет, а нарицательно оно существует и до сих пор.

Столь долгая жизнь этого этнонима произошла благодаря обилию исторических сведений о скифах, содержащихся практически во всех античных и византийских исторических хрониках. Дальнейшие средневековые историки продолжали по инерции называть так все народы Русской равнины, и, прежде всего русских.

Казачьи историки, без всякого сомнения, относят воинственных скифов к своим далёким предкам. Историк Г.Губарев так и пишет: «Казаки – народность образовавшаяся в начале новой эры, как результат генетических связей между туранскими племенами Кос-Сака и Приазовских славян Меото-Кайсаров с некоторой примесью Асов-Аланов или Танаидов (Донцов). — (Казачий словарь-справочник). А этноним казак, историк понимает в скифо-иранском значении и переводит как Белые Олени.

Скифы появились в переломный момент мировой истории — Железный век. Использование железа привело к радикальным изменениям в жизни и культуре. Развитие пашенного земледелия, которое в отличие от мотыжного, освободило от хозяйственных забот значительную часть населения и появление железного меча, открыло новую эпоху – эпоху героических военных походов.

В нашем крае эпоха железного века выразилась, прежде всего, в массовом строительстве укрепленных городищ-крепостей. Скифские крепости вытянулись в единую оборонительную линию на речном рубеже Тихой Сосны и Воронежа. На сегодня археологами описано 8 таких крепостей — Кировское, Волошинское, Сторожевое, Архангельское, Чертовицкое, Пекшевское, Подгорное и городище Каверинское. Всего же на верхнем Дону открыто 120 городищ и свыше 600 открытых поселений раннего железного века. Рядом с городищами располагались курганные могильники. Курганы скифской знати отличались богатством погребального инвентаря – обилием оружия, конской упряжи, золотых и серебряных изделий, бронзовых котлов, амфор и других престижных изделий. Наиболее крупным, является урочище Частые курганы — Царские курганы были варварски уничтожены строителями микрорайона Северный, оставившими после себя безликие дома-коробки. Потомки им за это благодарны не будут. Единственным напоминанием о царских курганах ныне служит красная пирамида поставленная у въезда в микрорайон.

На карте Скифии, составленной Б.А.Рыбаковым, наш регион обозначен как: воронежские особые скифы, причем в своих построениях он опирался на мнение русского археолога А.А.Спицина ( Курганы скифов-пахарей ИАК 1918 г.)
Упомянутая выше книга А.Медведева подтверждает теорию «особых скифов» сравнительным анализом археологических находок в Поворонежье и Нижнем Дону. Более того, он пишет: «Скифологи довольно давно обратили внимание на весьма парадоксальный факт появления в глубине лесостепи с  VII в. до н.э. многочисленных курганных некрополей архаической скифской культуры при практически полном отсутствии таковых в Причерноморской Степи вплоть до V в. до н.э.».

Для воронежского региона Медведевым отмечено локальное своеобразие найденных при раскопках – мечей с волютообразным навершием, наконечников стрел с плоской двухлопастной головкой, дротиков с рюмкообразными подтоками. Это оружие имеет приуральские аналоги, тогда как на нижнем Дону оружие имеет синдо-меотский источник.

Своеобразие воронежского региона выполнявшего роль оборонительного рубежа от степных кочевников, создание городищ-крепостей по берегам Тихой Сосны, Дона и Воронежа начиная с энеолита — предполагало наличие сильного административного центра и судя по царским курганам, он и был на воронежско-донском междуречье. Некоторые краеведы считают, что описанный Геродотом город Гелон в земле Будинов находился на месте современного Воронежа. (Во всяком случае, А.Медведев убедительно обосновал, что Бельское городище на р. Ворксле ранее ассоциируемое Гелоном таковым не является). К сожалению, подтвердить эту гипотезу историкам-археологам уже никогда не удастся. Ны-нешняя территория города плотно застроена, а нынешние «скоростройки» скорее уничтожат найденный «артефакт» нежели остановят свои работы.

