У межи

Ирик Сайфутдинов
Люди научились летать. Казалось бы, всё просто, законы природы, названные аэродинамикой,  плюс технические достижения, и вот мы, вырвались из плоскостного бытия. Но и летели бы себе, куда надо, так нет, человеку хочется в этом трехмерном измерении почудачить, как впрочем, и в плоскостном.

Петля Нестерова или «мёртвая», кому как по душе, перевороты, полубочки на горке, ну вобщем кругляши, несложные фигуры сложного пилотажа. Всё уже давно получается, шлифуешь линии, убираешь крены, играешь скоростью и перегрузкой.

В верхней точке, когда вниз головой, что-то пошло не так, самолёт соскальзывает на крыло и начинает вкручиваться, убираю надув, рулём направления останавливаю нерегулируемое вращение, снова набираю высоту. Неприятно, но ничего, попробую просто петлю, ту что Нестерова или кому как… И опять в верхней точке, что-то пошло не так, скольжение на левое крыло, крен, вращение, которое не остановить уже ни ручкой, ни педалью, спасение в немедленной уборке наддува, на земном автомобильном сленге, необходимо убрать газ. Ручку в нейтраль. Педаль в противоход. Хер там! не останавливается! а перед глазами в танце вращения, стремительно приближается земля. Становится не весело. Ещё раз проверяю, убрана ли до предела ручка управления двигателем. Довел до упора. По-моему вращение приостанавливается, но тут же переходит в противоположное. Земля неумолимо приближается, а ты вращающимся бревном падаешь вниз, и скорость уже за триста, и зелёная картинка как-то уже совсем близко, и какие-то мысли в голове начинают кружиться, типа того: - кажется хана. Нет, перед глазами не мелькают кадры из жизни, мелькает разноцветье июньской земли. На мне парашют, но я и не думаю о нём, я ни о чем и ни о ком не думаю, лишь о том, что я должен остановить это вращение, я должен успеть, я это умею. Вот он настоящий экзамен, без шпаргалок, без подсказок, с жестким лимитом времени на ответ. И всего лишь двухбалльная система оценки. Я десятки раз вводил самолет в это вращение, именуемое штопором, и столько же раз останавливал это вращение, я научился его останавливать с точностью до двух, трёх градусов. Но сейчас, самолёт в смертельном танце, не по моей воле, а из-за моей ошибки. Я знаю, как её исправить, нужно лишь хладнокровие, даже выполняя всё правильно вращение не остановить моментально, ожидание может длиться два, три витка. Но пока он вращается, тебе-то кажется, что ты не сделал того, что надо было бы сделать. Здесь главное не дрогнуть, поверив себе.
Вращение замедляется, вот уже и прекратилось полностью, теперь добавляя обороты вывожу самолёт из пикирования. Беглый взгляд на высотомер говорит о потере семисот метров, хорошо, что комплекс начал «покурсантски», с достаточным запасом высоты.
Собрал себя в кулак, для выполнения посадки. К счастью она получилась на удивление идеальной. Качусь по полосе, чувствую дрожь в коленях. Мне посчастливилось, оказавшись у последней межи, не перешагнуть через неё. А тот, что сидел впервые в пилотажном самолете, там, в задней кабине, ни чего и не понял. Он перекидывает ногу на крыло, и с радостью и восторженностью рассказывает, ожидающим его здесь на земле, о захватывающем дух пилотаже.

Читая о катастрофах, мы задумываемся, какие мысли были в головах тех, кто теперь лишь в нашей памяти, о чём они думали в последние мгновения. Возможно, я теперь знаю. Один из них - до последнего,  как бы сделать все так, что бы отвернуть шаг за межу, а другому жутковато, но в нём ни капли сомнения, что всё будет хорошо, он в предвкушении восторженных рассказов родным и друзьям, о ни с чем не сравнимом чувстве полёта на пилотаж.

Это было вчера. А сегодня ровно через сутки, под Тюменью, разбился такой же Як. Два человека погибли. 

07.06.2010 г.

Ещё через трое суток, Благовещенск, при заходе на посадку, такой же, пятьдесят второй, и ещё двое... лишь в нашей памяти. Все они не новички, лётчики, с большим опытом, мастера спорта...
Полёты отбили. А я хочу летать, сейчас мне хочется в небо ещё больше, на пилотаж, оттачивать то, чему я научился, что бы не ударить в грязь лицом на предстоящих соревнованиях, а в августе хочу перейти к вертикалям, следующий этап сложности пилотажных фигур.

Сколько раз ещё предстоит мне возвращаться к этому рассказу?
19 сентября, воскресенье. У Гены была возможность покинуть самолёт, но он до последнего пытался его спасти. Развалился узел рулей высоты. Он принял решение, посадить Як, сберечь его…
Из всех трагедий, эта ближе всего мне, я был знаком с Геной. За неделю до трагедии мы виделись на аэродроме Логиново. На этом Як-52-ом за номером 68 я летал.
До последнего он думал лишь о том, как спасти самолёт, до последнего он боролся, не хватило лишь малости, не хватило…