Ревизоры Акт пятый

Гордеев Роберт Алексеевич
               
                (кабинет начальника треста)

                ЯВЛЕНИЕ  5.1

                (входят Сквозниковский и Хлестаковский)

Хлест. :  А мне нравится, что у вас приезжим всё показывают. В
               других городах мне ничего не показывали.
Сквозн.: Ну что вы, как можно! Так что только таким лицам,
               которые, так сказать, будучи облечены…
Хлест.  : И обед был тоже хорош. У вас каждый день бывает такой?
Сквозн.: Конечно, каждый! У нас так повсюду кормят.
Хлест.  : Я люблю поесть. Ведь на то и живёшь, чтобы срывать цветы
               удовольствия. А как называлась эта рыба?
Сквозн. : Капитан. Жареный капитан.

                ЯВЛЕНИЕ  5.2
 
      (входят Анна Андреевна, Марья Антоновна, затем Ляпин, Тяпин)

Хлест. : Капитан… капитан… Хорошее имя для рыбы. (к Анне
              Андреевне) Вы тоже съели капитана? И как, - он улыбался?
              Ах, людоедочка вы этакая!…
Сквозн.: Я, знаете ли, Анну Андреевну нарочно по-больше рыбкой
               прикармливаю. Для фосфору. Её поприще, так сказать,
               деятельности умственного напряжения требует. Переписку-
               то ведь не остановишь!
Ляпин   : Переписку вести  - не лаптями трясти! Ха-ха-ха…
Сквозн.: Шуточки, товарищ Ляпин!!! Вот с такого кормления и
               подсказала она мне, какой ввести новый способ присвоения
               входящих и исходящих.
А.А.:      В одном входящем или исходящем всегда будет 24
               цифирки и всё дроби и тире, дроби и тире! Тут тебе в
               зашифрованном виде сразу видно и кто писал, и кому писал, и что писал,
               и чем писал, и о чём писал, и зачем писал – на всё, на всё своя цифирка!
               Только посмотрел – и сразу всё понял!
Тяпин :  И совсем думать не надо! Очень удобно!
Хлест.  : Да! Я порекомендую распространить ваш ценный опыт на
               все предприятия отрасли. А кто у вас письма пишет?
Сквозн. : Все. А я за всех подписываю.
Хлест. :  Я тоже, знаете ли пописываю. Романчики, там,
               водевильчики… С известными литераторами знаком. С
               Шагиняном на дружеской ноге. Бывало, это, говорю ему:
               “ну, что, брат Шагинян?” – “да так вот, брат, - отвечает,
               бывало – так как-то вот…” Большой оригинал!
Мар.Ант. : Так у вас, верно, много разных сочинений?
Хлест.  : А как же! “Каштанка”, “Королева Марго”, “Два капитана” и
               это… “Гаяне” – уж и названий даже не упомню! “Три
               сестры и дядя Ваня” – знаете? Про дядю Ваню это я
               написал! (поёт)
                Созрели вишни в саду у дяди Вани,
                у дяди Вани созрели вишни…
               У меня лёгкость в мыслях – есть!
                (поёт – “Аргентинское танго”)
                Недавно создал я в хорошем настроеньи
                и “Тихий Дон” и все другие сочиненья.
                Четыре дня писал за Ильфа и Петрова,
                а по ночам мне пела Алла Пугачёва.
               Впрочем, кажется в прошлый раз я говорил не “Алла
               Пугачёва”, а “Нонна Мордюкова”, но всё равно – тоже в
               рифму женщина!
М.А. :    А я слыхала, будто бы”Тихий Дон” – сочинение
               Шолохова.
Хлест.  : Да, точно – Шолохова. Но есть другой “Тихий Дон”, ещё более
               тихий – вот этот мой! У меня, между прочим, не только
               литературные заслуги есть, хоть у кого спросите.
                В командировки постоянно вылетая,
                своих бесчисленных заслуг я не считаю,
                зато медали золотые получаю,
                а орденов… Нет, нет – не надо слов!
               Скромность украшает! Вы скромны? А как же! А вы? Ручаюсь, что –
               да! Хе-хе… Люблю скромных людей. Тут, знаете ли…
                Из-за границ на днях лечу в столицу.
                В слезах киноактрисы: уплыл роскошный шанс…
               Шанс – это я!
                А в Монте-Карло игрокам не спится,
                все впали в транс – я показал им преферанс!…
               Вы играете? В покер или в козла?
А.А.:      В лото!
Хлест. :  Я – в преферанс!
                Со мной играли и Стравинский и Мравинский,