Скифскими древностями интересовались не только русские археологи. В гитлеровской Германии. Нацисты тоже занялись скифской историей. Причем их влекло не скифское золото, а система оккультных ценностей древних арийцев. Речь идёт о котле царя Арианта.* который, нацисты включили в систему оккультных святынь, гарантирующих мировое господство третьего Рейха.

* Вкратце легенда звучит так: « в центре Украины, где историки допускают центр Скифии, в местности названием Экзампей (ныне это Холодный Яр) находился древний скифский город, окруженный валом и рвом по периметру в 60 км. Царь Ариант, по случаю победы над персами повелел изготовить гигантский там медный котёл. Каждый воин скиф принес по одному наконечнику стрелы, из которых собственно и был отлит котёл, вмещавший 600 амфор вина. Раз в году скифы собирались в Экзампее и праздно-вали свою победу.

В эту систему входили Чаша Грааля, Ковчег Завета, копьё Лонгина и многие другие вожделенные ценности оккультизма, поисками которых занималась эсесовская команда Аннанербе (наследие предков). По представлениям германских оккультистов – котёл Арианта выступал в роли сферического зеркала, испускающего астральный свет, а излучаемый световой луч давал дар ясновидения и позволял предсказывать будущее. На месте поисков священного котла нацисты построили свой очередной «Вервольф» ,являвшийся одно время ставкой Гитлера.

Немецкие археологи искали астральные места древних Ариев и в верховьях Дона, так под Рязанью они долго и безуспешно искали Артанию – мифическую столицу руссов, известную по арабским средневековым источникам (по карте ал-Идриси)11   
Период формирования ранней государственности на Верхнем Дону был прерван в III веке до н.э. нашествием сарматов. Происхождение сарматских племен восходит к такой же глубокой древности, как и скифов, и генетически связано с жившими на на территории Заволжья и Зауралья людьми срубной и андроновской культур12.

Сарматы вклинились в скифскую федерацию по её степной части и достигли Среднего Дуная, выйдя к границам Римской империи. Некоторые сарматские дружины перешли на службу римским императорам и в составе имперских войск воевали в Англии. Жители степной Скифии были оттеснены в Крым, где стали известны как тавро-скифы, а население лесостепной части федерации постепенно вытеснялись на север, в верховья Дона и Воронежа. Воронежские археологи считают, что Семилуское городище было уничтожено сарматским нашествием (А.П.Медведев. «Сарматы и лесостепь» 1990 г.).

Сарматско-скифские войны не носили межэтнический характер, те и другие были этинически близки, не носили они и социальный характер – борьбы диких кочевников с культурными земледельцами. Возможно, это были аристократические разборки, чем-то вроде княжеских усобиц средневековой Руси. Так или иначе, на месте скифского царства на античной карте географа Страбона появляется страна Сарматия*.

*Воронежские археологи считают, что автохтонное население Верхнего Дона и Поворонежья к этническим сарматам не относилось. От нашествия кочевых сармат наши предки возводили мощные фортификационные сооружения. Примером тому служит городище Каверинское расположенное в Усманском бору, в верховьях реки Ивница. До нашего времени сохранились крепостные валы и глубокие рвы, вода в которых не высыхает даже жарким летом. Детально городище пока не изучено, хотя по указу Президента РФ оно объявлено памятником археологии Федерельного значения.

Римская бронзовая фибула «Авцисса» Чертовицкое городище 1в.н.э
http://www.ostrogozhsk.ru/news/index.php?id=460
И приводят
Картина Васнецова «Битва славян со скифами»
http://www.ostrogozhsk.ru/news/index.php?id=460&rd=36&vo=36

К сожалению, картина по названию неточная.
Даже гунны-кочевники поддерживали антов (родичей славян из венедов) в их борьбе с готами.