                но раз пришли ко мне Рязанов и Брагинский –
                играл я с ними трое суток аж.
                И проиграл. Сценарий про гараж!
                Кстати, о гаражах. У вас какая машина – “Мерседес” или
                “Бенц”?
Сквозн.: К сожалению, никакой. Моё положение пока…
Хлест. :  А-а-а… Понимаю, понимаю… Наше положение – наше
               достижение! Вот я и говорю: острый ум – расхожая монета,
               положение – банковский билет! Компрене ву?
                Я – демократ, но, извините, так устроен:
                мне подают с утра «линкольн» или «ситроен»,
                и все прохожие рыдают в умиленьи,
                когда меня везут, как вазу, в учрежденье.
                Я полагаю, что теперь и вы хотите
                в машине ездить, как большой руководитель –
                для гаража себе местечко присмотрите.
                Да будет так: дадим вам «кадиллак»!
                А, поразмысливши сейчас, скажу, однако:
                я б мог вам выделить четыре «кадиллака».
                Для меня это не стоит ни-че-го. Для вас – чёрный!
Сквозн. : Я вам так благодарен!
Хлест. :   А вам – белый!
Ляпин:    За что мне такая честь?
Хлест. :   Вы хороший человек! А вам… Вы меня уважаете?
Тяпин  :  Уважаю.
Хлест. :   Тогда для вас тоже белый, но с полосой!
Тяпин :   С полосой…
Хлест. :   А ещё один, тоже с полосой, но чёрный – для вас. Про запас.
Сквозн.:  Может быть, белый?
Хлест. :   Уместен ли здесь торг? Шутить не люблю и могу задать
                всем! Конечно, кроме прелестных дам-с! Когда у нас в
                бассейне… Вы бываете в бассейне ? Я – часто бываю в бассейне!
                В бассейне ЦэКа.
Сквозн. : Какого?
Хлест. :   Такого! И какие же там вокруг цэкашечки!… Так что
                некоторые даже просто цекатушечки! И все-все в
                простынках, в одних простынках. Белых!  Зарубите себе:
                Лишь тот завсегда пребывает в почёте,
                кто в белой простынке горит на работе!  Хе-хе…
                Тут как-то раз пропал начальник Главка.
                В приёмной шум и давка –
                «что делать?», «как нам быть?»…
                Ко мне – курьеры. Сорок тыщ одних курьеров:
                «Иван Альсаныч, извольте заменить!»
                Меня на днях назначат – это без сомненья –
                руководить каким-то новым управленьем.
                Как будто где-то подготовлено решенье…
                Пусть будет так:
                ведь это для меня пустяк!
                Я как куда приеду, так сразу и говорю: «А кто здесь…»
                Ваша как фамилия?
Сквозн.:  Сквозниковский.
Хлест. :  Я и говорю: «А подать сюда Сквозниковского!» Голубчики!
               Я не посмотрю ни на кого. Да что, в самом деле! У меня там
               такие цэкачи, такие цекатилы есть, короче – такая мохнатая,
               какой ни у кого! И я говорю вам – я сам себя знаю, сам! И,
               если я скажу, меня завтра же, сейчас же…
Сквозн. : Я-я-я…
Хлест. :   Что такое?
Сквозн.:  Вы-вы-вы…
Хлест. :   Что вы мелете? Не разберу ничего!
Сквозн.:  А вы-вы-вы ещё не глядели на апартамент… Там –
                отдохнуть…
Хлест. :   Отдохнуть – вздор! Я отдохнуть всегда готов. Вот так! Я
                люблю отдохнуть, я умею отдохнуть! Обед был хорош. Я
                вами доволен. (поёт)
                Капитан, капитан, улыбнитесь…
                (уходит)

Сквозн. : Ну, слава богу, пошёл отдыхать! Хоть он тут и наговорил
                кое-чего явно сверх, а скажу: большая птица и летает
                шумно.
Тяпин   : И ветры крыльямит гоняет вокруг себя далё-ё-ёко…
Ляпин   : Это уж точно!
А.А.    :   Какой столичный человек!
М.А.    :  А уж скромен-то как! Кроме, как про песни по ночам, больше
                ничего и не сказал. А ведь наверняка за таким женщины…
А.А.    :   От такого только дура не будет без ума.
Сквозн. : Ладно, ладно. Размечталася кума от великого ума…

                (Ляпину и Тяпину)

                Давайте-ка, идите, занимайтесь, чем надо.

                (Ляпин и Тяпин уходят)

                Да и вы, сударыни, подберитесь. День сломался на угон, но
                делов ещё – вагон!…

                З А Н А В Е С